Эффективное развитие мелкой моторики руки у детей посредством упражнений со стихами и нетрадиционными предметами.
статья по логопедии по теме
В данной статье раскрывается опыт работы по развитию мелкой моторики рук дошкольников посредством упражнений со стихами и нетрадиционными предметами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
melkay_motorika.rar | 559.03 КБ |
Предварительный просмотр:
«Эффективное развитие мелкой моторики рук у детей посредством упражнений со стихами и нетрадиционными предметами»
«Истоки способностей и дарований детей –
на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли».
В.А. Сухомлинский
Развитие речи – одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста. Речь - это не просто сложно организованная и поздно формирующаяся психическая функция, но и один из главных показателей психического развития ребенка.
О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев, сказал когда-то известный педагог В. А. Сухомлинский. Все дело в том, что в коре головного мозга человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь. А формирование речи способствует развитию мышления.
За последние годы увеличился процент детей, имеющих различные речевые нарушения, которые затрудняют процесс полноценного овладения детьми программой детского сада, а в дальнейшем – и процесс школьного обучения. Своевременная же коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психической готовности детей к усвоению школьной программы.
Известно, что одним из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению является уровень развития мелкой моторики. Часто слышу от учителей, набирающих первые классы, что дети развиты хорошо. Понимают причинно – следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и математики, немало знают об окружающем мире, но, к сожалению, у них плохо развита рука.
При проведении игр, массажа, упражнений со стихами, комплекса пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики, отметила, что для массажа кистей и пальцев рук особый интерес у детей вызывают интересные, совсем простые и нетрадиционные предметы. Что дети с большим интересом выполняют упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом. Речь как бы рифмуется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы влияет на слуховое восприятие.
Данный вид работы по развитию мелкой моторики рук с нетрадиционными предметами и стихотворным сопровождением как нельзя лучше подходит для детей дошкольного возраста ДОУ и семьи. Казалось бы, тот природный материал, из которого дети иногда делали поделки, бытовые предметы, могут применяться и в совсем другом качестве, интерес, желание потрогать шишки, желуди, камешки, определить их свойства и качество, а ещё сделать массаж для своих рук. А совместный сбор родителями и детьми природного материала (шишек, желудей, камешек, речного песка и т.д.), поможет совместному общению, которого так не хватает современным детям.
Над этой темой работают известные авторы в коррекционной педагогике: Коноваленко В.В. и Коноваленко С.В., Генералова Р.Н., Ткаченко Т.А. и др.
Можно предположить, что такая система как нельзя лучше, подойдёт для ДОУ. Но чтобы убедиться в правильности этой концепции, решила провести исследовательскую работу в данном направлении.
Это вызвало необходимость разработать комплексы упражнений с нетрадиционными предметами, и сочинить к ним подходящие по смыслу стихотворные тексты.
Можно заучить один стихотворный текст, меняя лишь название предмета, с которым дети выполняют упражнение.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, следствие слабого развития общей и в частности, руки – общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием.
С большей долей вероятности можно заключить, что если проблемы с речью, это наверняка проблемы с мелкой моторикой рук.
К сожалению, о проблемах детей с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Родители должны понять, чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Гипотеза работы сводится к предположению о том, что игровые нестандартные упражнения со стихотворным сопровождением вызовут большой интерес у дошкольников, педагогов и родителей в развитии мелкой моторики рук, которое тесно связано с речевым психическим и личностным развитием ребенка.
Уникальность упражнений для развития мелкой моторики в его практичности:
- хорошо воспринимается педагогами, родителями;
- общедоступны и понятны детям;
- рекомендуется для детей с 2-х до 7 лет;
- совместный сбор природного материала с педагогами и родителями;
- даёт возможность проводить упражнения с предметами в помещении ДОУ, на прогулке и дома;
- не требует больших финансовых средств ДОУ и семьи.
Цель исследования:
Выявить эффективность работы по развитию - мелкой моторики рук у детей 4-5 лет, посредством нетрадиционных упражнений со стихотворным сопровождением и положительный успех в целом на коррекцию речевых нарушений в дошкольном учреждении и семье.
Задачи:
- определить последовательность коррекционной работы с детьми по развитию мелкой моторики рук, составить тематическое планирование;
- подобрать наиболее эффективные методы и приемы работы к проведению нетрадиционных упражнений;
- выявить взаимосвязь работы по развитию мелкой моторики рук между учителем-логопедом, педагогами и родителями;
- способствовать развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления;
- развивать познавательный интерес к окружающей природе.
Для решения задач составила план дальнейших действий работы:
- Изучить литературные издания и статьи по данной теме.
- Продолжать вести в ДОУ платный логопедический кружок «Речецветик» для детей 3-5 лет.
- Разработать перспективное планирование игр и упражнений для развития мелкой моторики, с нетрадиционными предметами.
- Дополнить программу логопедического кружка «Речецветик» играми и упражнениями с нетрадиционными предметами со стихотворным сопровождением.
- Разработать консультации и рекомендации для педагогов и родителей по теме «Развитие мелкой моторики рук при помощи игр и упражнений с нетрадиционными предметами».
- Проведение мастер-класса для педагогов и родителей по обучению проведения игр и упражнений с нетрадиционными предметами для развития мелкой моторики рук, с выставкой пособий и методической рекомендаций и литературы.
- Показ для родителей открытого просмотра НОД логопедического кружка «Речецветик» с интеграцией упражнений для развития мелкой моторики (2 раза в год).
- Разработать новые упражнения для развития мелкой моторики со стихотворным сопровождением с нетрадиционными предметами и пальчиковой гимнастики.
Формы и методы работы:
- Упражнения и самомассаж рук с нетрадиционными предметами и со стихотворным сопровождением;
- массаж рук и игры в пальчиковых «сухих бассейнах»;
- песочная терапия;
- рисование пальцами на песке, манке;
- упражнения на релаксацию с музыкальным сопровождением;
- Использование ИКТ
Самое главное в организации и проведении игр и упражнений с разнообразными нетрадиционными предметами для развития мелкой моторики, вызвать у дошкольников интерес и желание выполнять предлагаемые действия с ними, одновременно сопровождая стихотворным текстом.
Я неоднократно выступала и делилась опытом по данной теме перед коллегами учителями-логопедами, педагогами и родителями.
Выступление по данной теме:
- Работа с педагогами ДОУ
Презентация проекта прошла на педсовете перед педагогами ДОУ (май, 2013г).
Выступила с консультацией и показом мастер-класса:
- тема «Развитие мелкой моторики рук у детей с нетрадиционными предметами»; (2011, 20123г.);
- тема «Использование песочной терапии в работе по развитию речи у детей» (2013г.) (С выставкой игр, пособий, методических рекомендаций и литературы (январь, 2011г., 2013г.)).
Разработала положение и провела локальный смотр-конкурс для младших групп ДОУ «Игры для пальчиков» (с 15.09.2013 г. по 15.11. 2013 г.), что позволило обогатить и обновить группы новыми пособиями, в том числе и нетрадиционными предметами для развития мелкой моторики рук у детей младшего возраста.
- Выступление на город и область
Открытый показ НОД на тему «Поможем Гномам помириться» на ГМО учителей-логопедов г. Свободного (февраль, 2013г.). Это сюжетное логопедическое занятие, построено в виде сказочного путешествия, в ходе которого дети выполняли различные задания для развития мелкой моторики. (Массаж с еловыми шишками, ведение пальцем по фонетическим дорожкам, рисование пальцами на песке).
Выступление с опытом работы и презентацией по теме «Эффективное развитие мелкой моторики рук у детей посредством упражнений со стихами и нетрадиционными предметами» на курсах повышения квалификации «Теоретические и практические проблемы современной логопедии и дефектологии», проведенных ГОАУ ДПО Амурского областного института развития образования (апрель, 2013 г.)
Выступление с опытом работы и презентацией по теме «Эффективное развитие мелкой моторики рук у детей посредством упражнений с нетрадиционными предметами» на выездных КПК педагогов ДОУ «Организация образовательного процесса в ДОО в соответствии с переходом с ФГТ на ФГОС» в ГОАУ ДПО Амурский областной институт развития образования (апрель, 2014 г.)
- Работа с родителями
Открытый показ НОД логопедического кружка «Речецветик», с элементами упражнений для развития мелкой моторики на темы
- «Научим Львёнка говорить» (средняя гр., март, 2013 г.);
- «На лесной полянке» (средняя и старшая гр., март, 2014 г.)
- «Веселые Гномики» (средняя гр., май. 2014 г.)
Фоторепортаж фрагментов выполнения детьми упражнений с нетрадиционными предметами на занятиях кружка «Речецветик».
В помощь родителям были оформлены и выставлены консультации на темы:
- «В чём заключается влияние пальцев рук на развитие мелкой моторики?»;
- «Как играть в пальчиковые игры?»;
- «Некоторые приемы формирования моторной готовности детей к школьному обучению»;
- «Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием сухого бассейна»;
- «Упражнения для развития мелкой моторики рук с нетрадиционными предметами и стихотворным сопровождением»;
- «Игры и упражнения с природным материалом для детей».
4. Разработала, оформила и выпустила три логопедических сборника для учителей-логопедов, педагогов и родителей с упражнениями для развития мелкой моторики рук, для детей 3-7 лет.
- «Считалочки для пальчиков». Пальчиковые физкультминутки на стихи Т. Коти. («2013 г.)
- «Массаж для пальчиков». Упражнения для развития мелкой моторики рук с нетрадиционными предметами и стихотворным текстом. (2013г.)
- «Дорожные физкультминутки, загадки и чистоговорки». (2014 г.)
Массаж является несложным, но весьма эффективным методом развития мелкой моторики рук. При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые достигая коры головного мозга, указывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в работе всех систем и органов.
Массаж позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу обоих полушарий мозга.
Для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях: на сжатие, растяжение, расслабление. Целесообразно использовать следующие методы и приемы:
- Систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам.
- Последовательность в проведении игр и упражнений – «от простого к сложному». Сначала упражнения выполняются ведущей рукой, при успешном выполнении обеими руками одновременно. Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не может справиться с заданием.
- Все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение ребенка должно быть утилитарным и оцененным.
На 2012-2013 учебный год была дополнена программа логопедического кружка «Речецветик» и дополнена тематическим планированием упражнений и массажа с нетрадиционными предметами со стихотворным сопровождением.
Самомассаж кистей рук с предметами это эффективные упражнения для стимулирующего пальчикового массажа можно выполнять с помощью хорошо знакомым детям предметов – карандаша, катушки, грецкого ореха, еловых шишек, бигуди-липучек, массажных и плоских расчесок, сочетая их выполнение с проговариванием двустиший, четверостиший, скороговорок и чистоговорок.
Виды упражнений с нетрадиционными предметами:
- Упражнения с бытовыми предметами (массажные и плоские расчески, бигуди-липучки, резинки для волос, катушки, граненые карандаши, массажные мячики с шипами, прищепки, волчки, шнурки, разноцветные пуговицы и т.д.).
- Упражнения с природным материалом (еловые и сосновые шишки, деревянные палочки, мелкие камушки, грецкие орехи, жёлуди, фасоль, горох).
- Упражнения с сыпучими материалами (песком, солью, разными крупами).
Необходимо соблюдать правила безопасности, все занятия с мелкими предметами: пуговицами, фасолью, горохом, мелкими камешками, должны проходить под контролем взрослых.
Цель:
Развитие и массаж мелкой моторики рук с помощью упражнений с нетрадиционными предметами, в сочетании со стихотворным текстом.
Задачи:
- Учить согласовывать движения со словами при выполнении массажа и упражнений для развития мелкой моторики рук.
- Развивать желание и интерес к выполнению упражнений со стихами с разнообразными, нетрадиционными предметами.
- Развивать познавательный интерес к природе.
- Упражнения и массаж с бытовыми предметами
Разнообразные бельевые прищепки – это готовый тренажер. Многократное повторение движения разжимания/сжимания с усилием дает отличную тренировку пальчикам рук. Нужно научить ребенка брать прищепки тремя пальцами и прикреплять их к любому плоскому предмету, например: к картонке, широкой линейке, одноразовой тарелке, стакану. Из прищепок и картонного круга можно сделать разноцветную ромашку, солнышко, ежика, кактус, прикреплять на коробку, снимать их, вешать белье на веревку, строить различные фигуры из прищепок.
В своей работе использую яркие плоскостные пособия, разработанные С.Б. Горбушиной, художник Н.М. Эрстед и мною составленный стихотворный текст.
Во время выполнения заданий необходимо, чтобы ребенок называл цвет, форму, величину. Тем самым решается еще одна немаловажная задача – развитие сенсорных способностей у младших дошкольников.
- Самомассаж кистей рук с предметами
Существует большое количество различных приспособлений для микромассажа и рефлексотерапии кистей рук и стоп ног. Это мячики с шипами, массажные и плоские расчески, бигуди-липучки, деревянные катушки и т п.
- Массаж с маленькими мячиками с шипами
И малышей и старших дошколят привлекают яркие массажные мячики с шипами, сделанные из резины, латекса или пластмассы. Шипы при перекатывании мячика воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение.
- Массаж с массажными и плоскими расческами
Это очень удобный тренажер, который имеет ручку и у каждого имеется дома. В дошкольном учреждении для массажа, необходимо приобрести специально - легкие и небольшие расчески. Можно использовать плоские одноразовые расчески с ручками. Особенно эффективно делать ими массаж для каждого пальца в отдельности.
- Массаж с бигуди-липучками
Это необычные предметы, которые очень интересен для детей. А его
колючие щетинки позволяют делать приятный массаж ладоням
- Массаж с деревянными катушками
Деревянные катушки считаются бросовым материалом, но он может пригодиться, как для массажа, так и для конструирования. Они легко катаются, гладкие и легкие, а еще имеют грани для массажа. Дети любят с ними играть и делать массаж.
- Упражнения с природным материалом
(еловыми и сосновыми шишками, грецкими орехами, желудями и т.п.).
Упражнения с природным материалом можно включать как часть занятия, так и в режимные моменты, прогулку, сюжетно-ролевые игры и т. д.
Перед проведением игр и упражнений с природным материалом в помещении необходимо придерживаться следующих правил:
Правила выполнения упражнений с природным материалом
- мыть руки перед проведением упражнений и после;
- следить, чтобы руки были здоровыми (без царапин, аллергических проявлений и пр.);
- природный материал должен быть чистым, нетравмоопасным.
- Упражнения с шишками
Обучение действиям с шишками лучше начинать со свежих шишек, так как они не колются, приятны на ощупь и не вызывают отрицательных эмоций. В дальнейшем используются сухие, колючие шишки.
Педагог предлагает ребенку корзинку, в которой лежат свежие или сухие еловые и сосновые шишки, и просит взять в руки одну еловую шишку. И задает примерные вопросы: с какого дерева шишка? Какая она по форме? На что похожа? Далее педагог показывает и выполняет вместе с детьми комплекс упражнений с еловыми шишками. Упражнения целесообразно сопровождать стихотворным текстом.
Игры, упражнения и массаж в пальчиковом бассейне («Сухой аквариум»)
Резервуары, заполненные различными наполнителями: мелкими камешками, стеклянными шариками, горохом, фасолью, крупой (гречневой, рисовой, манной и другими), песком, солью, разноцветными пуговицами. Их основное назначение – механическое воздействие на нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев.
Игры проводятся ежедневно по 3-5 минут, под наблюдением взрослого, по очереди.
Пальчиковые бассейны используются для выполнения различных заданий, игр и выполнения комплекса упражнений для самомассажа кистей и пальцев рук.
Цель:
- нормализация мышечного тонуса;
- стимуляция тактильных ощущений;
- увеличению амплитуды движений пальцев рук;
- формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.
Задания:
- «Найди спрятанный предмет (маленькую игрушку)»;
- «Найди фигуру по образцу»;
- «Найди букву или цифру и назови ее»,
Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом или выполнять под музыку.
Есть у нас бассейн волшебный,
Не наполнен он водой,
А наполнен - песком, солью
И фасолью и крупой.
Руки мы в бассейн опустим
И сожмем их, разожмем,
Будем делать массаж пальцам
И игрушки там найдем.
- Упражнения и массаж с разноцветными пуговицами
Большое разнообразие пуговиц позволяет нам использовать их для коррекционных и развивающих игр. Пуговичная терапия проста в применении, манипуляция с пуговицами не образует пыль, не вызывает аллергии. Пуговицы не пачкаются, ими нельзя порезаться или уколоться, они легко моются. Коррекционные упражнения, дидактические игры, пуговичный массаж в пальчиковом бассейне можно проводить с группой детей и индивидуально.
Педагогам и родителям нужно знать и помнить, что при проведении упражнений с мелкими предметами, необходимо соблюдать правила безопасности, все занятия с пуговицами, фасолью, горохом и т.п. должны проходить под контролем взрослых.
Таким образом, дидактические пальчиковые игры, упражнения, массажи с нетрадиционными предметами, сопровождаемые стихотворным текстом, вызывают у детей большой эмоциональный интерес, желание выполнять рифмованные упражнения с интересными необычными предметами. Оказывают эффективное, стимулирующее влияние на развитие речи, слухового и зрительного восприятия, улучшают память, формируют игровую и учебно-практическую деятельность у детей.
По итогам диагностики (на конец учебного года 2012-2013) по развитию мелкой моторики рук у детей средней группы отмечена положительная динамика улучшения мелкой моторики рук у детей данной группы (диаграмма 2)
Диаграмма 2.
Показатели развития мелкой моторики у детей средней группы МДОБУ д/с № 7 за 2012-2013 учебный год
По итогам диагностики речевого развития детей данной группы, также
появились положительные результаты.
Из 16 детей, имеющих нарушения звукопроизношения:
- Речь исправлена – 2
- Речь значительно улучшена – 6 (появились шипящие звуки)
- Речь улучшена – 8
Проведенная работа по развитию мелкой моторики, положительно повлияла и на развитие речи детей, посещающих логопедический кружок «Речецветик». Это позволит детям, зачисленным для коррекционных занятий на логопункт, быстрее преодолеть речевые недостатки и успешно обучаться в школе.
В дальнейшем, планирую работать по данной теме с детьми не только среднего возраста, так и с детьми младшего дошкольного возраста. Так как ранняя коррекционная работа с детьми в сочетании с проведением игр и упражнений по развития мелкой моторики рук, позволит быстрее и успешнее преодолеть речевые недостатки у дошкольников.
А также продолжить разработку новых игр, упражнений, рекомендаций, выпуск авторских логопедических сборников по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование предпосылок учебной деятельности посредством развития мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста»
Одной из задач ФГОС ДО является формирование предпосылок учебной деятельности. Поэтому в ходе образовательной деятельности я широко использую приемы и методы развития мелкой моторики рук....
Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста путем графических упражнений
Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста, путем графических упражнений...
План по самообразованию «Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда"
laquo;Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, ч...
Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики руки у детей 1 младшей группы
Карточка №1Возраст: дети 2-3 летНазвание: «Переложи игрушки»Цель: развитие мелкой моторики рукиЗадача: заполнить мелкими предметами сосуд сначала правой, затем левой рукойДидактический мат...
Развитие мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования.
В статье описаны различные пальчиковые игр и упражнения, дидактические игры, нетрадиционные техники рисования, которые способствуют полноценному психическому развитию, повышению самооценки, помог...
Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста
Нетрадиционное рисование, т. е. рисование необычными материалами, оригинальными техниками, позволяет детям испытать незабываемые положительные эмоции, а также дает детям множество новых возможностей и...
"Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики руки у детей пятого года жизни"
Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики руки у детей пятого года жизни. Сколько удивительного, необыкновенного может нести в себе детский рисунок! В.А. Сухомлинский...