Диагностика познавательной активности
учебно-методический материал по логопедии на тему
Дигностика познавательной активности детей на логопедических занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnaya.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика познавательной активности
Диагностическое обследование познавательной активности рекомендуется проводить по стандартным методикам, соответствующим образовательной программе ДОУ, подобранные с учетом возрастных особенностей детей. В своей работе использую методики: «Сказка», разработанную Н.И.Гуткиной и «Педагогическое наблюдение», предложенное Кушнер Ю.З. в «Методология и методы педагогического исследования».
Задания, должны предполагать активную продуктивную деятельность дошкольников и действенный способ познания, а также направлены на восприятие, переживание, нахождение и сравнение образов через прослушивание сказок, стихов, загадок и рассматривание картинок.
1. Методика «Сказка» Н.И. Гуткиной .
Цель: определение доминирования познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка.
Оборудование: несколько игрушек.
Процедура проведения: В комнату, где на столике выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, приглашают ребенка и предлагают ему в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзывает его к себе и предлагает ему послушать сказку. Ребенку читают интересную для его возраста сказку, которую он раньше не слышал. На самом интересном месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент больше хочется — поиграть с выставленными на столике игрушками или дослушать сказку до конца.
Обработка результатов: Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают послушать продолжение сказки. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер.
2. Педагогическое наблюдение.
Цель: определение уровня познавательной активности детей на логопедических занятиях.
Процедура проведения: В ходе педагогического наблюдения за поведением детей на логопедических занятиях логопед фиксирует:
- скорость ответной реакции детей на приглашение начать занятие (насколько быстро дети отвлекаются от своих занятий и подходят к логопеду);
- наличие/отсутствие попыток избежать предстоящего занятия;
- эмоциональная реакция детей (положительная, отрицательная, резко негативная, пассивная и т.д.);
- наличие/отсутствие вопросов детей о теме предстоящего занятия.
В процессе занятия, логопед отмечает:
- стойкость интереса ребенка на протяжении всего занятия;
- отвлекаемость ребенка;
- стремление решать поставленные задачи;
- положительные эмоциональные переживания при преодолении затруднений в деятельности;
- эмоциональные проявления (заинтересованные мимика, жесты).
Обработка результатов: по результатам наблюдения уровень познавательной активности детей на логопедических занятиях оценивается как высокий, средний или низкий.
Высокому уровню познавательной активности детей на логопедических занятиях соответствует:
- эмоционально положительная реакция детей на приглашение к занятию;
- адекватная скоростная реакция на начало занятия;
- вопросы к логопеду о предстоящем занятии, его теме;
- устойчивость внимания к предлагаемым заданиям;
- интерес к занятию от его начала до конца;
- живая эмоциональная реакция на предлагаемую деятельность;
- искреннее желание справиться со всеми трудностями, встречающимися по ходу занятия.
Среднему уровню познавательной активности детей на логопедических занятиях соответствует:
- спокойная реакция детей на приглашение к занятию (не наблюдается резкого оживления, но нет и проявлений негативизма);
- поведение ребенка на занятии можно оценить как пассивное: интереса не проявляет, активного участия не наблюдается);
- при непосредственном обращении, ребенок реагирует адекватно;
- внимание неустойчивое;
- эмоциональный фон пассивный.
Низкому уровню познавательной активности детей на логопедических занятиях соответствует:
- резко отрицательная эмоциональная реакция детей на приглашение к занятию;
- попытки отсрочить время начала занятия;
- отсутствие каких-либо вопросов о предстоящем занятии;
- повышенная отвлекаемость детей в течение всего занятия;
- пассивная или негативная реакция на предлагаемые задания;
- нежелание преодолевать встречающиеся трудности, равнодушие к происходящему.
С целью выявления уровне развития познавательной активности у детей дошкольного возраста было проведено исследование на базе ДОУ №17 «Дюймовочка» г.Волжска, РМЭ. В диагностики принимали участие воспитанники логопункта (дети старшей и подготовительной групп): в количестве 12 человек.
В результате проведенного обследования на выявление уровня развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста и особенности их мотивационной сферы, были получены следующие данные:
1. Методика «Сказка» Н.И. Гуткиной.
Таблица 1.
| 2011-2012 | 2012-2013 | 2013-2014 |
Доминирование познавательного мотива | 20% | 60% | 80% |
Доминирование игрового мотива | 80% | 40% | 20% |
Обследование показало, что среди старших дошкольников с речевыми нарушениями в 2011-12 учебном году только (20%) детей изъявили желание дослушать предложенную сказку до конца, несмотря на интересный сюжет и эмоциональное чтение. Остальные дети (80%) с удовольствием откликнулись на предложение оставить чтение и вернуться к игре. Но уже в 2013-14 учебном году у (80 %) детей познавательный мотив доминировал.
2. Педагогическое наблюдение.
В ходе педагогического наблюдения за поведением детей на логопедических занятиях, были получены следующие данные.
Таблица 2.Уровни познавательного интереса
| 2011-12 | 2012-13 | 2013-14 |
Высокий уровень | - | 50% | 80% |
Средний уровень | 15% | 20% | 10% |
Низкий уровень | 85% | 30% | 10% |
Как видно из таблицы, в начале обучения на логопедических занятиях в 2011-12 г. Преобладал низкий уровень познавательного интереса; с высоким уровнем не выявлено ни одного ребенка. В процессе обучения и воспитания на логопедических занятиях уже в 2013-14г. дети продемонстрировали высокий уровень познавательной активности.
Таким образом, результаты педагогического наблюдения свидетельствуют о том, что использование на логопедических занятиях игровой мотивации и правильного эмоционального настроя, повышают заинтересованность детей в проводимых с ними занятиями и стремятся к конечному результату : коррекция речевых нарушений.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к методике «Сказка» по определению доминирования
познавательного или игрового мотивов
Сказка
ПОЧЕМУ ЗАЙЦЫ ЗИМОЙ БЕЛЫЕ ШУБКИ НОСЯТ *
Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц. Мороз расхвастался:
- Я самый сильный в лесу. Любого одолею, заморожу, в сосульку превращу.
- Не хвастай, Мороз Васильевич, не, одолеешь? - говорит заяц.
- Нет, одолею!
- Нет, не одолеешь! - стоит на своем заяц.
Спорили они, спорили и надумал Мороз заморозить зайца. И говорит:
- Давай, заяц, об заклад биться, что я тебя одолею.
- Давай, согласился заяц. **
Принялся тут Мороз зайца морозить. Стужу-холод напустил, ледяным ветром закружил. А заяц во всю прыть бегать да скакать взялся. На бегу-то не холодно. А то катается по снегу да поет:
Князю тепло,
Князю жарко!
Греет, горит –
Солнышко ярко!
Уставать стал Мороз, думает: "До чего ж крепкий заяц!" А сам еще сильнее лютует, такого холода напустил, что кора на деревьям лопается, пни трещат. А зайцу все нипочем - то на гору бегом, то с-горы кувырком, то чертогоном по лугу носится.
Совсем из сил Мороз выбился, а заяц и не думает замерзать. Отступился Мороз от зайца:
- Разве тебя, косой, заморозишь - ловок да прыток ты больно! Подарил Мороз зайцу белую шубку. С той поры все зайцы зимой ходят в белых шубках.
** Чтение прерывается после слов: "Давай, — согласился заяц".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
диагностика познавательной активности
ксерокопия...
Диагностика познавательной активности
Диагностика познавательной активности...
Диагностика познавательной активности детей среднего дошкольного возраста
Диагностика познавательной активности детей среднего дошкольного возраста...
Диагностика мотивации познавательной активности
Методика мотивации к познавательной деятельности «Нелепицы»Автор Р.С. Немов...
Диагностика интегративных качеств личности по развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через детское экспериментирование
Детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самосто...
Диагностика познавательной активности детей
Диагностика познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования(по методике Л.Н.Прохоровой, Т.И.Бабаевой, О.В.Киреевой)...
Методы диагностики познавательной активности дошкольников
В данной публикации раскрыты методики диагностики познавательной активности дошкольников: методика прерывания процесса деятельности,методика "Сказка",методика Д.Б.Годовикова"Таинст...