Эффективное развитие мелкой моторики руки у детей посредством упражнений со стихами и нетрадиционными предметами.
статья по логопедии по теме

Кривошеева Людмила Павловна

В данной статье раскрывается опыт работы по развитию мелкой моторики рук дошкольников посредством упражнений со стихами и нетрадиционными предметами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melkay_motorika.rar559.03 КБ

Предварительный просмотр:

«Эффективное развитие мелкой моторики рук у детей посредством упражнений со стихами и нетрадиционными предметами»

     

«Истоки способностей и дарований детей –

на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли».


В.А. Сухомлинский

Развитие речи – одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста. Речь - это не просто сложно организованная и поздно формирующаяся психическая функция, но и один из главных показателей психического развития ребенка.

О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев, сказал когда-то известный педагог В. А. Сухомлинский. Все дело в том, что в коре головного мозга человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь. А формирование речи способствует развитию мышления.

За последние годы увеличился процент детей, имеющих различные речевые нарушения, которые затрудняют процесс полноценного овладения детьми программой детского сада, а в дальнейшем – и процесс школьного обучения. Своевременная же коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психической готовности детей к усвоению школьной программы.

Известно, что одним из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению является уровень развития мелкой моторики. Часто слышу от учителей, набирающих первые классы, что дети развиты хорошо. Понимают причинно – следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и математики, немало знают об окружающем мире, но, к сожалению, у них плохо развита рука.

При проведении игр, массажа, упражнений со стихами, комплекса пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики, отметила, что для массажа кистей и пальцев рук особый интерес у детей вызывают интересные, совсем простые и нетрадиционные предметы. Что дети с большим интересом  выполняют упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом. Речь как бы рифмуется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы влияет на слуховое восприятие.  

Данный вид работы по развитию мелкой моторики рук с нетрадиционными предметами и стихотворным сопровождением как нельзя лучше подходит для детей дошкольного возраста ДОУ и семьи. Казалось бы, тот природный материал, из которого дети иногда делали поделки, бытовые предметы, могут применяться и в совсем другом качестве, интерес, желание потрогать шишки, желуди, камешки, определить их свойства и качество, а ещё сделать  массаж для своих рук. А совместный сбор родителями и детьми природного материала (шишек, желудей, камешек, речного песка и т.д.), поможет совместному общению, которого так не хватает современным детям.

Над этой темой работают известные авторы в коррекционной педагогике: Коноваленко В.В. и Коноваленко С.В., Генералова Р.Н., Ткаченко Т.А. и др.

Можно предположить, что такая система как нельзя лучше, подойдёт для ДОУ. Но чтобы убедиться в правильности этой концепции, решила провести исследовательскую работу в данном направлении.

Это вызвало необходимость разработать комплексы упражнений с нетрадиционными предметами,  и сочинить к ним подходящие по смыслу стихотворные тексты.

Можно заучить один стихотворный текст, меняя лишь название предмета, с которым дети выполняют упражнение.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, следствие слабого развития общей и в частности, руки – общая неготовность большинства современных  детей к письму или проблемы с речевым развитием.

С большей долей вероятности можно заключить, что если проблемы с речью,  это наверняка проблемы с мелкой моторикой рук.

К сожалению, о проблемах детей с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.  Родители должны понять, чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Гипотеза работы сводится к предположению о том, что игровые нестандартные упражнения со стихотворным сопровождением вызовут большой интерес у дошкольников, педагогов и родителей в развитии мелкой моторики рук, которое тесно связано с речевым психическим и личностным развитием ребенка.

Уникальность упражнений для развития мелкой моторики в его практичности:

  • хорошо воспринимается педагогами, родителями;
  • общедоступны и понятны детям;
  • рекомендуется для детей  с 2-х до 7 лет;
  • совместный сбор природного материала с педагогами и родителями;
  • даёт возможность проводить упражнения с предметами в помещении ДОУ, на прогулке и дома;
  • не требует больших финансовых средств  ДОУ и семьи.

Цель исследования: 

Выявить эффективность работы по развитию  - мелкой моторики рук у детей 4-5 лет, посредством нетрадиционных упражнений со стихотворным сопровождением и положительный успех в целом на коррекцию речевых нарушений в дошкольном учреждении и семье.

Задачи:

  • определить последовательность коррекционной работы с детьми по развитию мелкой моторики рук, составить тематическое планирование;
  • подобрать наиболее эффективные методы и приемы работы к проведению нетрадиционных упражнений;
  • выявить взаимосвязь работы по развитию мелкой моторики рук между учителем-логопедом, педагогами и родителями;
  • способствовать развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления;
  • развивать познавательный интерес к окружающей природе.

Для решения задач составила план дальнейших действий работы:

  1. Изучить литературные издания и статьи по данной теме.
  2. Продолжать вести в ДОУ платный логопедический кружок «Речецветик» для детей 3-5 лет.
  3. Разработать перспективное планирование игр и упражнений для развития мелкой моторики, с нетрадиционными предметами.
  4. Дополнить программу логопедического кружка «Речецветик» играми и упражнениями с нетрадиционными предметами со стихотворным сопровождением.
  5. Разработать консультации и рекомендации для педагогов и родителей по теме  «Развитие мелкой моторики рук при помощи игр и упражнений с нетрадиционными предметами».
  6. Проведение мастер-класса для педагогов и родителей по обучению проведения игр и упражнений с нетрадиционными предметами для развития мелкой моторики рук, с выставкой пособий и методической  рекомендаций и литературы.
  7. Показ для родителей открытого просмотра НОД логопедического кружка «Речецветик» с интеграцией упражнений для развития мелкой моторики (2 раза в год).
  8. Разработать новые упражнения для развития мелкой моторики со стихотворным сопровождением с нетрадиционными предметами и пальчиковой гимнастики.

Формы и методы работы:

  • Упражнения и самомассаж рук с нетрадиционными предметами  и со стихотворным сопровождением;
  • массаж рук и игры в пальчиковых «сухих бассейнах»;
  • песочная терапия;
  • рисование пальцами на песке, манке;
  • упражнения на релаксацию с музыкальным сопровождением;
  • Использование  ИКТ

Самое главное  в организации и проведении игр и упражнений с разнообразными нетрадиционными предметами для развития мелкой моторики, вызвать у дошкольников интерес и желание выполнять предлагаемые действия с ними, одновременно сопровождая стихотворным текстом.

Я неоднократно выступала и делилась опытом по данной теме перед коллегами учителями-логопедами, педагогами и родителями.

Выступление по данной теме:

  1. Работа с педагогами ДОУ

Презентация проекта прошла на педсовете перед педагогами ДОУ (май, 2013г).

Выступила с консультацией и показом мастер-класса:

  • тема «Развитие мелкой моторики рук у детей с нетрадиционными предметами»; (2011, 20123г.);
  • тема «Использование песочной терапии в работе по развитию речи у детей» (2013г.) (С выставкой игр, пособий, методических рекомендаций и литературы (январь, 2011г., 2013г.)).

Разработала положение и провела локальный смотр-конкурс для младших групп ДОУ «Игры для пальчиков» (с 15.09.2013 г. по 15.11. 2013 г.), что позволило обогатить и обновить группы новыми пособиями, в том числе и нетрадиционными предметами для развития мелкой моторики рук у детей младшего возраста.

  1. Выступление на город и область

Открытый показ НОД на тему «Поможем Гномам помириться» на ГМО учителей-логопедов г. Свободного (февраль, 2013г.). Это сюжетное логопедическое занятие, построено в виде сказочного путешествия, в ходе которого дети выполняли различные задания для развития мелкой моторики. (Массаж с еловыми шишками, ведение пальцем по фонетическим дорожкам, рисование пальцами на песке).

Выступление с опытом работы и презентацией по теме «Эффективное развитие мелкой моторики рук у детей посредством упражнений со стихами и нетрадиционными предметами»  на курсах повышения квалификации «Теоретические и практические проблемы современной логопедии и дефектологии», проведенных ГОАУ ДПО Амурского областного института развития образования (апрель, 2013 г.)

Выступление с опытом работы и презентацией по теме «Эффективное развитие мелкой моторики рук у детей посредством упражнений с нетрадиционными предметами» на выездных КПК педагогов ДОУ «Организация образовательного процесса в ДОО в соответствии с переходом с ФГТ на ФГОС» в ГОАУ ДПО Амурский областной институт развития образования (апрель, 2014 г.)

  1. Работа с родителями

Открытый показ НОД  логопедического кружка «Речецветик», с элементами упражнений для развития мелкой моторики на темы

  • «Научим Львёнка говорить» (средняя гр., март, 2013 г.);
  • «На лесной полянке» (средняя и старшая гр., март, 2014 г.)
  • «Веселые Гномики» (средняя гр., май. 2014 г.)

Фоторепортаж фрагментов выполнения детьми упражнений с нетрадиционными предметами на занятиях кружка «Речецветик».

В помощь родителям были оформлены и выставлены консультации на темы:

  • «В чём заключается влияние пальцев рук на развитие мелкой моторики?»;
  • «Как играть в пальчиковые игры?»;
  • «Некоторые приемы формирования моторной готовности детей к школьному обучению»;
  • «Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием сухого бассейна»;
  • «Упражнения для развития мелкой моторики рук с нетрадиционными предметами и стихотворным сопровождением»;
  • «Игры и упражнения с природным материалом для детей».

4. Разработала, оформила и выпустила три логопедических сборника для   учителей-логопедов, педагогов и родителей с упражнениями для развития мелкой моторики рук,  для детей 3-7 лет.

  • «Считалочки для пальчиков». Пальчиковые физкультминутки на стихи Т. Коти. («2013 г.)
  • «Массаж для пальчиков». Упражнения для развития мелкой моторики рук с нетрадиционными предметами и стихотворным текстом. (2013г.)
  • «Дорожные физкультминутки, загадки и чистоговорки». (2014 г.)

Массаж является несложным, но весьма эффективным методом развития мелкой моторики рук. При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые достигая коры головного мозга, указывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в работе всех систем и органов.

Массаж позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу обоих полушарий мозга.

Для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях: на сжатие, растяжение, расслабление. Целесообразно использовать следующие методы и приемы:

  • Систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам.
  • Последовательность в проведении игр и упражнений – «от простого к сложному». Сначала упражнения выполняются ведущей рукой, при успешном выполнении  обеими руками одновременно. Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не может справиться с заданием.
  • Все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение ребенка должно быть утилитарным и оцененным. C:\Users\1\Desktop\Портфолио Кривошеевой Л.П\фото\Кружок Речецветик, сред. гр. 2013\DSC00679.JPG

На 2012-2013 учебный год была дополнена программа логопедического кружка «Речецветик» и дополнена тематическим планированием упражнений и массажа с нетрадиционными предметами со стихотворным сопровождением.

Самомассаж кистей рук с предметами это эффективные упражнения для стимулирующего пальчикового массажа можно выполнять с помощью хорошо знакомым детям предметов – карандаша, катушки, грецкого ореха, еловых шишек, бигуди-липучек, массажных и плоских расчесок, сочетая их выполнение с проговариванием двустиший, четверостиший, скороговорок и чистоговорок.

Виды упражнений с нетрадиционными предметами:

  1. Упражнения с бытовыми предметами (массажные и плоские расчески, бигуди-липучки, резинки для волос, катушки, граненые карандаши, массажные мячики с шипами, прищепки, волчки, шнурки, разноцветные пуговицы и т.д.).
  2. Упражнения с природным материалом (еловые и сосновые шишки, деревянные палочки, мелкие камушки, грецкие орехи, жёлуди, фасоль, горох).
  3. Упражнения с сыпучими материалами (песком, солью, разными крупами).

Необходимо соблюдать правила безопасности, все занятия с мелкими предметами: пуговицами, фасолью, горохом, мелкими камешками, должны проходить под контролем взрослых.

Цель:

Развитие и массаж мелкой моторики рук с помощью  упражнений  с нетрадиционными предметами, в сочетании со стихотворным текстом.

Задачи:

  • Учить согласовывать движения со словами при выполнении массажа и упражнений для развития мелкой моторики рук.
  • Развивать желание и интерес к выполнению упражнений со стихами с разнообразными, нетрадиционными предметами.
  • Развивать познавательный интерес к природе.
  1. Упражнения и массаж с бытовыми предметами

Разнообразные бельевые прищепки – это готовый тренажер. Многократное повторение движения разжимания/сжимания с усилием дает отличную тренировку пальчикам рук. Нужно научить ребенка брать прищепки тремя пальцами и прикреплять их к любому плоскому предмету, например: к картонке, широкой линейке, одноразовой тарелке, стакану. Из прищепок и картонного круга можно сделать разноцветную ромашку, солнышко, ежика, кактус, прикреплять на коробку, снимать их, вешать белье на веревку, строить различные фигуры из прищепок. C:\Users\1\Desktop\Портфолио Кривошеевой Л.П\фото\Фото кружка с предметами, 2012\DSC00227.JPG

В своей работе использую яркие плоскостные пособия, разработанные С.Б. Горбушиной, художник Н.М. Эрстед и мною составленный стихотворный текст. 

Во время выполнения заданий необходимо, чтобы ребенок называл цвет, форму, величину. Тем самым решается еще  одна немаловажная задача – развитие сенсорных способностей у младших дошкольников.

  1. Самомассаж кистей рук с предметами  

Существует большое количество различных приспособлений для микромассажа и рефлексотерапии кистей рук и стоп ног. Это мячики с шипами, массажные и плоские расчески, бигуди-липучки, деревянные катушки и т п.

  1. Массаж с маленькими мячиками с шипами

И малышей и старших дошколят привлекают яркие массажные мячики с шипами, сделанные из резины, латекса или пластмассы. Шипы при перекатывании мячика воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение. 

  1. Массаж с массажными и плоскими расческами

Это очень удобный тренажер, который имеет ручку и у каждого имеется  дома. В дошкольном учреждении для массажа, необходимо приобрести специально - легкие и небольшие расчески. Можно использовать плоские одноразовые расчески с ручками. Особенно эффективно делать ими массаж для каждого пальца в отдельности.  

  1. Массаж с бигуди-липучками

Это необычные предметы, которые очень интересен для детей. А его

колючие щетинки позволяют делать приятный массаж ладоням

  1. Массаж с деревянными катушками

Деревянные катушки считаются бросовым материалом, но он может пригодиться, как для массажа, так и для конструирования. Они легко катаются, гладкие и легкие, а еще имеют грани для массажа. Дети любят с ними играть и делать массаж.  

  1. Упражнения с природным материалом

 (еловыми и сосновыми шишками, грецкими орехами, желудями и т.п.).C:\Users\1\Desktop\Портфолио Кривошеевой Л.П\фото\Фото кружка с предметами, 2012\DSC00175.JPG

Упражнения с природным материалом можно включать как часть занятия, так и в режимные моменты, прогулку, сюжетно-ролевые игры и т. д.

Перед проведением игр и упражнений с природным материалом в помещении необходимо придерживаться следующих правил:

Правила выполнения упражнений с природным материалом

  • мыть руки перед проведением упражнений и после;
  • следить, чтобы руки были здоровыми (без царапин, аллергических проявлений и пр.);
  • природный материал должен быть чистым, нетравмоопасным.
  1. Упражнения с шишками

Обучение действиям с шишками лучше начинать со свежих шишек, так как они не колются, приятны на ощупь и не вызывают отрицательных эмоций. В дальнейшем используются сухие, колючие шишки.

Педагог предлагает ребенку корзинку, в которой лежат свежие или сухие еловые и сосновые шишки, и просит взять в руки одну еловую шишку. И задает примерные вопросы: с какого дерева шишка? Какая она по форме? На что похожа? Далее педагог показывает и выполняет вместе с детьми комплекс упражнений с еловыми шишками. Упражнения целесообразно сопровождать стихотворным текстом.

Игры, упражнения и массаж в пальчиковом бассейне («Сухой аквариум»)

Резервуары, заполненные различными наполнителями: мелкими камешками, стеклянными шариками, горохом, фасолью, крупой (гречневой, рисовой, манной и другими), песком, солью, разноцветными пуговицами. Их основное назначение – механическое воздействие  на нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев.

Игры проводятся ежедневно по 3-5 минут, под наблюдением взрослого, по очереди.

Пальчиковые бассейны используются для выполнения различных заданий, игр и выполнения комплекса упражнений для  самомассажа кистей и пальцев рук.

Цель:

  • нормализация мышечного тонуса;
  • стимуляция тактильных ощущений;
  • увеличению амплитуды движений пальцев рук;
  • формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.

Задания:

  • «Найди спрятанный предмет (маленькую игрушку)»;
  • «Найди фигуру по образцу»;
  • «Найди букву или цифру и назови ее»,

        Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом или выполнять под музыку.C:\Users\1\Desktop\Портфолио Кривошеевой Л.П\фото\Фото кружка с предметами, 2012\DSC00223.JPG

Есть у нас бассейн волшебный,

Не наполнен он водой,

А наполнен -  песком, солью

И фасолью и крупой.

Руки мы в бассейн опустим

И сожмем их, разожмем,

Будем делать массаж пальцам

И игрушки там найдем.

  1. Упражнения  и массаж с разноцветными пуговицами

Большое разнообразие пуговиц позволяет нам использовать их для  коррекционных и развивающих игр. Пуговичная терапия проста в применении, манипуляция с пуговицами не образует пыль, не вызывает аллергии. Пуговицы не пачкаются, ими нельзя порезаться или уколоться, они легко моются. Коррекционные упражнения, дидактические игры, пуговичный массаж в пальчиковом бассейне можно проводить с группой детей и индивидуально.

Педагогам и родителям нужно знать и помнить, что при проведении упражнений с мелкими предметами, необходимо соблюдать правила безопасности, все занятия с пуговицами, фасолью, горохом и т.п.  должны проходить под контролем взрослых.

Таким образом,  дидактические пальчиковые игры, упражнения, массажи с нетрадиционными предметами, сопровождаемые стихотворным текстом, вызывают у детей большой эмоциональный  интерес, желание выполнять рифмованные  упражнения с интересными необычными предметами. Оказывают эффективное, стимулирующее влияние на развитие речи, слухового и зрительного восприятия, улучшают память, формируют игровую и учебно-практическую деятельность у детей.

По итогам диагностики (на конец учебного года 2012-2013) по развитию мелкой моторики рук у детей средней группы отмечена положительная динамика улучшения мелкой моторики рук у детей данной группы (диаграмма 2)

Диаграмма 2.

Показатели развития мелкой моторики у детей средней группы МДОБУ д/с № 7 за 2012-2013 учебный год

        По итогам диагностики речевого развития детей данной группы, также

появились положительные результаты.

Из 16 детей, имеющих нарушения звукопроизношения:

  • Речь исправлена – 2
  • Речь значительно улучшена – 6 (появились шипящие звуки)
  • Речь улучшена – 8

        Проведенная работа по развитию мелкой моторики, положительно повлияла и на развитие речи детей, посещающих логопедический кружок «Речецветик». Это позволит детям, зачисленным для коррекционных занятий на логопункт, быстрее преодолеть речевые недостатки и успешно обучаться в школе.

  В дальнейшем, планирую работать по данной теме с детьми не только среднего возраста, так и с детьми младшего дошкольного возраста. Так как ранняя коррекционная работа с детьми в сочетании с проведением игр и упражнений по развития мелкой моторики рук, позволит быстрее и успешнее преодолеть речевые недостатки у дошкольников.

А также продолжить разработку новых игр, упражнений, рекомендаций, выпуск авторских логопедических сборников по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование предпосылок учебной деятельности посредством развития мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста»

Одной из задач ФГОС ДО является формирование предпосылок учебной деятельности. Поэтому в ходе образовательной деятельности я широко использую приемы и методы развития мелкой моторики рук....

Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста путем графических упражнений

Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста, путем графических упражнений...

План по самообразованию «Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда"

laquo;Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, ч...

Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики руки у детей 1 младшей группы

Карточка №1Возраст: дети 2-3 летНазвание: «Переложи игрушки»Цель: развитие мелкой моторики рукиЗадача: заполнить мелкими предметами сосуд сначала правой, затем левой рукойДидактический мат...

Развитие мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования.

В статье описаны различные пальчиковые игр и упражнения, дидактические игры, нетрадиционные техники рисования, которые способствуют полноценному психическому развитию, повышению самооценки, помог...

Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста

Нетрадиционное рисование, т. е. рисование необычными материалами, оригинальными техниками, позволяет детям испытать незабываемые положительные эмоции, а также дает детям множество новых возможностей и...

"Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики руки у детей пятого года жизни"

Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики руки у детей пятого года жизни. Сколько удивительного, необыкновенного может нести в себе детский рисунок! В.А.  Сухомлинский...