Формирование у воспитанников осознанного и ответственного отношения к выполнению правил безопасности в экстремальных ситуациях
консультация по логопедии (подготовительная группа) по теме

Юлина Эльвира Викторовна

Подготовить человека к чрезвычайным ситуациям, к умению находить выход из ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно на основе формирования у него системы знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, обучения практическим навыкам охраны жизни и здоровья, на основе формирования у него опыта безопасной жизнедеятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у воспитанников осознанного и ответственного отношения к выполнению правил безопасности в экстремальных ситуациях

Григорьева Людмила Васильевна воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №13» высшая квалификационная категория;

Юлина Эльвира Викторовна учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №13» высшая квалификационная категория, почетный работник общего образования  РФ.

Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях - одна из самых актуальных. Подготовить человека к чрезвычайным ситуациям, к умению находить выход из ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно на основе формирования у него системы знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, обучения практическим навыкам охраны жизни и здоровья, на основе формирования у него опыта безопасной жизнедеятельности [1, c.6]. К.Д.Ушинский писал, что “образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей” (1867-1869). [5]

Работая в МБДОУ «Детский сад № 13» г. Нефтеюганска, наблюдая за  детьми, имеющими нарушения зрения, мы увидели, что для воспитанников жизнедеятельности. Это подтверждают многочисленные исследования  Л.И.необходимо больше времени для овладения навыками безопасности Плаксиной, Л.И. Солнцевой, Л.П. Григорьевой, Е.Н. Подколзиной.

Результаты мониторинга воспитанников коррекционной группы: показали, что у 63 % детей не сформированы умения и навыки начальных основ безопасности жизнедеятельности. Воспитанники не могут быстро и правильно действовать в различных жизненных ситуациях, испытывают затруднения при выборе правильного выхода из них. Эти навыки необходимо сформировать уже в дошкольном возрасте, так как в последующей жизни они становятся просто необходимыми.

Знания формируются в процессе образования, следовательно, развитие у детей основ безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей. В решении которой, должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье детей .

Чтобы процесс формирования основ безопасности жизнедеятельности у воспитанников, способствующий  развитию активности и самостоятельности, осуществлялся целенаправленно и эффективно, необходимо использовать принципы: 

деятельности - включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую и другие виды деятельности  с целью стимулирования активной  жизненной позиции;

последовательности - любая новая ступень в развитии  ребенка  опирается на  освоенный навык  полученный ранее;

наглядности  – использование ярких, контрастных, цветных предметов;

 процесс гуманизации – во главу работы поставлен ребенок и забота о его здоровье и безопасности;

комплексности – проведение коррекционной работы сразу в нескольких направлениях:

  • развитие мелкой моторики,
  • навыков пространственного ориентирования,
  • формирование грамматического строя речи,
  • внимания и памяти;

интеграции - объединение нескольких видов деятельности, реализующихся в образовательном процессе;

 учет возрастных особенностей    - одно и то же содержание используется  в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей;

преемственности взаимодействия - с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей;

психологической комфортности - заключается в снятии стрессовых факторов;

дифференцированного подхода - решаются задачи эффективной педагогической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.

Работу проводилась по основным разделам:

  • Ребенок и другие люди.
  • Ребенок на улице.
  • Ребенок дома.
  • Ребенок и природа.

 Слабовидящие дети плохо различают отдаленные объекты, движущиеся предметы, им трудно определить форму, величину предмета, его пространственное расположение. Мы   включили в работу  для детей с  нарушением зрения адаптированный  материал:

-игровые тренажеры;

-макеты;

-рельефные, разъемные, раздвижные картинки;

-схемы;

-игры-лабиринты;

-копирование по точкам, по образцу;

-рисование шнуром, крупами;

-зашумленные и наложенные изображения;

-внешние и внутренние трафареты;

-перфокарты;

-«Волшебный рукав».

Специальные наглядные пособия используем для лучшего восприятия материала.

Для формирования навыков безопасного общения  с незнакомыми людьми подобрали цикл:

  • словесных игр,
  • тренингов,
  • творческих заданий,  
  • художественных произведений,
  • игровых ситуаций.

Для обучения детей правилам дорожного движения составили картотеку:

  • физкультурных минуток,
  • подвижных игр,
  • дидактических игр,
  • мультимедийных презентаций.

Для обучения детей правилам пользования электрическими приборами - повышенным источником пожарной опасности проводили:

  • беседы – обсуждения;
  • исследовательскую деятельность,  опыты;                                                                    
  • дидактические игры; игры-соревнования;
  • экскурсии по детскому саду: знакомство с системой оповещения, эвакуационными путями, - создавали проблемные ситуации;
  •  составляли творческие рассказы.            

                    Для обучения детей правилам взаимодействия с растениями и животными играли в       дидактические, сюжетно-ролевые игры;

  • читали художественную литературу;                                                                
  • подбирали народные приметы, пословицы;
  • сочиняли загадки.

Самый эффективный метод работы с детьми - практический: изучение окружающей действительности.

Практическая ориентировка - это умение ребенка обеспечить свою безопасность, особенно в ситуации “ребенок - пешеход”. Проводили экскурсии по территории детского сада, за территорией детского сада, целевые прогулки – для ознакомления с правилами поведения пешеходов на улице, для упражнений в практической ориентировке, по обеспечению личной безопасности. Знакомили с правилами уличного движения: по какой стороне тротуара следует идти, как переходить улицу, обходить стоящий на остановке транспорт, входить и выходить из него и т. д.

Работу проводили совместно с педагогами и специалистами: тифлопедагогом, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию.

Проведенная работа дала положительные результаты. Дети, имеющие низкий уровень развития, достигли среднего уровня (63%), а дети, имеющие средний уровень, достигли нормы (37%).

Список использованной литературы.

1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б.  Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. –СПБ.: «Детство-пресс», 2011.

 2. Алексеева Т.А. Основы безопасности жизнедеятельности. – М., 2000

 3. Андреев А.С. Безопасность жизнедеятельности. – М., 2004

4. Ананьев, В.А. Организация безопасности и жизнедеятельности дошкольников [Текст] / Ананьев В.А. – Томск; Томский гос. университет, 2000. – 220 с.

5. Серова А. А. К. Д. Ушинский о роли русского языка в воспитании человека // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2009. — № 2 - Педагогика. Психология.

6. Солнцева Л.И. Модели интегрированного обучения детей с нарушением зрения // Дефектология. – 1997. – №2.

7. Наша любовь и забота о детях, имеющих проблемы со зрением // Коррекционно-воспитательная работа в образовательном учреждении «Начальная школа – детский сад» для детей с нарушением зрения: Сб.статей / Под ред. Л.И.Плаксиной. М., 1998 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель-логопед Э.В.Юлина Раз словечко, два словечко

Слайд 2

Артикуляционная гимнастика – развития основных движений органов артикуляционного аппарата. Упражнения проводятся в игровой форме, например: «Сказка о веселом язычке».

Слайд 3

Дыхательная гимнастика. Игровые упражнения: «Задуй упрямую свечу», «Фокусы», «Сдуй снежинки с горки», «Паровоз» (ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движение колес, произнося при этом «чух-чух»), «Греем руки» (вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки). Используются различные пособия: поддувалочки, мыльные пузыри, надувные игрушки, перышки, самолетики.

Слайд 5

Комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения. Использование схем зрительных траекторий по В.Ф.Базарному для предупреждения зрительного переутомления.

Слайд 6

проведения физкультминуток Развитие общей моторики

Слайд 7

Су Джок терапия. Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук. Используются различные приспособления (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики)

Слайд 8

развитие мелкой моторики рук Используются пособия: сухие бассейны, счетные палочки, шнуровки, рамки-вкладыши; малые фольклорные формы: потешки, небольшие стихи, считалки; пальчиковые гимнастики с использованием массажа биологически активных зон.

Слайд 9

- по звукопроизношению; - по формированию лексико-грамматического строя речи; по развитию связной речи. Виды логопедических занятий:



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида №13»

Принято

На педагогическом совете №1

От 29.08.2014 года

Утверждаю

Заведующий МБДОУ «Детский сад №13»

Боченкова Н.П._________________

Дополнительная образовательная  программа

«Раз словечко, два словечко»

Нефтеюганск


Содержание

Наименование

Страница

1

Оглавление

2

Паспорт программы

3

Пояснительная записка

4

Перспективное планирование

5

Список литературы


Паспорт программы

Наименование программы

Дополнительная образовательная программа,  направленная на речевое развитие «Раз словечко, два словечко»

Обоснование выбора направления

законом РФ «Об образовании» № 273 от 29.12.2012года,

 закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»,

ФГОС дошкольного образования.

Заказчик

Родители (законные представители) воспитанников

Цель программы

Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединить простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Задачи

- Развивать речедвигательные и речеслуховые анализаторы.

- Развивать фонематический слух .

- Развивать речевое дыхание.

- Развивать мелодико-интонационную сторону речи.

- отрабатывать основные движения артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения всех звуков родного языка.

Ожидаемые результаты

У детей прослеживается  положительная динамика речевого развития.

Словарный запас около 3000 слов.

Знает свой адрес.

Пользуется предложениями из 5-6 слов.

Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными.

Умеет пересказывать.

Правильно произносит практически все звуки.

 Определяет право-лево у себя, но не у других.

 Знает простые антонимы (большой - маленький, твердый - мягкий).

 Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем.

Считает до 10.

Знает назначение предметов и может сказать из чего они сделаны

Система организации контроля  за исполнением программы

Заведующий МБДОУ «Детский сад №13» Н.П. Боченкова;

Заместитель заведующего по ВМР Енина Т.С.

Старший воспитатель Багирова О.И.

Как известно, звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за её отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Произношение звуков речи - это сложный двигательный навык. При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определённое положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять своё положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координирование.

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель - выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединить простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Задачи:

- Развивать речедвигательные и речеслуховые анализаторы;

- развивать фонематический слух;

- развивать речевое дыхание;

- развивать мелодико-интонационную сторону речи;

- отрабатывать основные движения артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения всех звуков родного языка.

Этапы коррекции звукопроизносительной стороны речи

  1. Подготовительный этап

Цель:    подготовить   речедвигательный    аппарат   к   постановке   звука. Артикуляционная гимнастика проводится в полном (максимальном) объеме.

  1.  Этап формирования первичных произносительных умений и навыков:

• постановка звука;

• автоматизация звуков;

• дифференциация

Цель: сформировать артикуляционный уклад воспитываемого звука. Преобладают статические упражнения;

- научить использовать вновь поставленный звук в различных языковых единицах (словах, фразах, текстах). Объем артикуляционной гимнастики постепенно уменьшается;

- научить различать артикуляцию близких звуков в собственной речи. Преобладают динамические упражнения.

III.   Этап формирования коммуникативных умений и навыков.

Артикуляционная гимнастика проводится с целью совершенствования дикции.

В процессе проведения артикуляционной гимнастики реализуются следующие принципы:

- целенаправленности

- соблюдения гигиенических требований;

- дозированности упражнений;

- учета возрастных особенностей.

Диагностический материал:

- картинки,

- игрушки,

- сказочные герои,

- стихотворные тексты.


Расписание занятий по реализации дополнительной образовательной программы

 «Раз словечко, два словечко»

Дни недели

Время реализации

Понедельник

16.00-16.20

Среда

16.00-16.20


Учебный план

по реализации дополнительной образовательной программы

Наименование услуги

Количество часов в неделю

Бесплатная дополнительная услуга

Группа 1

Группа 2

                       20 минут

20 минут

Программно - методическое обеспечение

Наименование услуги

Наименование программы

1.

«Раз словечко, два словечко»

Дыхательная  гимнастика А.Н. Стрельниковой


Приёмы,  применяемые при реализации программы.

Словесные методы: объяснение,  пояснения, подача команд, распоряжения, сигналы, сюжетный рассказ, беседа, словесная инструкция.

Наглядные методы: показ учителя-логопеда, использование наглядных пособий. 

Практические методы: к практическим методам относят повторение упражнений без изменения и с изменениями, а также проведение их в игровой форме.

Диагностический материал:

 - картинки

 - игрушки

- сказочные герои

- стихотворные тексты


Примерное перспективное планирование работы

Дата

Лексическая тема

Задачи учителя-логопеда

Содержание работы

Дидактический материал

1. Овощи, фрукты.

Активизировать речевую деятельность детей.

Развивать диалогическую речь, дыхание, тонкую, общую и артикуляционную моторику.

Закрепить знания детей о частях своего тела.

Учить употреблять простые предлоги НА,В

Д/И «Четвертый лишний», Д/И «Чего не стало?», Д/И  «Чудесный мешочек», Лото “Один – много, большой - маленький”

И/У «Соберем в корзину»,

И/У «Повтори за мной».

И/У «положи овощи справа, овощи слева», И/У «Что впереди, что сзади?», И/У «Урожай».

Пальчиковая гимнастика «Компот».   Пальчиковая гимнастики «У Лариски – две редиски». Речь с движением «Овощи»

Набор картинок  “Овощи и фрукты”

Муляжи овощей и фруктом “Корзина”

Настольная игра.

2. Наш город. Моя улица.

Развивать зрительное внимание и конструктивный праксис, мелкую моторику.

Учить обозначать расположение частей своего тела соответствующими пространственными терминами: права – левая, вверху – внизу.

Д/И «Магазин», Д/И«Что лишнее?», И/У «Кто больше?», Д/И «Найди ошибки художника», Д/И «Что где находиться?»

Упражнение «Строим дом».

Наблюдения. Упражнение «На закате тучки тают».

Атрибуты: хозяйственные товары, продукты, овощи, фрукты.

Иллюстрации города и микрорайона.

Октябрь

3. Лес. Грибы. Лесные ягоды.

Познакомить с частью речи  - предлоги.

Показать значение предлога в речи.

Развивать зрительное внимание и память.

Д/И «За грибами», Д/И «Отгадай и назови», Д/И «Назови ласково», Д/И «Какой, какое?»

Словесная игра «Подскажи словечко».

Пальчиковая гимнастика «За ягодами». Пальчиковая игра «Ягодка – малинка».

Иллюстрации: грибы, деревья, лесные ягоды.

Картинки с ягодами и вареньем.

4. Игрушки.

Учить употреблять простые предлоги: НА, В, ЗА.

Развивать зрительное внимание, память, формировать общую и мелкую моторику.

Д/И «Зачем нужны игрушки?», Д/И «Кто у нас в гостях?», Д/И «Познакомим мишку с игрушками», Д/И «Цепочка машин», Д/И «Где игрушка?», Д/И «Четвертый лишний».

Игровое упражнение «Похлопаем в ладоши», П/И «Лошадка». Пальчиковая игра «Игрушки».

Набор игрушек, салфетка, набор картинок и игрушками: машины разных размеров.

1. Одежда.

Формировать мелкую моторику (вырезание, выполнение шнуровки, застегивание).

Учить употреблять простые предлоги: В, НА.

Учить обозначать расположение частей тела соответствующими пространственными терминами, находить на своей одежде и правильно называть различные детали.

Развивать зрительное восприятие

Д/и «Для кого одежда?», Д/И «Куда наденем?», Д/И «Найди одежду», Д/И «Оденем куклу», Д/И «Найти одинаковые», И/У «Чьи вещи?», Д/И «Покажи кружок».

Заучивание стихотворений.

Пальчиковая гимнастика «Гномики – прачки», «Аленка».

Предметы одежды.

Картинки с изображением одежды.

Кукла, кукольная одежда.

Парные картинки одежды. Кружки разного цвета.

2. Обувь

Формировать мелкую моторику (вырезание, выполнение шнуровки, застегивание).

Учить употреблять простые предлоги: В, НА.

Учить обозначать расположение частей тела соответствующими пространственными терминами: правое – левое, вверху – внизу.

Развивать зрительное внимание.

Д/И «Найди обувь», Д/И «Что лишнее?», Д/И «Подбери пары тапочек».

Отгадывание загадок, заучивание потешек, заучивание стихотворения М.Смирновой «Таня – неумелочка».

И/У «Зашнуруй ботинок». Пальчиковая гим-ка «Обувь».

Детская обувь. Картинки: одежда, обувь. Карточки с тапочками. Игрушки. Шнуровки.

Ноябрь

3. Мебель

Уточнить пространственное представления выраженные предлогом НА.

Закрепить выработанные направления в заданиях.

Д/И «Что изменилось?», Д/И «Что прибавилось?», Д/И «Что привез грузовик?», словесная игра «Доскажи словечко», И/У «Добавь слово».

Пальчиковая гимнастика «Новая квартира», «Мебель».

Игрушечная мебель, предметные картинки, мебель

4. Посуда.

Предлог ПОД.

Уточнить пространственные представления выраженные предлогом ПОД.

Развивать мелкую моторику (раскрашивание).

Д/И «У белочки в гостях», Д/У «Назови предметы», Д/И «Найди посуду», Д/И «Дружит или не дружит?», Д/И «Построй по росту», И/У «Найди шкафчик для посуды», И/У «Слушай внимательно – выполняй старательно». Чтение стихотворения К.Чуковского «Федорино горе». Пальчиковая гим-ка «Помощьники». Речь с движением «Посуда».

 Предметы посуды.

Игрушечная посуда, одежда.

Картинки с изображением посуды.

Игровой поле, чашки разной величины.

1. Зима

Предлоги НА, У, ПОД.

Формировать мелкую моторику (штриховка, выкладывание кубиков).

Развивать зрительное внимание и память (прохождение лабиринтов).

Учит употреблять в речи простые предлоги.

Д/и «Идем на прогулку», Д/И «Нарисуем картинку», Д/И «Когда это бывает?», Д/И «Какое время года?», GTM100 игра «Ответь правильно», И/У «Что лепили дети из снега?», «Снеговики», «Найди одинаковых».  Словесное упражнение «Назови ласково», «Каким бывает?»,

Заучивание стихотворения «Первый снег»

Пальчиковая гимнастика «Снеговик», «Снежок».

Иллюстрации, картинки о зиме.

Альбомные листы, фломастеры, карандаши.

Картинки с Снеговиками.

2. Зимующие птицы (синица, воробей, ворона, сорока, снегирь)

Предлог ЗА.

Учить употреблять простые предлоги ЗА.

Развивать мелкую моторику (пальчиковая гимнастика)

Д/И «Чье гнездо?», Д/И «Отгадай, что за птица?», Д/И «У кормушки», слов.игра «Воробушки и автомобиль».

Заучивание чистоговорок.

Пальчиковая гимнастика «Сколько птиц?». Пальчиковая игра «Снегири».

Иллюстрации с изображение птиц.

Руль, маски воробьев, кормушка, иллюстрация с птицами.

Декабрь

3. Комнатные растения (герань, фиалка, розан, кактус)

Развивать общую моторику (речь с движениями, зрительное внимание и память).

Учить употреблять предлоги НА, В, ПОД

Д/И «Лепестки», Д/И «Четвертый лишний», «Что изменилось?»,  «Чего не стало?», И/У «Где цветок?».

Пальчиковая гимнастика «Где цветок?»

Разноцветные лепестки, картинки с цветами и предметами, комнатные растения, набор картинок с комнатными цветами.

4. Новый год.

Предлог ЗА.

Развивать зрительное внимание и память.

Учить употреблять простые предлоги ЗА, ПОД

Д/И «Что лишнее?», «Что закрыто на картинке?», «Кто где живет?», «Рассмотри и назови», «Отгадай загадку».

Слуховой диктант.

 Пальчиковая гим-ка «Елочка».

Предметные картинки. Картина Новый год.

Иллюстрации сказочных героев. Игрушки  - картинки.

1. Каникулы

2. Домашние птицы

Предлог ЗА.

Развивать общую моторику (подвижные игры по теме).

Развивать зрительное внимание и память.

Учить употреблять предлог ЗА.

Д/И «кто, где живет?», «В гости пришли птицы», «Где сидит птица?»

И/У «Что умеют птицы?», «Один – много», «Расскажи о птичке», «Расскажи о курочке».

Пальчиковая игра «Домашние птицы».

Пальчиковая гим-ка «Уточка».

Иллюстрации птиц и их жилья.

Домашние птицы – игрушки.

Иллюстрации птиц

Игровое поле, картинки птиц, забор, дерево, куст, озеро.

Январь

3. Домашние животные

Предлог В.

Развивать зрительное внимание, память (складывание разрезных картинок).

Учить употреблять простые предлоги НА, В, ЗА.

Д/И «Кто это?», «Выбери картинку», «Чем угостим?», «На кого смотрели дети?», «Найди конуру», «Обведи по контуру»

И/У «Дружат или не дружат?».

Речь с движением «Теленок».

Иллюстрации домашних и диких животных.

Картинки корм животных.

Трафареты животных, альбомный лист, карандаши.

4. Дикие животные

Предлоги В, ИЗ.

Формировать общую и мелкую моторику.

Развивать зрительное внимание и память (прохождение лабиринтов)

.

Д/И «Где звери живут?», «Назови картинку», «Кому это нужно?», «Длинный – короткий», «Кого видели в лесу?», «Кто с кем играет?»

И/У «Обведи пальчиком».

Чтение потешек, стихов. Пальчиковая гим-ка «Сидит белка на тележке».

Наборное полотно с лесом, фигурки животных, картинки животных, продукты.

Сюжетные картинки.

Трафареты диких животных, книги.

1. Профессии

«Продавец»

Предлоги В, У.

Развивать зрительное и слуховое внимание.

Учить употреблять простые предлоги (в, у)

И/У «В магазине».

Д/И «Что нужно продавцу?», «Положи в корзину», «Магазин».

Чтение стихов

Игровое упражнение «Игра в

Игра «В универмаге».

Картина «Магазин»

Атрибуты продавца – картинки, продукты питания, игрушки.

Карточки с символичным магазина.

Предметные картинки

2. Профессии

«Почтальон»

Учить употреблять простые предлоги НА, В, ЗА.

Развивать мелкую моторику (пальчиковая гимнастика)

И/И «Что принес нам почтальон?», «Что лишнее?», «На почте».

И/У «Исправь ошибки».

Чтение стихов, рассказов.

Пальчиковая гимнастика «Почтальон».

Картинки – письмо, газета, журнал, посылка, телеграмма.

Набор предметных картинок. Атрибуты к игре «Почта».

3. Транспорт

Предлог ПО.

Учить употреблять простые предлоги НА, В, ПО.

Развивать мелкую моторику.

И/У «Едем в гости», «Дружит или не дружит?», «Что перепутал художник?».

Д/И «Палочкой показывай про транспорт рассказывай», «Найди картинку», «Что лишнее?». Пальчиковая игра «Мчится поезд», «Самолет».

Картинки – транспорт

Иллюстрации – транспорт.

Предметные картинки, сюжетная картина.

Картинки по теме.

4. Профессии на транспорте.

Предлог ПО.

Формировать мелкую моторику.

Учить употреблять простые предлоги НА, В, ПО.

Развивать зрительное и слуховое внимание.

Д/И «Четвертый лишний», «Что изменилось?», «Кто на чем поедет?», «Выставка машин», «Часть и целое»

И/у «Кто лишний?», «Скажи иначе»

Чтение и заучивание стихов. Пальчиковая игра «Шофер» Пальчиковая гим-ка есть игрушки у меня».

Предметные картинки по теме.

Картинки профессии, транспорт.

1. Мамин праздник Профессии наших мам.

Закрепить употребление простых предлогов НА, В, ПО.

Развивать зрительное и слуховое внимание.

Д/И «Расскажи о маме», «Найди пару», «Старшие – младшие», «Подбери действие к предмету»

И/У «Назови ласково»

Чтение стихов, рассказов.

Пальчиковая гим-ка «Как у нас семья большая».

Картинки по теме.

Фотографии мам.

Набор предметных картинок.

Предметные картинки

2. Весна.

Развивать зрительное и слуховое внимание.

Развивать общую моторику, речь и движениями.

Развивать представление о пространстве.

И/У «Ответь правильно», «Продолжи», «Подбери действие»

Д/И «Собери букет», «Времена года», «Цвета весны», «Четвертый лишний»

Пальчиковая гимнастика «Зима прошла», «Кап, кап, кап».

Цветы из однотонной бумаги, лепестки разных цветов, ваза.

Сюжетные картинки разных времен года, предметные картинки по теме.

Март

3. Первые весенние цветы

Развивать общую и тонкую моторику (речь и движениями).

Развивать зрительное внимание и восприятие, мышление.

Закрепить употребление простых предлогов НА, В, ПО, ЗА.

Д/И «Подснежник и бабочка», «Собери цветы», «Лепестки», «Посмотри-ка ты как растут цветы»

И/У «Что лишне?», «Рисуем картинку»

Чтение рассказов, заучивание стихов, загадывание загадок.

П/И «на лужайке»

Предметные картинки: цветы, бабочка.

Разрезные картинки цветов

Контуры цветов, лепестки.

Предметные картинки по теме.

Иллюстрации по теме.

Бумага, цветные карандаши.

4. Цветущие комнатные растения (бегония, герань, фиалка).

Развивать зрительное внимание и восприятие.

Развивать мелкую и общую моторику (вырезание, выкладывание лото).

Совершенствовать грамматический строй речи, употребление простых предлогов.

Д/И «Четвертый лишний», «Что изменилось?», «Собери цветок», «Цветок на окошке»

И.М.П. «К названному цветку беги»

Чтение рассказов, заучивание стихов.

Пальчиковая игра «Цветок», «Божья коровка»

Физ.пауза «На окне в горшочке»

Предметные картинки по теме.

Цветы в горшочках.

Разрезные картинки комнатных растений.

Комнатные цветы.

1. Дикие животные весной (медведь, волк, лиса, заяц, ёж, белка)

Развивать слуховое внимание, тонкую моторику (работа с трафаретами).

Совершенствовать употребление простых предлогов НА, В, ПО.

Д/И «Кто у кого?», «Кто где живет?», «Кто чем питается?»

И/У «Что вверху, что внизу?», «Кто меньше?», «не ошибись», «Четвертый лишний»

Чтение рассказов, заучивание стихов.

П/И «Заяц Егорка»

Картинки по теме.

Сюжетные картинки

Набор предметных картинок.

Фланелеграф.

2. Домашние животные

Развивать зрительное внимание, восприятие, память.

Развивать общую моторику.

Совершенствовать употребление простых предлогов НА, ПО, В, ПОД, ЗА.

И/У «Договори словечко», «Кто что делает?»

Д/И «Кто дружит с человеком?2, «Где живет?2, «Четвертый лишний»

Пальчиковая гимнастика «Козочка», «Дудочка».

Упраж. «Подними флажок».

Чтение рассказов, заучивание стихов.

Предметные картинки по теме.

Наборное полотно.

Набор картинок «Животные и их жилье»

3. Перелетные птицы (ласточка, грач, лебедь).

.

Развивать зрительное внимание и восприятие, слуховое внимание.

Развивать мелкую и общую моторику.

Д/И «Где сидит птица?», «Прилетают – не прилетают», «Что изменилось?»

И/У «Ответь на вопросы», «Покажи пальчики», «Исправь ошибку», «Один – много», «Кто лишний?».

Чтение рассказов, заучивание стихов.

Пальчиковая гимнастика «Ласточка»

Наборное полотно.

Птицы, трава, забор, дерево, куст, ветка.

Предметные картинки по теме.

Совершенствовать птиц.

Апрель

4. Насекомые

Развивать зрительный гнозис и конструктивный праксис (работа с пазлами).

Совершенствовать употребление простых предлогов НА, В, ЗА, ПОД..

Д/И «Зверюшки – малютки», «Кого ты видел?», «Бабочка и цветок», «Четвертый лишний».

И/У «Исправь ошибку», «Повтори чистоговорки», «Рассмотри и назови».

Заучивание стихов. Пальчиковая гим-ка «Мотылек». Пальчиковая игра «Пчела».

Набор картинок по теме.

Предметные картинки.

Игровое поле, семь цветов и бабочек разного цвета.

1. Аквариумные рыбки (золотая, меченосец, гуппи)

Развивать представление о пространстве.

Совершенствовать употребление простых предлогов НА, В, ЗА, ПОД..

Развивать мелкую моторику.

Д/И «Выбери нужное действие», «Четвертый лишний», «Кто где живет?», «Кого не стало?», «Что изменилось?»

И/У «назови ласково», «Рассмотри и расскажи», «Большой – маленький»

Отгадывание загадок.

Заучивание стихов.

Пальчиковая гимнастика «Жил да был один налим». Пальчиковая игра «Аквариум»

Набор картинок по теме.

Картина «Рыбы».

Набор картинок – рыбы выполняющие действия.

Игровое поле, рыбы, аквариум.

2. Правила дорожного движения.

Развивать зрительное внимание и восприятие.

Профилактика нарушений письменной речи.

Д/И «Правила дорожного движении», «Четвертый лишний», «Переход».

Рассматривание серии картин о правилах дорожного движения.

Чтение рассказов.

Пальчиковая гимнастика «Машины»

П/И «Шофер».

 Загадывание загадок.

Игровое поле, дорожные знаки.

Картины по теме.

Отгадки в картинках.

Май

3. Весенние сельскохозяйственные работы.

Совершенствовать употребление простых предлогов НА, В, ЗА, ПОД.

Развивать мелкую и общую моторику.

Д/И «Загадаем – отгадаем», «Поле, сад, огород», «Что мне пригодиться?»

И/У «Исправь ошибки», «Что растет в огород?», «Что растет в саду?»

Чтение рассказов из книги «Злаки. Какие они?»

Иллюстрации «Времена года»

Лото.

Картинки – инструменты для сельскохозяйственного труда.

Картины «В саду», «В огороде»


 Мониторинг.

Требования к уровню речевого развития детей 5 года жизни.

Словарный запас около 3000 слов.

Знает свой адрес.

Пользуется предложениями из 5-6 слов.

Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными.

Умеет пересказывать.

Правильно произносит практически все звуки.

 Определяет право-лево у себя, но не у других.

 Знает простые антонимы (большой - маленький, твердый - мягкий).

 Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем.

Считает до 10.

Знает назначение предметов и может сказать из чего они сделаны


Обследование речевого развития детей 5 года жизни.


Список использованной литературы

1. Буденная Т.В. "Логопедическая гимнастика" - Сп, 2003 г.

2. Новиковская О.А. "Развитие звуковой культуры речи у дошкольников" -СП, '• 2002 г.

3. Пожиленко Е.А. "Методические рекомендации по постановке у детей звуков с, ш, р,л" Сп, 2006 г.

   4. Программа индивидуального педагогического поиска "Формирования пространственных представлений у детей среднего, старшего дошкольного возраста с нарушением зрения и речи", утверждена экспертным советом по экспериментальной инновационной и поисковой работе образовательных учреждений департамента образования города Нефтеюганска приказ № 309 от 28.11.2008 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей детей старшего дошкольного возраста по формированию у ребенка дисциплинированного поведения на улице, соблюдение им правил безопасности.

Памятка для родителей детей старшего дошкольного возраста по формированию у ребенка дисциплинированного поведения на улице, соблюдение им правил безопасности....

«Роль семьи в формировании ответственного отношения к здоровому и безопасному образу жизни»

Первые навыки здорового образа жизни ребенок получает в семье.      Именно родители учат его мыть руки, чистить зубы, делать зарядку. Родители рассказывают ребенку о том, что ...

Викторина «Знатоки правил пожарной безопасности» Цель: создание условий для формирования личности дошкольника, знающего и соблюдающего правила пожарной безопасности, способного действовать в экстремальной ситуации.

создание условий для формирования личности дошкольника, знающего и соблюдающего правила пожарной безопасности, способного действовать в экстремальной ситуации....

Викторина «Знатоки правил пожарной безопасности» Цель: создание условий для формирования личности дошкольника, знающего и соблюдающего правила пожарной безопасности, способного действовать в экстремальной ситуации.

создание условий для формирования личности дошкольника, знающего и соблюдающего правила пожарной безопасности, способного действовать в экстремальной ситуации....

Консультация для родителей младшей группы «Выполнение правил безопасности через игровую деятельность»

Данная консультация напоминает родителям о правилах безопасности детей....

конспект квеста по теме основы безопасности жизнедеятельности дошкольника "правила поведения в экстремальной ситуации"

повторить с детьми правила поведения в экстремальных ситуациях;способствовать формированию серьезного отношения к собственной жизни и кбезопасности других людей; побуждать к соблюдению необходимых пра...