Песочная терапия
статья по логопедии на тему

Кривошеева Людмила Павловна

Данная консультация для воспитателей раскрывает возможности песочной терапии для развития речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesochnay_terapiy.rar15.64 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное  дошкольное образовательное бюджетное  учреждение

детский сад № 7 комбинированного вида города Свободного

Консультация для воспитателей

Тема «Использование песочной терапии в работе по развитию речи у детей»

Составила: учитель-логопед  

МДОБУ д/с № 7  г. Свободного

Кривошеева Людмила Павловна

I квалификационная категория

г. Свободный,

2013

Использование песочной терапии в работе по развитию речи у детей

Принцип «терапии песком» был предложен в середине ХХ века швейцарским психотерапевтом Карлом Юнгом. Сначала он рекомендовал использовать занятия с песком в целях диагностики и коррекции эмоционального самочувствия детей, утверждая, что это прекрасной средство для их социальной адаптации и развития.

Позднее Т. Грабенко и Т. Зинкевич-Евстигнеева в «Практикуме по креативной терапии» предложили систему песочных игр, назвав их коррекционно-развивающими.

Работа над развитием речи – сложный, порой рутинный,  требующий от ребенка приложения воли. Задача педагога состоит в том, чтобы превратить эти занятия коррекционно-развивающей направленности в желаемые и долгожданные. «Пескотерапия» как раз и явилась тем мотивирующим фактором.

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Строя картины из песка, разыгрывая ситуации, придумывая различные истории, мы в органичной для ребенка форме передаем ему свой жизненный опыт.

Основные принципы игры на песке

  • Стимулирующая среда (создание игровой ситуации, располагающей к проявлению творческой активности);
  • доступность;
  • адаптация речевого материала (подбор заданий и игр в сказочной форме);
  • реальное «проживание», проигрывание ситуаций вместе с героями;
  • эмоциональная комфортность (исключение негативной оценки действий и результатов ребенка).

Реализация этих принципов позволяет усилить положительную мотивацию к занятиям и личную заинтересованность ребенка в происходящем.

Задачи

  1. Формирование правильного произношения.
  2. Развитие лексико-грамматической стороны речи и связного высказывании, интонационной выразительности речи и темповой организации высказывания, психологической базы речи,   эмоционально-волевой и коммуникативной сферы.
  3. Развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.

Требования к занятиям

  1. Создание условий для сознательно регулируемой деятельности детей.
  2. Оречевление деятельности,  как логопедом, так и ребенком (особенно на первоначальном этапе).
  3. Предъявление детям доступных по сложности и объёму знаний.
  4. Использование достаточно большого количества наглядного материала разной фактуры.

Оборудование:

- песок, промытый, просушенный и просеянный;

- переносные столы-песочницы с песком;

- песочницы с подсветкой;

- бассейны с песком (тазы, коробки, желательно синего, голубого цвета)

- материал для игр с песком, мелкие игрушки людей, животных, техники и т.п.

Этапы работы

1 этап (подготовительные занятия)

Направлены на создание положительного и заинтересованного отношения ребенка к дальнейшим играм с песком, на установление речевого и эмоционального контакта с логопедом.

Занятия проводятся в адаптационный период, чаще всего во время прогулки. Темы занятий дети предлагают сами. Взрослый выступает в роли участника, давая возможность дошкольникам проявить фантазию и творчество.

2 этап (занятия основного цикла)

  Направлен на формирование неречевых и речевых процессов.

1. Занятия на узнавание и различение неречевых звуков:

а) комментарий логопеда + звукозапись + действия ребенка

или группы детей;

б) звукозапись + действия ребенка или группы детей;

в) комментарии ребенка (по его желанию) + действия группы детей;

На занятиях формируются навыки слухового внимания  и слуховой памяти, способность дифференцировать неречевые звуки.

2. Занятие на узнавание и различение речевых звуков:

а) работа над сохранными гласными и согласными звуками: в

начале, в середине и конце слова;

б) работа над дифференциацией звуков в словах;

          в) работа над звуковым составом слов.

На занятиях воспитываются и развиваются навыки слухового контроля как за произношение звуков в чужой речи, так и в собственной, развивается восприятие и различение правильного и дефектного произношения звуков.

Таким образом, песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя, успешным! А еще песок дает возможность «оживлять» абстрактные символы: буквы, цифры и геометрические фигуры. Это усиливает положительное отношение ребенка к занятиям. Позволяет чувствовать себя комфортно на протяжении всей работы.

Приложение

Игры на развитие фонематического слуха

«Определи место звука в слове»

- Выбрать фигурки, в названиях которых есть звук «А» или другой гласный.

- Выбрать фигурки, в названиях которых есть автоматизированный звук «С» или «Ш» и т.д.

- Составить устно предложение, в котором слова со звуком «С» находятся в начале, в конце слова.

«Кто быстрее?» (развитие навыка дифференциации звуков) песочница разбивается на два поля (можно поставить забор или сетку). Участники команды берут флажки, на которых написаны слова с пропущенными буквами получает задание вписать их (пропущены дифференцируемые буквы). Потом они ставят флажок на свое поле. Побеждает команда, выставившая больше флажков и правильно определившая пропущенные буквы.

«Мой город» Выбрать фигурки, в названиях есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

Занятия на развитие интонационной выразительности речи и темповой организации высказывания

На занятиях развивается восприятие различного темпа речи и самостоятельное воспроизведение ребенком определенного темпа фразы. Речь сопряжена с разными по скорости движениями рук по песку, что воздействует на нормализацию темпа речи. Развивается восприятие интонации повествовательного вопросительного и восклицательного типа, появляется способность дифференцировать различные виды интонации. В ходе работы развивается высота и сила голоса, длительность и интенсивность речевого дыхания.

Тема «Ударение»

Произнести «положенное» на песке слово, интонационно выделить ударный звук. Держа в руке фигурку феи ритма и «волшебную палочку», ребенок дотрагивается до буквы палочкой и оставляет над ней след ударения.

Тема «Деление слов на слоги»

Игра « Построй ступеньки». На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов, напечатанных на карточках, определившись, по какому принципу они будут располагаться (строить ступеньки). Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова, с двумя окнами – двухсложные слова, с тремя – трехсложные.

Упражнения на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.

  • «Машинки». Поскользить ладошкой по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, санки и др.).
  • «Змейки». Выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро.
  • «Необычные следы». «Пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы.
  • «Что это?» Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка.
  • «Маленькие человечки». «Пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательным, затем – средним, безымянными, большими и наконец мизинчиками). Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять.
  • « Пианино». Для сравнения ощущений можно предложить детям проделать те же движения на поверхности стола.
  • «Экскаваторы». Сгребать песок ребрами ладоней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Путешествию в «песочную» сказку. Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.

«Путешествию в «песочную» сказку.Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.Сказка на песке – это прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, справи...

Занятие по песочной терапии для детей раннего возраста на тему "Песочная поляна".

учить детей определять на ощупь свойства песка, активизировать в речи слова шершавый,твёрдый,мягкий....

Программа по песочной терапии "Песочная фантазия"

Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пл...

Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии, игровой терапии и песочной терапии.

Современным подходом к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является: партнерский подход -- более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родит...

« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»

Статья о гармонизации детско - родительских отношений с использованием разных методов терапии...

« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»

Взаимодействие с родителями - важное направление в деятельности дошкольного учреждения...