Консультация для педагогов "Роль логоритмических занятий для детей с нарушением речи".
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

         Важнейшей задачей, определяющей особую значимость логопедической ритмики как одного из звеньев логопедической коррекции, является формирование и развитие у детей с речевой патологией сенсорных и двигательных способностей как основы воспитания, речи и устранения речевых нарушений.

     Логопедическая ритмика, содействует всей коррекционно-воспитательной и логовосстановительной работы с детьми, страдающими расстройствами речи.

Развитие движений, в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс. Перевоспитание нарушенных функций и дальнейшее развитие сохраненных функций требует от ребенка собранности внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти: эмоциональной (если процесс обучения вызывает заинтересованность и соответственно с этим эмоциональный отклик); образной – при восприятии наглядного образца движений; словесно-логической – при осмысливании задачи и запоминании последовательности выполнения логоритмических заданий; двигательно-моторной – в связи с практическим выполнением заданий; произвольной – без которой невозможно сознательное, самостоятельное выполнение упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_po_logoritmike_dlya_pedagogov.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Роль логоритмических занятий для детей с нарушением речи

Назарова О.Ю.

Учитель – логопед

МАДОУ Детского сада №7

пгт Серышево

2012г

      Важнейшей задачей, определяющей особую значимость логопедической ритмики как одного из звеньев логопедической коррекции, является формирование и развитие у детей с речевой патологией сенсорных и двигательных способностей как основы воспитания, речи и устранения речевых нарушений.

     Логопедическая ритмика, содействует всей коррекционно-воспитательной и логовосстановительной работы с детьми, страдающими расстройствами речи.

Три кита, на которых стоит логопедическая ритмика – это движение, музыка и речь.

   Развитие движений, в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс. Перевоспитание нарушенных функций и дальнейшее развитие сохраненных функций требует от ребенка собранности внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти: эмоциональной (если процесс обучения вызывает заинтересованность и соответственно с этим эмоциональный отклик); образной – при восприятии наглядного образца движений; словесно-логической – при осмысливании задачи и запоминании последовательности выполнения логоритмических заданий; двигательно-моторной – в связи с практическим выполнением заданий; произвольной – без которой невозможно сознательное, самостоятельное выполнение упражнения.

    Комплексное воздействие, осуществляемое на основе логоритмических упражнений, позволяет решить следующие задачи:

укрепить костно-мышечный аппарат,

изменить общую реактивность организма,

разрушить патологические динамические стереотипы,

способствуют формированию двигательных кинестезий, пространственно-временных представлений,

развивает способность произвольно передвигаться в пространстве.

     Опосредованно данная система работы имеет большое значение для развития темпа и ритма речевого дыхания, развития орального праксиса, укрепления мимической мускулатуры, формирования фонетической системы, развития темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи, умения сочетать движения и речь, т.е подчинять их единому ритму.

Достижение целей логоритмики и решение указанных задач осуществляется с учетом следующих принципов:

1.Принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявление детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку коррекционного обучения – с другой.

2.Принцип развивающего обучения (основывается на идее Л.С.Выготского о “зоне ближайшего развития”), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребенка.

3.Принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия.

4.Принцип сознательности и активности детей означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приемы активизации познавательных способностей детей.

5.Принцип доступности и индивидуальности, предусматривающий учет возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых и музыкальных заданий.

6.Принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям.

7.Принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых зрительных и двигательных образов детей.

Реализация всех этих принципов происходит через использование следующих средств:

упражнений, активизирующих внимание;

Например,1. «Полёт».

Дети бегут на носках по кругу друг за другом, взмахивая руками, как крыльями. На 1 удар бубна – приседают («ворона садится на кочку»), на 2- садятся на одно колено и разводят руки в стороны («ворона садится на куст»), на 3 – встают подняв руки в стороны («дерево»).

2. «Как заяц от лисы прятался»

Дети – зайцы прыгают на 2-х ногах по залу в произвольном направлении. На 1 удар – приседают(«прячутся за куст»), на 2 – ложатся на пол («прячутся в снегу»).

упражнений, регулирующих мышечный тонус;

Например,

ходьбы и маршировки в различных направлениях;

счетных упражнений, формирующих чувство музыкального темпа;

ритмических упражнений;

упражнений на развития дыхания, голоса и артикуляции;

пения;

упражнений в игре на музыкальных инструментах;

самостоятельной музыкальной деятельности;

игровой деятельности;

упражнений для развития творческой инициативы.

Дети, имеющие речевые дефекты, отличаются рядом личностных особенностей. У них может быть снижена работоспособность, наблюдается двигательная расторможенность, либо вялость, недоразвитие ряда психомоторных функций, имеет место общая моторная неловкость.

Использование элементов и методов логоритмики помогает в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки, отрабатывать артикуляционные, мимические, голосовые упражнения, постепенно формировать координацию движения и рефлекс сосредоточения.

Комплексы логоритмических упражнений могут включаться  на занятиях в виде динамической паузы, в подвижных играх, музыкальный руководитель может  использовать данные упражнения как часть музыкального занятия.

Работа по логоритмики, включает три этапа:

1.подготовительный этап;

2.этап формирования первичных произносительных навыков;

3. этап формирования коммуникативных умений.

На подготовительном этапе обычно используются упражнения на развитие:

общих речевых навыков дыхания голоса;

упражнения на формирование чувства ритма и темпа;

артикуляционные и мимические упражнения;

игры на развитие всех видов внимания и памяти;

упражнения, способствующие формированию фонематического восприятия;

подвижные игры с разнообразными дидактическими заданиями.

Все эти виды заданий сочетаются с упражнениями на развитие общей и мелкой моторики, ориентации в пространстве, координации движений и регуляции мышечного тонуса.

На этапе формирования первичных произносительных умений в основной части логоритмических занятий я провожу следующие упражнения:

упражнения на выработку длительного направленного выдоха;

упражнения в произнесении вновь поставленных звуков;

упражнения координации движений с речью;

упражнения на развитие слухового внимания, а на его основе фонематического слуха;

На этапе формирования коммуникативных навыков идет работа над автоматизацией звука в предложениях и введение его в свободную речь.

В начале этого этапа используются  дидактические задания, включающие речевой материал, насыщенный соответствующими звуками.

Очень полезны на этом этапе разнообразные творческие задания: инсценировки стихов, песен, разыгрывание по ролям.

Логоритмические приемы позволяют детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, создать благоприятную атмосферу для усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей.

Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти. Так же логоритмические приемы содействуют эстетическому воспитанию.

Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:

Пальчиковая гимнастика, песни и стихи, сопровождаемые движением рук.

Развитие мелкой моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти.

Музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами.

Развитие речи, внимания, умения ориентироваться в пространстве.

Развитие чувства ритма.

Логопедическая (артикуляционная) гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения. Укрепление мышц органов артикуляции, развитие их подвижности.

Развитие певческих данных.

Чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков, фонопедические упражнения.

Коррекция звукопроизношения, укрепление гортани и привитие навыков речевого дыхания.

Упражнения на развитие мимических мышц.

Коммуникативные игры и танцы.

Развитие эмоциональной сферы, ассоциативно-образного мышления, выразительности невербальных средств

общения, позитивного самоощущения.

Упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям. Развитие мышечно-двигательной и координационной сферы.

Упражнение на развитие словотворчества.

Расширение активного запаса детей.

Упражнения логопедической гимнастикой рекомендуется выполнять сидя: такое положение обеспечивает прямую осанку, общее расслабление мышц тела. В артикуляционную гимнастику включаются статические и динамические упражнения для языка и губ. Дозировку повторений одних и тех же упражнений определяется с учетом характера и тяжести речевого нарушения. Детям, которым не удается овладеть артикуляционными навыками, оказывается целенаправленная индивидуальная помощь.

Большое значение на логоритмических занятиях имеет музыка, поэтому в этой работе важна тесная связь с музыкальным руководителем. Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом, а с нашей стороны осуществляется постоянный контроль за точностью их выполнения. Амплитуда и темп упражнений согласовывается с динамикой звучания музыки.

Пальчиковые игры и речедвигательные упражнения на занятиях логоритмики также проводятся совместно с музыкальным руководителем под музыкальное сопровождение. Главной задачей этих игр является ритмическое исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями.

Упражнения разучиваются поэтапно: сначала движения, затем текст, потом все вместе. Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен с движениями, пальчиковых игр должно проходить без излишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме.

При работе над дыханием особое внимание обращается на развитие продолжительного, равномерного выдоха у детей. Хорошо развивает продолжительность выдоха и мелодико-интонационную сторону речи пение. И здесь  тоже необходима помощь музыкального руководителя. Подбираются эмоционально-выразительные, образные песни с доступным текстом, фразы в которых должны быть короткими.

 Выделяются следующие направления работы:

• развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия;

• формирование правильного дыхания - упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания

• развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц

• развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций

• развитие мелкой моторики - пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики

Тема. Домок-теремок.

Цель. Преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Задачи. Совершенствовать грамматический строй речи. Развитие речевого дыхания, речевого слуха, тонкой, общей и артикуляционной моторики, пантомимики, внимания, мелодико-интонационной стороны речи, чувства ритма, музыкального слуха, слухо-двигательной координации. Увеличение объема памяти.

Воспитывать выразительность движений, переключаемость с одного поля деятельности на другое, умение перевоплощаться, умения согласовывать музыку с движением, положительной установки на занятие.

Оборудование: домик для Мишки, игрушка Мишка, гимнастические палки.

Ход занятия:

Дети входят в зал под спокойную мелодию и становятся в круг.

- Ребята, вы любите сказки? Тогда приготовьтесь, сейчас я расскажу вам о том, какой домок-теремок Медведь построил. (Раз, два, три – сказка приди.) Звучит спокойная музыка.

- Кто в сказке живет? (медведь)

- Какой медведь? (большой, бурый, косолапый.

-Сколько у медведей ушей? Лап?

-Чей хвост у медведя?

- Итак, сказка начинается. Лес. Тихо и холодно стало в лесу. Идет по лесу Миша-медведь.

- Давайте покажем, как Мишка ходит.

Дети встают в круг на ковре и показывают походку медведя под музыкальное сопровождение.

- Молодцы! Садитесь на стульчики.

Дети садятся на стульчики.

- Слушайте сказку дальше. Ходил он по лесу и задумался, а где же ему жить? Думал-думал и придумал. Решил себе дом построить, теплый да крепкий.

Работа над мелкой моторикой

Стихотворение с движением с движениями «Дом»

Молоточком я стучу, Ударяют кулачками друг о друга.

Дом построить я хочу. Соединяют кончики пальцев над головой.

Строю я высокий дом, Поднимают прямые руки вверх.

Буду жить я в доме том. Хлопают в ладоши.

Логопед произносит стихотворение и показывает детям дом.

Вот построен новый дом,

Поселился Мишка в нем.

Очень Мишкин дом большой,

Он и с печкой, и с трубой.

- Что построил Миша? (новый дом)

- Какой получился дом? (большой, с печкой и трубой)

- Мише-медведю темно в большом доме, давайте зажжем фонарик в нем.

Дыхательная гимнастика.

Упражнение «Зажжем фонарик».

Логопед предлагает детям подойти к домику, опустить руки, сделать спокойный вдох, «послать воздух в животик», а на выдохе сделать губы трубочкой и подуть на фонарик.

- Живет Мишка в новом доме, радуется теплу и уюту. Да стал он задумываться: «Мне-то хорошо, тепло. А как же живут наши дети? Чему они научились в детском саду? Миша смотрит из окошечка, а мы ему покажем чему мы научились:

1. Дети показывают ходьбу в чередовании с бегом под музыку.

2. Дети у избушки Миши «косят траву» (сочетание движения с речью под музыку, соблюдая ритм).

«Коси коса, коси коса,

Пока не высохла трава».

3. Дети показывают чередование ходьбы и бега в сочетании с речью под музыку.

«Дядя Стёпа длинноногий

По дороге зашагал.

Мальчик Петя вслед за дядей

По дорожке побежал».

4. Канон.

Дети разбиваются на 2 группы. Одна группа отстаёт от другой на 4 шага. Первая группа идёт, а вторая—хлопает, и наоборот.

5. Игра «Будь внимательным».

Дети идут парами. На громкий сигнал пары останавливаются и руки поднимают вверх.

6. Игра «Мы любим друг друга». Дети встали в круг, взялись за руки и образовали круг, а затем пошли в центр круга под музыку на 4 шага и 4 хлопка, а потом разошлись.

Итог занятия:

1. Чему мы сегодня учились?

2. Что вам понравилось?

3. Педагог хвалит детей и обращает внимание детей на то, что Миша сидит улыбается.

Дети спокойно выходят из зала под звучание «В доме моем».

Таким образом, ребята становятся  более эмоциональные, приобретают двигательную уверенность, легче двигаются под музыку. Речь становится  более выразительной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей :РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

Воображение складывается в процессе жизни ребёнка, в его деятельности, под определяющим влиянием условий жизни, обучения и воспитания.Важную роль в pазвитии воображения имеет художественное воспитание...

Консультация для педагогов -Падежные конструкции у детей с нарушениями речи

Падежные конструкции у детей с ОНРУ детей с ОНР, а таких детей в наших логопедических группах – большинство, наблюдается недостаточная развитость грамматических форм языка. Одним из ее проявлени...

Консультация для воспитателей "Особенности физического воспитания детей с нарушением речи"

Данный материал будет полезен воспитателям и инсрукторам по физической культуре, работающим с детьми логопедических групп....

Консультация для родителей. Артикуляционная гимнастика для детей с нарушением речи.

Артикуляционной гимнастикой называется комплекс специально разработанных специалистами упражнений для тренировки и укрепления органов артикуляции, к которым относятся губы, язык и нижняя челюсть....

Консультация для педагогов -Падежные конструкции у детей с нарушениями речи

Падежные конструкции у детей с ОНРУ детей с ОНР, а таких детей в наших логопедических группах – большинство, наблюдается недостаточная развитость грамматических форм языка. Одним из ее проявлени...

Комплексы логоритмических упражнений для детей с нарушениями речи (4-6 лет)

Комплексы логоритмических  упражнений для детей с нарушениями речи (4-6 лет)...

Использование логоритмических упражнений для детей с нарушениями речи при организации режимных моментов в течение дня

Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе использования логоритмических упражнений для детей с нарушениями речи при организации режимных моментов в течение дня.С каждым годом р...