Конспект интегрированного коррекционно - развивающего занятия в подготовительной группе для детей с ЗПР «Как Маша друзей искала». Автор учитель-дефектолог I квалификационной категории ГБОУ детский сад №908 г. Москва.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Быкова Людмила Алексеевна

Комплексные коррекционные занятия  дают возможность активизировать творческий потенциал детей, способствует формированию у детей умения работать самостоятельно и стимулирует их активность.

Интегрированное комплексное занятие «Как Маша друзей искала» построено в форме игры и включены методики, стимулирующие развитие детей, как в познавательной, речевой деятельности,  так и в  сфере взаимоотношений. Использовалось большое количество игровых заданий и организация соревновательной ситуации повысило заинтересованность детей в достижении результатов своей деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного коррекционно - развивающего занятия в подготовительной группе для детей с ЗПР «Как Маша друзей искала».

Автор учитель-дефектолог I квалификационной категории ГБОУ детский сад №908 г. Москва.

Детей с задержкой психического развития отличают ярко выраженные особенности познавательной деятельности, речевой и эмоционально-волевой сферы:

  • познавательная активность очень слабая и нестойкая, снижение саморегуляции и контроля, критического отношения к результатам деятельности;
  • низкий уровень интеллектуальной активности. Умственные операции недостаточно сформированы: в частности, дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов, с трудом овладевают анализом, синтезом и сравнением;
  • пониженный уровень развития основных свойств внимания: устойчивости, распределения, переключения; низкая работоспособность, быстрая утомляемость и легкая отвлекаемость; трудности включения в деятельность;
  • снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания;
  • неустойчивость  эмоционально-волевой сферы, наличие импульсивных реакций, неадекватная самооценка и недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям педагога);
  •  речевая активность очень низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности, спонтанная речь отличается бедностью словаря, наличием аграмматизмов, отмечаются трудности понимания логико-грамматических конструкций.

Данные проблемы определили цель коррекционной работы с детьми данной категории.

Комплексные коррекционные занятия  дают возможность активизировать творческий потенциал детей, способствует формированию у детей умения работать самостоятельно и стимулирует их активность.

Интегрированное комплексное занятие «Как Маша друзей искала» построено в форме игры и включены методики, стимулирующие развитие детей, как в познавательной, речевой деятельности,  так и в  сфере взаимоотношений. Использовалось большое количество игровых заданий и организация соревновательной ситуации повысило заинтересованность детей в достижении результатов своей деятельности.

  Веселая и озорная Маша, из мультфильма «Маша и Медведь» пришла в гости к ребятам и увлекла их в сказочное путешествие по заснеженному лесу. Ребята помогли Маше найти ее друзей – лесных зверей, одновременно закрепляя и систематизируя знания о жизни диких животных зимой.

Занятие проходило в увлекательной форме. Дети отгадывали загадки, находили ошибки в «Нелепицах», складывали разрезные картинки, участвовали в забавных разминках.

 На протяжении всего занятия дети были активны и сохраняли интерес к происходящему, что обеспечило высокую эффективность занятия.

Коррекционная направленность занятия была направлена:

  • на активизацию познавательной деятельности
  • повышение уровня умственного развития детей;
  • формирование у них отдельных высших психических функций (памяти, внимания, восприятия и т. д.);
  • овладение детьми знаниями об окружающем мир;
  • развитие речи
  • коррекцию недостатков эмоционально-личностного развития детей.

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия в старшей группе детей с ЗПР.

        Тема «Как Маша друзей искала»

Цель занятия: закрепить представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду  средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий,

Основные дидактические методы: 

  • проблемно-диалогические методы обучения;
  • частично-поисковый метод;
  • объяснительно-иллюстративный

Коррекционно – образовательные задачи: 

-Закрепить представления о зимних явлениях, научить  отличать признаки зимы;

 Закрепить знания, расширяющие кругозор в области живой природы в зимнее время года, особенностях приспособлений разных групп животных.

- Научить детей устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью животных.

- Познакомить со следами диких животных

- Воспитывать чувство сопереживания, желание помочь животным в трудные времена; воспитывать бережное отношение к природе.

Коррекционно – развивающие задачи:

-  Развивать произвольное внимание, расширять его объем, концентрацию и устойчивость;

- Развивать слуховую и зрительную память , 

- Развивать познавательные процессы и мыслительные операции,  умения сравнивать,  обобщать информацию, выделять главное, делать выводы, наблюдать, логично выражать свои мысли, приводить примеры, аргументировать свою точку зрения.

 Обогащать словарный запас детей; продолжать учить образовывать существительные с суффиксами -ок, -енок;

- Учить составлять простые распространенные предложения с опорой на картинки (слайды).

- упражнять в согласовании  существительными в роде и числе; существительными с числительными.

- Формировать умение оформлять в речи свои рассуждения, объяснения, доказательства;

-  Развивать связную речь.

- Формировать коммуникативные компетенции, через работу в группе;  Развивать мелкую и крупную моторику.

Необходимое оборудование и материалы:

Оборудование:

– Компьютер – 1.
– Мультимедийный проектор, экран
:

Дидактические средства

–Слайды презентации “Как Маша друзей искала”.

- Дерево, стилизованные сугробы.

– Следы различных животных.
– Иллюстрация с изображением спрятавшихся зверей: белки, лисы, медведя, зайца, волка.

- Конверты с заданиями: карточки, с изображенными на них животными - белки, лисы, медведя, зайца, волка, мыши, лося. 14 шт.
– Цифры от 1- 5, по 14 шт.,  тарелочки для цифр -  14ш

- Цветные разрезные картинки игрушечных зверей - 14 шт.

- Конверт с загадками.
-  Электронная игра “Нелепица»” (Презентация ).

- Электронная игра «4 лишний» (Презентация»

- Картина “Зимний пейзаж”.

- Фрагмент мультфильма «Маша и Медведь»

- Столы для выполнения заданий.

                                  Ход занятия

  1. Организационный момент. (Звучит музыка. Дети заходят в зал и садятся на стульчики)

Педагог. Ребята, вы смотрели мультфильм «Маша и Медведь»? Сегодня Маша пришла к нам в гости. Послушайте, вот, что она хотела вам рассказать. Слайд 1 Маша

 Рано утром Маша проснулась, выбежала на улицу и увидела снег. Обрадовалась, стала лепить снежки. СЛАЙД –2 Лепит снежки

И ей захотелось поделиться хорошей новостью со своими друзьями. Она надела лыжи и покатилась в лес. Далеко заехала, животных – своих друзей так и не встретила. Тихо в лесу, не с кем поговорить. АУ, Миша! Но, никто не ответил. А вокруг была сказочная красота. Слайд -3 Снег идет.

  1. Основная часть

Педагог. Чтение стихотворения

«Белый снег пушистый в воздухе кружится

 И на землю тихо падает, ложится.

А наутро снегом поле забелело,

 Точно пеленою все его одело». СЛАЙД – 4 Снег идет

Педагог.

Ребята, какое сейчас время года? А где листья, трава?

Дети. Зима. Осенью деревья готовились к зиме – листву сбросили, да и снег выпал  травку спрятал.

 Педагог.

Как красиво в лесу, но, где же Маша? СЛАЙД – 5 Красивый пейзаж

 Да вот же она. Маша обнаружила следы и идёт по следу, ищет друзей. СЛАЙД -6 Следы

А вы, ребята, хотите вместе с Машей отправиться  в зимний лес и  помочь Маше  найти зверей?     СЛАЙД – 7 Зимний лес

Дети.

Да, мы Маше поможем.

  1. Прогулка в лес

Педагог. В лесу холодно. А как ребята одеваются в холодное время?

Дети 

Одеваем теплую одежду, теплые штанишки, сапоги, теплые куртки, шапки, варежки – дети имитируют движения последовательности надевания одежды.   

Педагог. Замечательно, оделись мы с вами тепло.

Ребята, а как нужно вести себя в лесу?

Дети.

В лесу не надо убегать далеко, иначе можно заблудиться; не шуметь, чтоб не спугнуть зверей, птиц.

Педагог

Предлагаю вам отправиться в зимний лес пешком. СЛАЙД Зимний лес

Сначала идем по дорожке (дети идут спокойным шагом), а снега все больше и больше, а теперь идем по глубокому снегу. Поднимаем ноги высоко, в коленях сгибаем.

4.Динамическая пауза

Мы шагаем по сугробам,        дети идут, высоко поднимая ноги

По сугробам крутолобым,

Поднимай повыше ногу,

Проложи другим дорогу.

Очень долго мы шагали,

И в лесу мы оказались.

5. Пальчиковая гимнастика.

Да-да-да - сжимание и разжимание пальцев.

Зимою холода - потирание ладоней друг о друга.

Да-да-да -  превратилась в лед вода -ритмичное соединение подушечек пальцев.

Ды –ды -ды в инеи кусты – перекрещивание ладоней с широко расставленными пальцами.

Ди-ди-ди - метели замели – круговые вращения рук.

Педагог. Дети подходят к заснеженному дереву и стилизованным сугробам. На полу разложены следы животных.

Вот и очутились мы с вами в лесу. Послушайте, какая тишина в снежном царстве, и какой замечательный морозный воздух! Вы, чувствуете? Чем пахнет в зимнем лесу? (Воздух пахнет свежестью, чистотой, прохладой)  Проводится дыхательное упражнение «Аромат».

Не слышно в лесу веселого щебетанья птиц, не часто можно встретить на тропинках лесных зверей. Однако о том, что звери выбегали на полянку говорят вот такие таинственные знаки и черточки. А что это за знаки, точки, запятые мы сейчас узнаем.

Как думаете, кто оставил эти таинственные знаки? Следы на снегу? Вы кого-нибудь заметили в лесу? СЛАЙД Следы на снегу

6. Игра «Поможем Маше найти зверей».

Педагог.

Маше показалось, что она кого - то заметила в лесу. Смотрите, какое у неё хитрое, лукавое личико. Давайте посмотрим, куда смотрит Маша. А вы, кого-нибудь заметили в лесу? Кто спрятался?( На экране появляется картина с зашумленным эффектом)

 Дети

Белка, лиса, медведь, заяц, волк.

Педагог.

Ребята, подойдите к столу. На столах лежат карточки с заданиями.

Задание. Возьмите из конвертов карточки только зверей, которых вы нашли на картинке.

Разложите карточки перед собой.  Посчитайте всех зверей. В тарелочках лежат цифры.

Выберите цифру, которая подходит к вашему количеству зверей. (5). 

СЛАЙД - 9 черно-белое изображение зверей 

А сейчас мы проверим, всех ли животных вы нашли и сосчитали. Посмотрите на экран. . На экране появляется ответ: цветные животные и цифра - 5.

 СЛАЙД - 10 Цветные животные и цифра 5.

7. Отгадай загадки.

Педагог.

Ребята,  Маша на лесной тропинке нашла конверт. Посмотрим, что в конверте? Загадки……Поможем Маше отгадать загадки? СЛАЙД - 11 Маша и конверт

                                                             СЛАЙД - 12 Появляются на слайде звери: медведь, лиса, заяц.

Загадка -1

Кто там в шубе меховой,

Спит холодною зимой,                    СЛАЙД 12 появляется медведь

Он большой, но вот беда,

Лапу в рот берет всегда. (Медведь.)

Загадка - 2

Всех зверей она хитрей, -12  появляется лиса
Пышный хвост ее краса,

Шубка рыжая на ней,                              СЛАЙД -12 появляется лиса

Этот зверь лесной….?    (Лиса)

Загадка - 3

Угадаете, что за шапка:

Меха целая охапка.

Шапка бегает в бору,                     СЛАЙД -12 появляется заяц

У стволов грызет кору? (Заяц)

Проблемные вопросы:

  1. Летом встречали его, он был серый, а зимой стал……..?белым. Почему?
  2. А лиса поменяла цвет шубки? А почему лиса не поменяла, а заяц поменял?

Заяц всех боится и может стать добычей, а лиса никого не боится.

8. Динамическая пауза.

Педагог.

Ребята, давайте представим, что мы с вами  лесные звери и вышли поиграть на полянке. Мы превратимся в разных животных. СЛАЙД - 13 Лоси на водопое

Зимним днем лесной тропой звери шли на водопой

(Спокойно идут по кругу друг за           другом

За мамой лосихой топал лосенок

(Идут громко топая)

За мамой лисицей крался лисёнок,

(Крадутся на носочках)

За мамой ежихой катился ежонок,

(Приседают, медленно двигаются вперед)

За мамой медведицей шёл медвежонок

(Идут вперевалку)

За мамою белкой скакали бельчата,

Скачут вприсядку)

За мамой зайчихой – косые зайчата,

(Скачут как зайки)

Волчица вела за собою волчат, 

 Педагог.

Маше понравилось с вами играть  СЛАЙД 14     Маша            

 

(Растопырить пальцы – злой волк)

9. Игра «Нелепица»

Педагог.

Пока мы отгадывали загадки Маша нарисовала картинку – «Шутку» и хочет посмотреть какие вы внимательные и сообразительные.

Посмотрите, все ли правильно нарисовано? Сколько отличий, столько красных кружочков. Если вы будете правильно отвечать, кружочки будут исчезать. Отвечаем по очереди, не кричим.  Кто первый? СЛАЙД«НЕЛЕПИЦА»15

Дети

Маша перепутала времена года. Времена года не могут быть все сразу. Одно время года сменяется другим. Зимой не бывает: листьев на деревьях, зимой не бывает травы и цветов, зимой солнышко не греет, зимой не бывает радуги, зимой не собирают грибы, все реки покрыты льдом и не ловят рыбу…………. СЛАЙД - 16 ОШИБКИ

Педагог

А хотите посмотреть как должно быть? Да, мы нашли с вами все правильно. СЛАЙД – 17  Как должно быть.

10. Игра  «4 лишний»

Педагог

Ребята, Маша несла нам картинки своих игрушек, уронила их в снег, да и рассыпались они все. Помогите Маше собрать картинки. Ребята, картинки каких зверей у вас получились? СЛАЙД - 18 МАША

Ребята, посмотрите на экран. Кого из собранных зверей можно встретить зимой в лесу? А тигра можно встретить? СЛАЙД - 19 «4 лишний»

Дети.

Тигр живет в жарких странах, в нашем лесу его встретить нельзя.

Педагог

Интересно в зимнем лесу? Но нам пора возвращаться в детский сад. Слышите, ветер засвистел (включается грамзапись завывания ветра)? Значит пурга начинается. Скоро все тропинки заметет снегом. СЛАЙД - 20  Зима и снег.  

Педагог.

Ребята, Вы помогли Маше найти её друзей – лесных зверей, отгадали все ее загадки, и, Маша благодарна вам за помощь. Дарит вам подарки – веселые раскраски. До новых встреч. СЛАЙД - 19 Маша нашла друзей

Звучит музыка и демонстрируется фрагмент из мультфильма «Маша и Медведь» СЛАЙД - 21 фрагмент из мультфильма Медведи. Музыка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной группе для детей с ЗПР. Познавательно – исследовательская деятельность (ФЭМП+конструирование).

Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия в подготовительной группе для детей с задержкой психического развитияПознавательно – исследовательская деятельность (РЭМП + конструи...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия в подготовительной группе для детей с ЗПР.

Данное занятие разработано с учетом специфики нарушений данной категории детей и полностью соответствует их возрастным особенностям. Занятие направлено на обобщение и закрепление знаний ребенка о зиме...

Интегрированное коррекционно-развивающее занятие в подготовительной группе «Остров Знаний»

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия в подготовительной группе «Остров Знаний». Занятие проводиться в паре с учителем-логопедом. Занятие направленно на закрепление з...

Конспект фронтального коррекционно-развивающего занятия в подготовительной группе для детей с ФНР на тему: «Помощь зоопарку - автоматизация звука [Р]»

Цель: автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях.Задачи:Коррекционно-Образовательные:Упражнять в правильном произнесении звука [Р] в слогах, словах и предложениях;Учить образовывать с...