Картотека "Грамматический строй речи"
картотека по логопедии (старшая группа) по теме
Работа с детьми,имеющими ОНР /по Нищевой/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svetlana_fedorovna_kartochki.doc | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
№ 1
Образование уменьшительных имен существительных
Игра с мячом «Ласковые имена», учим ребенка образовывать имена по аналогии. Бросаем ребенку мяч, произносим имя; ребенок ловит мяч, произносит уменьшительно-ласкательное имя и возвращает мяч.
Валя — Валечка Люда — Людочка Витя — Витенька
Таня Вова Петя
Рая Вера Костя
Соня Дима Катя
Аня Ира Маша
Даня Лара Вася
№ 2
Образование уменьшительных существительных с помощью суффиксов
Игра «Кто больше?»
Наташа — Наташенька — Натуля — Натуся — Наточка
Марина Арина Оля
Алёна Лена Лиля
Саша — Сашенька — Сашуля — Сашечка — Сашок
Алёша Женя Слава
Рома Паша Валера
№ 3
Образование уменьшительных существительных
Предлагаем ребенку показать на себе и на кукле части тела и лица, называя части тела и лица куклы «ласково»
Голова — головка Лоб — лобик Рука — ручка
Шея Нос ресницы
Спина Рот
Колено Живот
Грудь Глаз
№ 4
Образование уменьшительных существительных,
обучение правильно называть маленькие предметы
Игра с мячом «Большой – маленький». Называем большой предмет, а ребенок — маленький.
Стол — столик Диван — диванчик Полка — полочка
Дом Шкаф Рамка
Нож Стакан Юбка
Мяч Карман Шапка
Рот
Кот
Подушка — подушечка Носок — носочек Дым — дымок
Кружка Песок Дуб
Ложка Листок Коготь
Чашка Платок Локоть
№ 5
Образование формы множественного числа имен существительных
Игра с мячом «Один и много». Называем один предмет, бросаем ребенку мяч, а ребенок называет много предметов и возвращает обратно мяч.
Стакан — стаканы Слива — сливы Кольцо — кольца
Огурец — огурцы Кофта Ведро
Помидор Шуба Окно
Стол Шапка Лицо
Шкаф Чашка Яйцо
Мяч Ложка Полотенце
№ 6
Использование имен существительных в родительном падеже
Игра с мячом «Есть — нет». Говорим, что есть, бросаем ребенку мяч; ребенок ловит мяч, говорит, чего у него нет, и возвращает мяч обратно.
У меня есть помидор. — А у меня нет помидора.
У меня есть стакан. — …
У меня есть кубик. — …
У меня есть мяч. — …
У меня есть обруч. — …
У меня есть кукла. — А у меня нет куклы.
У меня есть кофта. — …
У меня есть подушка. — …
У меня есть коляска. — …
У меня есть лента. — …
У меня есть ведро. — А у меня нет ведра.
У меня есть кольцо. — …
У меня есть колесо. — …
У меня есть полотенце. — …
У меня есть полено. — …
№ 7
Образование формы родительного падежа имен существительных
Предлагаем ребенку закончить предложения, подсказав ему недостающее слово.
На моей рубашке нет пуговицы.
У Кати нет новой… (кукла).
У стола нет… (ножка).
У цветка нет… (лепесток).
В лодке нет… (рыбак).
В корзине нет… (яблоко).
В буфете нет… (блюдце).
№ 8
Образование формы дательного падежа имен существительных
Предлагаем ребенку закончить начатые предложения. Проведение этого упражнения в форме игры с мячом. Бросаем ребенку мяч и начинаем предложение; ребенок ловит мяч, заканчивает предложение и возвращает мяч обратно.
Поварешка нужна повару.
Кисть нужна… (художник).
Гаечный ключ нужен… (шофер).
Иголка нужна… (швея).
Лопата нужна… (садовник).
Указка нужна… (учитель).
№ 9
Образование форм винительного падежа имен существительных
Игра с мячом «Кого угостим?». Ребенок должен закончить начатое предложение, поймав мяч.
Травой угостим корову.
Морковкой угостим… (кролик).
Косточкой угостим… (собака).
Молоком угостим… (корова).
Пшеном угостим… (курица).
Овощами угостим… (свинья).
№ 10
Образование формы творительного падежа имен существительных
Предлагаем ответить на вопросы:
Чем дворник подметает улицу? (метла)
Чем медсестра делает укол? (шприц)
Чем парикмахер расчесывает волосы? (расческа)
Чем повар режет морковь? (нож)
Чем садовник рыхлит землю? (грабли)
Чем маляр красит стены? (кисть)
Чем столяр строгает доски? (рубанок)
№ 11
Употребление имен существительных в творительном падеже
Предлагаем закончить предложения, ответив на вопрос: «Чем угостишь?»
Медвежонка угощу мёдом.
Лису угощу… (рыба).
Лося угощу… (трава).
Белку угощу… (шишки).
Кабана угощу… (желуди).
Зайца угощу… (кора).
№ 12
Счёт до трёх и согласование числительных с существительными
Ребенок считает по образцу. Для игры используются натуральные предметы и предметные картинки, или рисование вместе с малышом.
Один помидор, два помидора, три помидора.
Один баклажан…
Один стакан…
Один карман…
Одна груша, две груши, три груши.
Одна чашка…
Одна ложка…
Одна кукла…
Одно ведро, два ведра, три ведра.
Одно кольцо…
Одно солнце…
Одно дерево…
№ 13
Образование словосочетаний из существительных
с числительными два и пять по образцу
Две вилки. — Пять вилок.
Две чашки…
Две ложки…
Две шапки…
Две крышки…
Два стола. — Пять столов.
Два носка…
Два дивана…
Два шкафа…
Два чайника…
Два яблока. — Пять яблок.
Два ведра…
Два окна…
Два дерева…
№ 14
Порядковый счет, упражнение в образовании порядковых числительных,
ответы на вопрос «Который по счету?»
Первая чашка, вторая чашка, третья чашка, четвертая чашка, пятая чашка, шестая чашка, седьмая чашка, восьмая чашка, девятая чашка, десятая чашка.
Первый мяч…
Первое ведро…
№ 15
Ребенок случает предложения, находит в них «маленькие слова» (предлоги). Акцентируется внимание ребенка на предлогах, выделяя их голосом.
Чашка стоит на столе.
Цветок стоит в голубой вазе.
Стул стоит у стены.
Мяч закатился под стол.
Лампа висит над крыльцом.
Котенок спрятался за кресло.
Книга упала со стола.
№ 16
Вставляем в предложения «маленькие слова» (предлоги).
Дедушка сидит в кресле.
Книги лежат… полке.
Дерево растет… забора.
Щенок залез… кровать.
Солнце поднялось… морем.
Розы цветут… высоким забором.
Листья облетают… деревьев.
№ 17
Игра «Есть – нет». Бросаем ребенку мяч, говоря при этом, что у вас есть; ребенок ловит мяч, говорит, чего у него нет, и возвращаем мяч обратно.
У меня есть два мяча. — А у меня нет двух мячей.
У меня есть два кубика. — …
У меня есть два карандаша. — …
У меня есть два шара. — …
У меня есть две куклы. — А у меня нет двух кукол.
У меня есть две книги. —…
У меня есть две машинки. — …
У меня есть две рубашки. — …
У меня есть два яблока. — А у меня нет двух яблок.
У меня есть два ведра. — …
У меня есть два кольца. — …
У меня есть пять мячей. — А у меня нет пяти мячей.
У меня есть пять кубиков. — …
У меня есть пять карандашей. — …
У меня есть пять шаров. — …
У меня есть пять кукол. — А у меня нет пяти кукол.
У меня есть пять книг. — …
У меня есть пять машинок. — …
У меня есть пять рубашек. — …
У меня есть пять яблок. — А у меня нет пяти яблок.
У меня есть пять ведер. — …
У меня есть пять колец. — …
№ 18
Образование словосочетаний из числительных с существительными
Игра «Я вижу».
Я вижу два дома и пять домов.
Я вижу две розы и пять роз.
Я вижу два дерева и пять деревьев.
Для игры используются существительные стол, шар, шкаф, кукла, рубашка, дорожка, яблоко, окно, лицо.
№ 19
Счёт предметов до десяти, правильное образование словосочетаний из числительных с существительными
Используются предметные картинки или рисование вместе с ребенком.
Один шар, два шара, три шара, четыре шара, пять шаров, шесть шаров, семь шаров, восемь шаров, девять шаров, десять шаров.
Используются следующие существительные: стакан, носок, цветок, лента, бочка, ягода, дерево, полено, окно.
№ 20
Образование увеличительных существительных
У медведя не голова, а головища; не лапы, а лапищи; не когти, а когтищи;
не зубы, а зубищи.
У акулы не хвост, а хвостище; не плавники, а плавничищи; не клыки, а клычищи.
У орла не клюв, а ключище; не глаза, а глазищи; не когти, а когтищи.
№ 21
Образование имен существительных со значением единичности
Можно провести упражнение в форме игры с мячом:
Снег — снежинка
Чай — …
Горох — …
Пух — …
Песок — …
№ 22
Использование в активной речи имен прилагательных и
согласование их с именами существительными
Подбор как можно большего определения к каждому предмету:
Помидор — красный, круглый, вкусный сочный…
Огурец…
Мяч…
Нож…
Кубик…
Морковь — оранжевая, длинная, сочная, сладкая…
Репа…
Кукла…
Шуба…
Солнце — жаркое, яркое, красное, ласковое…
Ведро…
Блюдце…
Яблоко…
Дерево…
Лицо…
№ 23
Согласование прилагательных с существительными
Подбор по несколько существительных к прилагательным.
Игра «Про что можно сказать?»
Красный мяч, шар, кувшин…
Теплый…
Сочный…
Круглый…
Высокий…
Длинный
Красная вишня, чашка, кофта…
Теплая…
Сочная…
Круглая…
Высокая…
Длинная…
Красное солнце, яблоко, блюдце…
Круглое…
Горячее…
Тяжелое…
№ 24
Обогащение речи прилагательными и согласование прилагательных
с существительными
Подбор подходящих по смыслу прилагательных в игре «Подскажи словечко»
Солнце, как мяч, круглое.
Руки, как лёд, …
Нож, как бритва, …
Шоссе, как стрела, …
Снег, словно пух, …
Трава, как изумруд, …
№ 25
Обогащение речи именами прилагательными
Подбор к каждому существительному по два прилагательных так, чтобы одно обозначало цвет, другое — материал.
Дом красный кирпичный. Блузка— белая шелковая.
Шарф… Чашка…
Стол… Полка…
Нож… Машина…
Кувшин… Шуба…
Мяч… Дорога…
Ведро зелёное пластмассовое. Колготки жёлтые шерстяные.
Блюдце… Носки…
Кольцо… Тапки…
№ 26
Согласование прилагательных с существительными
Предлагаем сказать о каждом предмете по образцу, используя одни и те же названия цветов.
Шар — красный, зеленый, желтый Чашка — красная, зеленая, желтая
Флажок… Кофта…
Кубик… Юла…
Мяч… Лопатка…
Шарф… Лента…
Яблоко — красное, зеленое, желтое Рукавицы — красные, зеленые, желтые.
Ведро… Трусы…
Кольцо… Брюки…
Полотенце… Кубики…
Блюдце… Шары…
№ 27
Образование уменьшительных имен прилагательных
по образцу:
Белый — беленький Легкий — лёгонький
Старый Мягкий
Тёплый Высокий
Добрый Широкий
Сладкий Глубокий
Узкий Мелкий
№ 28
Обогащение речи прилагательными. Образование относительных прилагательных
Стакан из стекла — стеклянный. Кофта из шерсти — шерстяная.
Стол из дерева — … Дорожка изо льда — …
Коробок из картона — картонный. Сапоги из резины — резиновые.
Сок из лимона — … Бусы из рябины — …
№ 29
Подбор существительных к прилагательным
в игре «Про что можно сказать?»
Длинная (дорога)
Широкая
Маленькое
Большая
Короткий
Низкое
Узкая
Высокий
Круглое
Жёлтая
Овальное
№ 30
Подбор существительных к прилагательным
в игре «Про то можно сказать?»
Деревянные — ложки, кубики, столы, скамейки, двери…
Кожаные…
Пластмассовые…
Металлические…
Стеклянные…
Шелковые…
Шерстяные…
Меховые…
№ 31
Подбор слов-антонимов — прилагательных с противоположным значением
Игра «Наоборот»
Обеденный стол большой, а журнальный стол маленький.
Дерево высокое, а куст…
Суп горячий, а мороженое…
Река длинная, а ручей…
Книга толстая, а тетрадь…
Дорога широкая, а тропинка…
Орехи крупные, а семечки…
Папа молодой, а дедушка…
№ 32
Образование сравнительной степени прилагательных
Игра «Подскажи словечко», закончить предложения по данному образцу:
Небо синее, а море еще синее.
Тропинка длинная, а дорога еще…
Вечер темный, а ночь еще…
Я сильный, а папа еще…
Дуб высокий, а сосна еще выше.
Березка тонкая, а рябина еще…
Африка большая, а Америка еще…
Река глубокая, а море еще…
№ 33
Образование притяжательных прилагательных
Хвост лисы — лисий хвост
Нос лисы — … Глаза лисы — … Усы лисы — …
Лапа лисы — … Ухо лисы — …
Лай собаки — собачий лай
След собаки — … Шкура собаки — … Лапа собаки — …
Глаза собаки — … Чутье собаки — …
Пасть медведя — медвежья пасть
Голова медведя — … Нос медведя — … Хвост медведя — …
Лапы медведя — … Тело медведя — …
Рога коровы — коровьи рога
Хвост коровы — … Нос коровы — … Вымя коровы — …
Глаза коровы — …
№ 34
Образование относительных прилагательных:
Сок из вишни — вишнёвый сок.
Варенье из сливы — …
Повидло из айвы — …
Компот из апельсина — …
Котлеты из моркови — морковные котлеты.
Салат из свеклы — …
Икра из баклажана — …
Сок из огурца — …
№ 35
Обогащение речи прилагательными, обозначающими моральные качества людей
Упражнение «Закончи предложения»:
Человек, который никогда не обманывает, — честный человек.
Человек, который часто лжёт, — … человек (лживый).
Человек, который стремится к достижению цели, — … человек (целеустремленный).
Человек, который умеет настоять на своём, добиться нужного результата, —
… человек (настойчивый).
Человек, который отличается упорством, — … человек (упорный).
Человек, который любит трудиться, — … человек (трудолюбивый).
Человек, который не любит трудиться, — … человек (ленивый).
№ 36
Согласование притяжательных местоимений с существительными
Предлагается называть окружающие предметы, добавляя слова мой, моя, моё, мои.
Мой мяч, моя рубашка, мое полотенце, мои тапки…
№ 37
Изменение глаголов по числам
Предлагается сказать по образцу:
Он сидит. — Они сидят.
Он лежит. — Они …
Он строит. — Они …
Она поёт. — Они …
Она рисует. — Они …
Она играет. — Они …
№ 38
Образование формы повелительного наклонения глаголов
По образцу или в виде упражнения — игра с мячом
Сидеть — сиди
Ходить — ходи
Бегать — бегай
Спать — спи
Петь — пой
Пить — пей
Бить — бей
Лить — лей
Рисовать — рисуй
Читать — читай
Танцевать — танцуй
Стоять — стой
Вырезать — вырезай
№ 39
Изменение глаголов по родам в прошедшем времени
По образцу:
Он пел. — Она пела. — Они пели.
Он сидел. — Она … — Они … .
Он танцевал. — Она … — Они … .
Он рисовал. — Она … — Они … .
Он строил. — Она … — Они … .
№ 40
Образование отглагольных существительных
Закончить высказывания:
Моя мама учит детей, она учительница.
Мой брат строит дома, он …
Моя тетя продает продукты, она …
Мой папа водит троллейбус, он …
Моя сестра убирает класс, она …
№ 41
Образование возвратных глаголов (глаголы с частицей –ся)
Упражнение в форме игры с мячом:
Раздевать – раздеваться
Умывать – умываться
Причесывать — причесываться
Мыть — мыться
Застегивать — застегиваться
№ 42
Образование формы будущего времени глаголов
Пою — буду петь
Рисую — буду рисовать
Читаю — буду читать
Играю — буду играть
Бегаю — буду бегать
Ем — буду есть
№ 43
Глаголы с разными приставками
Строим гараж из кубиков и ставим в гараж машинку, сооружаем мост, дом и т.п. Совершаем действия с машинкой, а ребенок их комментирует, договаривая начатое предложение. Если возникают затруднения — даем образец ответа и ребенок повторяет его
Машина из гаража выезжает.
Машина от гаража…
Машина на мост…
Машина по мосту…
Машина с моста…
Машина к дому…
Машина вокруг дома…
Машина через дорогу…
№ 44
Образование глаголов с различными приставками
Вместе с ребенком делается из бумаги бабочка или птичка. Используем для игры вазу с цветами или горшок с комнатными растениями. Совершаем действия с птичкой или бабочкой и начинаем предложение; ребенок заканчивает предложение, образуя приставочный глагол.
Бабочка с цветка слетает.
Бабочка от цветка…
Бабочка вокруг цветка…
Бабочка через вазу с цветами…
Бабочка от вазы…
Бабочка к вазе…
Бабочка на цветок…
№ 45
Образование глаголов с противоположным значением
Упражнение в форме игры с мячом:
Надевать — снимать
Наливать — …
Завязывтаь — …
Зашнуровывать — …
Насыпать — …
Складывать — …
Вносить — …
Открывать — …
№ 46
Образование притяжательных прилагательных
Предлагаем послушать высказывания и ответить на вопросы:
У папы есть сын. Чей он сын? (папин)
У Марины есть сарафан. Чей это сарафан?
У мамы есть шуба. Чья это шуба?
У тёти есть туфли. Чьи это туфли?
У Серёжи есть пальто. Чье это пальто?
У бабушки есть очки. Чьи это очки?
У дедушки есть кресло. Чье это кресло?
У дяди есть машина. Чья это машина?
№ 47
Образование наречия от прилагательных
Заканчиваем высказывания:
Конь скачет (быстрый) быстро.
Черепаха ползет (медленный)…
Собака лает (громкий)…
Звонок звенит (звонкий)…
Ветер дует (сильный)…
Самолет улетел (далекий)…
Воздушный змей поднялся (высокий)…
№ 48
Образование однокоренных слов
Ответить на вопросы:
Как зовут маму котенка? — кошка.
Как зовут папу котенка? — кот.
Как зовут сестер и братьев котенка? — котята.
Как назвать усы кошки? — кошачьи.
Как называть маленького кота? — котишко.
Как назвать большого кота? — котище.
Как называется комок из снега? — снежок.
Как называют фигуру из снега? — снеговик.
Как называются хлопья снега? — снежинки.
Как называется первые весенние цветы? — подснежники.
Как называют явление, когда выпадает много снега? — снегопад.
Как надо сказать про парк, который засыпан снегом? — заснеженный.
№ 49
Подбор слов-синонимов
Предлагаем подумать, как можно сказать по-другому:
Бросать — кидать — швырять — метать
Идти — плестись — тащиться — ползти
Бежать — нестись — лететь — мчаться
Тянуть — тащить — волочить
Плакать — реветь — выть — рыдать
Имя — прозвище — кличка — название
Доктор — врач — лекарь
Волшебник — колдун — чародей
Буря — ураган — буран — шторм
Холм — бугор — горка — курган — возвышенность
Толстый — жирный — пухлый
Трудный — тяжкий — тяжелый
Главный — основной — первостепенный
Маленький — малый — крошечный — крохотный — мелкий — небольшой
Интересный — забавный — занятный
№ 50
Образование действительных причастий
По образцу или в форме игры с мячом:
Человек, который поет, — поющий человек.
Луг, который покрыт цветами, — цветущий луг.
Девочка, которая смеется, — смеющаяся девочка.
Мальчик, который улыбается, — улыбающийся мальчик.
Девочка, которая плачет, — плачущая девочка.
Мальчик, который бежит, — бегущий мальчик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного логопедического занятия с детьми средней группы «Прогулка в лес»Занятие комплексное; на развитие лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи, формирование звуковой культуры речи.
Занятие комплексное; на развитие лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи, формирование звуковой культуры речи....
Опыт работы по теме: «Использование информационно-компьютерных технологий (мультимедийных презентаций) для развития лексико-грамматического строя речи, связной речи детей 4-7 лет с общим недоразвитием речи».
Актуальным направлением внедрения информационно-компьютерных технологий в работу учителя-логопеда группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи является использование муль...
Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")
КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамма...
Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.
Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...
Методические рекомендации учителя-логопеда, для родителей группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи в возрасте от 5 до 6 лет, по формированию лексико - грамматического строя речи и фонетико-фонематического стороны речи.
Методические рекомендации по формированию лексико - грамматического строя речи и фонетико-фонематического стороны речи предназначены для родителей детей группы компенсирующей напрвленности для де...
Психолого-педагогическая основа методики грамматического строя речи в работе с детьми. Особенности усвоения дошкольниками грамматического строя речи
консультация для педагогов...
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи. Лексическая тема: «Строим дом, дом большой!».
Цель занятия: Развитие лексико-грамматических средств языкана материале лексической темы «Строим дом, дом большой! ».ЗадачиКоррекционно - образовательные:1. Пополнять и активиз...