Путешествие в край Северного сияния
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Конспект организованной образовательной деятельности для подготовительной к школе группы (детей с ТНР)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_puteshestvie_v_kray_severnogo_siyaniya.docx35.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад №55»

Конспект организованной образовательной деятельности

для детей подготовительной к школе группы (для детей с ТНР)

Тема: Путешествие в край Северного сияния

Учитель-логопед: Бабкина С.Н.

Музыкальный руководитель: Костикова Г.Ю.

Воспитатель: Беликова Е.Ю.

Рязань, 2013г.

Цель: способствовать развитию познавательного интереса детей к окружающему миру

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

  • обогащать и активизировать словарь по теме;
  • учить употреблять сложноподчиненные предложения;
  • учить образовывать предложения с предлогом -НА-;
  • закреплять умение выполнять танцевальные движения, характерные для северных народов;
  • закреплять знания об инструментах ударной группы (бубен)

Коррекционно-развивающие:

  • развивать вокальные и танцевальные навыки детей;
  • развивать координацию речи с движением;
  • развивать артикуляционную моторику

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать у детей уважение к культуре, быту, обычаям и традициям коренных народов Севера

Оборудование:

На центральной стене – фотографии с изображением Северного сияния, тундры, жилища народов Севера, одежды представителей Северных народов; картинки с изображением музыкальных инструментов, карта России, картинки с изображением животных Севера; мяч, обручи для подвижной игры, ободки для подвижных игр: важенка, полярная сова.

Предварительная работа:

Беседы на темы: «Что такое Север?», «Растительный и животный мир тундры», «Северный олень»,; чтение сказок народа Севера, разучивание стихотворений, музыкального репертуара: песня «Россия» Олиферова, Ёсинао Нака «Танец дикарей», «Песня о тундре» В.Попова.

Интеграция образовательных областей:

  • Познание
  • Коммуникация
  • Социализация
  • Физическая культура
  • Чтение художественной литературы
  • Художественное творчество
  • Музыка

Лексический материал:

Тундра, яранга, чум, Северное сияние, полярная ночь, вечная мерзлота, пурга, буран, малица, ягушка, нарты, каюр, оленья упряжка.

Ход организованной образовательной деятельности

Дети под марш входят в музыкальный зал, становятся полукругом.

Ведущий: Ребята, мы с вами живем в огромной и прекрасной стране. Наша страна –

Все: Россия

Ведущий: А мы с вами –

Все: Россияне

1-й ребенок:

Родина - слово большое-большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

2-й ребенок:

В нем умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья,

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котенок… и я.

3-й ребенок:

Зайчик солнечный в ладошке,

Куст сирени за окошком

И на щечке родинка –

Это тоже Родина.

Ведущий: Много песен сложено о нашей Родине. Вот одну из таких песен мы споем.

Песня о Родине (после песни дети садятся на места, уходят дети на танец)

Ведущий:

Нет лучше и милей России –

И лучше наших песен нет.

Тебе поем, что всех красивей,

Тебе несем мы свой привет!

Тебе, Россия, мы танцуем –

Ведем свой вечный хоровод –

Тебя от всей души мы любим –

И прославляем наш народ!

Танец «Кадриль»

На мольберте – карта России.

Ведущий: Перед нами карта России. Посмотрите, какая огромная наша страна! В нашей стране проживает много народов, и для всех она является родным домом. Каждый из вас гордится своей страной. А вот почему вы гордитесь, расскажите.

 Я горжусь Россией, потому что она великая!

Дети: Я горжусь Россией, потому что она огромная (бескрайняя, необъятная, богатая, могучая, красивая).

Ведущий: Мы сегодня с вами отправляемся в путешествие на Север нашей страны (показываю, куда поедем). Как же нам туда побыстрее добраться?

Дети: На самолете

Ведущий: Правильно, быстрее всего мы доберемся на самолете. Ну тогда, в путь. Занимайте места в самолете (дети становятся врассыпную).

1-й ребенок:

Если долго-долго-долго,

В самолете нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озера, горы …

2-й ребенок:

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймем тогда, какая

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

Игра на координацию речи с движением «Самолет».

Руки в стороны – в полет – отправляем самолет.

Правое крыло вперед –

Левое крыло вперед –

Полетел наш самолет

(Р-Р-Р)

(самолет идет на посадку – приземляется).

Ведущий: Ребята, вот мы с вами на Севере нашей страны. Мы с вами добрались до одного из самых северных городов нашей страны – Норильска. А почему небо над городом такое разноцветное?

Дети: Это Северное сияние

Ведущий: Наш путь лежит дальше, еще севернее, туда, где находится белая снежная пустыня. Как она называется?

Дети: Тундра

Ведущий: Нарисуем картинки тундры словами

Дети: В тундре холодно и морозно. В тундре длинная зима и короткое лето. В тундре метут метели. В тундре бушуют ураганы. В тундре вечная мерзлота. В тундре растут мхи, карликовые березы.

Ведущий: Земля скована вечной мерзлотой. Зимой солнце долго не показывается над горизонтом и наступает долгая полярная ночь. Лето – короткое, прохладное.

Споем песню о тундре

«Песенка о тундре»

Дети садятся на места.

Ведущий: В тундре очень холодно, поэтому там скудная растительность. Какие растения растут? (карликовая береза, мох, лишайники).

А животные, птицы живут на Севере? Почему животные и птицы не замерзают в такой холод?

Дети: У животных теплый мех, кожный жир. У птиц под перьями теплый пух.

Ведущий: Поиграем в игру «Кто живет на Севре».

Перед вами картинки. Вы выбираете только то животное, которое  живет на Севере.

Например: Лемминг живет на Севере.

Ведущий: 1,2,3,4,5 – продолжаем мы играть. Дидактическая игра «Он - она» (с мячом).

У меня для вас игра

Под названьем «Он – она»;

И пускай играет тот,

Кто игру мою поймет.

Он – белый медведь, она - …;

Он – морж, она …;

Он – тундровый волк, она - …;

Он – олень, она – оленуха.

 Поиграем еще в одну игру «Полярная сова и лемминги».

1,2,3 – повернись –

И в лемминга превратись.

Сова находится в углу зала.

Дети – лемминги бегают врассыпную под звуки бубна. Под громкий удар бубна дети останавливаются, не шевелятся: «Сова «облетает» леммингов – того, кто пошевелится, уводит с собой.

Ведущий: Ну что ж, продолжим наше путешествие. А какие народы живут в тундре?

Дети: Чукчи, нанайцы, эскимосы.

Ведущий: Самый надежный вид транспорта в тундре – оленья упряжка. А как называются сани, в которые запрягают оленей?

Дети: Нарты

Ведущий: Ну что ж, поехали на оленях в гости к северным народам.

Вот мы и добрались.

Хозяйка (воспитатель в костюме): Ань дорога, ребята! Так здороваются на Севере. (Дети отвечают). Ребята, а вы знаете, куда вы попали, как называется селение северных народов? (Стойбище).

Как называется жилище людей? (Яранга ил чум – это жилище из жердей, покрытых берестой, войлоком или оленьими шкурами).

Почему люди живут в таких жилищах? (Северные народы кочуют с места на место, легкий чум или ярангу легко разобрать и перевезти на новое место).

Какие вы нарядные! А вы знаете, из чего шьют одежду на  севере? (Из оленьего меха).

А как называется одежда? (Мужская одежда называется «малица» - это меховая рубашка с капюшоном).

А что мужчина обязательно надевает, выходя из чума? (Сверху малицы мужчина надевает пояс. Пояс для него считается гордостью, он никогда его не снимает).

А что носят женщины? (Женская одежда называется «ягушка», у нее разрез впереди и нет капюшона. Она надевается, как пальто).

Показ изображений костюмов.

Хозяйка: Ребята, расскажите, чем занимаются мужчины в тундре? (Охотой, рыболовством. Пасут оленей).

У нашего народа есть такая традиция – когда рождается мальчик, ему дарят олененка, и он с малых лет учится ухаживать за ним. Ведь олени для нас – это и дом, и одежда, и пища, и транспорт.

Ребята, а вы знаете как называют маму оленят? (Важенкой)

А теперь давайте поиграем в игру «Важенка и оленята».

На полу разложены 3-4 обруча, в каждом из них находятся дети-оленята. Волк сидит за «сопкой» в отдалении от оленят.

Ведущая – важенка.

Бродит в тундре важенка,

С нею оленята,

Объясняет каждому

Все, что непонятно…

Топают по снегу

Оленята малые,

Терпеливо слушая

Наставленья мамины.

Оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. Ведущая произносит «Волк идет». Оленята и важенка убегают в свои домики – обручи. Пойманного олененка волк уводит к себе.

Хозяйка: Пока мужчины пасут оленей, охотятся, ловят рыбу, женщины занимаются хозяйством и воспитанием детей, рассказывают детям сказки. У нашего народа много хороших сказок, которые учат детей добру, трудолюбию, любви к ближнему.

А вы знаете сказки народов Севера? Сейчас мы это проверим (Проводится мини-викторина).

В какой сказке ленивая девочка превратилась в гуся? («Айога»)

В какой сказке дети не принесли воды больной матери? («Кукушка»)

В какой сказке медведь посадил в мешок непослушных детей? («Тала-медведь и великий колдун»)

В какой сказке зайчик добыл солнце? («Кто солнце добыл»)

Зима в наших краях долгая, темная, морозная. Зимой дуют сильные ветры, и тогда начинается пурга, буран. Мы по нескольку дней не выходим из чума и, чтобы не скучать в такое время, играем на музыкальных инструментах и поем.

Муз.руководитель: Ребята, расскажу вам о музыке Севера. Она необычная и очень интересная. В танцах и песнях можно услышать звуки птиц и северных животных. Послушайте произведение композитора Ёсинао Нака.

Ёсинао Нака «Танец дикарей».

Какие музыкальные инструменты вы услышали в этом произведении? (Бубен, барабан).

Народы Севера общаются со своими богами при помощи танцев и песен. Таких людей называют шаманами. Их бубны украшены шкурой животных, картинками, узорами. (Показ иллюстраций). Играют они на бубнах по-разному: колотушками, руками и даже носами. (Показ иллюстраций).

А сейчас вы превратитесь в северных шаманов и станцуете свой танец.

Танцевальная импровизация.

Встаем в круг.

Ведущий: Хоть и длинна полярная ночь, но проходит время, появляется над горизонтом солнышко, и народ Севера весело встречает этот день. Все поют песни, водят хороводы, а мы вспомним стихотворение о солнышке.

Солнышко проснулось –

Лобика коснулось,

Лучиком провело-

И погладило, и погладило.

Солнышко проснулось-

Щечек прикоснулось –

И погладило, и погладило.

Хозяйка: Вот и закончилась полярная ночь, а значит мне пора готовиться к переезду на новое пастбище, а вам, ребята, отправляться обратно в детский сад. На прощание я хочу угостить вас настоящим северным лакомством. Это наша северная ягода – клюква, спрятанная в снежные скорлупки. Лакамбой! До свидания, ребята.

Ведущий: А нам пора занимать места в самолете.

Вот вернулись мы назад,

Остановка – детский сад.

Впереди нас новые путешествия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в край Северного сияния

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы (для детей с ТНР)...

открытое занятие "Край Северного сияния"

Дети познокомятся с животными северного края, узнают кто живет на севере, как называются жилища северных людей....

Рабочая программа дополнительного образования детей 5-6 лет «Ямал – край северных сияний»

Цели и задачи реализации ПрограммыЦели: Направление воспитательно - образовательной работы на ознакомление детей с историей и культурой родного края, его природными и социальными особенностями. Воспит...

Конспект совместной деятельности форма проведения: художественной творчество с элементами игры-путешествия Тема: «Тайна Северного сияния» для детей подготовительной группы (6-7 лет)

Образовательная область: художественно – эстетическое развитие.Цель: развитие художественно – творческих способностей детей; используя нетрадиционную технику рисования «Эбр...

Конспект ООД "Путешествие в Страну северного сияния"

Конспект интегрированной образовательной деятельности по закреплению знаний детей о малочисленном народе России -эскимосах....

К проекту " Путешествие в страну Северного Сияния " подвижная игра "Рыбалка\'

Дети делятся на две команды, подбегают к обручам с рыбой, ловят удочками рыбу, складывают её на нарты. Затем убегают к своей команде. ...