Постановка звука [С]
материал по логопедии (подготовительная группа) на тему
Постановка звука [С]
Правильная артикуляция:
Губы растянуты в улыбке, зубы сближены на расстоянии до 1 мм.
Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка выгнута, боковые края языка прижаты к коренным зубам. Воздушная струя узкая, холодная, сильная.
При произношении звука «С» могут быть следующие нарушения:
1. Звук «С» отсутствует в речи ребенка (сигматизм);
2. Звук «С» заменяется другим звуком.
Наиболее распространенными являются следующие виды замен:
- губно-зубной парасигматизм (замена на «Ф»);
- призубный парасигматизм (замена на «Т»);
- шипящий парасигматизм (замена на «Ш»);
3. Звук «С» произносится искаженно.
Наиболее распространенные искажения:
- межзубный сигматизм;
- боковой сигматизм;
- носовой сигматизм.
Для того чтобы начать постановку звука, необходимо подготовить органы артикуляционного аппарата. Предлагаем примерный комплекс артикуляционных упражнений.
После того, как отработаны подготовительные упражнения, можно приступать кпостановке звука.
Существует несколько способов постановки звуков:
1. По подражанию.
Вместе с ребенком садитесь перед зеркалом и показывайте ребенку правильную артикуляцию звука «С». Попросите ребенка открыть рот, улыбнуться, распластать язык, напряженным кончиком упереться в нижние резцы и пропустить по языку «ветерок», слышится звук «С».
2. По подражанию с введением игровых приемов:
– насосом накачиваем колесо (с-с-с);
- дует холодный ветер (с-с-с);
- сдувается шарик (с-с-с);
- подуй в бутылочку с узким горлышком (получится звук с-с-с).
3. От опорных звуков.
Для звука «С» это звуки «И» и «Ф». Звук «И» одинаковый по месту образования (переднеязычный), кончик языка за нижними резцами и одинаковый подъем передней части спинки языка. Звук «Ф» — одинаковый по способу образования (щелевой), отрабатывается направленная воздушная струя. Когда опорные звуки ребенок научился произносить хорошо, попросите его произнести звук «И», сблизить зубы и пропустить по языку ветерок, получается свист, напоминающий звук «С».
4. Механическим способом.
Взять узкую палочку (спичку), зубочистку (без острых краев), положить посередине на распластанный язык, упирающийся в нижние резцы. Губы в улыбке, попросить ребенка зубами прикусить палочку, затем с силой плавно выдуть воздух. Тыльной стороной ладони ребенок должен ощутить выдыхаемую струю воздуха. Слышится звук «С». Далее, когда этот прием отработан, делаем то же, но без палочки. Звук «С» поставлен.
Конечно, когда звук у ребенка отсутствует поставить его легко, но чаще встречается, когда ребенок заменяет его на другие звуки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»
В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим специфику нарушений в прои...
Этап постановки звука. Занятие по постановке звука Р
Постановка звука Р при дислалии...
Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....
Конспект индивидуального логопедического занятия по подготовке к постановке и постановке звука [C].
В копилку логопеда....
Постановка звуков.Постановка звука «Ть»
Переднеязычные : Постановка звука «Ть» ...