Конспект логопедического занятия по теме Осень.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
В игровой форме представлен материал логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста на заданную тему. Ведется работа над расширением и уточнением активного словаря, работа над грамматическим строем речи, развитие мимических мышц и артикуляционной моторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osennie_podarki.doc | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект совместной деятельности учителя-логопеда Полицковой О. Л. с детьми старшего дошкольного возраста
Подарки осени. Дифференциация гласных звуков [О] — [У].
Цель:
Закрепить знания детей об осеннем времени года, учить дифференцировать гласные звуки [О] – [У].
Задачи:
Коррекционно-развивающие.
Развивать слуховое и зрительное внимание, фонематический слух, мелкую моторику.
Закреплять правильное произношение в речи поставленных звуков,
продолжать работу над словообразованием и согласованием слов.
Расширять лексический запас детей посредством словаря по теме.
Закреплять знания детей об отличии букв и звуков.
Воспитательные.
Развивать коммуникативные навыки, воспитывать умение слышать и слушать взрослого и товарищей.
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Современные образовательные технологии:
Здоровьесберегающие, ТРИЗ, игровые, информационно-коммуникативные, технология разноуровневого обучения, технология коллективно-мыслительной деятельности.
Оснащение и материалы:
Ноутбук, презентация «Осень», картинки по теме, мнемотаблицы, опорные таблицы к выполнению фонетической ритмики, муляжи фруктов и овощей, желуди, картон с пластилиновым наполнением, доска, мел.
Ход работы
Организационный момент. Объявление темы.
Сегодня мы продолжаем говорить об осени и ее подарках. Прочитаем стихотворения и выполним массаж лицевых мышц.
Самомассаж лицевых мышц.
Комплекс 4.Осень (упр. 1,2,3,4.5)
Осень в гости к нам пришла,
Краски яркие взяла.
Стала желтою листва,
Разноцветною — листва...
Осень в гости к нам пришла,
В огород нас позвала.
Не ленись, да поспевай,
Собирай-ка урожай.
Выполнение самомассажа проходит с показом слайдов презентации.
Беседа о приметах осени и ее подарках.
Какие приметы осени мы вспомнили во время массажа? Примерный словарь по теме: холодные дожди, первые заморозки, тучи и облака, туман и радуга, день убывает, деревья сбрасывают листву, птицы улетают в теплые края. Для читающих детей на доске отпечатаны слова по теме.
А какие подарки приносит осень с собой? Примерный словарь: урожай овощей и фруктов, урожай орехов, грибов и ягод. При ответе логопед отрабатывает полные фразы детей.
Выделение повторяющегося гласного звука в словах.
Послушайте слова: ОСЕНЬ, ОБЛАКО, ДОЖДЬ. Повторите за мной эти слова. Какой звук прозвучал во всех словах? [О]. Дайте артикуляционно-акустическую характеристику этого звука. Дети с опорой на мнемотаблицы дают характеристику гласному звуку [О]. Такая же работа проводится со словами: УРОЖАЙ, ТУМАН, ФРУКТЫ.
Фонетическая ритмика.
Произнесем эти звуки при помощи фонетической ритмики с разной силой голоса (тихо — громко) и разной длительностью выдоха (долго — кратко). Показ опорных таблиц.
Беседа об отличиях звуков и букв.
Что вы знаете о звуках? Что вы знаете о буквах? (ответы детей с опорой на сигнальные таблицы). Логопед подводит детей к выводу: звуки речи мы слышим и говорим, а буквы мы пишем и читаем. Буквы — это значки, которые обозначают звуки. Букву можно написать, нарисовать, слепить из пластилина, вырезать из бумаги.
Работа с природным материалом.
Логопед предлагает выложить две буквы О и У из желудей на картоне с пластилиновым наполнением. Логопед показывает желуди. С какого дерева эти плоды? Показ слайда. Кто ими питается в лесу? Дети работают с разной скоростью. Кто справился раньше, массирует ладони желудями.
Угадывание загадок и дифференциация звуков [О] — [У].
Логопед предлагает угадать загадки и выбрать картинки с отгадками.
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я … (осень).
Без крыльев летит,
Без ног бежит,
Без паруса плывет. (облако)
Кто всю ночь по крыше бьет
Да постукивает,
И бормочет, и поет,
Убаюкивает? (дождь)
Вкусные и полезные ребятки
Выросли на наших грядках. (овощи)
Белое молоко по земле поползло. (туман)
Нахмурится, насупится,
В слезы ударится -
Ничего не останется. (туча)
На ветках деревьев весели,
На солнышке к осени созрели. (фрукты)
На лампочку похожа,
Бываю желтой тоже.
И красной я бываю,
На ветке поспеваю. (груша)
Картинки: осень, облако, дождь, овощи, туман, туча, фрукты, груша. В каждом слове — отгадке нужно выделить звук [О] или [У] и положить картинку к нужной букве. Коллективная проверка выполненного задания.
Беседа о фруктах и овощах.
Среди представленных картинок найдите фрукт (груша). Какие еще знаете фрукты? Ответы детей. А какие знаете овощи? Ответы детей. Какие овощи и фрукты вы любите и почему? Есть ли от них польза здоровью? В каком виде их можно кушать? Дети делятся своим опытом. Показ слайда.
Игра «Сварим варенье»
Предлагаю детям выбрать по одному фрукту или овощу (муляжи) и сказать, какое варенье получится из этого. Словарь: из яблока — яблочное, из сливы — сливовое, из груши — грушевое, из моркови — морковное, из персика — персиковое. А какой сок можно приготовить из апельсина ( лимона, томата, капусты)? Дети упражняются в словообразовании и согласовании слов.
Итог.
Что нужно делать, чтобы осенняя пора приносила только приятные подарки? (показ слайдов). Дети рассуждают, вспоминая собственный опыт, рассматривая слайды. Логопед помогает сделать вывод: чтобы не болеть нужно кушать мытые овощи и фрукты, делать зарядку, одеваться по погоде, и тогда осенняя пора для нас будет прекрасной и волшебной и всегда будет радовать своими подарками.
Литература:
- Н.В.Елкина, Т.И.Тарабарина (составители пособия для родителей и педагогов). Тысяча загадок - Ярославль: «Академия развития», 1997. - 224 с.
- Т.А.Куликовская. Массаж лицевых мышц для малышей. - М.: Книголюб, 2004. - 16 с. цв. ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «ОСЕНЬ» Для детей старшей логопедической группы
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «ОСЕНЬ»Для детей старшей логопедической группыЦель: Закрепить знания по данной теме. Учить дифференцировать обобщающие понятия «овощи», «фрукты». Развивать у...
Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Осень. Осенняя одежда» для детей 5 – 6 лет с ОНР 3 уровня
Занятие по теме «Осень. Осенняя одежда» направлено на развитие лексико – грамматических категорий речи и связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня, посещающих логопедичес...
Конспект открытого логопедического занятия на тему Осень
Автоматизация звуков [C?C\'].Расширение представлений об осенних изменениях в природе. Активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи....
Конспект логопедического занятия по теме "Осень"
Представлен конспект подгруппового логопедического занятия "Письмо от Осени", проводимого в подготовительной группе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи...
Конспект логопедического занятия на тему "Осень" с элементами методики Карла Орфа
Конспект логопедического занятия на тему "Осень" с элементами методики Карла Орфа...
Конспект логопедического занятия по теме "Осень" для детей с ОНР подготовительной к школе группы
Конспект предназначен для учителей-логопедов, работающих с детьми 6-7 лет, имеющими в своём диагнозе ОНР....
Конспект обобщающего логопедического занятия на темы «Осень», «Овощи» и «Фрукты» в старшей логопедической группе
Конспект Коррекционно-обучающие цели:- обобщение и закрепление знаний детей об осени, овощах и фруктах;– активизация словаря по данным лексическим темам (предметного, глагольного и с...