открытое занятие "Край Северного сияния"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Дети познокомятся с животными северного края, узнают кто живет на севере, как называются жилища северных людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kray_severnogo_siyaniya_zanyatie.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:

«Край северного сияния»

Программное содержание:

1. Познакомить детей с землями Крайнего Севера: место расположения, особенности климата, разнообразие животного и растительного мира, жизнь людей.

2. Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи между особенностями климата Крайнего Севера и живой природой, жизнью людей (жилища, одежда, средства передвижения, занятия: рыболовство, оленеводство)

3. Воспитывать желание расширить знания о землях Крайнего Севера, получая информацию из разных источников в повседневной жизни.

Словарная работа: Арктика, земли Крайнего Севера, тундра, северное сияние, оленевод, чум, иглу; Северный Ледовитый океан, чукчи, эскимосы, ненцы; белый медведь, тюлени, моржи, нерпы, хищники.

Под музыку дети входят в зал, садятся на стульчики.

Ведущая. Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (Глобус.) Давайте найдём на глобусе нашу страну. Как она называется? (Россия.) 

Слайд – карта России

Посмотрите, какую огромную территорию занимает Россия! В нашей стране проживает много народов, и для всех она является родным домом.

Ребёнок.

Если долго-долго-долго

В самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы...

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймём тогда, какая

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

Ведущая. Наша страна Россия – самая большая в мире!

На крайнем севере нашей страны раскинул свои воды Северный Ледовитый океан.

Слайд – океан

Предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие на самый север нашей страны.

Как же нам туда добраться.

Слайд – транспорт

 Какой вид транспорта самый быстрый? (Самолёт.) Правильно, быстрее всего мы доберёмся на самолёте. Предлагаю занять места в самолете.

(дети становятся полукругом  в зале.) 

ПЕСНЯ «САМОЛЁТ ПОСТРОИМ САМИ»

ИГРА «САМОЛЕТЫ»

Ведущая. Вот мы и на Севере. Музыка какая непривычная…

Звучит ненецкая народная песня «Сенгакоця» - дети садятся на места.

Посмотрите, как необычно одеты северные жители.

(выходят дети в костюмах северного народа)

Слайд – северное сияние

Ведущая. Ребята, смотрите, какое здесь разноцветное небо! А вы знаете, почему оно такое? (Это северное сияние.) 

(показ слайда – северное сияние над городом)

Ребенок.

Полярное сияние –

Так щедро и красиво:

Волшебник в небе разбросал

Бриллианты и сапфиры!

ТАНЕЦ «СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ»

Ведущая. Но наш путь лежит дальше. А на чем мы поедем, вы узнаете, если загадку отгадаете. 

-Стройный, быстрый,

Рога ветвисты,

Пасётся весь день.

Кто же это? (Олень.)

-Верно, самый надёжный вид транспорта в тундре - оленья упряжка.

(показ слайда – оленья упряжка)

Ведущая. -Ну что ж, поехали кататься на оленях!

ТАНЕЦ «УВЕЗУ ТЕБЯ Я В ТУНДРУ»

Ведущая. Мы ехали всё севернее, и приехали туда, где находится белая снежная пустыня.  Как она называется? (Тундра.) 

(показ слайда - тундра)

Ведущая. Действительно, в переводе на русский язык тундра - это безлесная снежная равнина. Там большую часть времени холод, снег и лёд. Бушуют бураны, метут метели, а земля скованна вечной мерзлотой.  Зимой солнце долго не показывается над горизонтом - наступает долгая полярная ночь.

А лето там бывает? (Лето короткое и прохладное.) 

Слайд – тундра летом

Спойте песню о тундре.

«ПЕСЕНКА О ТУНДРЕ»

Ведущая. Ребята, а каких животных мы можем встретить в тундре?

(Ответы детей)

Ведущая. Посмотрите, на снегу видны следы. 

слайд - следы на снегу

Ведущая. Чьи это следы? - Попробуйте угадать.

Ребёнок.

Где сугробы, стужа, лёд,

Где пурга снега метёт,

Там хозяин в шубе снежной.

Ходит по снегам безбрежным.

Весь он белый от зимы,

От метельной кутерьмы.

Так давно живёт он здесь,

Потому и белый весь.

Лишь черны глаза и нос:

Пощадил их злой мороз.

Дети: Белый медведь!

Слайд – белый медведь

Ведущая. Нас встречают белые медведи!

«ТАНЕЦ БЕЛЫХ МЕДВЕДЕЙ» - 3 пары

Ведущая: Но не только белых медведей можно встретить в тундре.

Дети читают загадки о других животных.

Дети.

Он живет в громадной стае,

Как собака, но не лает

И зубами щелк, да щелк

Кто же это дети? (Полярный волк)

Слайд – полярный волк

Крайний Север. Океан.
То метели, то буран . . .
Но в любую непогоду
Он ныряет смело в воду.
Быстро плавает, резвится.
Холодов он не боится,
Ведь от них его надёжно
Защищает жир подкожный.
Он большой любитель рыбы.
Формой тела схож он с глыбой.
Быть в воде готов весь день.
Как зовут его?
(Тюлень)

Слайд – тюлень

Летает бесшумно.

Кругом голова!

Полярная, белая

Птица? (сова)

Слайд – полярная сова

Этот житель круглый год

Лишь на Севере живет.

Он с ветвистыми рогами

И со стройными ногами.

А на ножках тех копыта,

Зверь хороший, не сердитый.

Мох жует он целый день.

Это северный … (олень).

Слайд – олень


Ведущая. У народов севера есть такая традиция - когда рождается мальчик, ему дарят оленёнка, и он с малых лет учится ухаживать за ним. Ведь олени для них - это и дом, и одежда, и пища, и транспорт.

Слайд – мальчик и олень

 А наши ребята знают песню про мальчика и его оленёнка.

ПЕСНЯ «ОЛЕНЁНОК»

1.По тундре занесенной пушистыми снегами,
Бежит мой олененок, скользят послушно сани!
Пурга мне не преграда и холод не помеха -
На мне штаны и шапка, и сапоги из меха!

На отыгрыш – звенят колокольчиками.

2. Горят, как звезды в небе, глаза у олененка.
И тундре белоснежной пою я песню звонко.
А песне вторит ветер, и в такт стучат копытца.
Ни волка, ни медведя олень мой не боится.

Ведущая. А сейчас мы поиграем в весёлую игру «У Оленя дом большой».

ИГРА «У ОЛЕНЯ ДОМ БОЛЬШОЙ»

Ведущая. Вот и закончилось наше путешествие в край снегов, морозов и северного сияния. Пора занимать места в самолёте и отправляться домой.

ЗВУЧИТ МЕЛОДИЯ ПЕСНИ «САМОЛЁТ»

(Дети садятся на стульчики и под звук летящего самолёта рассматривают виды, сменяющиеся на экране. В конце «полёта» появляются виды города, в котором живут дети.)

Ведущая. Ребята, вы узнаёте город, куда прилетел наш самолет? Да, мы снова оказались в нашем родном городе. Наше путешествие закончилось.

Под музыку дети выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по аппликации "Северное сияние"

Конспект занятия по аппликации  из крупы "Северное сияние"...

"Путешествие к северному сиянию"

этот досуг позволяет провести интересную зимнюю прогулку...

Путешествие в край Северного сияния

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы (для детей с ТНР)...

Открытая образовательная деятельность по дополнительному образованию «Радуга». Нетрадиционные техники рисования. Рисование сухой пастелью: «Северное сияние»

Формировать и развивать  у детей художественно-творческие способности;-Формировать у детей представление о северном сиянии;-Развивать интерес к нетрадиционному изображению предметов;-Развивать ин...

Конспект занятия по аппликации «Белый медведь и северное сияние», подготовительная группа Конспект занятия по аппликации с элементами рисования «Белый медведь и северное сияние», подготовительная группа

Цели:- Закрепить знание детей о животных Северного полюса (белого медведя); создание выразительного образа белого медведя на фоне северного сияния в технике аппликация и рисунок....

Открытое занятие по художественно- эстетическому развитию"Умка ищет северное сияние" средняя группа.

Цель: обучение детей комбинировать различные виды изобразительной деятельности в одной работе....

Конспект открытого занятия "белый медведь и северное сияние"

Конспект открытого занятия с детьми старшей группы ДОУ...