"Автоматизация звука «Л». Мир цветов».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Тема: «Звук «Л». Мир цветов».
Этап: автоматизация звука «Л» в словах, фразе, тексте.
Цель: закреплять правильное произношение звука «Л» в словах, фразе, тексте.
Задачи:
• Образовательные:
- формирование практических умений и навыков пользоваться фонетически чистой, грамматически правильной речью;
- формирование кинестетического образа звука «Л» (ощущения положения органов артикуляции) ;
- уточнение и расширение словарного запаса по теме «Цветы».
• Коррекционно-развивающие:
- устранение дефектного произношения звука «Л», автоматизация звука в словах, предложениях;
- развитие силы выдыхаемой воздушной струи;
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- развитие грамматического строя речи;
- развитие общей моторики и координации движений.
• Коррекционно-воспитательные:
- воспитание любви, бережного отношения в природе (цветам) ;
- воспитание заботливости к окружающим.
Методы и приёмы:
- упражнение;
- игровое упражнение;
- дидактическая игра;
- художественное слово;
- словесное пояснение;
- игра малой подвижности
Оборудование:
2 корзинки, синяя и зеленая салфетки, мяч; картинки цветов (гладиолус, тюльпан, фиалка, ландыш, гвоздика, лилия), пчелки из тонкой бумаги, карточки – отгадки, игровое поле, карточки с изображением фиалки, видео с изображением цветов.
Ход занятия
I. Организационный момент
Дети заходят в зал. Логопед обращает внимание на гостей.
Логопед: Сегодня мы совершим путешествие в одну прекрасную страну. Куда мы сегодня отправимся, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Очищают воздух,
Создают уют.
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут. (цветы)
Логопед: Я предлагаю отправиться в интересное и познавательное путешествие в Мир цветов и звуков.
Тихонечко садимся.
2. Артикуляционная гимнастика:
Логопед: Давайте подготовим наши язычки к путешествию.
Лепестки цветов бывают разного цвета, и наши волшебные картинки тоже разноцветные. Они нам помогут потренировать наши язычки.
3. Артикуляция и характеристика звука «Л».
Логопед: Здесь живут не только цветы, но и звуки. Мы сегодня продолжим упражняться в произнесении звука «Л».
Скажите, что делают губы (в улыбке).
Где находится кончик языка (вверху за верхними зубами).
- Звук «Л» согласный или гласный? (согласный) Как ты узнал, что он согласный? (плохо поется, воздух встречает преграду)
Звук Л звонкий или глухой? (звонкий) Почему ты так думаешь? (голосок работает)
4. Слуховое внимание, фонематический слух.
Логопед: Скажите, как называют человека, который
- пчел разводит (пчеловод)
- птиц разводит (птицевод)
- овощи разводит (овощевод)
- цветы разводит (цветовод)
Послушайте, какое несчастье случилось с одним из них:
Жил один цветовод, он развел огород,
Приготовил старательно клумбы,
Он принес чемодан, полный разных семян,
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна, и взошли семена –
И на клумбах, засеянных густо,
Тюльпангладиолусы росли, гвоздиколилии росли,
Фиалколандыши…
Логопед: Ребята, назовите семена каких цветов у него перепутались. (тюльпан, гладиолус, гвоздика, лилии, фиалки, ландыши). В каких названиях цветов есть звук Л?
5. Игра «Найди нужные цветы»
Логопед: В природе существует много цветов. Я буду называть цветы, а вы, услышав название со звуком «Л», должны хлопнуть в ладоши.
Логопед называет цветы: мак, ландыш, роза, фиалка, пион, одуванчик, гладиолус, незабудка, гвоздика, подсолнух (дети, услышав название цветка со звуком «Л», хлопают в ладоши) .
Физминутка
Раз, два, три-выросли цветы (сидели на корточках, поднимаемся)
К солнцу потянулись высоко (тянуться на носочках)
Стало им приятно и тепло (смотрят вверх)
Ветерок пролетал, стебельки качал (раскачивают руками вправо-влево)
Вправо качнулись-низко пригнулись, (наклоняются вправо)
Влево качнулись-низко прогнулись, (наклоняются влево)
Ветерок убегай (грозят пальчиком)
Ты цветы нам не ломай
Пусть они растут, растут,
Детям радость принесут.
6. Игра «Помогите пчеле».
Логопед: Мы с вами все прекрасно знаем, что пчёлы очень любят цветы. Положите перед собой карточки, и посадите на цветы пчел.
- Где сидит пчела? (ответы детей полным предложением: «Пчела сидит на фиалке, гладиолусе, подсолнухе, ландыше») .
Логопед: Помогите пчелке взлететь, подуйте на нее. Не забывайте, как правильно дуть, следите за щеками (дети несколько раз выполняют задание). – Скажите, где сидела пчела, пока не улетела? (каждый ребенок составляет предложение, используя глагол в прошедшем времени: «Пчела сидела на фиалке, подсолнухе, ландыше, гладиолусе»,
7. Игра «Соберём букеты»
Логопед: У меня есть цветы и две корзины. Помогите составить из них букеты.
Логопед: Я предлагаю выбрать цветы, в названиях которых звук Л мягкий и положить их в корзину с зеленой салфеткой, а с твердым звуком Л положить в корзину с синей салфеткой
в зеленую – василек, тюльпан, тюльпан;
в синюю - ландыш, фиалка, подсолнух.
Логопед: А почему гвоздику не поставили в корзинку? (нет звука «Л»)
8. Пальчиковая игра «Цветок» (все движения изображаются руками и пальцами)
Утром рано он закрыт,
Но к полудню ближе-
Раскрывает лепестки,
Красоту их вижу.
К вечеру цветок опять закрывает венчик и ложится снова спать
До утра как птенчик.
9. Игра «Закончи предложение»
Логопед: Если цветы растут на лугу, как мы назовем цветы? Закончите предложение (луговые) .
В лесу растут цветы (лесные) .
В поле растут цветы… (полевые) .
В саду растут цветы… (садовые) .
В теплице растут цветы… (тепличные) .
11. Игра «Отгадай загадку»
Логопед: Я буду загадывать загадки, а вы должны их отгадать. У вас есть подсказки. Если отгадаете правильно, кладете карточку на игровое поле, перевернув изображением вниз.
• Всех на свете обшивает, что сошьет – не надевает. (иголка)
• Вафельное и полосатое, гладкое и лохматое,
Всегда под рукою – что это такое? (полотенце)
• Ножек четыре, шляпок одна,
Нужен, коль станет обедать семья (стол)
• Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу. (белка)
• Колкую, зеленую срубили топором.
Колкая, зеленая к нам приходит в дом. (елка)
• Прежде, чем его мы съели, все наплакаться успели. (лук)
• Серовато, зубовато, по полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (волк)
• Этот конь не ест овса, вместо ног – два колеса,
Сядь верхом и мчись на нем, только лучше правь рулем. (велосипед)
• Очень много силы в нем, ростом он почти что с дом.
У него огромный нос, будто нос лет тыщу рос. (слон)
• Круглое, румяное, я расту на ветке:
Любят меня взрослые и маленькие детки. (яблоко)
Логопед обращает внимание детей на то, что в итоге у них получилось изображение цветка, вспоминают его название (фиалка). Предлагает послушать стихотворение о фиалке и проговорить его:
На солнечной опушке фиалка расцвела,
Лиловенькие ушки тихонько подняла.
Логопед: В природе фиалок осталось мало, поэтому их рвать нельзя. Пусть они растут, цветут и всех радуют.
О чем мечтает цветовод?
В его мечтах весь мир цветет.
И люди, глядя на цветы, становятся добрей.
Пусть эти славные мечты исполнятся скорей. (Е. Серова)
III. Итог.
Логопед предлагает детям вспомнить, что делали на занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)
Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ
ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...
Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».
Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности....
«Полевые цветы. Автоматизация звука [р] в словах, предложениях и тексте»
Цель:- автоматизация правильного произношения поставленного звука [р] в словах, предложениях и тексте.ЗадачиКоррекционно-образовательные:- совершенствовать навык составления и чтения слов;- развивать ...
"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)
Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....
Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Р] изолированно, автоматизация звука [Ш] в чистоговорках, автоматизация звука [Ж] в предложениях.
Конспектиндивидуального занятия «Автоматизация звука [Р]изолированно, автоматизация звука [Ш] в чистоговорках, автоматизация звука [Ж] в предложениях. Лексическая тема «Защитники Отечества...
Автоматизация звука Р в словосочетаниях. Игра "Сортер. Красный цвет. картинки со звуком Р"
Игра предназначена для автоматизации звука Р в словосочетаниях существительного с прилагательным "красный", а так же для упражнения в согласовании существительных и прилагателього "крас...