конспект занятия по развитию связной речи и фантазии.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
(подготовительная группа)
Тема «Полет на Марс»
Учитель-логопед ГДОУ №97 Центрального района
Гетманенко Ю. Д.
(высшая квалификация)
2014г.
Цель: закрепление представлений о космосе.
Коррекционно – образовательные задачи: Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Космос» (космос, космонавт, ракета, спутник, планета, звезда, невесомость). Совершенствование навыка чтения. Совершенствование навыка звукового анализа слов.
Коррекционно – развивающие задачи: Развитие связной речи, зрительного и слухового внимания, фонематических представлений, звукового анализа. Развитие творческого воображения, фантазии, смекалки, находчивости. Развитие координации речи с движением. Закрепление навыков диафрагмального дыхания, плавного длительного выдоха. Закрепление сенсорных знаний. Развитие умения работать по плану, проектировать свою деятельность. Невербальное (эмоциональное) развитие.
Коррекционно – воспитательные задачи: формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, инициативы, самостоятельности, ответственности.
Оборудование: магнитофон, диск «Космическая музыка», ковролин, плоскостное пособие на ковролине «Геометрические фигуры», магнитная доска (на доске зашифрованные специальными символами слова), листы с изображением алфавита в символах, модели «Приготовление салата», открытки с изображением земных объектов, костюм «марсианина», компьютер, проектор, экран, СД с компьютерной презентацией «Космос» (составитель Кузнецова В..).
Предварительная работа: Чтение отрывков из книги В. Синицына «Первый космонавт». Беседа о космосе. Моделирование контура космического корабля. Заучивание стихов о космосе. Рассматривание иллюстраций с планетами. Обучение дыхательной гимнастики.
Ход занятия
- Организационный момент. Психогимнастика (Развитие умения координировать свои эмоции).
Логопед встречает детей в дверях кабинета, просит встать полукругом.
Л. Отгадайте загадку: «Светит, сверкает, всех согревает» Что это?
Д. Солнце.
Л. Как ласково назовем его?
Д. Солнышко.
Л. Представьте, что солнышко согревает ваше лицо, руки, вам приятно
Дети чередуют упражнения на расслабление и напряжение
Подул сильный холодный ветер, вам холодно (напряжение). Опять засверкало солнышко (расслабление).
Л. А солнце, что это?
Д. Звезда.
Л. Почему солнце называют звездой?
Ответы ( рассуждения) детей.
- Введение в тему занятия.
Л. Дети, сегодня мы отправляемся в космическое путешествие.
Какие планеты вы знаете?
- Компьютерная презентация «Лунный звездочет».
Дети просматривают презентацию. Вспоминают названия планет. Проговаривают считалочку:
На луне жил звездочет,
Он планетам вел подсчет
Меркурий – раз, Венера – двас,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Восемь – Нептун,
Девять – дальше всех Плутон,
Л. Куда же нам отправиться в космическое путешествие? На какую планету полетим? Почему?
Дети предлагают (рассуждают)
Л. Я предлагаю выбрать планету, название которой состоит из четырех звуков и в нем есть звук [С].
Д. Марс.
Л. Кого мы можем там встретить?
Д. Марсиан.
Л. Мужчину называют?
Д. Марсианин.
Л. Женщину?
Д. Марсианка.
Л. А мы кто?
Д. Земляне.
Л. Почему нас так называют?
Ответы ( рассуждения) детей.
3. Проблемная ситуация. На чем полетим в космос? (развитие смекалки, находчивости, связной речи).
Л. Да, ребята в космосе очень интересно. А на чем же мы полетим?
Д. Рассуждают. Фантазируют.
Л. Вы придумали много способов. Я предлагаю построить нашу ракету из геометрических фигур на ковролине.
4. Задание «Построим ракету» (закрепление сенсорных знаний, умение работать в коллективе).
Самостоятельная коллективная деятельность детей с геометрическими блоками на ковролине .
5. Моделирование «Салат» (развитие умения работать по плану, проектировать свою деятельность).
Л. Путь у нас неблизкий. В дороге нужно будет чем- то подкрепиться. Давайте приготовим, например, овощной салат (винегрет)
Логопед предлагает детям модели с изображением процесса приготовления салата.
Л. Подумайте, как мы будем делать сначала, что потом? Разложите все по порядку.
Дети раскладывают модели по порядку.
Имитируют движения процесса приготовления салата, рассказывают последовательность с опорой на модели.
Л. Приготовились к полету. Надели скафандры. Внимание отсчет: 10,9,8,7.6.5,4,3,2,1. Пуск! Закройте глаза, мы летим с огромной скоростью. У нас тяжелые руки, ноги, голова, Откройте глаза. Сейчас мы вырвались из притяжения Земли и находимся в состоянии невесомости. Изобразите позы человека в состоянии невесомости.
6. Подвижная игра «Ракета» (координация речи с движением)
А сейчас мы с вами, дети, Маршируют по кругу.
Улетаем на ракете.
На носки поднимитесь, Поднимаются на носки, тянут руки вверх.
А потом руки вниз. Опускают руки.
Раз, два, потянись. Вновь тянут вверх.
Вот летит ракета ввысь! Бегут по кругу на носочках.
7.Подвижная игра «Мы в невесомости» (развитие координации движений, фантазии).
Дети изображают разнообразные позы человека в состоянии невесомости.
- Игра «Фотографы» (развитие звукового анализа).
Л. Нам с Земли дают радиосигналы. Возьмите фотоаппараты – приступаем к съемкам земли. Делимся на две команды. Первая команда фотографирует все объекты, в названиях которых имеются звуки [Р] и [Р’].
Вторая команда объекты, в названиях которых есть звуки [Л] и [Л’].
Д. 1-ая команда: горы, реки, рощи и тд.
2-ая команда: лес, луга, елки и тд.
Подведение итогов.
- Игра «Пофантазируем» (развитие связной речи, фантазии).
Приготовились к посадке на Марс. Приземлились.
Звучит музыка. Логопед просит детей закрыть глаза и представить Марс.
Л. Расскажите, какая это планета?
Дети рассказывают, фантазируют.
Л. На этой планете много кратеров, сильные песчаные вихри. Ночью здесь очень холодно, а днем очень жарко.
- Дыхательная гимнастика «Песчаные вихри» (закрепление навыка диафрагмального дыхания, плавного длительного выдоха).
- Игра « Опиши марсиан» (развитие связной речи, фантазии).
Л. Давайте попробуем представить жителей Марса. Какие они марсиане?
Дети рассуждают, фантазируют.
Ребята, посмотрите, кто это?
Входит воспитатель в костюме «марсианина».
Марсианин приветствует детей жестами.
Л. Ребята у марсиан свой язык мимики и жестов.
- Игра «Угадай желание по мимике и жестам» (Эмоциональное невербальное развитие).
Л. Марсианин будет глазами и жестами с вами общаться. На кого он посмотрит, должен будет по его мимике и жестам понять, что он хочет.
Дети отгадывают желания по жестам.
Л. Ребята, давайте марсианину расскажем о своей планете.
13. Рассказы детей о своей планете (развитие связной речи)
Д. Рассказывают о своей планете, показывают фотографии с Земли.
14. Развивающая игра « Расшифруй слово и объясни его значение» (закрепление навыка чтения, быстроты реакций).
Л. Ребята, а вы знаете, что марсиане имеют свою письменность. Буквы они обозначают вот такими человечками (показ таблиц).
Логопед просит подойти к магнитной доске, где символами зашифрованы слова, раздает таблицы с расшифровкой (буквы и соответствующие ним символы)
Дети работают с таблицами.
Д. Расшифровывают слова и объясняют их значение (космос, спутник, космонавт, скафандр).
Л. Дети пора возвращаться на Землю.
15. Окончание занятия.
Л. Где мы сегодня побывали? Что интересного увидели? С кем познакомились?
Дети рассказывают о том, что им понравилось на занятии, что было интересно, Логопед оценивает деятельность каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию связной речи и основ логического мышления с применением мультимедийного проектора и мнемотаблиц в средней группе ГДОУ.
Задачи:Развитие речи в постановке К.И Чуковского «Муха – Цокотуха» ( театрализованая деятельность).Праздничная инсценировка, имитация движения животных (игра с названиями насекомых и звуков им п...
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития. Составление картины «Зимние забавы» и рассказа по ней.
В конспекте представлены методы и приемы работы над развитием связной речи у детей с ОНР....
План-конспект занятия по развитию связной речи. Тема занятия: «Зима»
Цель: развитие лексико-грамматических средств речи в контексте изучаемой темы.Речевые задачи:1. Расширять и активизировать словарь существительных по данной теме.2. Развивать умение о...
Методическая разработка "Конспект занятия по развитию связной речи и формированию грамматического строя речи "Незнайка открывает кафе"
Методическая разработка для подготовительной группы...
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (обобщающее занятие по темам "Фрукты", "Овощи")
Обобщающее занятие по темам "Фрукты", "Овощи"...
Конспект занятия по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну Красивой речи"
Разработка конспекта заняия по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с применение модели пересказывания....
Конспект занятия по развитию связной речи «Звуковая культура речи. Звуки [с]-[с’]» для детей средней группы
Пятый год жизни – период наивысшей речевой активности.Дети легко подхватывают начатый разговор, спешат высказаться, перебивают друг друга, достаточно часто сопровождают речь собственные действия...