Использование фразеологизмов в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему
Система работы по ознакомлению детей с ОНР с фразеологизмами. Подборка фразеологизмов в соответствии с лексическими темами, изучаемыми с детьми с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_frazeologizmov_v_rabote_s_detmi_s_onr.docx | 28.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование фразеологизмов в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи.
Образная речь является составной частью культуры речи. Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей в дошкольном возрасте. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание, поэтому возможность формирования образной речи возникает именно в старшем дошкольном возрасте.
Использование фразеологизмов делает речь человека более живой, богатой, эмоционально выразительной, образной и яркой. Фразеологический оборот - настоящая сокровищница и ценность любого языка, поэтому не случайно возрастает интерес к использованию возможностей фразеологии в работе по речевому развитию детей дошкольного возраста. Дети начинают более внимательно относиться к своей речи и речи окружающих, интересоваться родным языком, у них совершенствуются навыки устной речи. Кроме того, упражнения с фразеологизмами способствуют совершенствованию мышления ребёнка, так как понимание детьми переносного значения требует высокого уровня развития логического мышления.
Работая в коррекционной группе с ОНР речи детей, я отметила, что в большинстве случаев дошкольники с ОНР демонстрируют непонимание скрытого смысла образных выражений и буквально объясняют значение пословиц. Многие дошкольники часто сами замечают в речи взрослых « необычные выражения», задают вопросы об их значении. Очень важно помочь ребёнку понять значение фразеологизмов и научиться точно и уместно применять их в жизни. Работа по восприятия и понимания фразеологизмов у детей дошкольного возраста с ОНР способствует формированию навыков связной речи, успешному освоению детьми системы родного языка, позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс в целом.
Работа с использованием фразеологической лексики должна проводиться в определенной последовательности, поэтапно.
1 этап: ознакомление дошкольников с фразеологическими оборотами – толкование значений фразеологизмов. На этом этапе используются следующие игровые приемы: договаривание пропущенных фразеологизмов «Поможем рассказать Аленушке сказку», «Кто внимательнее». Дети называют встретившиеся в тексте «сказочные выражения».
2 этап: усвоение значений фразеологических единиц. С целью закрепления умения детей определять значение фразеологизма на основе контекста целесообразно проводить д/и «Что бы это значило?», «Аленушкины загадки»
3 этап: активизация фразеологических оборотов в речи детей. Чтобы показать детям нюансы фразеологического значения, можно организовать игру «Когда так бывает?».
4 этап: формирование умений адекватного употребления фразеологизмов в процессе построения дошкольниками самостоятельных связных высказываний. С целью активизации в речи детей знакомых фразеологизмов, развития воображение проводятся д/и «Угадай необычное выражение». «Я скажу, а ты продолжи».
Таким образом, овладение дошкольниками фразеологизмами можно рассматривать как усвоение им национальной специфики родного языка, обеспечивающее полноценное общение с окружающими. Обогащение речи детей фразеологическими единицами оказывает положительное влияние на качество связных высказываний, развивает у детей любовь к русскому языку, чувство красоты родного слова.
В таблице представлен примерный перечень фразеологических единиц, с учетом лексических тем, изучаемых дошкольниками с ОНР.
Лексическая тема | Фразеологизмы |
«Овощи. Фрукты» | Как выжитый лимон – очень уставший человек Разбираться как свинья в апельсинах - не разбираться в чём-либо, не иметь ни малейшего понятия о чём-либо. Яблоко раздора причина ссоры, вражды. |
«Времена года Природные явления» | Витать в облаках - находиться в мечтательном состоянии, не замечая окружающих. Ни капли - нисколько, ничуть. (Льет) как из ведра - о проливном дожде. Метать громы и молнии разъяренно громить кого-либо (обычно более слабого). На седьмом небе - безграничное счастье и глубокое удовлетворение. Сколько лет, сколько зим - употребляемо при встрече давно не видевшихся людей Золотая осень – сухая, солнечная осень Как гром среди ясного неба – неожиданно. Как снег на голову - откуда ни возьмись. Попасть пальцем в небо - промахнуться, сказать что-либо некстати, не к месту, совершить ошибку. |
«Одежда. Обувь» | Родиться в рубашке - быть удачливым, счастливым. Бросить перчатку - побуждение к спору. Дело в шляпе – все в порядке, все хорошо. Спустя рукава - делать свое дело лениво, нехотя, медленно Два сапога – пара – один другого не лучше. |
«Дикие животные» | Как мышь на крупу надулся - так говорят о том, кто имеет обиженный, надутый вид. Медведь (или слон) на ухо наступил - о том, кто лишён музыкального слуха. Гоняться за двумя зайцами - стремиться выполнить сразу два разных дела. Доходит, как до жирафа: о человеке медленном, не быстро усваивающем сказанное. Крокодиловы слезы мы употребляем по отношению к человеку неискреннему, который лицемерно сокрушается и сочувствует нам по какому-либо поводу, причиной которого часто бывает сам. Мартышкин труд бесполезные усилия, напрасные старания, ненужная работа. Вертеться как белка в колесе – много работать. Волк в овечьей шкуре - злые люди, прикидывающиеся добрыми. |
«Домашние животные» | Смотреть, как баран на новые ворота - смотреть с тупым недоумением, столкнувшись с чем-либо новым, неожиданным. Вот где собака зарыта! выяснить истину, правду. Козел отпущения - человек, на которого всегда сваливают чужую вину. Купить кота в мешке - означает приобрести что-то за глаза, не зная ничего о недостатках или достоинствах покупки. Собаку съесть - многое повидать и испытать в жизни. Брать быка за рога - Начинать действовать энергично, сразу и с самого главного. |
«Части тела и лица» | Иметь зуб (на кого-то) - испытывать недовольство кем-либо, сердиться, враждовать с кем-то, затаить злость, желать навредить кому-то. Точить зубы (на кого-то) - сердиться на кого-либо, накапливать злобу, планировать враждебные действия в отношении кого-либо. Чесать язык (чесать языком) - говорить зря, заниматься болтовнёй Разинуть рот - удивиться, прийти в изумление. Сесть на голову (кому-либо) - постоянно что-то требовать от кого-либо, вести себя бессовестно Пальчики оближешь - о чём-либо очень вк Не верить своим глазам - удивляться чему-либо неожиданному. Показать зубы - быть готовым к защите, дать отпор. Как без рук - оказываться беспомощным без кого-либо (чего-либо) Клевать носом - дремать сидя и, борясь со сном, поднимать то и дело опускающуюся голову. Душа в пятки ушла мы употребляем, когда говорим о человеке, который перетрусил, сильно испугался чего-либо. Морочить голову дурачить, сбивать с толку, забивать голову пустяками. Зарубить на носу означает: запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда. Семи пядей во лбу Так говорят про очень умного человекаУмывать руки - устраниться, отказаться от ответственности за что-либо.Валиться с ног – падать от усталости Утереть нос – превзойти кого-либо в чем-либо. |
«Профессии» | Мастер на все руки — это человек, который многое умеет. Профессор кислых щей – малограмотный человек. Золотые руки - человек, который умеет все делать |
«Дом. Части дома» | Не выносить сор из избы не следует разглашать ссоры, происходящие между близкими людьми. Как за каменной стеной – находиться под надёжной защитой. Ни кола ни двора означает наивысшую степень бедности. Плевать в потолок - совсем ничего не делать, бездельничать. |
«Насекомые» | Делать из мухи слона – сильно преувеличивать Заморить червячка – немного утолить голод. Комар носа не подточит - не к чему придраться. |
«Продукты» | Заваривать кашу – то есть затеять сложное, а иногда и неприятное дело. Калачом не заманишь – никакими уговорами, никакими средствами не заставить кого-либо зайти или заехать куда-либо. Съесть пуд соли прожить вместе очень долго и, естественно, хорошо узнать друг друга. Печь как блины - создавать что-то быстро и в большом количестве. |
«Посуда» | На золотом блюде преподнести, вручить – получить желаемое без усилий. Не в своей тарелке – чувствовать себя не ловко. |
«Транспорт» | Сжечь корабли - что сделать решительный шаг, после которого нельзя отступить, вернуться к прежнему. Вставлять палки в колеса – специально мешать кому-либо в каком-либо деле. Поезд ушел - уже поздно, время упущено. |
«Деревья» | Дрожать как осиновый лист – трястись от холода, мерзнуть Как банный лист (пристал) – о надоедливом человеке |
«Мебель» | Сидеть между двух стульев – находиться в неопределенном положении. |
«Птицы» | Взять под свое крылышко – окружить кого-либо своим вниманием, заботой. Гусь лапчатый – ловкий, хитрый, пронырливый человек. Белая ворона - так говорят о том, кто резко выделяется среди других, кто не похож на окружающих. Считать ворон - быть крайне невнимательным, рассеянным. Попасть как кур во щи (кур в ощип)- попасть в глупое или неловкое положение. Первая ласточка - Самые ранние, самые первые признаки появления, наступления чего-либо. |
Список использованной и рекомендуемой литературы
- Волина В.В. Веселая грамматика: Фразеология. - М.:Дрофа, 2003. - 80 с.
- Волков С. В. Уникальный иллюстрированный фразеологический словарь для детей. - Издательство: "Сова", 2009. - 224 с.
- Голуб И.Б. Фразеологическая стилистика / И.Б. Голуб // И.Б. Голуб Стилистика современного русского языка. - М., 2004. – С. 113-130.
- Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Высшая школа, 1994.
- Лаврентьева Е. Веселый фразеологический словарь. – М.: РООССА, 2007.
- Митькина И.Н. Особенности овладения фразеологизмами детьми 7-го года жизни [Электронный ресурс]. – Дис. …канд. пед. наук. – М., 2001. – 173 с.
- Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии / В.М. Мокиенко. – М.: Высшая школа, 1990. – 258 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей стар...
ПРОГРАММА коррекционно-развивающей логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей подготовительной группы детского сада
ПРОГРАММАкоррекционно-развивающей логопедической работыпо преодолению общего недоразвития речиу детей подготовительной группы детского сада Учитель-логопед: ...
«Использование игрового дидактического пособия "Кукла Лягушонок Кваки" в логопедической работе с детьми общим недоразвитием речи»
Опыт работы по использованию игрового дидактического пособия "Кукла Лягушонок Кваки" в логопедической работе с детьми общим недоразвитием речи»...
Театрально-игровая деятельность в системе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников.
Актуальной проблемой для педагога является поиск и использование в практике методов и приемов, наиболее полно учитывающих принципы личностно-ориентированного образования, способствующих гармоничному р...
Логопедическая работа по преодолению общего недоразвития речи у детей с функциональными расстройствами зрения старшего дошкольного возраста
Актуальность. Речь – это социальное явление, она служит средством общения между людьми, выступает источником передачи опыта из п...
Статья Использование нейропсихологического подхода в логопедической работе по коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста
В статье отражена актуальность применения нейропсихологического подхода в логопедической работе с позиции междисциплинарного взаимодействия. Даётся обоснование возможности использ...
Перспективное планирование логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей 5-6 лет.
Программа соответствует рабочему плану и рассчитана период с сентября по май месяц. Учебная нагрузка в соответствии с требованиями СанПин и ФГОС составляет 36 недель. Занятия проводятся в I половине д...