Консультация «Недостатки произношения сонорных звуков. Способы коррекции»
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Горло Оксана Михайловна

Консультация

 

«Недостатки произношения сонорных звуков. Способы коррекции»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 28»

Консультация

«Недостатки произношения сонорных звуков. Способы коррекции»

Подготовила

   учитель-логопед

Горло О.М.

Коркино 2023

Недостатки произношения сонорных звуков. Способы коррекции.

Звуки – основной строительный материал человеческой речи. Нарушения в их произнесении сказываются на общем фоне звучания голоса, вызывая дискомфорт в общении.

Ламбдацизм – недостатки произношения звуков [Л], [Л'], является фонетическим нарушением.

Параламбдацизм – замена звуков [Л], [Л'] другими звуками и по структуре является фонетико – фонематическим нарушением.

Виды нарушений произношения:

•  Межзубный ламбдацизм: при произнесении звуков [Л], [Л'] в словах кончик языка прокладывается между зубами.

•  Двугубный (губно-губной) ламбдацизм: вместо звука [Л] слышится звук, близкий к звуку [у]: «уапа» (лапа, «уапата» (лапата, «зауатой» (золотой).

•  Носовой ламбдацизм: корень языка смыкается с мягким небом, и выдыхаемая струя воздуха проходит через нос. Слышны носовые звуки [нг]: «нгуна» (луна, «нгама» (лама). Этот вид ламбдацизма встречается при ринолалии (врождённом или приобретённом расщеплении твёрдого и мягкого нёба: «заячья губа», «волчья пасть»).

•  Замена звуков [Л], [Л'] на другие звуки (параламбдацизм):

•  звук [Л] в словах заменяется звуком [В]: «вук» (лук, «гов» (гол, «выжи» (лыжи) и т. д.;

•  звук [Л] в словах заменяется звуком [Г] (горловое произношение): «гапата» (лопата, «пагы» (полы, «стог» (стол, «дегага» (делала) и т. д.

•  звук [Л] заменяется в произношении звуком [Д]: «дошадь» (лошадь, «мадыш» малыш, «гадава» (голова) и т. д.;

•  звук [Л] заменяется звуком [j]: «ёшка» (ложка, «юя» (юла, «ёдка» (лодка) и т. д.;

•  звук [Л] в словах заменяется мягким звуком [Л']: «люк» (лук, «ляпата» (лопата, «деля» (дела, «дятель» (дятел) и т. д.

•  отсутствие звуков [Л], [Л']: «апа» (лапа, «имон» (лимон) и т.д.

Приемы постановки звука [Л].

Способ 1.

По подражанию. (Формируем зрительный, кинестетический образ звука):

•   показ артикуляции звука (положение губ, зубов, языка);

•   показ артикуляционного профиля;

•   показ ручной модели.

 Способ 2.

Межзубная постановка:

•  губы в улыбке, зубы сближены. Предлагаем ребенку кончик языка зажать между зубами и подуть на язык (погудеть). Получается звук, близкий к звуку [л].

 Способ 3.

От опорных гласных звуков [а, ы, у] с использованием межзубного положения кончика языка:

• предлагаем ребенку тянуть гласный звук [а] и в это время просунуть кончик языка между зубами, закусив его посередине. В дальнейшем межзубное положение переводят в зазубное положение.

• ребёнок слегка раскрывает рот и произносит сочетание звуков [ы-а]. При этом звук [ы] произносится кратко, с напряжением органов артикуляции (на твёрдой атаке). Как только ребёнок усвоит нужное произношение,

логопед просит его вновь произнести это сочетание, но при зажатом между зубами языком. В этот момент чётко слышится сочетание [ла].

 Способ 4.

Постановка звука вне ротовой полости:

• сначала предлагаем ребёнку пропеть звук [а – а – а] с широко открытым ртом.

• во время пропевания нужно касаться узким кончиком языка поочерёдно то нижней, то верхней губы.

• затем, пропевая звук [а – а – а], нужно плотно прижимать узкий кончик языка к середине верхней губы. При этом получаются мелодичные слоги ла – ла – ла.

• внимание ребёнка фиксируется на полученном звуке [л] и повторяем упражнение, кончик языка «ползет» к верхним резцам, за резцы к их корням.

Способ 5.

С использованием механической помощи от мягкого звука [л’].

• При произнесении слога [ля] между твёрдым нёбом и средней частью спинки языка вводится шпатель или зонд. Движения шпателя или зонда (вниз, вправо или влево) регулируются до получения акустического эффекта твёрдого [л].

Постановка звука [л’].

Способ 1.

По подражанию.

   После автоматизации твердого звука [л] мягкий звук легко ставится по подражанию. Показывая артикуляцию перед зеркалом, логопед произносит слоги ли - ли – ли, обращая внимание ребенка на то, что губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны, а кончик языка стучит в бугорки за верхними зубами.

Способ 2.

                                         С механической помощью.

       •  Для получения звука [л’] нужно плотно прижать переднюю часть спинки языка к нёбу так, чтобы кончик языка касался зубов. Это можно сделать помощью шарикового зонда или чистого пальца.

ЛИТЕРАТУРА

1.    Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи. М., 1994.

2.    Дефектологический словарь. М., 1970.

3.    Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. М., 1976.

4.    Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1959.

5.    Жинкин Н.И. Сенсорная абстракция // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978.

6.    Основы логопедии // Под ред. Т.В. Волосовец. М., 2000.

7.    Правдина О.В. Логопедия. 2-е изд. М., 1973.

8.    Pay Ф.Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем // Основы теории и практики логопедии. М., 1968.

9.    Расстройства речи у детей и подростков // Под ред. С.С. Ляпидевского. М., 1969.

10.  Фомичева М.Ф. Воспитание правильного произношения. М., 1971.

11. Хватцев М.Е. Логопедия. М., 1959.                                              

12.  Хрестоматия по логопедии //Под ред. Л.С.Волковой, В.И.Селиверстова. М., 1997. Ч. I.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика для выработки правильного произношения шипящих и сонорных звуков

Часть первая.Презентацию подготовила Фугарова Елена Ромалдо учитель-логопед МБДОУ д/с №1 " Петушок" г. Нестеров" Улыбка"" Хоботок"" Чашечка"...

Организация обучения произношению сонорных звуков детей среднего дошкольного возраста.

В данной статье рассмотривается структура занятия по формированию правильного звукопроизношения, а также основные формы организации обучения произношению сонорных звуков детей среднего дошкольног...

Нарушения произношения свистящих звуков. Способы постановки свистящих (Мастер-класс для педагогов)

Актуальный методические разработки для начинающих логопедов: представлена и традиционная система и современные образовтаельные технологии коррекции звукопроизношения...

Презентация "Обследование произношения сонорных звуков"

Предназначена дла использования обследования звукопроизношения у детей (группа сонорных звуков)...

Буклет "Артикуляционная гимнастика для подготовки к произношению сонорных звуков [Л],[Ль] [Р],[Рь]"

Для произнесения сонорных звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют:- кончик языка (он упирается в верхние зубы);- боковые края языка (они опущены);- спинка языка (средняя ...

Уровень развития у детей правильного произношения сонорных звуков

Определить уровень развития у детей правильного произношения сонорных звуков...

Чистоговорки и скороговорки для закрепления правильного произношения сонорных звуков

Используя чистоговорки и скороговорки, логопед закрепляет правильное произношение детьми звуков (в основном наиболее трудных сонорных звуков: л,р), отрабатывает дикцию. Чистоговорки и скороговорки рек...