"Характеристика компонентов коррекционно-развивающей среды".
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему
На развитие ребенка дошкольника большое влияние оказывает окружающая среда, а если это ребенок с нарушениями речи, то коррекционно-развивающая среда — это среда, в которой создаются условия для коррекции речи, стимуляции речевой деятельности и речевого общения. В образовательном учреждении в состав коррекционно-развивающей среды входит и логопедический кабинет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yayayayayaya.odt | 24.65 КБ |
Предварительный просмотр:
!!!!Письменная характеристика компонентов
коррекционно-развивающей среды.
Введение
На развитие ребенка дошкольника большое влияние оказывает окружающая среда, а если это ребенок с нарушениями речи, то коррекционно-развивающая среда — это среда, в которой создаются условия для коррекции речи, стимуляции речевой деятельности и речевого общения. В образовательном учреждении в состав коррекционно-развивающей среды входит и логопедический кабинет.
Создавая коррекционно-развивающую среду логопедического кабинета, я стремлюсь к тому, чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, подвижной, вызывала у детей стремление к самостоятельной деятельности.
Считаю, что основное назначение логопедического кабинета — создание рациональных условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. Это предполагает, во-первых, предметную среду с корригирующим, развивающим и оздоравливающим компонентами; во-вторых, научно-методическое(технологическое) сопровождение образовательного процесса; в третьих, наличие логопедической документации и, в-четвертых, информативный блок для педагогов и родителей.
Создание развивающей среды является одной из задач коррекционной программы, которая реализуется в процессе НОД логопеда с детьми. Для организации предметной среды в кабинете я учитываю все, что будет способствовать оптимальной речевой коррекции при становлении базовых характеристик личности каждого ребенка:
- закономерности психического развития дошкольников;
- показатели здоровья;
- психофизиологические коммуникативные особенности;
- уровень общего и речевого развития.
В своей профессиональной деятельности я руководствуюсь учетом речевых нарушений, темпом продвижения каждого ребенка, созданием условий для его речевого развития независимо от уровня исходной подготовленности и речевого дефекта.
При создании предметно-пространственной среды использую следующие общие принципы:
- принцип дистанции, организация пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», которая способствует устанавлению необходимого контакта с детьми;
- принцип активности. Это возможность активно участвовать в создании своего предметного окружения;
- принцип стабильности — динамичности, предусматривающий создание условий для изменения и создания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроением, меняющимися возможностями детей;
- принцип гибкого зонирования, позволяющий детям заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу;
- принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
- принцип эстетической организации среды, сочетание привычных и неординарных элементов;
принцип открытости-закрытости, то есть готовности среды к изменению, корректировке, развитию;
- принцип «половых и возрастных различий» как возможности для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами.
Предметную среду логопедического кабинета проектирую в соответствии с программой, которая реализуется в образовательном учреждении. При отборе предметного содержания развивающей среды ориентируюсь на «зону ближайшего развития», то есть на завтрашние возможности детей.
Предметно-пространственная среда насыщается содержанием, расчитанным на различные уровни речевого развития ребенка.
Речевой материал регулярно обновляю по мере исправления нарушенных звуков. Игры, игрушки и пособия систематически меняю в течение года. Это позволяет организовывать развивающую среду в стенах логопедического кабинета, создать комфортные условия, обеспечивающие безопасность детей и эмоционального благополучия.
Создание особого пространства в логопедическом кабинете — необходимое условие качественной коррекционной работы в ДОУ.
По целенаправленному оснащению и применению я разделяю кабинет на несколько рабочих зон:
- Зона по коррекции произношения располагает (настенным зеркалом с лампой дополнительного освещения, 2 стола, 4 стула для занятий), зеркала, предметные и сюжетные картинки, наборы игрушек, картотека, раздаточный материал для индивидуальных и подгрупповых занятий, комплект зондов, настольно-печатные и дидактические игры, дыхательные тренажеры, изображения основных артикуляционных упражнений).
- Зона сенсорного развития (звучащие игрушки, карточки, настольно-печатные, дидактические игры, игрушки для развития тактильных ощущений)
- Зона моторного конструктивного развития (обводки, массажные мячики, шнуровки, разрезные картинки и пазлы, мозаика, конструктор).
- Зона игр и игрушек( модели транспорта, фигурки людей и животных, разрезные картинки и пазлы с изображениями машин).
Заключение
Такая разнообразная коррекционная-развивающая среда позволяет мне проводить индивидуальные и подгрупповые занятия в игровой деятельности с детьми разного возраста и решать различные коррекционные задачи. А разнообразные методические пособия дают возможность, действуя с ними, повышать интерес к занятиям, активизировать речевую деятельность детй. Организация коррекционно-развивающей среды в кабинете логопеда имеет важное значение при формировании высших психических функций с проблема в развитии. Правильно-организованная предметная среда развивает интеллектуальную, нравственно-волевую и эмоциональную сферы личности дошкольника.
Созданная среда выполняет коррекционную, образовательную, развивающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции.
Развивающая предметно-пространственная среда, организованная в моем кабинете, помогает эффективно решать коррекционные задачи в психологически комфортных условиях, позволяет повысить уровень коррекционно-развивающей работы. Это является оптимальным условием для коррекции работы в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
характеристика изменений в жизни детей и педагогов в ходе реализации принципа индивидуализации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ
Характеристика изменений в жизни детей и педагогов в ходе реализации принципа индивидуализации предметно-пространственной среды ДОУ рассматривается с точки зрения реализации разных целей в и...
Теоретический семинар Тема: Представление о понятии «среда» Структурно-содержательная характеристика образовательной среды
Среда человека охватывает совокупность природных (физических, биологических, химических) и социальных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь человека.Ч...
Письменная характеристика компонентов предметно-развивающей среды.
Основные направления создания предметно-пространственной среды отражены в «Концепции построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования», разработанн...
Консультация для воспитателей "Характеристика эколого-развивающей среды в ДОУ".
Материал содержит рекомендации, как правильно создать экологическое пространство в ДОУ....
Письменная характеристика предметно-развивающей среды в старшей группе
"Письменная характеристика предметно-развивающей среды в старшей группе"...
Письменная характеристика предметно - развивающей среды.
Характеристика компонентов предметно- развивающей среды....