Конспект логопедического занятия по теме Осень.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Полицковая Оксана Леонидовна

В игровой форме представлен материал логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста на заданную тему. Ведется работа над расширением и уточнением активного словаря, работа над грамматическим строем речи, развитие мимических мышц и артикуляционной моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osennie_podarki.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда Полицковой О. Л. с детьми старшего дошкольного возраста

Подарки осени. Дифференциация гласных звуков [О] — [У].

Цель:

Закрепить знания детей об осеннем времени года, учить дифференцировать гласные звуки [О] – [У].

Задачи:  

Коррекционно-развивающие.

Развивать слуховое и зрительное внимание, фонематический слух, мелкую моторику.

Закреплять правильное произношение в речи поставленных звуков,

продолжать работу над словообразованием и согласованием слов.

Расширять лексический запас детей посредством словаря по теме.

Закреплять знания детей об отличии букв и звуков.

Воспитательные.

Развивать коммуникативные навыки, воспитывать умение слышать и слушать взрослого и товарищей.

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Современные образовательные технологии:

Здоровьесберегающие, ТРИЗ, игровые, информационно-коммуникативные, технология разноуровневого обучения, технология коллективно-мыслительной деятельности.

Оснащение и материалы:

Ноутбук, презентация «Осень», картинки по теме, мнемотаблицы, опорные таблицы к выполнению фонетической ритмики, муляжи фруктов и овощей, желуди, картон с пластилиновым наполнением, доска, мел.

 

Ход работы

Организационный момент. Объявление темы.

Сегодня мы продолжаем говорить об осени и ее подарках. Прочитаем стихотворения и выполним массаж лицевых мышц.

        Самомассаж лицевых мышц.

Комплекс 4.Осень (упр. 1,2,3,4.5)

Осень в гости к нам пришла,

Краски яркие взяла.

Стала желтою листва,

Разноцветною — листва...

Осень в гости к нам пришла,

В огород нас позвала.

Не ленись, да поспевай,

Собирай-ка урожай.

Выполнение самомассажа проходит с показом слайдов презентации.

Беседа о приметах осени и ее подарках.

Какие приметы осени мы вспомнили во время массажа? Примерный словарь по теме: холодные дожди, первые заморозки, тучи и облака, туман и радуга, день убывает, деревья сбрасывают листву, птицы улетают в теплые края. Для читающих детей на доске отпечатаны слова по теме.

А какие подарки приносит осень с собой? Примерный словарь: урожай овощей и фруктов, урожай орехов, грибов и ягод. При ответе логопед отрабатывает полные фразы детей.

Выделение повторяющегося гласного звука в словах.

Послушайте слова: ОСЕНЬ, ОБЛАКО, ДОЖДЬ. Повторите за мной эти слова. Какой  звук прозвучал во всех словах? [О]. Дайте артикуляционно-акустическую характеристику этого звука. Дети с опорой на мнемотаблицы дают характеристику гласному звуку [О]. Такая же работа проводится со словами: УРОЖАЙ, ТУМАН, ФРУКТЫ.

Фонетическая ритмика.

Произнесем эти звуки при помощи фонетической ритмики с разной силой голоса (тихо — громко) и разной длительностью выдоха (долго — кратко). Показ опорных таблиц.

Беседа об отличиях звуков и букв.

Что вы знаете о звуках? Что вы знаете о буквах? (ответы детей с опорой на сигнальные таблицы). Логопед подводит детей к выводу: звуки речи мы слышим и говорим, а буквы мы пишем и читаем. Буквы — это значки, которые обозначают звуки. Букву можно написать, нарисовать, слепить из пластилина, вырезать из бумаги.

         Работа с природным материалом.

Логопед предлагает выложить две буквы О и У из желудей на картоне с пластилиновым наполнением. Логопед показывает желуди. С какого дерева эти плоды? Показ слайда. Кто ими питается в лесу? Дети работают с разной скоростью. Кто справился раньше, массирует ладони желудями.

Угадывание загадок и дифференциация звуков [О] — [У].

Логопед предлагает угадать загадки и выбрать картинки с отгадками.

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я … (осень).

Без крыльев летит,

Без ног бежит,

Без паруса плывет. (облако)

Кто всю ночь по крыше бьет

Да постукивает,

И  бормочет, и поет,

Убаюкивает? (дождь)

Вкусные и полезные ребятки

Выросли на наших грядках. (овощи)

Белое молоко по земле поползло. (туман)

Нахмурится, насупится,

В слезы ударится -

Ничего не останется. (туча)

На ветках деревьев весели,

На солнышке к осени созрели. (фрукты)

На лампочку похожа,

Бываю желтой тоже.

И красной я бываю,

На ветке поспеваю. (груша)

Картинки: осень, облако, дождь, овощи, туман, туча, фрукты, груша. В каждом слове — отгадке нужно выделить звук [О] или [У] и положить картинку к нужной букве. Коллективная проверка выполненного задания.

 Беседа о фруктах и овощах.

Среди представленных картинок найдите фрукт (груша). Какие еще знаете фрукты? Ответы детей. А какие знаете овощи? Ответы детей. Какие овощи и фрукты вы любите и почему? Есть ли от них польза здоровью? В каком виде их можно кушать? Дети делятся своим  опытом. Показ слайда.

          Игра  «Сварим варенье»

     Предлагаю детям выбрать по одному фрукту или овощу (муляжи) и сказать, какое варенье получится  из этого. Словарь: из яблока — яблочное, из сливы — сливовое, из груши — грушевое, из моркови — морковное, из персика — персиковое. А какой сок можно приготовить из апельсина ( лимона, томата, капусты)? Дети упражняются в словообразовании и согласовании слов.

          Итог.

     Что нужно делать, чтобы осенняя пора приносила только приятные подарки? (показ слайдов). Дети рассуждают, вспоминая собственный опыт, рассматривая слайды. Логопед помогает сделать вывод: чтобы  не болеть нужно кушать мытые овощи и фрукты, делать зарядку, одеваться по погоде, и тогда осенняя пора для нас будет прекрасной и волшебной и всегда будет радовать своими подарками.

Литература:

  1. Н.В.Елкина, Т.И.Тарабарина (составители пособия для родителей и педагогов). Тысяча загадок - Ярославль: «Академия развития», 1997. - 224 с.
  2. Т.А.Куликовская.  Массаж лицевых мышц для малышей. - М.: Книголюб, 2004. - 16 с. цв. ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «ОСЕНЬ» Для детей старшей логопедической группы

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «ОСЕНЬ»Для детей старшей логопедической группыЦель: Закрепить знания по данной теме. Учить дифференцировать обобщающие понятия «овощи», «фрукты». Развивать у...

Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Осень. Осенняя одежда» для детей 5 – 6 лет с ОНР 3 уровня

Занятие по теме «Осень. Осенняя одежда»  направлено на развитие лексико – грамматических категорий речи и связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня, посещающих логопедичес...

Конспект открытого логопедического занятия на тему Осень

Автоматизация звуков [C?C\'].Расширение представлений об осенних изменениях в природе. Активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи....

Конспект логопедического занятия по теме "Осень"

Представлен конспект подгруппового логопедического занятия "Письмо от Осени", проводимого в подготовительной группе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи...

Конспект логопедического занятия на тему "Осень" с элементами методики Карла Орфа

Конспект логопедического занятия на тему "Осень" с элементами методики Карла Орфа...

Конспект логопедического занятия по теме "Осень" для детей с ОНР подготовительной к школе группы

Конспект предназначен для учителей-логопедов, работающих с детьми 6-7 лет, имеющими в своём диагнозе ОНР....

Конспект обобщающего логопедического занятия на темы «Осень», «Овощи» и «Фрукты» в старшей логопедической группе

Конспект  Коррекционно-обучающие цели:- обобщение и закрепление знаний детей об осени, овощах и фруктах;– активизация словаря по данным лексическим  темам (предметного, глагольного и с...