Диагностика познавательной активности
учебно-методический материал по логопедии на тему
Дигностика познавательной активности детей на логопедических занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика познавательной активности
Диагностическое обследование познавательной активности рекомендуется проводить по стандартным методикам, соответствующим образовательной программе ДОУ, подобранные с учетом возрастных особенностей детей. В своей работе использую методики: «Сказка», разработанную Н.И.Гуткиной и «Педагогическое наблюдение», предложенное Кушнер Ю.З. в «Методология и методы педагогического исследования».
Задания, должны предполагать активную продуктивную деятельность дошкольников и действенный способ познания, а также направлены на восприятие, переживание, нахождение и сравнение образов через прослушивание сказок, стихов, загадок и рассматривание картинок.
1. Методика «Сказка» Н.И. Гуткиной .
Цель: определение доминирования познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка.
Оборудование: несколько игрушек.
Процедура проведения: В комнату, где на столике выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, приглашают ребенка и предлагают ему в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзывает его к себе и предлагает ему послушать сказку. Ребенку читают интересную для его возраста сказку, которую он раньше не слышал. На самом интересном месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент больше хочется — поиграть с выставленными на столике игрушками или дослушать сказку до конца.
Обработка результатов: Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают послушать продолжение сказки. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер.
2. Педагогическое наблюдение.
Цель: определение уровня познавательной активности детей на логопедических занятиях.
Процедура проведения: В ходе педагогического наблюдения за поведением детей на логопедических занятиях логопед фиксирует:
- скорость ответной реакции детей на приглашение начать занятие (насколько быстро дети отвлекаются от своих занятий и подходят к логопеду);
- наличие/отсутствие попыток избежать предстоящего занятия;
- эмоциональная реакция детей (положительная, отрицательная, резко негативная, пассивная и т.д.);
- наличие/отсутствие вопросов детей о теме предстоящего занятия.
В процессе занятия, логопед отмечает:
- стойкость интереса ребенка на протяжении всего занятия;
- отвлекаемость ребенка;
- стремление решать поставленные задачи;
- положительные эмоциональные переживания при преодолении затруднений в деятельности;
- эмоциональные проявления (заинтересованные мимика, жесты).
Обработка результатов: по результатам наблюдения уровень познавательной активности детей на логопедических занятиях оценивается как высокий, средний или низкий.
Высокому уровню познавательной активности детей на логопедических занятиях соответствует:
- эмоционально положительная реакция детей на приглашение к занятию;
- адекватная скоростная реакция на начало занятия;
- вопросы к логопеду о предстоящем занятии, его теме;
- устойчивость внимания к предлагаемым заданиям;
- интерес к занятию от его начала до конца;
- живая эмоциональная реакция на предлагаемую деятельность;
- искреннее желание справиться со всеми трудностями, встречающимися по ходу занятия.
Среднему уровню познавательной активности детей на логопедических занятиях соответствует:
- спокойная реакция детей на приглашение к занятию (не наблюдается резкого оживления, но нет и проявлений негативизма);
- поведение ребенка на занятии можно оценить как пассивное: интереса не проявляет, активного участия не наблюдается);
- при непосредственном обращении, ребенок реагирует адекватно;
- внимание неустойчивое;
- эмоциональный фон пассивный.
Низкому уровню познавательной активности детей на логопедических занятиях соответствует:
- резко отрицательная эмоциональная реакция детей на приглашение к занятию;
- попытки отсрочить время начала занятия;
- отсутствие каких-либо вопросов о предстоящем занятии;
- повышенная отвлекаемость детей в течение всего занятия;
- пассивная или негативная реакция на предлагаемые задания;
- нежелание преодолевать встречающиеся трудности, равнодушие к происходящему.
С целью выявления уровне развития познавательной активности у детей дошкольного возраста было проведено исследование на базе ДОУ №17 «Дюймовочка» г.Волжска, РМЭ. В диагностики принимали участие воспитанники логопункта (дети старшей и подготовительной групп): в количестве 12 человек.
В результате проведенного обследования на выявление уровня развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста и особенности их мотивационной сферы, были получены следующие данные:
1. Методика «Сказка» Н.И. Гуткиной.
Таблица 1.
| 2011-2012 | 2012-2013 | 2013-2014 |
Доминирование познавательного мотива | 20% | 60% | 80% |
Доминирование игрового мотива | 80% | 40% | 20% |
Обследование показало, что среди старших дошкольников с речевыми нарушениями в 2011-12 учебном году только (20%) детей изъявили желание дослушать предложенную сказку до конца, несмотря на интересный сюжет и эмоциональное чтение. Остальные дети (80%) с удовольствием откликнулись на предложение оставить чтение и вернуться к игре. Но уже в 2013-14 учебном году у (80 %) детей познавательный мотив доминировал.
2. Педагогическое наблюдение.
В ходе педагогического наблюдения за поведением детей на логопедических занятиях, были получены следующие данные.
Таблица 2.Уровни познавательного интереса
| 2011-12 | 2012-13 | 2013-14 |
Высокий уровень | - | 50% | 80% |
Средний уровень | 15% | 20% | 10% |
Низкий уровень | 85% | 30% | 10% |
Как видно из таблицы, в начале обучения на логопедических занятиях в 2011-12 г. Преобладал низкий уровень познавательного интереса; с высоким уровнем не выявлено ни одного ребенка. В процессе обучения и воспитания на логопедических занятиях уже в 2013-14г. дети продемонстрировали высокий уровень познавательной активности.
Таким образом, результаты педагогического наблюдения свидетельствуют о том, что использование на логопедических занятиях игровой мотивации и правильного эмоционального настроя, повышают заинтересованность детей в проводимых с ними занятиями и стремятся к конечному результату : коррекция речевых нарушений.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к методике «Сказка» по определению доминирования
познавательного или игрового мотивов
Сказка
ПОЧЕМУ ЗАЙЦЫ ЗИМОЙ БЕЛЫЕ ШУБКИ НОСЯТ *
Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц. Мороз расхвастался:
- Я самый сильный в лесу. Любого одолею, заморожу, в сосульку превращу.
- Не хвастай, Мороз Васильевич, не, одолеешь? - говорит заяц.
- Нет, одолею!
- Нет, не одолеешь! - стоит на своем заяц.
Спорили они, спорили и надумал Мороз заморозить зайца. И говорит:
- Давай, заяц, об заклад биться, что я тебя одолею.
- Давай, согласился заяц. **
Принялся тут Мороз зайца морозить. Стужу-холод напустил, ледяным ветром закружил. А заяц во всю прыть бегать да скакать взялся. На бегу-то не холодно. А то катается по снегу да поет:
Князю тепло,
Князю жарко!
Греет, горит –
Солнышко ярко!
Уставать стал Мороз, думает: "До чего ж крепкий заяц!" А сам еще сильнее лютует, такого холода напустил, что кора на деревьям лопается, пни трещат. А зайцу все нипочем - то на гору бегом, то с-горы кувырком, то чертогоном по лугу носится.
Совсем из сил Мороз выбился, а заяц и не думает замерзать. Отступился Мороз от зайца:
- Разве тебя, косой, заморозишь - ловок да прыток ты больно! Подарил Мороз зайцу белую шубку. С той поры все зайцы зимой ходят в белых шубках.
** Чтение прерывается после слов: "Давай, — согласился заяц".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика познавательной активности детей среднего дошкольного возраста
Диагностика познавательной активности детей среднего дошкольного возраста...

Диагностика мотивации познавательной активности
Методика мотивации к познавательной деятельности «Нелепицы»Автор Р.С. Немов...
Диагностика интегративных качеств личности по развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через детское экспериментирование
Детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самосто...

Диагностика познавательной активности детей
Диагностика познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования(по методике Л.Н.Прохоровой, Т.И.Бабаевой, О.В.Киреевой)...
Методы диагностики познавательной активности дошкольников
В данной публикации раскрыты методики диагностики познавательной активности дошкольников: методика прерывания процесса деятельности,методика "Сказка",методика Д.Б.Годовикова"Таинст...