конспект фронтального занятия в логопедической группе по практическому усвоению слоговой структуры слова.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
На занятии дети составляют прямые слоги, слоги со стечением согласных, придумывают слова, начинающиеся на заданный слог, учатся составлять сложные слова. Уточняется словарь по теме "Профессии", закрепляются навыки произнесения слов сложной слоговой структуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия по практическому усвоению слов различной слоговой структуры | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ
ТЕМА: Практическое усвоение слоговой структуры слова
ЦЕЛЬ: Закрепление навыка произнесения слов различной слоговой структуры:
1. Отработка чёткого произношения слов сложной слоговой структуры.
2. Работа над звуконаполняемостью слов.
З. Развитие слухового внимания, памяти.
ОБОРУДОВАНИЕ:
• предметные картинки (лента, ватa, тапочки, таз, тарелки), сумка, газета, карта;
• стадо, старушка, стакан;
• сок-соковыжималка, пар-парта, мак-макароны, пыль-пылесос;
• три обруча (два черных, один красный), полоски для схем:
• квадратики для составления слогов;
• кукла-негритёнок.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед: Я сейчас ударю несколько раз в бубен. Кто также отхлопает, тот сядет на место. (Логопед отхлопывает определенный ритм, а дети, повторяя его, садятся на место).
2. Постановка цели:
Логопед: Сегодня мы будем продолжать учиться произносить слова с трудными слогами.
А) Логопед: Какой слог получится, если первый звук «Т», второй «А» (ТА). Назовите слова со слогом ТА (дети называют слова со слогом ТА). На доске картинки: лента, вата, карта, тапочки, таз, тарелка, сумка, газета. Логопед предлагает детям назвать картинки, в названии которых есть слог ТА (дети называют картинки, логопед убирает название картинки с доски).
Б) Логопед: Сейчас я скажу три раза слог ТА, а вы определите, на какой слог падает ударение: на первый, второй или третий. (Логопед называет слоги, дети определяют ударный слог и зарисовывают схему этих слов в тетрадях с указанием ударений).
В) Логопед: А какой получится новый слог, если к началу слога ТА прибавить звук «С»? (СТА). В слоге ТА было два звука, а в слоге СТА сколько звуков? (ТРИ). Сейчас первый ряд скажет три раза слог ТА, а второй ряд три раза слог СТА (дети называют слоги).
Г) А теперь поиграем в игру «Послушай, запомни, повтори». Я буду называть ряд слогов, а вы должны их повторить: СТА-СТО-СТУ, СТЫ -СТУ -СТА, СТО-СТ А-СТУ. Логопед голосом выделяет ударный слог.
Д) Игра «Живые звуки» с обручем.
Логопед: Дима, ты будешь звук «С», Андрей - звук «Т», Ира - звук «У». Встаньте так: Дима, Андрей, Ира. Какой получился слог? (СТУ). Далее видоизменять порядок звуков: ТСУ, АТС, (дети называют слоги).
Е) Логопед: А теперь вы сами составьтe из квадратиков слоги с любыми согласными и гласными звуками, но сначала такой слог: первый звук согласный, второй - гласный, третий - гласный, а теперь поставьте первый гласный звук. Какой слог получится? (дети с места называют свои слоги).
3) Логопед: Назовите слова, которые начинаются на слог СТА ... СТО ... СТУ ...
И) На доске картинки: стадо, стакан, старушка.
Логопед просит назвать слова, которые мы произносим так (логопед отстукивает на бубне два слога, выделяя ударный слог: стадо ... , а вызванный ребенок на фланелеграфе выкладывает схему к этому слову. Аналогично работа проводится со словами ста-руш-ка, ста-кан.
3. Физкультминутка (дети выполняют упражнения с музыкальным сопровождением).
4. Логопед говорит детям, что есть слова короткие, например, РОТ, а есть длинные слова, например, БАРАБАН, но есть такие длинные слова, которые являются частью длинного слова, например, САМ-САМО-КАТ. На доске выставлены картинки: пыль, соковарка, мак, парта, макароны, сок, пылесос. Логопед предлагает детям взять две картинки, одну с коротким названием, а вторую с длинным названием, в которое входит длинное название (сок-соковыжималка, пар-парта, мак-макароны, пыльпылесос).
5. Словообразование.
Логопед: В нашей речи встречаются слова, которые сложены как бы из двух слов, послушайте: САМОСВАЛ - сам сваливает. Сейчас пои граем в игру с мячом: я буду называть два слова, а тот кому я брошу мяч, должен сказать одно слово.
Сам катает самокат, сам варит - самовар, сам летает - самолет, снег падает- снегопад, листья падают - листопад, пыль сосет – пылесос, мясо рубит - мясорубка, лес рубит - лесоруб, оленей разводит - оленевод, пчел разводит - пчеловод, пешком ходит - пешеход, воду возит - водовоз, овощи режет - овощерезка, сок выжимает соковыжималка, яйца режет - яйцерезка, картофель чистит - картофелечистка, зверей ловит - зверолов, змей ловит - змеелов, рыбу ловит - рыболов, огонь тушит - огнетушитель.
6. Составление предложений по опорным словам (иностранец).
Старик, ставить, стакан, стол, на.
Стасик, разбить, стекло, куски, н.а.
7. Игра «Витрина».
Логопед: Ребята, перед вами витрина с красивыми игрушками (дети называют игрушки: экскаватор, балерина, велосипедист, эскалатор). Если вы хотите, чтобы эти игрушки остались в группе, то вы должны составить предложение о себе и об этих игрушках (дети называют предложения о себе и о каждой из этих игрушек).
8. Инсценировка о профессиях:
Я мечтаю быть с детьми,
Работать ВОСПИТАТЕЛЕМ.
А я хочу учить детей
И в школе быть учителем.
Я тружусь в библиотек,
Детям книги выдаю.
Я, друзья, БИБЛИОТЕКАРЬ.
Книги я читать люблю.
Врачом быть СТОМАТОЛОГОМ
Хочу, ребята, я.
Чтоб не болели зубы у Вас, друзья!
А я - СТОРОИТЕЛЬ, строил дом
Многоэтажный, светлый
И в нём живут АРТИСТ, СПОРТСМЕН,
ГИМНАСТ, ХИРУРГ известный!
РЕГУЛИРОВЩИК я, друзья,
Я жезл в руках держу,
И на посту стою всегда,
За транспортом слежу.
Вам ПОЧТАЛЬОН вручит письмо,
СТЕКОЛЬЩИК ставит стекла,
ПОРТНОЙ одежду вам пошьет,
А ПАРИКМАХЕР пострижёт.
Почетно и важно быть ЛОГОПЕДОМ,
Учить детишек говорить,
Слова со сложными слогами
Уметь на слоги разделить,
А мы КОСМОНАВТОВ большая семья,
Мы звездные сестры и братья,
Посланники мира и дружбы, друзья,
Желаем большого вам счастья!
Профессий много на земле,
Мы овладеем ими.
Нам только вырасти быстрей и стать скорей большими!
9. Итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
: Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей.
Работа по самообразованию....
Использование дидактических игр в логопедической работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР
В статье представлены игры и игровые упражнения, направленные на пропедевтику становления слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи....
Картинный материал для усвоения слоговой структуры слова "Звуки и буквы"
Картинный материал для усвоения слоговой структуры слова , автор пособия Н.П. Кочугова...
Опыт работы по теме:«Формирование правильной речи у детей с ТНР в условиях усвоения слоговой структуры слова»
Содержание работы:Введение1. Теоретические основы формирования слоговой структуры слова у детей с ТНР дошкольного возраста1.1. Нарушение логовой структуры слова у детей с ТНР1.2. Обследование сл...
Конспект логопедического занятия в средней группе Тема: Знакомство со слоговой структурой слова. Чтение АУ, УА. Домашние птицы и их детеныши
Конспект логопедического занятия в средней группеТема: Знакомство со слоговой структурой слова. Чтение АУ, УА. Домашние птицы и их детенышиЦель :- Познакомить с понятием «слог».- Учить чит...
Статья "Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией"
Данная статья затрагивает один из вопросов, относящихся к проблеме формирования произношения, а именно вопрос об овладении произношением слоговой структуры слова детьми, страдающими общим недоразвитие...
Конспект фронтального занятия в логопедической группе на тему "Моя Родина-Россия".
Воспитание в детях нравственно – патриотических чувств, любви и уважения к Родине....