Использование логоритмических упражнений для детей с нарушениями речи при организации режимных моментов в течение дня
консультация по логопедии (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoritmicheskie_uprazhneniya_nushtaeva.pptx | 2.8 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЛОГОРИТМИКА = РЕЧЬ + ДВИЖЕНИЯ + МУЗЫКА
Логоритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Виды логоритмических упражнений: пальчиковые игры или массаж пальцев. упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. стихотворения, сопровождаемые движениями. упражнения, регулирующие мышечный тонус. речевые упражнения без музыкального сопровождения. речевые и музыкальные игры. упражнения для развития музыкального слуха. различные виды ходьбы и бега под музыку. ритмические упражнения, пение. мимические упражнения. упражнения на релаксацию под музыку.
Цель логоритмических занятий - преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Логоритмику можно использовать как самостоятельный метод, так и как часть занятия. На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы: последовательность ; постепенное усложнение и повторяемость материала; отработка ритмической структуры слова; четкое произношение доступных по возрасту звуков; обогащение словаря детей.
Развитие неречевых процессов Развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти. развитие дыхания, голоса; выработка умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координация речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха. В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми:
Логоритмические игры и упражнения в режимных моментах. Варианты использования логоритмических упражнений в режимных моментах группы: утренняя гимнастика с речевыми звукоподражаниями. проговаривание потешек , приговорок, чистоговорок во время режимных процессов - умывания, одевания на прогулку, подготовки к НОД. динамические паузы между НОД. физкультурные сюжетные формы НОД с использованием речевого материала. логоритмические физкультминутки во время образовательного процесса. бодрящая гимнастика со звукоподражанием. подвижные игры с речетативом и движениями. логоритмические досуги.
Примеры логоритмических упражнений для дошкольников. Дыхательно – артикуляционный тренинг «Ветер, ветер...» Цель: развитие неречевого и речевого дыхания, умения контролировать силу и длительность выдоха. Методика проведения: Дети имитируют дуновения ветерка в разное время года, используя для этого различные фонемы. У Весны ветер ласковый и нежный, теплый - ф-ф-ф-ф. У Лета - жаркий, согревающий - х-х-х. У Осени - прохладный - с-с-с. У Зимы - холодный, студеный - в-в-в-в. Вдох производится носом, выдох ртом - без напряжения. Для создания образа теплого ветра, дети широко открывают рот и дуют на ладошку. Холодный ветер изображается долгим выдохом, через вытянутые губы. Ветер общается с нами: его можно ощутить, услышать, увидеть.
«Поющий мяч» Цель: воспитание плавного, длительного речевого выдоха с помощью заданных педагогом гласных звуков определенной высоты, развитие координации звука и голоса. Игровой материал: мяч. Методика проведения : Дети сидят по кругу на полу. В руках у педагога мяч. Показывая артикуляцией губ определенную гласную, он направляет мяч к одному из детей, сидящих в кругу. Пока мяч катится, необходимо пропевать звук. Ребенок, получивший мяч, прокатывает его следующему участнику, озвучивая весь путь. Музыкальный руководитель дает интонационную опору для исполнителя. Примеры логоритмических упражнений для дошкольников.
Примеры логоритмических упражнений для дошкольников. Игровой массаж и пальчиковая гимнастика «Что - где?» Цель: формирование адекватной самооценки, снятие мышечного напряжения с помощью игрового массажа. Методика проведения: педагог читает потешку , по ходу чтения выполняет движения обеими руками. Дети повторяют эти движения. Вот глаза у нас какие: Голубые, голубые, прикрыть ладонями глаза, чтобы свет не проникал; быстро заморгать, затем закрыть и расслабить глаза; Носик – пуговкой у нас, Указательный палец поставить на кончик носа, медленно приблизить к нему глаза; Брови – ниточкой у глаз. Движения глазами вверх, чтобы «видеть» макушку, подушечкой указательного пальца левой руки поглаживаем правую бровь, а правой рукой левую; Ушки маленькие, Большими и указательными пальцами теребим мочки ушей Губки аленькие, Облизываем губы по часовой стрелке; Щечки, Мягкие поглаживания по щекам; Шейка, Обнять ладошками шею и медленно вести по шейному отделу позвоночника; Лобик, Соединить пальцы рук на середине лба и медленно, слегка надавливая, вести в разные стороны; Рот Вытягивать рот «трубочкой» и растягивать в улыбке; И наш пухленький живот! Поглаживание по часовой стрелке
Примеры логоритмических упражнений для дошкольников. Повстречались два котенка - Мяу - мяу! Соединяют свой мизинец правой руки с мизинцем правой руки ребенка; Два щенка - ав - ав! Соединяют безымянные пальцы; Два жеребенка - иго-го! Соединяет средние пальцы; Два козленка – ме-е! Соединяют указательные пальцы; Два быка - му -у! Смотри, какие рога! Соединяют большие пальцы; двумя пальцами (указательным и мизинцем) делает ребенку «козу». Речевые игры и ролевые стихи «Повстречались» Цель: развитие памяти, координации речи и согласованных движений пальцев рук. Методика проведения : Педагог читает стихотворение, соединяя пальцы своей руки с пальцами ребенка. Ребенок дополняет фразу педагога звукоподражанием голосам животных.
Игро -гимнастика «У ребят порядок строгий…» Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, выполнение коллективных, согласованных действий. Методика проведения: Дети маршируют по залу и произносят слова: У ребят порядок строгий, Знают все свои места, Ну-ка, быстро повторите так, Как, покажу вам я! После последней строчки педагог показывает, как нужно построиться: руки перед собой округлые - в круг, руки в стороны на уровне плеч - в шеренгу, две вытянутые перед собой руки - в колонну. Физкультминутка «Аист» Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной. — Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу. — Топай правою ногою, топай левою ногою, снова — правою ногою, снова — левою ногою. После — правою ногою, после — левою ногою. И тогда придешь домой . Примеры логоритмических упражнений для дошкольников.
Эмоционально-волевой тренинг «Звери лесные» Цель: развитие способности экспрессивно выражать эмоции с помощью мимических движений. Методика проведения: Педагог: «Мы с вами в лесу. Подул ветерок и разбудил зверей. Медведю это не понравилось, лиса удивилась, ежик испугался, а заяц прислушался, кто там?». Дети выполняют мимический этюд. «Здравствуй» Цель : развитие коммуникативных навыков, инициативности поведения, быстроты реакции. Методика проведения: Дети входят в зал друг за другом, встают в круг. Педагог: «Давайте поздороваемся друг с другом». Дети протягивают правую руку в центр круга. Руки детей соприкасаются. Качая ими вверх и вниз, они произносят слова: «Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку мне давай!» С концом последней фразы нужно выбрать себе партнера и притянуть его за руку к себе . Примеры логоритмических упражнений для дошкольников.
Креативный тренинг «Шляпы» Цель: создание в воображении образов на основе характерных признаков предметов, поощрение инициативного поведения, употребление различных интонационных конструкций. Игровой материал: разноцветные лоскуты ткани по количеству детей. Музыкальный материал: «Спокойная ходьба» музыка Р. Леденеева или любая спокойная музыка. Методика проведения: Каждый участник выбирает себе лоскут и кладет на голову, как шляпу. Все начинают двигаться по залу под спокойную музыку, произнося слова несколько раз с различной интонацией: «Наши шляпы удивительны, наши шляпы восхитительны!». Любой из участников может прервать эти слова командой: «Раз, два, три – стряхни!» Услышав команду, дети должны скинуть лоскутки с головы, не помогая себе руками . Примеры логоритмических упражнений для дошкольников.
Под влиянием регулярного включения логоритмических игр и упражнений у детей прослеживается положительная динамика в различных сферах: перестройка речедвигательной , сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной систем; улучшается произношение звуков, речь становится более четкой и выразительной; появляется стойкий интерес и потребность к музыкально-двигательным занятиям; легче происходит осваивание необходимого объема движений танцев; формируются основы культуры движения, правильная осанка; оттачивается умение понимать ориентировку на себе и от себя; появляются такие личностные качества, как уверенность, активность, целеустремленность, желание показать свои достижения .
ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ В РАБОТЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование фольклорных жанров в повседневной жизни ребенка и в организации режимных моментов.
Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор — сказки и малые фольклорные жанр...
Развитие коммуникативных навыков детей раннего возраста в процессе организации режимных моментов
Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования способностей, определяющих дальнейшее его развитие. Каждый из детей проходит свой путь ,проживает свою единственную жизнь. И как она с...
доклад на тему: « Познавательное развитие детей раннего возраста в процессе организации режимного момента»
материал из опыта работы с детьми раннего возраста...
Доклад.Тема: « Познавательное развитие детей раннего возраста в процессе организации режимного момента».
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческо...
Педагогический опыт "Логоритмические упражнения как средство коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста"
Логоритмические игры развивают двигательные умения детей, их познавательные способности, дают возможность задействовать свое тело и творчески выразить себя. Упражнения совершенствуют зрительное...
Комплексы логоритмических упражнений для детей с нарушениями речи (4-6 лет)
Комплексы логоритмических упражнений для детей с нарушениями речи (4-6 лет)...