Фонетико-фонематическое недоразвитие, как речевое нарушение
консультация по логопедии на тему

Золотарева Юлия Вячеславовна

Консультация для родителей и воспитателей о таком речевом нарушении, как фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фонетико-фонематическое недоразвитие,  как речевое нарушение.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произношения фонем (звуков).

К детям с фонетико-фонематическим недоразвитием могут относиться дети с ринолалией, дизартрией и дислалией (акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формой). Это дети с нормальным слухом и интеллектом.

Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа. Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.

Уровень сформированности действия по выделению последовательности звуков в слове и умения сознательно ориентироваться в звуковых элементах слова находятся в зависимости от степени недоразвития фонематического восприятия и от того, является это  недоразвитие первичным или вторичным.

Уровень развития фонематического слуха влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различной.

Выделяют два уровня недоразвития фонематического восприятия:

- первичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено первично. Предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень действий звукового анализа сформирован недостаточно. Несформированность произнесения звуков выражается вариативно. Иногда вместо артикуляционно-близких звуков ребенок произносит средний, неотчетливый звук.

- вторичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено вторично. Наблюдаются нарушения речевых кинестезий, вследствие анатомических и двигательных дефектов речевого аппарата. Нарушено нормальное слухопроизносительное взаимодействие. Отмечается низкая познавательная активность детей в период формирования речи и ослабление произносительного внимания (ребенок не следит за правильным звукопроизношением).

При обследовании речи ребенка необходимо тщательным образом установить, какие звуки нарушены и как именно.

В фонетико-фонематическом развитии детей выявляется несколько состояний:

1) недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно. Это наиболее легкая степень фонетико-фонематического недоразвития;

2) недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо;

3) при глубоком фонематическом недоразвитии ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность.

Особенности речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием

Недостатки звукопроизношения могут быть сведены к следующим характерным проявлениям:

1) отсутствие звуков и замены звуков в речи. Сложные по артикуляции звуки заменяются на более простые. Отсутствие звука или его замены по артикуляционному признаку создает условия для смешения фонем, что может в дальнейшем отражаться на письме и чтении. Количество неправильно произносимых звуков может достигать двадцати. Чаще всего нарушаются: свистящие, шипящие звуки, р, рь, л, т, д. Звонкие согласные заменяются парными глухими (например, г – к), мягкие парными твердыми. Могут отсутствовать звуки [j] и [ы].

2) замены групп звуков диффузной артикуляцией. Вместо букв или нескольких артикуляционно близких звуков произносится средний, неотчетливый звук. Причины замен – недостаточная сформированность фонематического слуха или его нарушения. Нарушения, где одна фонема заменяется другой, приводят к искажению смысла слова и называются фонематическими.

3) Нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки ребенок произносит изолированно правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. Иногда ребенок одно и тоже слово произносит             по-разному в различных контекстах (например, роза – рожа). Такие нарушения называют фонетико-фонематическими.

4) Искажения произношения одного или нескольких звуков. Ребенок может неправильно произносить несколько звуков или говорить без дефектов, а на слух не различать большое количество фонем.

Причины неправильного произношения звуков – недостаточная сформированность артикуляционного аппарата или его нарушения. Это фонетические нарушения, которые не влияют на смысл слова.

При фонетических нарушениях большое внимание уделяют развитию артикуляционной моторики, общей и мелкой моторики.

При фонематических нарушениях большая роль отводится развитию фонематического слуха. При наличии большого количества неправильно произносимых звуков у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи может нарушаться слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных.

Особенности фонематического восприятия у детей                              с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Произносительные ошибки по-разному влияют на речевую коммуникацию: одни из них затрагивают только образование фонем, не нарушая смысла высказывания. Другие ведут к смешению фонем и их неразличению, поэтому являются более грубыми, так как нарушают смысл высказывания. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи испытывают трудности при выделении заданного звука или слога в потоке звуков, слогов, произносимых взрослым. Трудности возникают при повторении за взрослым слов с парными звуками, при самостоятельном подборе слов на заданный звук, при выделении первого и последнего звука в слове и при подборе картинок на заданный звук.

Несформированность фонематического восприятия выражается:            в нечетком различении на слух фонем чужой и собственной речи; в неподготовленности к элементарному звуковому анализу и синтезу; в затруднениях при анализе звукового состава речи.

Кроме этого, у детей отмечается: общая смазанность речи, нечеткая дикция и некоторая задержка формирования словаря и грамматического строя речи.

Для детей характерны неустойчивость внимания и отвлекаемость. Они хуже запоминают речевой материал (нарушена вербальная память) и с ошибками выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью.

Таким образом, фонетико-фонематическое недоразвитие является речевым нарушением. Оно требует целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.

Для  формирования фонематического восприятия с детьми проводится специальная работа на индивидуальных занятиях. Начинается она с того, что мы учим детей, различать на слух невербальные звуки (звуки музыкальных инструментов, окружающие звуки), направления этих звуков. Учим воспроизводить ритм (отхлопывание ритмического ряда). Затем переходим к восприятию и различению вербальных (речевых) звуков.

Также проводятся фронтальные занятия, где мы развиваем и фонематическое восприятие, и звуковой анализ и синтез.

Дети, особенно нуждающиеся в помощи по формированию фонематического восприятия и звукового анализа, объединяются в подгруппы. Им обеспечены отдельные подгрупповые занятия.

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Фонема [греч. Phonema звук] – минимальная единица звукового строя языка; фонемы служат для построения и различения значимых единиц языка: морфем, слов, предложений.

Звуковой анализ - это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.

Фонематическое восприятие - это специальные умственные действия при дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

Речевые кинестезии – ощущение положения и перемещения органов, участвующих в речеобразовании.

Слоговая структура – характеристика слова (высказывания) с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его слогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования фонетико-фонематических процессов у детей с нарушениями речи.

Особенности формирования фонетико-фонематических процессов у детей с нарушениями речи....

Конспект проведения образовательной деятельности по образовательной области открытое коррекционно-развивающее занятие по развитию фонетико-фонематических представлений на тему «Речевые звуки» для детей старшего возраста

Тема: Звуки А, О, У, И, П (закрепление)Цель: обобщить знания о гласных звуках, о согласном звуке П; обучать звуко- буквенному анализу.Задачи: - развивать артикуляционную моторику, дыхание и голос...

Виды речевых нарушений. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников.

Ребенок, имеющий отклонения в речевом развитии, чтобы научиться понимать и говорить на родном языке, должен постепенно усвоить артикуляционные движения, способы сочетаемости звуков, ритмико-интонацион...

Рабочая программа учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и фонетическим недоразвитием речи в возрасте 5-7 лет в условиях логопункта на 2017-2018 учебный год

Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладе­ние ими учебным материалом в школе. ...

«Индивидуальная траектория развития и успешной социализации учащегося с нарушениями речи (общим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием); с нарушениями опорно-двигательного аппарата Школы раннего развития «Успех» Громовой Киры.»

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности. Бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, дос...

характеристика нарушений фонематических операций у детей с общим недоразвитием речи и с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

С точки зрения Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, общее недоразвитие речи – разные сложные речевые нарушения, при которых у детей страдает развитие всех сторон речи, относящихся к ее...

Формирование фонетико-фонематических представлений у детей с нарушениями речи

Система работы по формированию фонетико-фонематических представлений...