Использование логосказок в логопедической работе
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему
Данная статья показывает возможнось использования в работе с детьми логосказок.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОСКАЗОК В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ.
Елена Ивановна Кандалова, учитель – логопед, МДОУ ЦРР д/с №4 «Светлячок», почётный работник общего образования РФ.
Нетрадиционные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных результатов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста.
На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» детей в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее. В то же время терапевтические возможности нетрадиционной медицины содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.
Анализ литературы показывает, что нетрадиционные методы преодоления нарушений речи представляют для педагогов не часть содержания логопедического воздействия, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в речевом развитии ребенка. По мнению Е.Н. Винарской, эмоциональный дискомфорт отрицательно сказывается на развитии всех сторон речи. Вот почему логопеду и воспитателю важно обеспечивать в совместной деятельности положительный настрой и поддерживать интерес к изученным ранее упражнениям, сохранять в памяти полученные знания, актуализировать их в новой ситуации. И, конечно, хорошим помощником в этой работе может стать сказка. Исследователями ( А.В. Запорожец, Л. А. Венгер, О. С. Ушакова, Л. Н. Павлова, В. В. Гербова) предполагается, что сказка как эпический жанр может являться приоритетом воспитания и обучения детей дошкольного возраста, так как в этот период интенсивно развивается воображение и способность действовать в образном плане, а главное ребенок может понимать текст и осуществлять элементарный анализ в умственном плане. Сказки прочно вошли в детский быт. Однажды, придя к малышу, сказка остается с ним навсегда как чудо, как радость, как память.
На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия в логопедической практике известно достаточно много ( игро-, музыко-, смехо-, изо-, глино-, воско-, су-джок терапия), но мне хочется остановиться на сказкотерапии, а именно, на логосказках .
Логосказки – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
Достоинства сказок в коррекционной работе очевидны: это психотерапия и психокоррекция, образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи. Не менее важно сделать речь детей эмоциональной, образной. Драматизация сказки способствует также и развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.
Логосказки могут применять в своей работе как логопеды, так и воспитатели логопедических и общеобразовательных групп. Эти сказки могут представлять собой целое занятие, часть занятия или дидактическую игру. Мы в своей работе попробовали объединить творческие усилия воспитателя и учителя-логопеда. На основе логосказок проводились не только логопедические занятия, но и вечерние коррекционные занятия воспитателя.
Виды логосказок:
-Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики).
-Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).
-Фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков).
-Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знания грамматических категорий).
-Сказки, способствующие формированию связной речи.
-Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах)
Для постановки сказок подходят различные виды театров, такие как:
-с куклами на палочках;
-рукавичковый;
-картонажный;
-бибабо и другие.
Декорациями могут служить объемные ширмы, мини-макеты, дидактические пособия.
Итак, подводя итог вышеизложенному, отмечу, что сказка чрезвычайно многогранна, как сама жизнь, и это делает ее эффективным психотерапевтическим и развивающим средством. А чтобы это средство давало результат, надо использовать сказки в полной мере.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Васькова О.Ф., Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
2.Громова О.Е. Инновации – в логопедическую практику – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.
3.Поваляева М.А. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике– Ростов н /Д : Феникс 2006.
4.«Логопед», научно-методический журнал, № 1 – 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Логопеды знают , как порой утомительно и долго длится период автоматизации поставленного звука. Использование цвета в этот период может превратить скучную работу в интересную, живую и творческую....
Использование мнемотехники в логопедической работе при проведении артикуляционной гимнастики, и подготовке к изучению грамоте.
мнемотехника - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. На сегодняшний день - образная, ...
Использование коллажа в логопедической работе
В данной статье я рассказываю об использовании новых приёмов в коррекционно-развивающей работе....
Использование ИКТ в логопедической работе
Новые информационные технологии, без всякого сомнения, можно применять и к детям с нарушениями речевого развития. В практику учителей — логопедов активно входят компьютерные технологии, в том числе и ...
Использование ИКТ в логопедической работе
Использование современных компьютеров в работе с детьми дошкольного возраста обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного образования.Компьютер активно входит в нашу жиз...
Памятка для логопеда "Использование массажа в логопедической работе"
Буклет-памятка по использованию массажа в логопедической работе....
Проект "Использование логосказок на логопедическом пункте"
Работа над автоматизацией поставленных звуков в условиях логопункта( можно и в группе с ТНР). Использование специальных сказок помогает закрепить звукопроизношение у детей и вызывает интерес к занятия...