«Роль семьи в формировании ответственного отношения к здоровому и безопасному образу жизни»
консультация
Первые навыки здорового образа жизни ребенок получает в семье.
Именно родители учат его мыть руки, чистить зубы, делать зарядку. Родители рассказывают ребенку о том, что необходимо заботиться о своем здоровье, что вредно курить, пить крепкие спиртные напитки и т.д. В то же время дети часто видят, что взрослые пьют спиртное во время праздничных застолий дома и в гостях, курят и т.д. Даже младшие школьники знают и могут перечислить довольно много марок табачных изделий, наименований алкогольных напитков.
Семья – это среда жизни и развития ребёнка, качество которой определяется рядом параметров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.pptx | 412.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое здоровый образ жизни? Здоровый образ жизни - образ жизни, способствующий сохранению, укреплению восстановлению здоровья. Здоровый образ жизни предполагает: рациональное питание, регулярные занятия физкультурой, сочетание труда и отдыха, хорошее настроение. Здоровье человека более чем на 50% определяется его образом жизни. Здоровье зависит от многих факторов: состояние окружающей среды, социально-экономическое развитие страны, устойчивое развитие семьи, культуры педагогов и родителей. Определяющее влияние на культуру здоровья ребёнка оказывает семья: её образ жизни, привычки и традиции. Ребенка должны воспитывать родители, а все социальные институты могут лишь содействовать им.
Первые навыки здорового образа жизни ребенок получает в семье. Именно родители учат его мыть руки, чистить зубы, делать зарядку. Родители рассказывают ребенку о том, что необходимо заботиться о своем здоровье, что вредно курить, пить крепкие спиртные напитки и т.д. В то же время дети часто видят, что взрослые пьют спиртное во время праздничных застолий дома и в гостях, курят и т.д. Даже младшие школьники знают и могут перечислить довольно много марок табачных изделий, наименований алкогольных напитков. Семья – это среда жизни и развития ребёнка, качество которой определяется рядом параметров. Влияние семьи на формирование культуры здоровья и безопасности ребёнка зависит от следующих факторов: 1.Социально – культурного. Определяющего образовательным уровнем родителей и их ценностными установками на укрепление и сохранения своего здоровья и здоровья своих близких. 2. Социально-экономического 3.Технико-гигиенического (условия проживания, особенности образа жизни)
Современные исследователи выделяют наиболее актуальные воспитательные функции семьи: влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью; в семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, формированы быть не могут; семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены общества: какая семья - такое общество; семья обеспечивает преемственность традиций; важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества; существенное влияние оказывает семья на выбор профессии.
Факторы здоровья ребенка Гигиена Режим дня Положительные эмоции Рациональное питание Закаливание Физкультура Отсутствие вредных привычек у родителей Основные факторы влияющие на здоровый образ жизни ребенка (схема)
Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни. Если же ребенка насильно принуждают заниматься физкультурой, а также соблюдать правила гигиены, то ребенок быстро теряет интерес к этому . У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма.
Режим дня –один из основных критериев сохранения здоровья ребенка Режим Возраст 1 – 1,5 года 1,5 – 2 года 2 – 3 года Пробуждение 6.30 – 7.00 7.00 7.30 Завтрак 7.30 7.30 8.00 Прогулка 8.00 – 9.30 8.00 – 11.00 8.20 -11.50 Сон 9.30 – 11.30 ------------ ---------------- Обед 11.30 11.30 – 12.00 12.00 – 12.30 Прогулка 12.00 – 14.30 ------------ -------------- Сон 14.30 – 15.30 12.00 – 15.00 12.30 – 15.30 Полдник 15.30 – 16.00 15.30 – 16.00 16.00 – 16.30 Прогулка 16.30 – 19.00 16.30 – 19.00 16.50 – 19.20 Ужин 19.00 19.00 – 19.30 19.30 – 19.50 Ночной сон 19.30 – 6.30 20.00- 7.00 20.30 – 7.30 Режим дня ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет
Режим дня – это заранее точно установленный, размеренный образ жизни. Режим Возраст 3 – 4 года 5 – 7 лет Подъем, утренняя гимнастика, водные процедуры туалет. 7.30 – 8.00 7.00 – 8.00 Подготовка к завтраку, завтрак 8.00 – 8.30 8.00 – 8.30 Игры, посильный труд в быту 8.30 – 9.00 8.30 – 9.00 Подготовка к прогулке, прогулка 9.00 – 11.30 9.00 – 11.30 Приход с прогулки, игры, занятия с родителями 11.30 – 12.00 11.30 – 12.30 Подготовка к обеду, обед 12.00 – 12.30 12.30 – 13.00 Подготовка ко сну, сон 12.30 – 15.00 13.30 – 15.00 Подъем, подготовка к полднику, полдник 15.30 – 16.00 15.30 – 16.00 Игры, подготовка к прогулке, прогулка 16.00 – 18.00 16.00 – 18.30 Приход с прогулки, игры, занятия с родителями 18.00 – 19.00 18.30 -19.00 Подготовка к ужину, ужин 19.00 – 19.30 19.00 – 19.30 Спокойные игры, подготовка ко сну 19.30 – 20.30 19.30 – 21.00 Ночной сон 20.30 – 7.30 21.00 – 7.00 Режим дня ребенка в возрасте от 3 до 7 лет
Почему режим дня так важен для здоровья ребенка? Режим дня для детей – это порядок чередования различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток Правильная организация режима дня способствует нормальному росту и развитию организма детей, укрепляет их здоровье и в то же время прививает им полезные привычки, навыки, содействует укреплению их воли, выработке определенного ритма деятельности .
Родители должны помнить: Не будите ребенка в последний момент. Не разрешайте ребенку проводить за компьютером или у телевизора более 45 минут в день. Ребенок должен двигаться не менее 2 часов в день. Ночной сон не должен быть менее 9 часов. Не заставляйте ребёнка делать уроки перед сном.
Физкультура для здоровья ребенка Физкультура и спорт, как известно, эффективно способствуют ф ормированию здорового образа жизни, включающего и выполнение п равил личной гигиены и режим дня, и организацию рационального п итания. Поэтому важно своевременно начинать физическое в оспитание ребенка. Физическое развитие ребенка в возрасте от 3 до 6 лет позволяет заинтересовать его занятием спорта и научить основным навыкам и принципам физической культуры. Занятия физкультурой усиливают компенсаторные возможности организма, повышают его сопротивляемость. Оздоровительный бег, гимнастические упражнения, лыжи, велосипед, плавание – все эти средства обладают высокой степенью воздействия на организм, поэтому требуется контролировать интенсивность нагрузок на детей при оздоровительных занятиях.
. Отношение родителей к физическому воспитанию ребенка Здоровье ребенка во многом определяется отношением родителей к его физическому воспитанию. При этом отцы рассматривают физическое развитие в качестве цели воспитания чаще, чем матери, и физическому воспитанию мальчиков оба родителя придают большее значение, чем воспитанию девочек. Родителями мальчиков в возрасте 6 - 7 лет значимость их физической готовности ставится на первое или второе место, в то время как родители девочек этого возраста физвоспитание ставят на седьмое - восьмое место . Замечено, что дети усваивают образ жизни родителей, их привычки, их отношение к жизни, в том числе к физической культуре. Положительный пример родителей существенно влияет на формирование у детей стремления заниматься физической культурой в свободное время всей семьей. Формы могут быть разными - туристические походы пешком или на лыжах, игры, участие в коллективных соревнованиях Нередко у ребенка возникает стойкое желание выполнять лишь любимые упражнения, например ездить на самокате, играть с мячом, прыгать со скакалкой. И тогда роль взрослого состоит в том, чтобы не дать ребенку ограничиться только такой двигательной активностью. С раннего возраста у детей необходимо формировать привычку ежедневно выполнять утреннюю гимнастику.
. Отношение родителей к физическому воспитанию ребенка Важна ежедневная двигательная активность и активный отдых, поэтому родители должны знать подвижные игры, их содержание и правила. Помочь родителям в этом - задача педагога. В теплый период года необходимо повышать двигательную активность дошкольников на природе. Это ходьба между деревьями, по бревну или доске («мостик через речку»); перешагивание через корни, бревно; перелезание через бревно; подлезание под сучья; прыжки с возвышения (пень, бревно); подъем в гору и спуск с горы; перепрыгивание препятствий с места и с разбега. Все перечисленные виды движений можно проводить в игровой форме, что улучшает качество их выполнения, повышает интерес детей и поддерживает их положительные эмоции Зимой возможностей немало: катание на санках с горки, на коньках, лыжах, спортивные игры (элементы баскетбола, футбола, настольного тенниса, плавания) в помещении . Пешеходные и лыжные прогулки являются одной из наиболее эффективных форм активного отдыха, рационального использования свободного времени для укрепления здоровья. Лыжные прогулки могут включать кратковременные переходы, чередующиеся с отдыхом.
Закаливание ребенка Закаливать ребенка полезно и даже необходимо. Закаленные дети меньше болеют, у них укрепляется иммунитет. Большинство малышей любят ходить босиком, и родителям следует поощрять это. Однако, начиная такое закаливание, нужно соблюдать определенную последовательность. На первом этапе лучше ходить в носках, затем босиком по коврику или одеялу в течение нескольких минут. Потом этот срок увеличивается, ребенок может бегать босиком и по полу, летом - по траве на лесной поляне или по песку у реки. Благоприятно солнечное закаливание, которое обычно связывают с летней порой. Между тем и зимнее солнце оказывает благотворное оздоровительное и закаливающее влияние. Особенно эффективно воздействие солнечной радиации в горах. Хорошее средство укрепления здоровья - закаливание водой. Дети любят играть с нею; такие занятия улучшают настроение, вызывают у него радостные эмоции. Это надо использовать для оздоровления организма. Начинать водные процедуры лучше в теплое время года. Умывать ребят прохладной водой. Вначале мыть руки до локтей, затем шею, лицо
Ежедневная чистка зубов. Приучать ребенка чистить зубки можно с двух лет. Обязательно стоит показать ему, как обращаться с зубной щеткой, как ее мыть и ставить после использования. Ежедневное умывание. Объясните малышу в игровой форме как важно мыть лицо и руки каждый день, и он очень быстро привыкнет. Дети хорошо запоминают, если родители показывают правила личной гигиены для детей на своем примере. Разрешите ему самому помыть ваши руки и лицо, это поможет ему увидеть, что это приятная процедура. Расчесывание волос. Это правило можно облегчить, если купить интересную и мягкую расческу, ему будет интересно причесывать и маму и себя. Подстригание ноготков. Это правило необходимо соблюдать регулярно, и подстригать следует очень коротко, чтобы грязь как можно меньше забивалась под ногти, но не переборщите, чтобы ему не было больно. Обычно ногти стригут раз в неделю, обрабатывая при этом их кремом или маслом, чтобы не появлялись заусенцы. Правила личной гигиены для детей
Детям будет намного проще и приятнее обучаться правилам личной гигиены в игровой форме, например, применяя стихи из « Мойдодыра » или используя игрушки и интересные приспособления. Важно заинтересовать внимание малыша, а впоследствии он быстро привыкнет к чистоплотности. Рассказывайте ребенку о возможных последствиях несоблюдения чистоты и порядка, о возможных болезнях, но не в форме лекции, а на понятном детском языке, в сказочной форме или картинках Гигиена может быть веселой Родителям на заметку
Рациональное питание — основа правильного физического и психического развития ребенка, один из существенных факторов в профилактике различных заболеваний. Это такое питание, которое обеспечивает организм достаточным количеством белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ и полностью покрывает его энерготраты. Так, энерготраты у детей в возрасте 1-7 лет составляют 80-100 ккал на 1 кг массы тела. Рациональное питание
дети не должны сидеть за столом в ожидании еды — это быстро вызывает утомление; следует избегать отрицательных эмоций во время кормления ребенка, обстановка должна быть спокойной и доброжелательной; недопустимо наказывать ребенка непосредственно перед едой; ни в коем случае не прибегайте к носильному кормлению, не ругайте ребенка, если он отказывается есть; не стремитесь во что бы то ни стало накормить ребенка, отвлекая его внимание от еды уговорами, сказками, музыкой, игрушками. Эти меры не помогают, а лишь усугубляют негативное отношение к еде, так как интерес ребенка во время еды к чему-либо постороннему тормозит выделение пищеварительных соков, что только снижает аппетит. В таких случаях может даже возникнуть стойкое нарушение аппетита — анорексия , заболевание, которое очень трудно поддается лечению. В причинах снижения аппетита у ребенка требуется разобраться и в первую очередь установить, не болен ли он. Если у него после некоторых блюд возникает рвота или появляются сыпь, отеки, то обязательно посоветуйтесь с врачом. Рациональное питание Советы родителям
Большое значение имеют положительные эмоции в жизни ребенка. Нужно стараться поддерживать у него положительный эмоциональный тонус. Удовольствие, радость, веселье повышают активность ребенка, благотворно влияют на все физиологические процессы. При недостаточном внимании к ребенку, отсутствии у него разнообразных впечатлений возникает так называемый госпитализм . При этом происходит остановка психического развития на уровне примитивных врожденных эмоций, которые вследствие « непотребляемости » также начинают постепенно угасать. Столь богатый в естественных условиях внутренний мир годовалого ребенка при « госпитализме » может сужаться до самых простых эмоций, связанных с удовлетворением потребности в пище и сне. Положительные эмоции в жизни ребенка
Постоянно изучайте личность ребенка, не забывайте о воспитательной силе положительного примера, воспитание человеческих ценностей начинается в детстве, учите детей соизмерять свои возможности, дети всегда должны видеть, что их любят. Будьте здоровы всей вашей СЕМЬЕЙ!!!! Подготовила воспитатель: Быстрицкая А.А. 2018 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Будем здоровы! Практический материал по формированию представлений о здоровом и безопасном образе жизни в ДОУ. часть III "Безопасность"
Материалы, представленные в пособии, систематизированы в соответствии с разделами программы «Будем здоровы!» по формирования представлений о здоровом и...
Будем здоровы! Практический материал для реализации задач формирования представлений о здоровом и безопасном образе жизни у детей в ДОУ. часть I "Чистота-залог здоровья"
Материалы, представленные в пособии, систематизированы в соответствии с разделами программы «Будем здоровы!» по формирования представлений о здоровом и безоп...
Будем здоровы! Практический материал для реализации задач формирования представлений о здоровом и безопасном образе жизни у детей в ДОУ. часть II "Факторы здоровья"
Материалы, представленные в пособии, систематизированы по разделам программы «Будем здоровы!» по формирования представлений о здоровом и безопасном образе жизни у ...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни "Я здоровье сберегу…!"
Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности...
РП по формированию основ здорового и безопасного образа жизни "Здоровички"
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различны...
Программа по формированию основ здорового и безопасного образа жизни "Ручеек здоровья"
Программа по формированию основ здорового и безопасного образа жизни "Ручеек здоровья"...
Формирование у дошкольников культуры здорового и безопасного образа жизни. Внедрение инновационных здоровьесберегающих и физкультурно-оздоровительных технологий
Дошкольный возраст является по-настоящему уникальным: в этот период идет интенсивное развитие, его формирование достигает невероятных высот, что становится возможным благодаря особому детскому потенци...