Использование логоритмических упражнений для детей с нарушениями речи при организации режимных моментов в течение дня
консультация по логопедии (старшая группа)

Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе использования логоритмических упражнений для детей с нарушениями речи при организации режимных моментов в течение дня.
С каждым годом растет количество детей с различными речевыми нарушениями. Необходимо искать новые, более эффективные и интересные формы коррекции речи для детей дошкольного возраста. Использование элементов логоритмики на коррекционных занятиях посредством музыкально-эмоционального, двигательного и речевого воздействия способствуют преодолению речевой патологии и в конечном итоге социальной реабилитации детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmicheskie_uprazhneniya_nushtaeva.pptx2.8 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Использование логоритмических упражнений для детей с нарушениями речи при организации режимных моментов в течение дня» Подготовила : Нуштаева Яна Андреевна, учитель-логопед

Слайд 2

ЛОГОРИТМИКА = РЕЧЬ + ДВИЖЕНИЯ + МУЗЫКА

Слайд 3

Логоритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Виды логоритмических упражнений: пальчиковые игры или массаж пальцев. упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. стихотворения, сопровождаемые движениями. упражнения, регулирующие мышечный тонус. речевые упражнения без музыкального сопровождения. речевые и музыкальные игры. упражнения для развития музыкального слуха. различные виды ходьбы и бега под музыку. ритмические упражнения, пение. мимические упражнения. упражнения на релаксацию под музыку.

Слайд 4

Цель логоритмических занятий - преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Логоритмику можно использовать как самостоятельный метод, так и как часть занятия. На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы: последовательность ; постепенное усложнение и повторяемость материала; отработка ритмической структуры слова; четкое произношение доступных по возрасту звуков; обогащение словаря детей.

Слайд 5

Развитие неречевых процессов Развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти. развитие дыхания, голоса; выработка умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координация речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха. В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми:

Слайд 6

Логоритмические игры и упражнения в режимных моментах. Варианты использования логоритмических упражнений в режимных моментах группы: утренняя гимнастика с речевыми звукоподражаниями. проговаривание потешек , приговорок, чистоговорок во время режимных процессов - умывания, одевания на прогулку, подготовки к НОД. динамические паузы между НОД. физкультурные сюжетные формы НОД с использованием речевого материала. логоритмические физкультминутки во время образовательного процесса. бодрящая гимнастика со звукоподражанием. подвижные игры с речетативом и движениями. логоритмические досуги.

Слайд 7

Примеры логоритмических упражнений для дошкольников. Дыхательно – артикуляционный тренинг «Ветер, ветер...» Цель: развитие неречевого и речевого дыхания, умения контролировать силу и длительность выдоха. Методика проведения: Дети имитируют дуновения ветерка в разное время года, используя для этого различные фонемы. У Весны ветер ласковый и нежный, теплый - ф-ф-ф-ф. У Лета - жаркий, согревающий - х-х-х. У Осени - прохладный - с-с-с. У Зимы - холодный, студеный - в-в-в-в. Вдох производится носом, выдох ртом - без напряжения. Для создания образа теплого ветра, дети широко открывают рот и дуют на ладошку. Холодный ветер изображается долгим выдохом, через вытянутые губы. Ветер общается с нами: его можно ощутить, услышать, увидеть.

Слайд 8

«Поющий мяч» Цель: воспитание плавного, длительного речевого выдоха с помощью заданных педагогом гласных звуков определенной высоты, развитие координации звука и голоса. Игровой материал: мяч. Методика проведения : Дети сидят по кругу на полу. В руках у педагога мяч. Показывая артикуляцией губ определенную гласную, он направляет мяч к одному из детей, сидящих в кругу. Пока мяч катится, необходимо пропевать звук. Ребенок, получивший мяч, прокатывает его следующему участнику, озвучивая весь путь. Музыкальный руководитель дает интонационную опору для исполнителя. Примеры логоритмических упражнений для дошкольников.

Слайд 9

Примеры логоритмических упражнений для дошкольников. Игровой массаж и пальчиковая гимнастика «Что - где?» Цель: формирование адекватной самооценки, снятие мышечного напряжения с помощью игрового массажа. Методика проведения: педагог читает потешку , по ходу чтения выполняет движения обеими руками. Дети повторяют эти движения. Вот глаза у нас какие: Голубые, голубые, прикрыть ладонями глаза, чтобы свет не проникал; быстро заморгать, затем закрыть и расслабить глаза; Носик – пуговкой у нас, Указательный палец поставить на кончик носа, медленно приблизить к нему глаза; Брови – ниточкой у глаз. Движения глазами вверх, чтобы «видеть» макушку, подушечкой указательного пальца левой руки поглаживаем правую бровь, а правой рукой левую; Ушки маленькие, Большими и указательными пальцами теребим мочки ушей Губки аленькие, Облизываем губы по часовой стрелке; Щечки, Мягкие поглаживания по щекам; Шейка, Обнять ладошками шею и медленно вести по шейному отделу позвоночника; Лобик, Соединить пальцы рук на середине лба и медленно, слегка надавливая, вести в разные стороны; Рот Вытягивать рот «трубочкой» и растягивать в улыбке; И наш пухленький живот! Поглаживание по часовой стрелке

Слайд 10

Примеры логоритмических упражнений для дошкольников. Повстречались два котенка - Мяу - мяу! Соединяют свой мизинец правой руки с мизинцем правой руки ребенка; Два щенка - ав - ав! Соединяют безымянные пальцы; Два жеребенка - иго-го! Соединяет средние пальцы; Два козленка – ме-е! Соединяют указательные пальцы; Два быка - му -у! Смотри, какие рога! Соединяют большие пальцы; двумя пальцами (указательным и мизинцем) делает ребенку «козу». Речевые игры и ролевые стихи «Повстречались» Цель: развитие памяти, координации речи и согласованных движений пальцев рук. Методика проведения : Педагог читает стихотворение, соединяя пальцы своей руки с пальцами ребенка. Ребенок дополняет фразу педагога звукоподражанием голосам животных.

Слайд 11

Игро -гимнастика «У ребят порядок строгий…» Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, выполнение коллективных, согласованных действий. Методика проведения: Дети маршируют по залу и произносят слова: У ребят порядок строгий, Знают все свои места, Ну-ка, быстро повторите так, Как, покажу вам я! После последней строчки педагог показывает, как нужно построиться: руки перед собой округлые - в круг, руки в стороны на уровне плеч - в шеренгу, две вытянутые перед собой руки - в колонну. Физкультминутка «Аист» Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной. — Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу. — Топай правою ногою, топай левою ногою, снова — правою ногою, снова — левою ногою. После — правою ногою, после — левою ногою. И тогда придешь домой . Примеры логоритмических упражнений для дошкольников.

Слайд 12

Эмоционально-волевой тренинг «Звери лесные» Цель: развитие способности экспрессивно выражать эмоции с помощью мимических движений. Методика проведения: Педагог: «Мы с вами в лесу. Подул ветерок и разбудил зверей. Медведю это не понравилось, лиса удивилась, ежик испугался, а заяц прислушался, кто там?». Дети выполняют мимический этюд. «Здравствуй» Цель : развитие коммуникативных навыков, инициативности поведения, быстроты реакции. Методика проведения: Дети входят в зал друг за другом, встают в круг. Педагог: «Давайте поздороваемся друг с другом». Дети протягивают правую руку в центр круга. Руки детей соприкасаются. Качая ими вверх и вниз, они произносят слова: «Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку мне давай!» С концом последней фразы нужно выбрать себе партнера и притянуть его за руку к себе . Примеры логоритмических упражнений для дошкольников.

Слайд 13

Креативный тренинг «Шляпы» Цель: создание в воображении образов на основе характерных признаков предметов, поощрение инициативного поведения, употребление различных интонационных конструкций. Игровой материал: разноцветные лоскуты ткани по количеству детей. Музыкальный материал: «Спокойная ходьба» музыка Р. Леденеева или любая спокойная музыка. Методика проведения: Каждый участник выбирает себе лоскут и кладет на голову, как шляпу. Все начинают двигаться по залу под спокойную музыку, произнося слова несколько раз с различной интонацией: «Наши шляпы удивительны, наши шляпы восхитительны!». Любой из участников может прервать эти слова командой: «Раз, два, три – стряхни!» Услышав команду, дети должны скинуть лоскутки с головы, не помогая себе руками . Примеры логоритмических упражнений для дошкольников.

Слайд 14

Под влиянием регулярного включения логоритмических игр и упражнений у детей прослеживается положительная динамика в различных сферах: перестройка речедвигательной , сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной систем; улучшается произношение звуков, речь становится более четкой и выразительной; появляется стойкий интерес и потребность к музыкально-двигательным занятиям; легче происходит осваивание необходимого объема движений танцев; формируются основы культуры движения, правильная осанка; оттачивается умение понимать ориентировку на себе и от себя; появляются такие личностные качества, как уверенность, активность, целеустремленность, желание показать свои достижения .

Слайд 15

ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ В РАБОТЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование фольклорных жанров в повседневной жизни ребенка и в организации режимных моментов.

Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор — сказки и малые фольклорные жанр...

Развитие коммуникативных навыков детей раннего возраста в процессе организации режимных моментов

Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования способностей, определяющих дальнейшее его развитие. Каждый из детей проходит свой путь ,проживает свою единственную жизнь. И как она с...

Доклад.Тема: « Познавательное развитие детей раннего возраста в процессе организации режимного момента».

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческо...

Педагогический опыт "Логоритмические упражнения как средство коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста"

Логоритмические игры развивают двигательные умения детей, их познавательные способности, дают возможность задействовать свое тело и творчески выразить себя. Упражнения совершенствуют зрительное...

Комплексы логоритмических упражнений для детей с нарушениями речи (4-6 лет)

Комплексы логоритмических  упражнений для детей с нарушениями речи (4-6 лет)...