"ВЕСНА"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект
подгруппового занятия
в старшей группе
по формированию лексико-грамматических представлений
Тема: «Весна»
Учитель-логопед:
Т.Г. Куракина
Программное содержание:
Познание:
- Уточнить и расширить словарь по теме «Весна».
- Совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление предложений по картинкам).
- Развивать фонематические представления (закрепление представлений о гласных, согласных твердых и мягких звуках; выделение начальных звуков в словах).
- Совершенствовать умение делить слова на слоги.
- Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными).
- Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление.
Социализация:
- Поддерживать интерес к познавательной деятельности, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.
Коммуникация:
- Формировать навык самоконтроля и самооценки.
- Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.
Оборудование: картинки с изображением весенних признаков, предметные картинки, веточки дерева из картона, магниты, доска магнитная, фишки из картона красного, синего, зеленого цветов, мяч, магнитофон, схемы оригами.
Ход занятия.
Организационный момент.
- Ребята, отгадайте загадку.
Светает рано по утрам.
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает? (ответы детей)
- Правильно, это весна.
- Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о весне. Вспомните народные весенние приметы. (Длинные сосульки - к долгой весне. Апрель с водой - май с травой. Май холодный - год хлеборобный. И т.д.)
Составление предложений о весне по картинкам.
- Посмотрите, что нам передала “весна”? Это весенние веточки.
- Что появилось на ветках? (почки).
На столе перед детьми лежат картинки с изображением вниз. Дети переворачивают картинки, рассматривают их.
- На веточки повесьте, только те картинки, которые подходят к весенним признакам. Каждое предложение должно начинаться со слова «весной» (например, «Весной солнце светит ярко»; «Весной появляются первые цветы»; «Весной с юга прилетают птицы» и т. д.). Дети выбирают картинку, подходят к доске и с помощью магнитов прикрепляют ее на веточку.
- Посмотрите, какие замечательные, весенние веточки у нас получились.
Игра «Раздели слово на слоги».
-Ребята, мы с вами придумали предложения о природных явлениях весной. А из чего состоят предложения? (ответы детей). А каждое слово состоит из частей. Как эти части называются?
-Слоги.
-И сейчас мы с вами поиграем в игру:
Буду я сейчас водить,
Слова вслух произносить,
Слово нужно повторить
И на части разделить.
Я буду называть слово каждому, а вы с помощью хлопков должны определить количество слогов в нем.
Дети прохлопывают и определяют количество слогов в словах капель, весна, ледоход, оттепель, подснежник.
Релаксация, развитие диафрагмального типа дыхания.
Звучит музыка для релаксации.
Есть у нас игра такая,
Очень легкая, простая.
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье…
И становится понятно:
Расслабление – приятно.
-Сядьте ближе к краю стульчиков, обопритесь об их спинки, руки свободно положите на колени, закройте глазки. Не открывая глаз, положите ладонь на живот и почувствуйте, как он поднимается, когда вы делаете вдох, и опускается, когда вы делаете выдох. Вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох…
Весной природа пробуждается от зимнего сна, и мы с вами сейчас откроем глазки, опустим ручки, встряхнем ими… (Дети открывают глаза и выполняют движения).
Весной появляются первые весенние цветочки, они тянутся к солнышку. И мы с вами медленно поднимаем руки вверх, встаем и потянемся. Опустите руки, сядьте. Молодцы!
Игра «Назови первый звук».
На столах перед детьми разложены картинки, фишки красного, синего, зеленого цветов. Дети выбирают себе картинку и называют первый звук, также определяют, какой он: гласный, согласный твердый или согласный мягкий.
Физминутка.
Вот выходим мы на луг.
(Шагают на месте).
Я твой друг и ты мой друг!
(Руки вытягивают вперед и показывают на себя).
К солнцу дружно потянулись.
(Руки тянут с «Солнышку»).
Обнялись и улыбнулись.
(Обнимают друг друга и улыбаются).
Дети встают в круг. Логопед бросает мяч и называет слово, ребенок ловит мяч и повторяет это же слово, но перед ним вставляет нужную форму слова «весенний».
Например, день – весенний день, погода – весенняя погода и т. д.
Слова: настроение, небо, месяцы, трава, гроза, проталины, цветы, облако, солнце и т. п.
Игра «Назови ласково».
Педагог показывает предметные картинки, а дети называют этот предмет или явление ласково. Например, ручей. Ребенок говорит: «Ручеек» и т.д.
Оригами «Птица».
На доске висят схемы, как последовательно и правильно складывать бумагу. Логопед предлагает детям выполнить из бумаги «птиц».
Итог.
-А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии.
- Говорили о приметах весны.
- Делили слова на слоги.
Играли «Назови первый звук».
Играли в игру «Назови ласково».
Складывали оригами - «птиц».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Весна, весна красная, приди весна с радостью, с великою милостью."
Конспект занятия....
Конспект интегрированного занятия по окружающему миру "Весна, приметы весны, весна в лесу"
Конспект занятия для средней группы...
Музыкальное фольклорное развлечение "Весна, весна красная, приди, весна ясная"
В этом музыкальном развлечении дети знакомятся с календарными фольклорными играми, танцами, песнями, закличками, припевками....
Проект- презентация "Весна,весною,о весне."
Закрепление знаний о весенних изменениях в живой и неживой природе....
По планете шагает весна. Приход ее радует детей и взрослых. Тянется к теплу все живое. Оживает природа, воздух насыщен теплом и светом. Кругом пахнет весною. Начало весны -это большой праздник. Пусть весенний ветерок принесет Вам удачу! А пргулка в весенн
По планете шагает весна. Приход ее радует детей и взрослых. Тянется к теплу все живое. Оживает природа, воздух насыщен теплом и светом. Кругом пахнет весною. Начало весны -это большой праздник. Пусть ...
Конспект занятия по ознакомлению с окружеющим миром. "Весна- красна. Встреча весны. Заучивание заклички " Весна- Красна"
Конспект занятия по ознакомлеию с окружающим миром во второй младшей группе...
Весна, весна, весне дорогу!
Весна, весна, весне дорогу!Вот и весна: март, апрель, май. Все чувствуют её чудесные моменты; словно расцвета...