Программа кружка «Послушный ветерок» в старшей группе компенсирующей направленности
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние 10 лет устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.

Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем ЦНС. Каждый из органов речи имеет свою функцию. По мнению A. Р. Лурия, нарушение одной из них отразится на деятельности остальных органов. Поэтому так важна роль дыхания как “пускового механизма” в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения в логопедической практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx115.1 КБ

Предварительный просмотр:

Принята на педагогическом совете

структурного подразделения – детский сад

комбинированного вида «Солнышко»

ГБОУ СОШ № 9 г. Кинеля

Протокол № __2___от____12.12.13 г.__

                                                                                                                                                                

Программа кружка «Послушный ветерок» в старшей группе компенсирующей направленности

http://www.center-nachalo.ru/upload/5114f5b1d7c1f.jpg

Руководители:

учитель – логопед Миханькова Л.А.,

 воспитатель Татарова С.Н.

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние 10 лет устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.

Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем ЦНС. Каждый из органов речи имеет свою функцию. По мнению A. Р. Лурия, нарушение одной из них отразится на деятельности остальных органов. Поэтому так важна роль дыхания как “пускового механизма” в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения в логопедической практике.

Существуют определенные методики, направленные на восстановление этой важной функции:

- дифференциация ротового и носового выдоха у детей с ринолалией А. Г. Ипполитовой;

- снятие напряжения с мышц всего тела и органов артикуляции у заикающихся детей Н. А. Рождественской, Е. Л. Пеллингер;

- оздоравливающие и целительные методики К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой;

- образная гимнастика по М. Норбекову и др.

Суть этих методик заключается в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра, что влияет на оздоровление организма.

Актуальность: В настоящее время дошкольники с недостатками в речевом развитии составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития.

Нашу группу посещают дети с дизартрией, алалией, у которых нарушено не только речевое дыхание, но и физиологическое. В связи с этим и возникла необходимость организовать кружок «Послушный ветерок» в старшей группе компенсирующей направленности.

Предложенный кружок – это попытка показать на практике систему работы по формированию правильного дыхания и воспитания привычки к самоконтролю у дошкольников.

Целью является формирование у детей умений и навыков правильного физиологического и речевого дыхания без ущерба для здоровья.

Для реализации поставленной цели были определены задачи: 

- познакомить детей с актом дыхания;

- расширить знания детей о дыхании;

- познакомить детей с различными упражнениями для правильного дыхания во время подачи информации окружающим;

- воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение упражнений;

Наряду с общеизвестными дидактическими принципами (наглядность, систематичность, последовательность, доступность и др.) данный кружок требует соблюдения таких принципов:

- Принцип индивидуального и дифференцированного подхода (т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития).

- Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что развитие правильного дыхания - это показатель, как коррекции речи, так и снижения заболеваемости.

- Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семье – родители должны выступать активными участниками педагогического процесса.

Объект: правильное речевое дыхание у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Предмет: система работы по формированию правильного речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Участниками:

- дети;

- учитель – логопед;

- воспитатель;

- родители.

Программа рассчитана на 7 месяцев для детей 5-6 лет и включена в самостоятельную деятельность детей во вторую половину дня. В начале и конце учебного года проводится диагностика (Приложение 1).

Список детей:

  1. Даниленко Егор
  2. Иванчин Дима
  3. Синявский Сережа
  4. Евсеев Максим
  5. Ермаков Саша

Календарно-тематическое планирование

Месяц, неделя

Тема

Методические приемы

Ноябрь

1 неделя

Домашние птицы.

«Подуй на хвостик птицы»

2 неделя

Домашние животные.

«Найди мышку»

3 неделя

Дикие животные.

«Сдуй карандаш»

4 неделя

Поздняя осень. Изменения в природе.

«Подуй на листик»

Декабрь

1 неделя

Зима.

«Согрей ладошки»

2 неделя

Зима.

«Согрей ладошки»

3 неделя

Зимующие птицы.

«Фокусник»

4 неделя

Новый год.

«Сдуй ватку»

Январь

2 неделя

Зимние забавы.

«Сдуй свечку»

3 неделя

Игрушки.

«Кукла плачет»

4 неделя

Профессии.

«Помоги доктору»

Февраль

1 неделя

Животные Севера.

«Мишка ревет»

2 неделя

Животные жарких стран.

«Слоненок и одуванчик»

3 неделя

День защитника Отечества.

«Фокусник»

4 неделя

Части тела.

«Подуй»

Март

1 неделя

Весна. Мамин день.

«Подуй на цветок»

2 неделя

Перелетные птицы.

«Подуй на хвостик»

3 неделя

Насекомые.

«Помоги бабочке»

4 неделя

Семья.

«Помоги колобку»

Апрель

1 неделя

Посуда. Продукты питания.

«Колобок»

2 неделя

Наш дом. Мебель.

«Подуй»

3 неделя

Наша улица. Наш город.

«Воздушный шар»

4 неделя

Транспорт.

«Помоги колобку»

Май

1 неделя

Лес (ягоды, грибы, деревья).

«Помоги пчелке»

2 неделя

Лес (ягоды, грибы, деревья).

«Стрекоза»

3 неделя

Рыбы и другие обитатели воды.

«Помоги рыбке»

4 неделя

Праздник – путешествие «В гости к ветерку»


Литература:

Баранов А.А. Здоровье детей России (состояние проблемы).– М.: Медицина, 1999.

  1. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников.– М., 2004.
  2. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. — М.: Гуманит. изд. центр “ВЛАДОС”, 1996.
  3. Горчакова А.М. Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения // Логопед в детском саду. – 2005, N 2.
  4. Зубко И.Л. О правильном дыхании. // Логопед, № 4, 2007 г.
  5. Леонова А. Дыхательная гимнастика //Знание-сила.– 1987, N 10.
  6. Новикова Е.Л.. Здоровьесберегающая технология формирования правильного дыхания у детей 6 лет с ОНР. // Дошкольная педагогика, № 3, 2010г.
  7. Новиковская О.А. Развиваем общие речевые навыки. // Дошкольная педагогика, № 2, 2001 г.
  8. Печинина С.И Играя, лечим! //Логопед, №4, 2007 г.
  9. Хоппе Л. Формирование дыхания и развитие голоса у детей с нарушениями речи и слуха. //Логопед, №5, 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА "ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ" ДЛЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НОДА ДЦП.

Детский  церебральный  паралич (ДЦП) - заболевание,  которое  возникает  с  рождения. В  основе  этого  заболевания лежит,  прежде всего, нарушение дв...

Рабочая программа учителя-логопеда (для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности) на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа учителя-логопеда(для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности)на 2015-2016 учебный год...

Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР....

Конспект занятия кружка «Лопотушки» «Магазин игрушек» (старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)

Создание условий для коррекции речевого развития детей посредствам использования логоритмических упражнений....

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР 3 ур.

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР 3 ур....

ПРОГРАММА коррекционно-логопедической работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа  для детей компенсирующей группы с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) разработана с учетом образовательных потребностей детей с ОВЗ и запросов  родителей...

Дополнительная рабочая программа кружка «С чего начинается Родина?» группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР 4-7 лет

Патриотизм, как мы с вами знаем, это ни что другое, как любовь к Родине. Без этого ни одна страна существовать не может, она просто растворится, как кусочек сахара в чае.В.В.Путин...