Конспект занятия "Перелетные птицы"
план-конспект занятия (логопедия, подготовительная группа) по теме

Зябкина Светлана Яковлевна

Конспект занятия для детей подготовительной группы по теме "Перелетные птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ptitsy.docx20.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект 

совместной образовательной деятельности для детей  подготовительной группы

Тема «Перелетные птицы»

Цели:

Логопедические:

*Развитие неречевых психических функций

-Развитие словесно –логического мышления

-Развитие зрительного внимания, памяти

-Развитие конструктивного праксиса

-Развитие слухового внимания, памяти

-Развитие слухоречевой памяти

-Развитие пальчиковой, мимической и артикуляционной моторики

-Развитие  пространственных, временных представлений

* Развитие речевых психических функций

-Развитие фонематического слуха на материале звука «С», слогов и слов с этим звуком

-Развитие простого фонематического анализа на материале звука «С»

-Развитие сложного позиционного фонематического анализа на материале звука «С»

-Развитие фонематических представлений на материале звука «С» словообразования

Развитие грамматической функции

-Расширение номинативного словаря по теме «Перелетные птицы»

Педагогические:

-Активизация знаний детей по теме «Перелетные птицы»

Воспитание интереса к окружающему миру, развитие умения самостоятельной работы, принятия решения

Оборудование:

Предметные картинки с изображением перелетных птиц; мультимидийная аппаратура, презентация «Перелетные птицы»; светофорчики, зеркала, цветные карандаши, листочки в клеточку, доска, магнитофон, аудиозапись голосов птиц.

Задачи

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Оргмомент

Активизация знаний по теме «Осень»

Здравствуйте, ребята.

Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы скажите, о каком времени года говорится в нем.

Золотые, тихие, рощи и сады,

Нивы урожайные, спелые плоды.

И не видно радуги,

И не слышен гром.

Спасть ложится солнышко

Раньше с каждым днем.

Когда это бывает?

Как вы догадались? О каких признаках осени говорилось в стихотворении?

Какие еще признаки осени вы можете назвать?

Перечислите осенние месяцы.

 

Здравствуйте.

Это бывает осенью.

 Золотые рощи и сады, солнце с каждым днем заходит все раньше…

Опадают и желтеют листья, птицы улетают на юг…

Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Развитие временных представлений

Какой месяц перед октябрем?

Какой месяц после ноября?

 

Какое время года между летом и зимой?

Перед октябрем –сентябрь.

Сообщение темы занятия

Активизация знаний по теме «Перелетные птицы»

Развитие словесно –логического мышления

Просмотр презентации «Перелетные птицы»

Сегодня мы будем говорить о перелетных птицах.

Куда осенью улетают птицы?

Как вы думаете, почему некоторые птицы улетают осенью на юг?

Назовите перелетных птиц, которых вы знаете(логопед демонстрирует предметные картинки)

Ребята, давайте посмотрим с вами фильм о перелетных птицах. Каких птиц мы не назвали?

Осенью птицы улетают на юг.

Потому, что становится холодно, корма становится все меньше…

Грач, жаворонок, скворец, ласточка, соловей, кукушка, лебедь, цапля, журавль.

Дети смотрят презентацию.

Дети отвечают на вопрос логопеда.

Развитие фонематических представлений

Внимательно посмотрите на эти картинки( перелетные птицы), произнесите название каждой про себя (логопед по очереди показывает картинку) и давайте уберем те, в названии которых нет звука «С»

Дети произносят про себя названия птиц

Убирают картинки с изображением грача, жаворонка, лебедя,

кукушки, цапли.

Развитие простого фонематического

анализа

Какой звук вы слышите в начале  слова Соловей?

Правильно, сегодня мы с вами еще поговорим о звуке»С»

В начале слова мы слышим звук «С»

Развитие фонематического слуха на материале звуков, слогов.

Сейчас мы будем учиться слышать звук «С»,  если услышите звук»С», то поднимите светофорчик:

А, с, к, р, с,н, п, са, ко, ны, пу, со, ис,ым, уп, ос,ас,осо, ины, ака, уса, уво, кра, сно, ста, кни.

Ученики поднимают светофорчики, когда услышат звук «С»

Развитие мимической моторики

Поиграем в игру: «Осень»

Осенью часто идет дождь, нам это не нравится –нахмурим брови; но иногда солнышко все –же выглядывает из –за туч –улыбнемся солнышку; вот оно посветило  нам в правый глаз-зажмурим его, теперь в левый –зажмурим его.

 Дети выполняют мимические  упражнения.

Развитие артикуляционной моторики

 Давайте попробуем подготовить наш рот и язык для того , чтобы правильно произнести звук «С»:

Улыбочка –трубочка; широкий язык на нижнюю губу –убрать за нижние зубы; улыбочка; произносим звук «С».

Дети выполняют  артикуляционные упражнения

Развитие сложного позиционного фонематического анализа

Вернемся к картинкам (скворец, соловей, ласточка, аист, стриж).

 Где вы слышите звук «С» в слове стриж: в начале , середине или конце? Логопед интонировано произносит звук «С» в названиях птиц.

Дети внимательно слушают и отвечают, где стоит звук «С» в предложенных словах.

Развитие зрительного внимания, памяти.

 Перелетные птицы улетают на юг в такой последовательности (логопед выставляет на доску картинки с перелетными птицами : стриж, ласточка, журавль, аист, утка). Внимательно посмотрите на доску и запомните.

Логопед закрывает образец. Игровое упражнение «Чего не стало? Что изменилось?»

 

Дети запоминают последовательность отлета птиц.

Отвечают, что изменилось в последовательности картинок, какой картинки не хватает.

Образование прилагательных от существительных

Вот птицы улетают, а как называется клин лебедей….

Стая уток…

Стая журавлей…

 

Лебединый клин

Утиная стая

Журавлиная стая

Развитие пальчиковой моторики

Игровое упражнение «Птички»

Эта птичка –соловей,

Эта птичка –воробей,

Эта птичка –совушка, сонная головушка,

Эта птичка –свиристель,

Эта птичка –коростель,

Эта птичка –злой орлан,

Птички, птички –по домам.

Дети попеременно соединяют большие пальцы обеих рук с другими пальцами.

Машут сложенными на крест ладонями.

Машут обеими руками.

Развитие слухоречевой памяти

Я еще раз прочитаю

стихотворение  «Птички», а вы выберите картинки с изображением птиц,  в названии которых есть звук «С».

Дети слушают, выбирают картинки :соловей, сова, свиристель.

Развитие слухового внимания, памяти

Логопед предлагает послушать магнитофонную запись голосов птиц (соловей, кукушка, свиристель, скворец).

Послушайте и запомните, вот так поет соловей, вот так свиристель, вот так кукушка, а так скворец.

Теперь закройте глаза, внимательно послушайте и отгадайте, кто поет сейчас?

(Логопед поочередно воспроизводит на записи голоса  птиц.

Дети слушают аудиозапись.

Запоминают.

Дети отвечают, чей голос.

Развитие пространственных представлений

Перелетные птицы летят по определенному маршруту в теплые края (листочки в клеточку: логопед ставит точку у каждого на листе, а дети по инструкции рисуют «путь птиц»): 4 клеточки влево, 2 вниз, 3 вправо, 5 вниз

Дети выполняют задание.

Организация окончания занятия, итог

О ком мы сегодня говорили?

Каких перелетных птиц вы запомнили?

О каком звуке мы сегодня вспомнили?

Похвала, положительная оценка деятельности детей.

 Мы говорили о перелетных птицах.

Перечисляют.

О звуке «С».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Птица счастья"

Итоговое занятие в форме игротреннига по теме "Птицы"....

Конспект-занятие "Птицы"

для воспитателей....

Конспект занятия "Птицы республики Коми"

Программное содержание.-Учить детей устанавливать причинно-следственные связи различного характера.-Формировать умение использовать для обобщения предметно-схематическую модель.-Развивать обобщенные п...

Конспект занятия " Птица счастья" (подготовительная группа)

Содержание занятия по ручному труду  основано на знакомстве детей с птицей, которая издавна в народе считалась символом счастья и называлась "Птица счастья"....

Конспект занятия "Птица счастья"

Итоговое занятие в форме игротреннинга по теме "Птицы"...

конспект "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать"

беседы о птицах, наблюдение на прогулке за птицами, рассказ воспитателя о жизни птиц, о сезонных изменениях в природе, изготовление кормушки совместно с детьми, объяснение её назначения, чтение художе...

Конспект "Зимующие птицы"Конспект ООД по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»

Конспект ООД по оброзовательной оьбласти "Художественно- эстетическое развитие" для детей 6 - 7 лет...