Консультация для педагогов -Падежные конструкции у детей с нарушениями речи
статья по логопедии (старшая группа) на тему
Падежные конструкции у детей с ОНР
У детей с ОНР, а таких детей в наших логопедических группах – большинство, наблюдается недостаточная развитость грамматических форм языка. Одним из ее проявлений является неверное употребление падежных окончаний форм, ошибки в согласовании и управлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
padezhnye_konstruktsii.docx | 25.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Тема: «Падежные конструкции у детей с нарушениями речи»
Падежные конструкции у детей с ОНР
У детей с ОНР, а таких детей в наших логопедических группах – большинство, наблюдается недостаточная развитость грамматических форм языка. Одним из ее проявлений является неверное употребление падежных окончаний форм, ошибки в согласовании и управлении.
Среди ошибок грамматического оформления речи наиболее специфичны следующие:
- Неправильное употребление существительных в различных падежах:
Винительный падеж, ед. число. Чаще всего допускаются ошибки при употреблении слов, которые обозначают неодушевленные предметы, дети смешивают с родительным падежом: увидел топора, стула; ошибаются они и при употреблении слов с беглой гласной в корне: нарисовал лефа (льва).
Винительный падеж, мн. число.
Родительный падеж, ед. число. Ошибки в основном на ударение. Например, часть тела кого? Часть чего? Ответ: Хвост павлинА, ножка стОла, опять же – хвост лефа.
Родительный падеж, мн. число. Это самый трудный для детей падеж. Полет детской фантазии безграничен. Весьма затрудняет детей употребление числа существительных в зависимости от числительных, числительные 1, 2, 3, 4 вызывают не такие большие трудности, как числительные , начиная от «5» ("На ветке висит пять вишнев"; «5 куклов, 6 платий, 7 вёдров, 8 карандашов, 9 стулов, 10 окнов, деревов; собирательные числительные - "двое пуговицей"; "пара варежков"). Большее количество ошибок дети допускают при употреблении среднего рода.
Дательный падеж, ед. число. Ошибки допускаются реже, чем в родительном падеже. Происходит смешение падежей, они заменяют на родительный падеж. Например: «дадим сено козЫ, цветок пчелЫ».
Дательный падеж, мн. число. Ошибки: опускают предлоги, заменяют его на именительный падеж. Например: «пчелки подлетели цветы», «дадим птицы»
Творительный падеж, ед. число. Заменяют слова в данном числе и падеже на множественное число дательного падежа; окончания женского рода превращаются в окончания мужского и среднего рода.
Например: «едим ложком», «вилком», «чистим щетком».
Творительный падеж, мн. число. Замены на множественное число именительного падежа. Например: «едут за птицы, за кошки».
Предложный падеж, ед. число. Ошибки в ударении, например: где нашлись бусы? - «на шкАфе, на пОле, на стОле».
Предложный падеж, мн. число. Это сложные для детей конструкции, допускают много самых разнообразных ошибок. Например: на чем могут передвигаться люди? – «на мотоциклы, на мотоциклов, мотоциклав; на самолеты, на самолетыв, на автобусых, на автобусыв, на автобусы, на автобусов», «лежат на столов, на столы».Идет смешение нескольких падежей: заменяют на именительный, родительный.
- Неправильное согласование нескольких частей речи в разных падежах.
При этом дети допускают много ошибок. Вариантов может быть очень много. Например, дана картинка, по которой надо составить предложение: Девочка нашла двух полосатых котят. Что составляют наши дети? «Два полосатых котятов, двух полосатым котятам, о двум полосатым котятам» и т.д.
Игры и упражнения для формирования падежных конструкций
Именительный падеж
«Назови парные картинки»
Шар – шары, оса – осы; кубик – кубики; глаз – глаза; стул – стулья.
«Назови картинки по порядку»
Запомнить, перевернуть – назвать их в том же порядке.
«Найди себе пару»
Разбить детей на две команды. Первая получает картинки с изображением одного предмета, вторая – с изображением нескольких. Ребенок из первой команды говорит: «У меня дерево». Из другой – «У меня деревья». Эти дети становятся рядом.
«А у вас?» (по картинкам, игрушкам, предметам).
- У меня кукла, а у тебя? – А у меня куклы.
«Назови, кто это?» (по парным картинкам).
Котенок – котята.
«Кто пришел, и кто ушел?» (по фигуркам или картинкам животных и их детенышей).
«Кто что нарисовал?»
- Что нарисовал мальчик? – Шар.
- Что нарисовала девочка? – Шары.
«Магазин».
У меня машина, а в магазине что? – Машины.
«Измени слово, как я».
Лист – листья, стул – стулья.
«Какое слово я задумала?».
Две картинки: «- онок» - медвежонок, « - ата» - медвежата.
«Где нарисован мак, а где – маки?»
«Помоги закончить предложение».
Рано утром запели …
«Назови, какой и какие предметы».
«Будем мы сейчас играть и картинки называть».
Виноград, арбуз, брусника,
Помидор, укроп, черника,
Грач, ворона, воробей,
Крот, комар и муравей.
Родительный падеж
С числительными понятиями – много, мало, 2, 3, 4, 5.
«Один – много»: конь – коней, гусь – гусей.
«Докончи предложение» (по картинкам)
В лесу много деревьев, грибов, ягод …
«Чего здесь много, а чего мало?»
«Поручения» - игра с мишкой.
- Попроси мишку принести тебе 5 кубиков.
- Что сделал мишка?
«Нет и много».
Выдать детям по три фишки. На вопрос дети должны отвечать «нет» или «много».
- В раздевалке есть варежки?
- В пенале есть карандаши?
За каждый неправильный ответ отбирается фишка. Выигрывает тот, у кого останется больше фишек.
«Магазин».
Дети покупают разное количество предметов (один лимон, много лимонов и т.д.)
«Парные картинки».
Подобрать к своей картинке парную и сказать, чего на ней много.
«Чего много в магазине?»
(по стихотворению С. Михалкова «Андрюшка»)
Лежали на полке, стояли на полке
Слоны и собаки, верблюды и волки,
Пушистые кошки, губные гармошки,
И утки, и дудки, и куклы – матрешки.
«Какие предметы называют со словом пара?»
«Сколько их?»
(по картинкам с изображением животных)
«Угадай, кого я спрятала?»
Телят, котят и т.д.
Полезны упражнения в употреблении обобщающих слов перед однородными членами предложения, например: Тетя купила много продуктов: печенья, конфет, хлеба. Мы видим много фруктов: яблок, груш, апельсинов.
«Угадай по листу дерево?»
(березу, тополь и др.)
«Это часть какого предмета?»
Крыша дома, спинка стула и т.д.
«Угадай, чего не стало?»
«Чего не хватает Мише, чтобы перейти улицу?»
Дательный падеж
Для обозначения предмета, в интересах которого совершается действие.
С предлогом «У», к которому направлено действие для обозначения предмета. С предлогом «ПО» для обозначения предмета.
«Кому дать?»
Встали дети в кружок,
Увидали флажок.
Кому дать, кому дать?
Кому флаг передать?
- Я дам флажок Кате.
«Кому какой корм ты дашь?»
(по картинкам или предметам) – Молоко я дам кошке.
«Кому что нужно для работы?»
Врачу – градусник, повару – половник.
«Передай ключ».
Дети садятся в круг, логопед начинает игру: - Я даю ключ Тане, а она Саше и т.д.
«Кому – что?» (стихотворение В. Сапгира)
Иголке – нитка, забору – калитка,
Книжке – обложка, мышке – нора,
А братишке – сестра.
Утке – пруд, а лентяю – труд.
Солнышку – лето, рифмы – поэту.
И всем воскресенье нужно без сомненья.
«Кому что не хватает?»
Сумка – Доктору Айболиту, кисточка – Незнайке.
«Чему обрадовалась девочка?»
«К чему подъехала машина?»
Винительный падеж
Направленный на неодушевленные и одушевленные предметы.
Инсценировка сказки «Репка»
Уродилась репка, вросла в землю крепко.
Тянет дед, потянет – вытянуть не может.
Кто придет в огород, кто ему поможет?
Мышка за кошку, кошка за Жучку,
Жучка за внучку, внучка за бабку,
Бабка за дедку, дедка за репку.
Вытащили, вытащили репку!
«Экскурсия в зоопарк».
Кого ты видел в зоопарке?
«Кого Красная Шапочка видела в лесу?»
Волчат, лисят и т.д.
«Что ты взял?» (с опорой на картинки, предметы).
«Дай мне…».
Выполнить инструкции: Что ты сделал?
«Кто что любит?»
Собака косточку, кошка молоко и т.д.
«Кого (что) ты видел в магазине?»
Рассмотреть картинки, запомнить, перевернуть и назвать, какие игрушки можно купить в магазине.
«Закончи предложение» (с опорой на картинки).
Папа читает … книгу. Мама моет …дочку. Бабушка вяжет …носки.
«Сундучок с картинками»
Я картину положила в разноцветный сундучок.
Ну-ка, Таня, подходи, вынь картинку, назови.
- Что ты вытащила? – Красное яблоко, синее ведро.
Для обозначения места, с предлогами «В», «НА».
«Кто самый наблюдательный?».
Логопед или ребенок останавливают взгляд на любом предмете, находящемся в комнате, говоря при этом начало фразы: «Я смотрю на…» Дети добавляют: цветок.
«Что куда?»
Все расставить по местам: куклу – на полку, цветы - на подоконник и т.д.
Для обозначения преодоления препятствий, с предлогом «ЧЕРЕЗ».
Выполнить инструкции: перешагни через кубик. Что ты сделал?
Творительный падеж
«Чем ты будешь рисовать шар?»
Ручкой, кисточкой, карандашом… Чем еще можно рисовать?
«Кто кем работает?»
«Закончи предложение».
Пол подметают (чем?) … веником (дополняет тот, у кого соответствующие картинки).
С признаками времени.
«Когда это бывает?»
Зимой, весной, вечером и т.д.
Для обозначения совместности, с предлогом «С».
«Догадайся, кто с кем разговаривает?»
«Найди свое место»
«С кем ты стоишь?»
«С чем едят?»
С хлебом, с супом, с мясом и т.д.
«Кто с чем вышел погулять?»
С игрушками и со спортивным инвентарем.
«Кто с кем вышел погулять?» (по теме «Животные»)
Для обозначения цели, с предлогом «ЗА».
«Кто за кем стоит?»
«Кто за чем прячется?»
Для обозначения местонахождения, с предлогами «ПОД», «НАД»
«Где сейчас красный мяч?»
Над столом, под столом…
«Узнай, куда спряталась игрушка?»
Дети должны сказать, где стояли (над, под) игрушки.
Потешка о дружбе (по картинкам)
Сыр «дружит» с кефиром, а сахар с зефиром.
Кукла «дружит» с крышкой, а жираф с мартышкой.
Морковь «дружит» с картошкой, а рояль с гармошкой.
Перо «дружит» с вороной, а король с короной.
Матрац «дружит» с кроваткой, а портфель с тетрадкой.
Гараж «дружит» с шофером, а укроп с помидором.
Предложный падеж
Для обозначения предмета, о котором идет речь, с предлогом «О».
«Кто о ком заботится?»
Лиса о лисятах, кошка о котятах.
«О чем мечтает Оля?»
Для обозначения места с предлогами «В», «НА».
«Кто где живет?»
Медведь в берлоге, лиса в норе.
«Где хранят вещи?»
В шкафу, в буфете …
«Что где растет?»
Ель, яблоня, ромашка…
«Поможем Незнайке»
Дети исправляют Незнайку: - Кошка сидит в крыша.
«Где лежит, где стоит предмет?»
«Догадайся, где я был?»
Я видел белку, ежа …в лесу
«Солнечный зайчик»
«Кто где?»
Скворцы на березе, дети на диване…
«Где их можно увидеть?»
В лесу, в зоопарке, в цирке…
Любопытный светлячок
В нашей группе – новичок –
Любопытный светлячок.
Для начала сел …(на пол),
А потом шмыгнул … (под стол),
Ничего там не нашел
И решил залезть … (на стол).
Посидел он … (на столе),
А потом скользнул … (по мне).
Сел он …(на мое плечо),
Стало очень горячо.
Посветил он мне …(в глаза),
Я нахмурилась слегка.
Испугался и бежать!
Где он. Где же – не видать (за спиной).
За спиной сидеть нет толку,
Лучше прыгну я …(на полку),
Книжки умные стоят, и шалить мне не велят!
Скучно мне – скажу я вам,
Лучше загляну … (в карман).
В кармане пусто и темно.
Лучше посмотрю .. (в окно).
Вот где весело и ярко,
Раздает весна подарки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по теме ‘’Ателье, ткани, одежда” Конспет занятия может быть использован педагогами коррекионным ГДОУ для детей с нарушениями речи
Конспект занятияУчителя-логопеда д/с №15 Петроградского района г. Санкт-ПетербургаПанариной Т.М. Методическая тема: И...
Консультация для педагогов -Падежные конструкции у детей с нарушениями речи
Падежные конструкции у детей с ОНРУ детей с ОНР, а таких детей в наших логопедических группах – большинство, наблюдается недостаточная развитость грамматических форм языка. Одним из ее проявлени...
Консультация для педагогов коррекционных групп для детей с нарушением зрения. Тема: «Основные особенности адаптации стимульного материала для детей с нарушением зрения»
Материалы данной консультации расскажут о том, какие требования предъявляются к демонстрационному и раздаточному материалу при организации образовательного процесса с детьми с нарушением зрения, а так...
Консультация для педагогов ДОУ "ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД" ( с картотекой подвижных игр во время ЛОК).
Летнюю работу в ДОУ принято называть оздоровительной. Этим определяется ее основная цель.Важно максимально использовать летний период для укрепления здоровья и отдыха детей....
Консультация для педагогов Арт-терапия как средство коррекции нарушения речи у детей дошкольного возраста
Консультация для педагогов...
Консультация для педагогов «Театральная деятельность как средство коррекции нарушений речи детей»
Театральная деятельность - это самый яркий, интересный, активный вид детского творчества....
Консультация для педагогов. Тема: "Особенности развития детей с нарушением речи"
Консультация для педагогов, которые начинают работать или работают совсем недавно с детьми с ТНР. Разобраны основные виды речевых нарушений, особенности развития психических процессов детей с ТН...