Дидактические пособия по слоговому анализу
методическая разработка по логопедии по теме

Эффективным приемом работы по обучению звуко - слоговому анализу является использование числового ряда. Последовательное движение руки и взгляда слева направо совпадает с последовательным произнесением и слуховым восприятием звуков слова. Работу с числовым рядом мы начинаем в старшей группе. Первоначально цифровой ряд представлен в виде числового коврика. Дети, анализируя, например, звуковой ряд из гласных звуков, берут символ звука и садятся на соответствующее поле с цифрой. При индивидуальной форме работы ребенок, шагая по цифровому коврику, называет звуки, услышанные им в определенной последовательности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_posobiya_po_slogovomu_analizu._2.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические пособия по слоговому анализу.

Эффективным приемом работы по обучению звуко - слоговому анализу является использование числового ряда. Последовательное движение руки и взгляда слева направо совпадает с последовательным произнесением и слуховым восприятием звуков слова. Работу с числовым рядом мы начинаем в старшей группе. Первоначально цифровой ряд представлен в виде числового коврика. Дети, анализируя, например, звуковой ряд из гласных звуков, берут символ звука и садятся на соответствующее поле с цифрой. При индивидуальной форме работы ребенок, шагая по цифровому коврику, называет звуки, услышанные им в определенной последовательности.

Аналогично проводится работа по развитию слогового анализа, последовательность слогов в слове соотносится детьми с последовательностью цифр в ряду.

В подготовительной группе числовой ряд используется на занятиях в виде набора цифр для каждого ребенка от одного до девяти. Услышав слово, дети ведут палец от цифры к цифре, произнося последовательно все звуки. Цифру, обозначающую последний звук слова, выдвигают из ряда, говоря, например: «В этом слове четыре звука». Или дети, с опорой на цифровой ряд, находят место определенного звука в слове, дают его характеристику, называют предыдущий и последующий звуки.

В подготовительной группе каждый ребенок является строителем своего «Замка Грамоты». На стенде помещается образец замка, а детям разъясняется, что каждый из них сможет построить свой замок, постепенно овладевая навыками звукового, слогового и языкового анализа и навыками чтения. Части замков в торжественной обстановке прикрепляются самими детьми, после завершения очередного этапа обучения. Например, части фундамента обозначают умения детей: анализировать и читать ряд из гласных звуков, анализировать и читать обратный слог, определять позицию гласного звука в слове (начало, середина, конец). Помимо постепенного «строительства» замков дети украшают их наклейками, полученными на логопедических занятиях в качестве поощрения.

«Проложи дорожку»

При знакомстве со звуками дети отыскивают фигурки, спрятанные в кабинете, называют их и определяют звук, имеющийся в каждом слове. Можно организовать поиск слов с определенной позицией звука в слове, с определенным количеством слогов.

Приведем примеры игр:

«Город одного звука»

Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить рассказ об этом городе и его жителях.

«Мой клад»

Ребенок прячет предмет и дает характеристику звукового и слогового состава слова. Когда другие дети отгадывают, дает инструкции, как найти спрятанную вещь, словами «правее», «левее», «прямо» и т.д.

На столе размещены несколько фигурок. Ребенку нужно по заданию логопеда начертить на поверхности листа дорожку, которая соединит слова, начинающиеся на один звук, или имеющие одинаковое количество слогов.

На логопедических занятиях и в ходе совместной деятельности детей с логопедом мы используем многофункциональную игру «Почтальон».

Перед ребенком или группой детей ставится условие, например, доставить почтовый конверт, идя по дорожке, которая соединяет домики, имеющие в названиях разные гласные звуки. На домиках изображены: МАК, ДЫМ, КОТ, СУК. Дети выполняют задание, определив гласные звуки в предложенных словах.

Другие варианты задания:

– слова должны начинаться на гласные (согласные) звуки;

– слова должны заканчиваться на разные гласные (согласные) звуки;

– слова должны иметь разное количество звуков (слогов) в своем составе;

– слова должны начинаться (заканчиваться) на разные слоги;

– слова должны иметь одинаковые (разные) гласные звуки в своем составе.

В подготовительной группе слова на домиках могут быть написаны.

Для активизации речеслухового внимания и памяти детей и закрепления символов звуков эффективно использовать игру «Будь внимателен!», попутно способствующую развитию фонематического восприятия.

Звуки, актуальные для конкретного занятия, зашифровываются определенным движением или позой тела. Движения ассоциативно связаны с символом звука. Например:

А – руки описывают большой круг, двигаясь сверху вниз;

О – руки, соединяясь, образуют овал;

У – ладони двух рук, соединяясь, образуют круг;

И – руки вытянуты в стороны;

Т – дети кулаком одной руки стучат о ладонь другой («молоток»);

К – дети указательным пальцем одной руки ударяют о ладонь другой («каблук»);

М – дети указательными пальцами двух рук, приставленных к голове, изображают рога («корова»);

Н – ладонями прикрыть глаза («Нонна ноет»).

Логопед произносит изолированные звуки, слоги, слова, а дети принимают соответствующие услышанному звуку позы или выполняют движения.

С целью закрепления умения детей соединять звуки в слоги и слова условными движениями логопед «зашифровывает» слог или слово. Перед детьми стоит задача разгадать слово, соединив звуки. В последствии зашифровывать слова могут сами дети.

В логопедической практике нередко встречаются дети, которые долго не могут запомнить буквенные обозначения. В логопедии разработано множество приемов работы по оказанию помощи таким детям (Р.И.Лалаева).

Интересной является форма работы по конструированию букв из самих детей. Группа детей, ложась на ковер, под руководством «проблемного» в этом плана ребенка, строят определенную букву, а затем могут преобразовать ее в другую.

Для закрепления навыков звукового и слогового анализа и синтеза нами используется дидактическое пособие «Звуковой коврик».

Это пособие представляет собой сшитый из двойной полиэтиленовой пленки коврик, разделенный на 9 квадратов – карманов.

В карманы вставляются карточки (символы звуков, буквы) или картинки достаточно большого размера. Использование этого пособия позволяет параллельно развивать навыки пространственной ориентировки. Выполняя задания, направленные на развитие навыков звукового анализа и синтеза ребенок должен двигаться, изменять положение своего тела в пространстве. Эта возможность важна при работе с гиперактивными детьми.

Варианты дидактических игр с использованием пособия:

«Покажи дорогу»

В каждом квадрате размещаются символы звуков, либо буквы (второй год обучения). Ребенок стоит перед ковриком около нижнего левого квадрата. Задание: найти символ звука (букву), на который начинается определенное слово. Ребенок, найдя нужный символ, должен дойти до него, комментируя свой путь.

 Например, шаг вперед, два шага вправо, два шага вперед, это звук и.

 Затем можно попросить ребенка найти другой символ и прокомментировать дорогу к нему, назвав следующее слово.

Слово может быть названо без первого звука, а ребенок, определив его покажет символ на коврике.

«Найди свой домик»

Содержимое квадратов тоже. Ребенок двигается по коврику, выполняя команды логопеда или другого ребенка. Остановившись, ребенок выполняет речевое задание. Например, придумать слова, с разной позицией звука, представленного на этом квадрате символом.

«Составь слово»

Логопед называет слово. Ребенок должен сделать звуковой анализ этого слова и показать каждый звук на коврике определенной рукой или ногой. Например, в слове МАК первый звук (символ на коврике) показать правой рукой, второй звук показать правой ногой, последний звук – левой рукой.

Ребенок может самостоятельно загадывать и показывать символы звуков на коврике, а остальные участники игры угадывают слово, составив его из показанных звуков.

Дидактическое пособие «Звуковой коврик» используется и при закреплении и совершенствовании навыков слогового анализа и синтеза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие на тему «Анализ литературных произведений»

Основные задачи данного пособия:1.Создавать  условия  для усвоения детьми модели составления анализа литературного произведения.•2. Развивать умение давать словесную характеристику героям пр...

Электронное пособие "Составь букет " (слоговой анализ слов)

Электронное пособие "Составь букет" (слоговой анализ слов)...

Слоговая структура слова.Развитие слогового анализа и синтеза слов.Виды нарушений слоговой структуры слова.

1) Формирование слоговой структуры слова в онтогенезе.2) Первые слова аномальной детской речи.3) Типы нарушений слоговой структуры слова.4) Этапы коррекционной работы по устранению нарушений слоговой ...

Дидактическое пособие для звукового анализа "Цветные коврики"

Данное пособие создано для работы на фронтальных и подгрупповых логопедических занятиях в период освоения навыков звукового анализа и подготовки к обучению грамоте (в добукварный период). Используется...

Многофункциональное пособие, направленное на развитие звукового и слогового анализа, внимания, мышления и связной речи.

Пособия используется в работе по автоматизации звуков, развитию цветовых представлений, обучению развернутому рассказыванию, определению места звука в слове, различению односложных, двухсложных и трех...

Картотека дидактических игр и упражнений "Развитие слогового анализа и синтеза"

Слоговой анализ и синтез предполагает умение делить слово на составляющие его слоги. Это имеет большое значение для усвоения навыков письма. Кроме того, слоговой анализ помогает более эффективно овлад...