Конспект занятия по развитию речи "Вот и покатался" (подготовительна группа)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Развивать навык планирования рассказа по сюжетной картине с элементами творчества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx | 234.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель:
Развивать навык планирования рассказа по сюжетной картине с элементами творчества
.Обучающие задачи:
Обучать составления продолжения рассказа по предложенному началу с опорой на наглядный материал.
Продолжать учить связности, развернутости, непрерывности, логичности высказывания.
Продолжать учить образовывать родственные слова.
Развивающие задачи:
Закреплять умение в составлении предложений с заданными словами.
Обогащать и активизировать словарный запас детей по теме «Зимние забавы и развлечения».
Упражнять в образовании относительных прилагательных, причастий.
Развивать навык грамматически правильного оформления высказываний.
Развивать творческое воображение.
Развивать чувство ритма, координацию движений и мелкую моторику.
Воспитательные задачи:
Воспитание восприимчивости детей к чувствам, желаниям и мнениям других людей, даже не совпадающим с их собственным.
Воспитание у детей проявления заботы о здоровье окружающих.
словарь: учить выделять при сравнении явлений существенные признаки;
упражнять в подборе определений (составление загадок), синонимов;
знакомить с многозначностью слова;
звуковая культура речи: упражнять детей в правильном произношении
звуков с, с', з, з', дифференцировании их на слух, в подборе слов с этими
звуками, учить изменять силу голоса, темп речи.
Материал. Картины «Вот так покатался!», «Саша и снеговик» («Звучащее
слово», автор Г. А. Тумакова).
Словарь: Снежная, вьюжная, зимнее солнце, прекрасный, морозный денёк.
Образовательные области: развитие речи, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное.
Ход занятия:
Дети, у нас в группе сегодня гостья. Предлагаю вам поиграть в одну интересную игру, и отгадать кто же эта загадочная гостья. Вы будете мне задавать вопрос, а я буду говорить да или нет, а в конце игры вы скажете , кто же это у нас в гостях.
Дети задают вопросы:
-Это что то теплое?
-Это что то острое?
-Это красного цвета?
-У него есть запах?
Ответ детей снежинка.
Правильно, это снежинка
Снежинка эта не простая она принесла нам сюрприз.
-Хотите знать, кто же принесла нам снежинка?
- Снежинка дарит нам сказку. Садитесь поудобнее и послушайте.
«На густой серой туче, как на пароходе, проплывала по небу волшебница. Она была одета в белую шубу с широкими рукавами, откуда сыпались снежинки. В руке она держала волшебную палочку, которая помогала ей воду в реке превращать в лёд. Когда она проплывала над детским садом, она сильнее потрясла своим рукавом, и снег повалил ещё сильнее. Дети посмотрели в окно, увидели много снега и очень обрадовались.»
-Скажите , а почему обрадовались дети?
- Дети, кто была эта волшебница ? (ответы детей)
- Дети, вы правы это была Зима. Вы знаете, но продолжения сказки здесь нет , но Снежинка оставила нам вот что …(воспитатель показывает картину «Вот так покатались»)
Видимо Снежинка хотела , что бы мы сами закончили эту сказку, давайте внимательно рассмотрим картину и придумаем как же могла закончиться эта сказка.
-Посмотрите на картину, какое время года на ней изображено?
-Как можно догадаться, что события происходят зимой?
-Какие слова можно сказать про зиму? Какая она? (снежная, морозная, холодная, вьюжная и т.п.)
-Почему упал мальчик?
-Почему смеются дети?
Физминутка:
Снежинки.
Тихо падают снежинки.
Легкий ветер гонит их.
То построит в хороводы,
То, как в вальсе, закружит.
Ветер стих, снежинки плавно
Ниже опускаются.
Собрались в комок, пушисты,
На ветру качаются
Кувыркаются снежинки,
Поворачивают спинки,
Веселятся и резвятся,
Радуясь зиме..
- Мы с вами отдохнули, показали Снежинке, как мы можем, превращаться в снежинки. А теперь давайте всё- таки, закончим нашу сказку.
-Придумайте рассказ по этой картине.
Вот так покатался. (Дети рассматривают картину)
Как вы думаете, в какое время года происходит действие на картине? Почему вы решили, что это зима?
В какое время суток происходит действие на картине? Почему вы считаете, что днём?
Где происходит действие на картине: за городом, в городе, в лесу, в парке, во дворе? Почему вы считаете, что действие происходит в городе во дворе?
А теперь ваша рука быстро и легко превратится в «подзорную трубу», и вы назовёте сначала живые (мальчики, птицы), затем – неживые предметы (дома, окна, кирпич, крыша, труба, зёрна, деревья, лёд, снег, мешочек, ледянки)
Что их этих предметов относится к предметам рукотворного мира? (кормушка, обувь, одежда, головные уборы, ледянки, кулёк)
Что относится к природному миру? (снег, лёд, птицы, деревья, небо)
Назовите мягкие предметы (перья птиц, снег)
Как вы думаете, кем приходятся друг другу дети на картине? (друзья, одноклассники, соседи, братья, незнакомцы, приятели, )
Вокруг себя повернитесь и в картине очутитесь.
Давайте закроем глаза и представим, что мы вошли в эту картину.
Какие звуки мы можем услышать в ней?
Щебет птиц
Голоса детей (разговор, смех, крики)
Хруст снега под ногами
Звуки высыпающихся семечек
Как птицы клюют зерно
Скрип деревьев
Шум ветра
Шум ледянок
Игра «Эмпатия»
Ребята, вокруг себя повернитесь и в любые предметы на картине превратитесь! (Дети выбирают любой объект на картине, определяют его местонахождение на картине, описывают его, передают его настроение, характер, с какими предметами или явлениями он «дружит», отношение к происходящему на картине)
Я – горка. Нахожусь в самом центре картины. Я твёрдая, высокая и холодная. Я – детское развлечение. Дружу» с ребятами, с ледянками, со снегом, со льдом, с морозом. Всегда радуюсь, когда на мне катаются дети. Меня огорчает то, что некоторые дети могут свалиться с горки и больно удариться. Боюсь, что скоро наступит весна, я растаю и превращусь в воду
Я – ёлочка. Стою около дома вместе с другими деревьями. У меня всегда хорошее настроение, потому что я зимой и летом зелёная. На моих ветках лежит красивый белый снег, сидят птицы. «Дружу» со снегом, с Новым годом, с Дедом Морозом и Снегурочкой, с новогодними игрушками, с птицами. Я радуюсь, когда здесь катаются дети, им весело и радостно. Меня огорчает то, что иногда люди ломают мои ветки, рубят меня под корень, чтобы поставить дома на Новый год.
Я – зимующая птица. Нахожусь внизу горки. Туда мальчик насыпал семечки. Мне голодно и холодно зимой, но есть добрые дети, которые нас, птиц, подкармливают. «Дружу» с семечками, с зёрнами, с кормушкой, с ребятами. Радуюсь веселью детей, зимнему чистому воздуху, редкому зимнему солнышку. Жаль только, что иногда корм, попадая на горку, становится причиной падения детей. Это меня огорчает. И т. д.
Упражнение «Придумай название» (Цель: умение определять главную мысль в сюжете картины и придумывать названия картины и виртуальные диалоги)
Что держит в руках один из мальчиков? Что у него в кульке? Зачем он взял на улицу семечки?
Как назвать мальчика, который заботится о птицах, подкармливая их зимой? (Добрый, заботливый, отзывчивый)
Почему спускавшийся с горки мальчик едет с испуганным лицом?
Знал ли мальчик, что рассыпанные на ледяной горке семечки, могут стать причиной падения детей?
Что сказали ему старшие дети?
Как ему надо было накормить птиц и не помешать детям кататься с горки?
Как бы вы назвали эту картину? («Однажды на горке», «Пострадали из-за корма», «Вот так покатались!» «Опасная помощь»
- Послушайте начало рассказа:
Наступила зима. Она была снежной и холодной. Мальчик лет пяти каждый день выходил во двор и подкармливал птиц, высыпая семечки из мешочка на дорожку.
Однажды мальчики в выходной день вышли во двор. Там они решили построить ледяную горку…
Не забудьте сказать, каким был зимний день, какое у детей было настроение. Рассказ должен быть интересным и коротким , не повторяйте содержание рассказа своих товарищей.
Воспитатель слушает рассказы 4 -5 детей.
-Молодцы, ребята вы составили очень хорошие рассказы, и они понравились нашей гостье.
-А теперь давайте поиграем в игру «Подбери определения к заданному слову»:
Зима (какая?) – снежная, морозная, вьюжная и т.п.
Снег (какой?) – хрустящий, белый, рассыпчатый и т.п.
Лёд (какой?) – тонкий, прозрачный, крепкий, холодный и т.п.
Мороз (какой?) – сильный, трескучий, крепкий и т.п.
-Хорошо, с этим заданием вы справились отлично. А теперь следующая игра: «Найди нужные слова». ( Детям предлагаются несколько картинок с зимним сюжетом)
-Посмотрите на картинки и назовите предметы и явления, которые обозначаются словами со звуками «сь», «с». Чтобы все услышали эти звуки в словах нужно их четко выделить.
(Снеговик, снег, лось, стог,сосна, сестра, семья, скользко и т. д.)
Теперь послушайте и приготовьтесь повторить скороговорку:
Сидел воробей на сосне,
Заснул - и свалился во сне.
Если б он не свалился во сне,
До сих пор бы сидел на сосне.
На полу картинки, они повернуты вниз картинкой. Вы ходите под музыку, музыка заканчивается вы берете картинку и смотрите есть ли в слове звук «с», если есть вы поднимаете руки вверх, если нет руки опущены. А теперь то же самое с «з»
-Дети, послушайте скороговорку:
Вез на горку Саня за собою сани,
Ехал с горки Саня, а на Сане — сани.
Дети вместе с воспитателем произносят скороговорку, четко выговаривая каждое слово.
Затем 2 – 3 ребёнка повторяют скороговорку индивидуально. Воспитатель следит за произношением звуков «с», «з».
- Дети, вам понравился сюрприз от Снежинки?
- Давайте отпустим её, а сами вспомним, чем же мы с вами сегодня занимались?
(Ответы детей)
-А сейчас я предлагаю всем одеться и выйти на улицу поиграть в снежки и покататься на санках.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №79 комбинированного вида»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
«Вот и покатался»
(подготовительная группа)
Подготовила и провела:
Воспитатель: Маколкина Л.Н.
г.о.Саранск 2019
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по развитию речи детей старшей логопедической группы по теме: "Развитие творческих способностей"
Данное занятие упражняет детей в постановке логического ударения; учит менять силу и темп голоса, упражняет в передаче образа и характера героев при помощи жестов, движений, речи; развивает творческую...
План-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме: Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе.
Мышление ребёнка способно воспринимать содержание экологического образования, которое опирается на понятия. В младшем возрасте дети могут прослеживать только единичные связи. В данном конспекте ...
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития. Составление картины «Зимние забавы» и рассказа по ней.
В конспекте представлены методы и приемы работы над развитием связной речи у детей с ОНР....
конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы с задержкой психического развития
Это занятие рекомендовано для детей подготовительной группы (6-7лет) с задержкой психического развития ....
План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).
Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему: «Развитие детской речевой деятельности через пальчиковые игры»
Цель: использование пальчиковых игр, на занятиях по развитию речи детьми....
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе Тема занятия: «Ладушки – ладушки»
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группеТема занятия: «Ладушки – ладушки»...