Применениние наглядного моделирования в логопедической работе с детьми, имеющими ОНР.
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) на тему
Как учителю-логопеду образовательного учреждения, мне приходится искать эффективные вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала.
Одним из таких средств является наглядное моделирование.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_doklad.docx | 28.72 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»
«Применениние наглядного моделирования в логопедической работе с детьми, имеющими ОНР.»
Подготовила учитель-логопед:
Сусликова Л.С.
2014 год
За последние годы резко возросла речевая патология дошкольников.
У 70% детей, посещающих детский сад, имеются признаки задержки речевого развития разной степени выраженности: осложнённые формы ОНР. К сожалению, в нашем детском саду тоже есть дети средней, старшей и подготовительной группы нуждающиеся в коррекции речевых нарушений.
Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими. Он может понятно выражать свои мысли и желания, задать вопросы, договорится со сверстниками о совместной игре. И наоборот, дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся молчаливыми, замкнутыми, а некоторые раздражительными. Необходимо, чтобы дети как можно раньше говорили правильно и красиво.
Как учителю-логопеду образовательного учреждения, мне приходится искать эффективные вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала.
Одним из таких средств является наглядное моделирование.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.
Актуальность данного метода использования в работе с дошкольниками состоит в том, что: наглядное моделирование способствует устранению недостатков звуковой стороны и смысловой стороны речи и развитию неречевых функций: внимание, память, восприятие.
В этом новизна, актуальность и отличие метода от других. Педагог может решать самые разные познавательные и творческие задачи. Доказательство этому - многолетние исследования, проведенные под руководством Л.А.Венгера, А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина, Н.Н.Поддъякова. Эффективным способом решения проблемы развития интеллекта и речи ребенка является метод моделирования.
Обучение моделированию целесообразно начинать в дошкольном возрасте, так как, по данным Л.С.Выготского, Ф.А.Сохина, О.С.Ушаковой, дошкольный возраст - это период наиболее интенсивного становления и развития личности. Развиваясь, ребенок активно усваивает основы родного языка и речи, возрастает его речевая активность. Дети употребляют слова в самых разнообразных значениях, выражают свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями: учатся сравнивать, обобщать и начинают понимать значение абстрактного слова.
Целью данного метода является :
Достижение соответствия устной речи по всем параметра языковых норм с помощью метода наглядного моделирования.
Задачи наглядного моделирования:
Устранять дефекты звукопроизношения и развивать фонематический слух.
Развивать навыки анализа и синтеза.
Уточнять, расширять и обогащать лексический запас дошкольников.
Формировать лексико – грамматический строй речи.
Развивать связную речь.
Исходя из этого, логопедия опирается на следующие основные принципы:
Принцип комплексности: устранение речевых нарушений должно носит комплексный, медико-психолого-педагогический характер.
Принцип развития: организация логопедической работы осуществляется с учетом ведущей деятельности ребенка.
Дидактические принципы: наглядность, доступность, индивидуальный подход.
Опыт работы с детьми, имеющими нарушения речи, позволил выделить некоторые эффективные приемы наглядного моделирования, применение которых повышает интерес детей и позволяет добиться значительных результатов в коррекции речи дошкольников. Это:
- Пиктограммы (символические изображения, замещающее слово)
- Замещения (вид моделирования, при котором объекты замещаются другими)
- Мнемотаблицы (служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи)
Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах:
- Как средство временного общения, когда ребенок не говорит, но в перспективе может овладеть звуковой речью;
- Как средство постоянного общения для ребенка, неспособного говорить и в будущем;
- Как средство, облегчающее развития общения, речи;
- Как подготовительный этап к освоению письма и чтения с детьми с проблемами в развитии;
- Как средство, помогающее изложить мысли в устной форме.
Условными заместителями могут выступать символы различного характера:
Геометрические фигуры или полоски;
Символические изображения предметов;
Планы и условные обозначения, используемые в них.
Мнезис в переводе с латинского означает память. Таким образом, мнемотаблицы призваны облегчить запоминание и увеличить объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций для формирования звукопроизношения, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, слоговой структуры.
Для развития точных движений органов артикуляционного аппарата используется артикуляционная гимнастика. На занятиях по постановке и автоматизации звуков я использую мнемотаблицы для проведения артикуляционной гимнастики, схемы артикуляции и характеристики звуков, а на этапах автоматизации и дифференциации звуков применяю мнемодорожки и мнемотаблицы для точного произношения стихотворного текста, рассказа, чистоговорок, разгадывания загадок.
При знакомстве дошкольников со звуками и обозначающими их буквами необходимо формирование акустико-артикуляционных образов звуков. Для закрепления связей между зрительным образом буквы и акустическим образом звука, на мой взгляд, невозможно без применения приемов наглядного моделирования. Такие занятия я провожу с опорой на схемы, пиктограммы, карточки-символы. При формировании навыков звуко-буквенного анализа и синтеза, слогового анализа, схемы и модели помогают школьникам определять количество, последовательность и место звуков, количество слогов в слове. Таким образом, у детей создаются необходимые предпосылки для формирования и закрепления навыков правильного письма и чтения.
Работа по развитию лексико-грамматических средств речи включает в себя формирование понятий «предлог», «слово», «предложение» мной также активно используются приемы наглядного моделирования, это графические схемы, пиктограммы, ребусы. Данные средства помогают целенаправленному формированию знаний учащихся о частях речи, обогащению и уточнению словаря, совершенствованию навыков правильного построения предложений, употребления предложно-падежных конструкций.
Детям с общим недоразвитием речи требуется специальное обучение, а затем длительные тренировочные упражнения по усвоению навыков словоизменения и словообразования, употребления предложных конструкций. Облегчить этот процесс, разнообразить его и сделать более интересным мне помогают мнемотехнические приемы. Для организации коррекционной работы для развития навыков словообразования использую дидактические игры с мнемотаблицами «Чьи детки» и многие другие.
Проблема нарушений связной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения. Несформированность навыков связной речи является серьезным препятствием для успешного обучения, и в – первую очередь по русскому языку и чтению. В современных психологических и методологических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения в ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.
Многие логопеды со мной согласятся, что формирование связной речи у детей с речевой патологией, а особенно у детей с ОНР – наиболее сложный раздел коррекционного обучения. Для построения навыков связного текста, активизации содержательной и языковой сторон речевых высказываний учащихся мной также используются приемы мнемотехники и наглядного моделирования в виде предметно-схематических моделей, мнемотаблиц, графических рисунков. Включение наглядных моделей в процесс обучения содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания.
Данные схемы служат своеобразным зрительным планом, которые помогают детям правильно излагать свои мысли, подбирать нужные слова и другие средства языка при программировании и построении логически последовательных и развернутых высказываний.
Работу над связной речью, я начинаю с пересказа. Пересказ является одним из легких видов монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы.
Анализ рассказов детей пересказанных после моего прочтения текста без зрительной опоры и с применением предметно-графической схемы показал, что пересказы с применением приемов мнемотехники и наглядного моделирования, облегчает воспроизведение рассказа, у многих детей они более содержательны, развернуты, наблюдается меньше аграмматизмов при конструировании высказываний.
Логопедические занятия по формированию связной речи включает в себя обучение учащихся составлению описательным рассказам. На протяжении многих лет одним из дидактических средств на моих занятиях являются схемы описательных рассказов. Данные схемы наравне с другими приемами позволяют формировать умения выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов. Происходит развитие обобщенных представлений о построении рассказа- описания предмета. Дети овладевают языковыми средствами, необходимыми для составления описательных рассказов. Идет активизация и уточнение имеющих знаний и представлений об окружающем.
Использование метода наглядного моделирования является опорой для формирования звукопроизношения, слоговой структуры слов, связной речи детей с ОНР, что в последующем облегчит овладение знаниями в период начального обучения в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРИМЕНЕНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОНР III УРОВНЯ
Формирование связной речи у детей с тяжёлым нарушением речи – одна из серьёзнейших проблем дошкольной педагогики. Несформированность речи отрицательно сказывается ...
Применениние наглядного моделирования в логопедической работе с детьми, имеющими ОНР. Презентация.
Как учителю-логопеду образовательного учреждения, мне приходится искать эффективные вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового матери...
Родительское собрание на тему "Применение наглядного моделирования в логопедической работе с детьми с ОНР"
Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу ребенок научился произносить все звуки родного языка, приобрёл достаточный словарный запас, мог правильно объединить слова в ...
Использование наглядного моделирования в логопедической работе с детьми, имеющие ОНР
Дети с ОНР (дети с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом) имеют речевую паталогию, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы. Использование наглядного м...
«Применение наглядного моделирования в логопедической работе с детьми, имеющими ОНР»
Уважаемые коллеги! Я хотела бы начать свое выступление со слов К. Д. Ушинского :Учите ребёнка каким-нибудьнеизвестным ему пяти словам –он будет долго и напрасно мучиться,но свяжите двадцать таки...
«Использование приёмов мнемотехники и наглядного моделирования в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
Овладение полноценной речью помогает адаптироваться ребёнку к жизни окружающих людей, к меняющемуся социуму, а также является активным, могучим стимулом всестороннего развития личности человека на про...
"Литотерапия" в логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи. Авторское наглядно-дидактическое пособие "Волшебные камешки"
Коррекция речевых нарушений при общем недоразвитии речи требует системного комплексного подхода. К традиционным методам воздействия, все больше добавляются нетрадиционные формы работы с целью достижен...