Словарь по ДИЗАРТРИИ
материал по логопедии на тему

Федяшина Татьяна Николаевна

Краткое коментирование всех терминов, которые встречаются при описании диагноза в логопедии -  Дизартрия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovar_po_dizartriya.doc36.08 КБ

Предварительный просмотр:

ДИЗАРТРИЯ

Дизартрия — нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражений заднелобных и подкорковых отделов мозга. При дизартрии ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция.

При тяжелых поражениях ЦНС речь становится невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц. Такие нарушения называются Анартрией (А- отсутствие данного признака или функции, ar + throo- расчленяю).

Патогинез дизартрии определяется органическим поражением центральной и пееферической системы под влиянием различных неблагоприятных внешних(экзогенных)факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения.

Причины: асфиксия; родовая травма; поражение нервной системы при гемолетической болезни; инфекционные заболевания нервной системы; черепно- мозговые травмы и многое др.

Клинико- физиологические аспекты дизартрии  определяются локализацией и тяжестью поражения мозга.Нарушения звукопроизношения при дизартрии возникают в результате поражения различных структур мозга. Необходимых для управления двигательным механизмом речи. К таким структурам относятся: периферические двигательные нервы к мышцам речевого аппарата; ядра этих  периферических двигательных нервов, расположенные в коре головного мозга;ядра, расположенные в стволе и в подкорковых отделах мозга. Поражение данных структур дает картину периферического паралича(пареза).

Периферический паралич характеризуется следующими основными симптомами: отсутствием рефлексов или их снижением (гипорефлексия, арефлексия), снижением или отсутствием мышечного тонуса (атония или гипотония), атрофией мышц.

Дети с дизартрией по клинико-психологической характеристике могут быть условно разделены на несколько групп в зависимости от их общего психофизического развития:

•       дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием;

•       дизартрия у детей с церебральным параличом ( ДЦП — собирательный термин, объединяющий группу хронических непрогрессирующих симптомокомплексов двигательных нарушений, вторичных по отношению к поражениям и/или аномалиям головного мозга, возникающим в перинатальном периоде. Отмечается ложное прогрессирование по мере роста ребёнка. ДЦП не является наследственным заболеванием.

Причина любых церебральных параличей — патология в коре, подкорковых областях, в капсулах или стволе головного мозга. Принципиальное отличие ДЦП от других параличей — во времени возникновения и связанном с этим нарушении редукции позотонических рефлексов, характерных для новорождённых.

Спастичность (спастика) — это двигательное нарушение, обусловленное повышением тонуса мышц.

Ригидность(от лат. rigidus — жесткий, твердый)- неспособность и неготовность индивида к перестройке запланированной схемы активности в обстоятельствах, когда ранее намеченная программа требует существенных изменений.

Гипотония, гипотензия (от гипо... и греч. tónos (лат. tensio) — напряжение), снижение тонуса (напряжения) ткани, органа или системы.

Гиперсаливация (hypersalivatio; гипер- + саливация; син.: птиализмсиалорея) увеличенное выделение слюны пониженной вязкости.

Дистонией называют синдром, при котором происходит постоянное либо спазматическое сокращение мышц, затрагивающее как мышцу-агонист, так и противодействующую ей мышцу. 

Гиперкинезы(греч. hyper- + kinēsis движение)непроизвольные движения, вызванные сокращением мышц лица, туловища, конечностей, реже гортани, мягкого неба, языка, наружных мышц глаз.

Тремор — (tremor), дрожание, непроизвольные мышечные сокращения ритмического характера, вызывающие ритмические вращательные движения части тела, напр. пальцев, кисти, головы, челюсти и т. п., вокруг оси, проходящей через сустав.

Атаксия — (от греч. а отриц. част, и taxis порядок), расстройство координации движений.

Кинестезия — (от от греч. kinesis движение + aisthesis ощущение) чувство (восприятие) движения и положения собственного тела или его отдельных частей.

Спастическая диплегия — это тетрапарез с преимущественным поражением ног. Мышечный тонус преобладает в разгибателях и приводящих мышцах ног.

Двойная гемиплегия— [см. геми греч. plege удар, поражение] наиболее тяжелая форма ДЦП, при которой степень нарушений функции верхних и нижних конечностей одинаково тяжелая или преобладает паралич рук.

Атонически- астатическая форма ДЦП(см. атония и астазия) - форма паралича врожденного происхождения, характеризующаяся тяжелыми двигательными нарушениями: парезами, низким тонусом мышц, патологическими тоническими рефлексами, отсутствием или недоразвитием тонических рефлексов, мозжечковыми симптомами, - вследствие чего ребенок долго не может держать голову, сидеть, стоять, ходить и т.д

Гемипаретическая форма(см. геми- парез) - форма  паралича, при которой двигательные расстройства менее выражены в нижней конечности и проксимальных отделах верхней конечности; развивается в большинстве случаев на первом году жизни вследствие поражения пирамидной системы.

•       дизартрия у детей с олигофренией (Умственная отсталость (малоумие, олигофрения-  врожденная или приобретенная в раннем возрасте задержка, либо неполное развитие психики, проявляющаяся нарушением интеллекта, вызванная патологией патологии головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации. Проявляется в первую очередь в отношении разума (откуда название), также в отношении эмоцийволиречи и моторики.

•       дизартрия у детей с гидроцефалией(Гидроцефалия, гидроцефа́лия -водя́нка головно́го мо́зга — заболевание, характеризующееся избыточным скоплением цереброспинальной жидкости в желудочковой системе головного мозга в результате затруднения её перемещения от места секреции (желудочки головного мозга) к месту абсорбции в кровеносную систему (субарахноидальное пространство) — окклюзио́нная гидроцефали́я, либо в результате нарушения абсорбции.

•       дизартрия у детей с задержкой психического развития (ЗПР — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (памятьвнимание,мышлениеэмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идёт уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости. 

•       дизартрия у детей с минимальной мозговой дисфункцией ( Минимальные  мозговые дисфункции (ММД) у детей представляют собой наиболее распространенную форму нервно–психических нарушений в детском возрасте. В настоящее время ММД рассматриваются, как последствия ранних локальных повреждений головного мозга, выражающиеся в возрастной незрелости отдельных высших психических функций и их дисгармоничном развитии. При ММД наблюдается задержка в темпах развития функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные интегративные функции, как речь, внимание, память, восприятие и другие формы высшей психической деятельности). 

Формы дизартрии зависят от места поражения. Различают несколько форм дизартрии по Правдиной О.В.:

Бульбарная дизартрия представляет собой симптомокомплекс речедвигательных расстройств, развивающихся в результате поражения ядер, корешков или периферического отделов VII,IX,X  и XII черепно- мозговых нервов. Вялые параличи мышц губ, одной щеки, что приводит к нарушениям и нечеткости артикуляции губных звуков.

  • корковая (d. corticalis) обусловлена поражением отделов коры головного мозга, связанных с функцией мышц, принимающих участие в артикуляции; отличается расстройством произнесения слогов при сохранении правильной структуры слова;

Корковая дизартрия представляет собой группу моторных расстройств речи разного патогенеза, связанных с очаговым поражением коры головного мозга.

Первый вариант КД обусловлен односторонним или чаще двусторонним поражением нижнего отдела передней центральной извилины. Возникает избирательный центральный парез мышц артикуляционного аппарата(наиболее часто язык).

Второй вариант КД связан с недостаточностью кинестетического праксиса, что наблюдается при односторонних поражениях коры доминантного(обычно левого) полушария мозга в нижних постцентральных отделах коры. Страдает произнешение согласных звуков, особенно шипящих и аффрикатов.

Третий вариант КД связан с недостаточностью динамического кинетического праксиса, это наблюдается при односторонних поражениях коры доминантного полушария в нижних отделах премоторных областей коры. Затруднено произнесение сложных аффрикатов, которые могут распадаться на составные части, наблюдаются замены щелевых звуков на смычковые, пропуски звуков в стечениях согласных, иногда с избирательным оглушением звонких смычковых согласных.

  • мозжечковая (d. cerebellaris) обусловлена поражением мозжечка или его проводящих путей; характеризуется растянутой, скандированной речью с нарушением модуляции и меняющейся громкостью;

Поражение мозжечка и его связей с другими отделами ЦНС, а также лобно- мозжечковых путей. Отмечается пониженный тонус в мышцах языка и  губ, язык тонкий, распластанный в полости рта, подвижность его ограничена, темп движений замедлен, отмечается трудность удержания артикуляционных укладов и слабость их ощущений, мягкое нёбо провисает,жевание ослаблено, мимика вялая.

  • экстрапирамидная (гиперкинетическая, подкорковая) (d. extrapyramidalis) — дизартрия, возникающая при поражении подкорковых узлов и их нервных связей. Речь смазанная, невнятная с носовым оттенком, резко нарушена просодика, интонационно-мелодическая структура речи, её темп; экстрапирамидная (d. extrapyramidalis) обусловлена поражением стриопаллидарной системы;

При экстрапирамидной дизартрии наблюдается кинестетическая диспраксия. Особенностью ЭД является отсутствие стабильных и однотипных нарушений звукопроизношения, а также большая сложность при автоматизации звуков. ЭД нередко сочитается с нарушениями слуха по типу нейросенсорной тугоухости, при этом прежде всего страдает слух на высокие тона.

  • паркинсоническая (d. parkinsonika) — вид экстрапирамидной дизартрии, наблюдаемой при паркинсонизме, характеризующийся замедленной невыразительной речью, нарушениями модуляции голоса. Требует лечения основного заболевания;
  • псевдобульбарная (d. pseudobulbaris от др.-греч. ψευδής — ложный + бульбарный) обусловленна центральным параличом мышц, иннервируемых языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами, вследствие двустороннего поражения двигательных корково-ядерных путей; проявляется монотонностью речи. Является одним из симптомов псевдобульбарного синдрома;

Псевдобульбарная дизартрия возникает при двустороннем поражении двигательных корково- ядерных путей, идущих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов ствола.Характерно повышение мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре по типу спастичности- спастическая форма псевдобульбарной дизартрии. Наблюдается повышение мышечного тонуса в отдельных мышечных группах или понижение мышечного тонуса- паретическая форма. При обеих формах отмечается ограничение активных движений мышц артикуляционного аппарата, в тяжелых случаях- почти полное их отсутствие. При паретической псевдобудьбарной дизартрии страдает произношение смычковых губных звуков, требующих достаточных мышечных усилий, особенно двугубных язычно- альвеолярных, а также нередко и ряда гласных звуков, особенно тех, которые требуют подъема спинки языка вверх.

  • стёртая форма — нарушение произношения свистящих и шипящих звуков по типу бокового сигматизма, впервые выделена чешским врачом М.Зееманом; часто бывает единственным симптомом, свидетельствующим о наличии у ребенка не диагностированной.
  • холодовая — симптом при миастении и миастеническом синдроме, проявляющийся в затруднениях артикуляции при понижении температуры в помещении и говорении на холоде. Требует лечения основного заболевания. Часто служит единственным симптомом, свидетельствующим о скрытой или не диагностированной врожденной миопатии.

Классификация дизартрии по степени понятности речи для окружающих была предложена французским невропатологом. G. Tardier (1968) применительно к детям с церебральным параличом. Автор выделяет четыре степени тяжести речевых нарушений у таких детей.

Первая, самая легкая степень, когда нарушения звукопроизношения выявляются только специалистом в процессе обследования ребенка.

Вторая -- нарушения произношения заметны каждому, но речь понятна для окружающих.

Третья -- речь понятна только близким ребенка и частично для окружающих.

Четвертая, самая тяжелая -- отсутствие речи или речь почти непонятна даже близким ребенка (анартрия). При анартрии понимается полное или частичное отсутствие возможности звукопроизношения в результате паралича речедвигательных мышц.

Основными признаками (симптоматикой) дизартрии являются дефекты звукопроизношения и голоса, сочетающиеся с нарушениями речевой, прежде всего артикуляционной моторики и речевого дыхания.

Дефекты звукопроизношения при дизартрии делятся на:

  • АНТРОПОФОНИЧЕСКИЕ(искажение звука);
  • ФОНОЛОГИЧЕСКИЕ(отсутствие звука, замена, недифференцированное произношение, смешение). Недостаточность противопоставлений звуков по их акустическим и артикуляторным характеристикам.

Существенным звеном в структуре нарушений артикуляционной моторики при дирартрии является патология реципрокной иннервации.

Реципрокная иннервация (от лат. reciprocus — возвращающийся, обратный, взаимный), сопряжённая иннервация, рефлекторный механизм координациидвигательных актов, обеспечивающий согласованную деятельность мышц-антагонистов (например, одновременное сокращение группы сгибателей сустава и расслабление его разгибателей).

Частым признаком дизартрии является недостаточность артикуляционного праксиса(диспраксия).

Диспраксия (dyspraxia) – нарушения движений у детей при отсутствии нарушений мышечного тонуса и параличей.

Выделяют два типа диспраксических расстройств:

  • КИНЕСТИЧЕСКИЙ(трудность и недостаточность в развитии обобщений артикуляционных укладов, главным образом согласных звуков);
  • КИНЕТИЧЕСКИЙ(недостаточность временной организации артикуляционных укладов).

Нарушение артикуляционной моторики, сочетаясь между собой, составляют первый важный синдром дизартрии- синдром артикуляционных расстройств. Он видоизменяется в зависимости от тяжести и локализации поражений мозга и имеет свои специфические особенности при различных формах дизартрии.

Второй синдром дизартрии- синдром нарушений речевого дыхания.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Дифференциальная диагностика дизартрии проводится в двух направлениях:

  • ОТГРАНИЧЕНИЕ ДИЗАРТРИИ ОТ ДИСЛАЛИИ проводится на основании выделения трех ведущих синдромов(синдромы артикуляционных, двигательных и голосовых расстройств);
  • ОТГРАНИЧЕНИЕ ДИЗАРТРИИ ОТ АЛАЛИИ проводится на основе отсутствия первичных нарушений языковых операций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика экспериментального исследования словаря детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

В этой статье я освещаю методику исследования словаря для детей дошкольног возраста  материалы использованы из  моего диплома ,надеюсь это пригодится начинающим логопедам и не только...

Методика экспериментального исследования словаря детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией

Методика экспериментального исследования словаря детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией...

Комплекс заданий для развития словаря прилагательных у детей со стертой дизартрией

Словарь прилагательных у дошкольников сос стертой дизартрией очень беден. Поэтому был составлен комплекс занятий по обогащению словаря прилагательных у дошкольников со стертой дизартрией. Занятия поде...

1.4. Особенности словаря существительных, прилагательных глаголов у дошкольников со стертой дизартрией

Словарь является одним из важных показателей речевого развития ребенка. И проблема его формирование в современной логопедии занимает важнейшее место в настоящее время. Тем самым, мы можем говорить, чт...

Активный словарь: При обозначении групп частей речи дошкольники со стертой дизартрией

Активный словарь: При обозначении групп частей речи дошкольники со стертой дизартрией выполняли от 60-80% стимульного материала. Наиболее часто допускались ошибки, связанные с несформированным лексиче...

Цель, задачи, структура логопедической работы по развитию словаря существительных, прилагательных, глаголов у детей со стертой дизартрией.

По итогам проведенного количественного и качественного анализа результатов исследования, выявлены трудности формирования словаря существительных, прилагательных, глаголов у детей со стертой дизартрией...