Использование логосказок в логопедической работе
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

Данная статья показывает возможнось использования в работе с детьми логосказок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОСКАЗОК В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ.

Елена Ивановна Кандалова, учитель – логопед, МДОУ ЦРР д/с №4 «Светлячок», почётный работник общего образования РФ.

Нетрадиционные  методы  воздействия  в  деятельности  логопеда  становятся  перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.  Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств  коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных результатов  в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста.

На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.  Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные  методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию  уверенности» детей в своих силах.  Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.  В то же время терапевтические возможности нетрадиционной медицины содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.

Анализ литературы показывает, что нетрадиционные методы преодоления нарушений речи представляют для педагогов не часть содержания логопедического воздействия, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в речевом развитии ребенка. По мнению Е.Н. Винарской, эмоциональный дискомфорт отрицательно сказывается на развитии всех сторон речи. Вот почему логопеду и воспитателю  важно обеспечивать в совместной деятельности положительный настрой и поддерживать интерес к изученным ранее упражнениям, сохранять в памяти полученные знания, актуализировать их в новой ситуации. И, конечно, хорошим помощником в этой работе может стать сказка. Исследователями  ( А.В. Запорожец, Л. А. Венгер, О. С. Ушакова, Л. Н. Павлова, В. В. Гербова) предполагается, что сказка как эпический жанр может являться приоритетом воспитания и обучения детей дошкольного возраста, так как в этот период интенсивно развивается воображение и способность действовать в образном плане, а главное ребенок может  понимать текст и осуществлять элементарный анализ в умственном плане. Сказки прочно вошли в детский быт. Однажды, придя к малышу, сказка остается с ним навсегда как чудо, как радость, как память.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия  в логопедической практике   известно достаточно много ( игро-,  музыко-,  смехо-,  изо-,  глино-, воско-, су-джок   терапия),  но мне хочется остановиться  на   сказкотерапии,  а именно,   на логосказках .

Логосказки – это  целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

Достоинства  сказок в коррекционной работе очевидны: это психотерапия и психокоррекция, образность языка, его метафоричность, психологическая  защищенность. Во время   работы над сказкой дети обогащают свой словарь,  идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь.  Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи.  Не менее важно сделать речь детей  эмоциональной, образной. Драматизация  сказки  способствует  также и  развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.

Логосказки   могут  применять в своей работе как логопеды, так и воспитатели логопедических и общеобразовательных групп.  Эти сказки могут представлять собой целое занятие, часть занятия или дидактическую игру. Мы в своей работе попробовали объединить творческие усилия воспитателя и учителя-логопеда. На основе логосказок проводились не только логопедические занятия, но и вечерние коррекционные занятия воспитателя.

Виды  логосказок:

-Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики).

-Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).

-Фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков).

-Лексико-грамматические (обогащение  словарного запаса, закрепление знания грамматических категорий).

-Сказки, способствующие формированию связной речи.

-Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах)

Для постановки сказок подходят различные виды театров, такие как:

-с  куклами на палочках;

-рукавичковый;

-картонажный;

-бибабо  и другие.

Декорациями могут служить объемные ширмы, мини-макеты, дидактические пособия.

Итак, подводя итог вышеизложенному, отмечу, что сказка чрезвычайно  многогранна,  как сама жизнь, и это делает ее эффективным психотерапевтическим и развивающим средством. А чтобы это средство давало результат, надо использовать сказки в полной  мере.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Васькова О.Ф., Политыкина А.А.  Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

2.Громова О.Е. Инновации – в логопедическую практику   – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.

3.Поваляева М.А. Нетрадиционные методы в  коррекционной педагогике– Ростов  н /Д : Феникс 2006.

4.«Логопед», научно-методический журнал, № 1 – 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Логопеды знают , как порой утомительно и долго длится период автоматизации поставленного звука. Использование цвета в этот период может превратить скучную работу в интересную, живую и творческую....

Использование мнемотехники в логопедической работе при проведении артикуляционной гимнастики, и подготовке к изучению грамоте.

мнемотехника - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. На сегодняшний день - образная, ...

Использование коллажа в логопедической работе

В данной статье я рассказываю об использовании новых приёмов в коррекционно-развивающей работе....

Использование ИКТ в логопедической работе

Новые информационные технологии, без всякого сомнения, можно применять и к детям с нарушениями речевого развития. В практику учителей — логопедов активно входят компьютерные технологии, в том числе и ...

Использование ИКТ в логопедической работе

Использование современных компьютеров в работе с детьми дошкольного возраста обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного образования.Компьютер активно входит в нашу жиз...

Памятка для логопеда "Использование массажа в логопедической работе"

Буклет-памятка по использованию массажа в логопедической работе....

Проект "Использование логосказок на логопедическом пункте"

Работа над автоматизацией поставленных звуков в условиях логопункта( можно и в группе с ТНР). Использование специальных сказок помогает закрепить звукопроизношение у детей и вызывает интерес к занятия...