Активный словарь: При обозначении групп частей речи дошкольники со стертой дизартрией
статья по логопедии

Ольшина Анна Сергеевна
Активный словарь: При обозначении групп частей речи дошкольники со стертой дизартрией выполняли от 60-80% стимульного материала. Наиболее часто допускались ошибки, связанные с несформированным лексическим владением значений существительных: например, при обозначении рабочих инструментов (дошкольники называли рубанок молотком), предметов одежды (плащ вместо пальто, шапка вместо шляпа). Ошибки подобного рода связаны с недостаточно полным объемом активного словаря существительных для обозначения предметов, которыми дети в практической деятельности не пользуются. Для сравнения, в лексической категории «игрушки» ошибки, связанные с недостаточно точным использованием лексического значения, допускало только 20% детей со стертой дизартрией. 
В некоторых случаях характерно использование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом вместо нейтральной формы: дети называли «киса» вместо «кошка», «жучок» вместо «жук», либо наоборот использование чересчур обобщенных форм существительных «кура» вместо «курица». Это может быть связано с привычкой использования упрощенных форм, типичных для «детского языка», с недостаточно развитой практикой самостоятельной речевой деятельности воспитанников. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

Процесс поиска слова осуществляется не только на основе семантических признаков, но и на основе звукового образа слова. Выделив значение слова, ребенок соотносит это значение с определенным звуковым образом, перебирая в своем сознании всплывающие звуковые образы слов. В процессе поиска слова из-за недостаточной закрепленности связи его значения и звучания происходит выбор слова, сходного по звучанию, но другого значения. [25]

Таким образом, замены существительных свидетельствуют о несформированности семантических полей, о трудностях закрепления связи между образом слова и образом предмета. Наиболее часто дети со стертой дизартрией заменяют существительные, входящие в одно семантическое поле и обозначающие зрительно похожие предметы (оса — пчела, ворона — грач, цапля — аист).

Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов. Распространенными являются такие, например, замены: высокий — длинный. Замены прилагательных осуществляются из-за недифференцированности признаков величины, высоты, ширины, толщины.

В заменах глаголов обращает на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения, к выбору глаголов другого значения (ползет — идет, воркует — поет, чирикает — поет и т.д.). Наблюдались также замены глаголов воспроизведением звукоподражаний: гогочет — га-га-га, кукарекает — ку-ка-ре-ку, каркает — кар-кар. [25]

Итак, специфические трудности, связанные с формированием словаря дошкольников со стертой дизартрией таковы: название предметов, подбор слова, близкого по значению, определение порядка называния времен года, суток, дней недели, нарушение самостоятельной речи при наличии достаточного словарного запаса, легкая задержка в формировании обобщающей и регулирующей функции речи. Следует заметить, что нарушения становления лексики у детей с патологией речи отражаются в ограниченности лексикона, большом расхождении объема активного и пассивного словаря, неточностей в употреблении слов, разнообразных вербальных парафазиях, отсутствия сформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-теоретические основы логопедической работы по развитию внимания и саморегуляции у дошкольников со стертой дизартрией

В своей статье я изложила, насколько процессы произвольного внимания и саморегуляции играют существенную роль при овладении детьми процессами чтения и письма. Поэтому недоразвитие или несформированнос...

Игры и упражнения на развитие внимания и саморегуляции для дошкольников со стертой дизартрией

В методической разработке для педагогов, я руководствовалась насколько произвольное внимание и саморегуляция играют большую роль в дошкольном возрасте. Достаточная сформированность произво...

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ.

У детей со стертой дизартрией имеет место нарушение целого ряда просодических элементов речи, в процессе логопедического воздействия проводится работа по формированию интонационной выразительнос...

Л.А.Позднякова Развитие интонационной выразительности речи дошкольников со стертой дизартрией как средство формирования коммуникативных навыков.

Статья посвящена анализу нарушений мелодического оформления речи дошкольников со стертой дизартрией на основе применения экпериментально-фонетического подхода, содержит подробную характеристику наруше...

Актуальные вопросы связанные с нарушениями связной речи у дошкольников со стертой дизартрией в контексте ФГОС

\Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения детьми связной речью. Адекватное восприя­тие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы н...

Формирование просодической стороны речи у старших дошкольников со стертой дизартрией.

В данной статье рассматриваются способы формирования просодической стороны речиу старших дошкольников со стертой дизартрией....

1.4. Особенности словаря существительных, прилагательных глаголов у дошкольников со стертой дизартрией

Словарь является одним из важных показателей речевого развития ребенка. И проблема его формирование в современной логопедии занимает важнейшее место в настоящее время. Тем самым, мы можем говорить, чт...