"Автоматизация звука «Л». Мир цветов».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Говалёва Юлия Игоревна

Тема: «Звук «Л». Мир цветов».

Этап: автоматизация звука «Л» в словах, фразе, тексте.

Цель: закреплять правильное произношение звука «Л» в словах, фразе, тексте.

Задачи:

• Образовательные:

- формирование практических умений и навыков пользоваться фонетически чистой, грамматически правильной речью;

- формирование кинестетического образа звука «Л» (ощущения положения органов артикуляции) ;

- уточнение и расширение словарного запаса по теме «Цветы».

• Коррекционно-развивающие:

- устранение дефектного произношения звука «Л», автоматизация звука в словах, предложениях;

- развитие силы выдыхаемой воздушной струи;

- развитие фонематического слуха и восприятия;

- развитие грамматического строя речи;

- развитие общей моторики и координации движений.

• Коррекционно-воспитательные:

- воспитание любви, бережного отношения в природе (цветам) ;

- воспитание заботливости к окружающим.

Методы и приёмы:

- упражнение;

- игровое упражнение;

- дидактическая игра;

- художественное слово;

- словесное пояснение;

- игра малой подвижности

Оборудование:

2 корзинки, синяя и зеленая салфетки, мяч; картинки цветов (гладиолус, тюльпан, фиалка, ландыш, гвоздика, лилия), пчелки из тонкой бумаги, карточки – отгадки, игровое поле, карточки с изображением фиалки, видео с изображением цветов.

Ход занятия

I. Организационный момент

Дети заходят в зал. Логопед обращает внимание на гостей.

Логопед: Сегодня мы совершим путешествие в одну прекрасную страну. Куда мы сегодня отправимся, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Очищают воздух,

Создают уют.

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут. (цветы)

Логопед: Я предлагаю отправиться в интересное и познавательное путешествие в Мир цветов и звуков.

Тихонечко садимся.

2. Артикуляционная гимнастика:

Логопед: Давайте подготовим наши язычки к путешествию.

Лепестки цветов бывают разного цвета, и наши волшебные картинки тоже разноцветные. Они нам помогут потренировать наши язычки.

3. Артикуляция и характеристика звука «Л».

Логопед: Здесь живут не только цветы, но и звуки. Мы сегодня продолжим упражняться в произнесении звука «Л».

Скажите, что делают губы (в улыбке).

Где находится кончик языка (вверху за верхними зубами).

 - Звук «Л» согласный или гласный? (согласный) Как ты узнал, что он согласный? (плохо поется, воздух встречает преграду)

Звук Л звонкий или глухой? (звонкий) Почему ты так думаешь? (голосок работает)

4. Слуховое внимание, фонематический слух.

Логопед: Скажите, как называют человека, который

- пчел разводит (пчеловод)

- птиц разводит (птицевод)

- овощи разводит (овощевод)

- цветы разводит (цветовод)

Послушайте, какое несчастье случилось с одним из них:

Жил один цветовод, он развел огород,

Приготовил старательно клумбы,

Он принес чемодан, полный разных семян,

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна, и взошли семена –

И на клумбах, засеянных густо,

Тюльпангладиолусы росли, гвоздиколилии росли,

Фиалколандыши…

Логопед: Ребята, назовите семена каких цветов у него перепутались. (тюльпан, гладиолус, гвоздика, лилии, фиалки, ландыши). В каких названиях цветов есть звук Л?

5. Игра «Найди нужные цветы»

Логопед: В природе существует много цветов. Я буду называть цветы, а вы, услышав название со звуком «Л», должны хлопнуть в ладоши.

Логопед называет цветы: мак, ландыш, роза, фиалка, пион, одуванчик, гладиолус, незабудка, гвоздика, подсолнух (дети, услышав название цветка со звуком «Л», хлопают в ладоши) .

Физминутка

Раз, два, три-выросли цветы (сидели на корточках, поднимаемся)

К солнцу потянулись высоко (тянуться на носочках)

Стало им приятно и тепло (смотрят вверх)

Ветерок пролетал, стебельки качал (раскачивают руками вправо-влево)

Вправо качнулись-низко пригнулись, (наклоняются вправо)

Влево качнулись-низко прогнулись, (наклоняются влево)

Ветерок убегай (грозят пальчиком)
Ты цветы нам не ломай

Пусть они растут, растут,

Детям радость принесут.

 

6. Игра «Помогите пчеле».

Логопед: Мы с вами все прекрасно знаем, что пчёлы очень любят цветы. Положите перед собой карточки, и посадите на цветы пчел.

- Где сидит пчела? (ответы детей полным предложением: «Пчела сидит на фиалке, гладиолусе, подсолнухе, ландыше») .

Логопед: Помогите пчелке взлететь, подуйте на нее. Не забывайте, как правильно дуть, следите за щеками (дети несколько раз выполняют задание). – Скажите, где сидела пчела, пока не улетела? (каждый ребенок составляет предложение, используя глагол в прошедшем времени: «Пчела сидела на фиалке, подсолнухе, ландыше, гладиолусе»,

7. Игра «Соберём букеты»

Логопед: У меня есть цветы и две корзины. Помогите составить из них букеты.

Логопед: Я предлагаю выбрать цветы, в названиях которых звук Л мягкий и положить их в корзину с зеленой салфеткой, а с твердым звуком Л положить в корзину с синей салфеткой

в зеленую – василек, тюльпан, тюльпан;

в синюю - ландыш, фиалка, подсолнух.

Логопед: А почему гвоздику не поставили в корзинку? (нет звука «Л»)

8. Пальчиковая игра «Цветок» (все движения изображаются руками и пальцами)

Утром рано он закрыт,

Но к  полудню ближе-

Раскрывает лепестки,

Красоту их вижу.

К вечеру цветок опять закрывает венчик и ложится снова спать

До утра как птенчик.

9. Игра «Закончи предложение»

Логопед: Если цветы растут на лугу, как мы назовем цветы? Закончите предложение (луговые) .

В лесу растут цветы (лесные) .

В поле растут цветы… (полевые) .

В саду растут цветы… (садовые) .

В теплице растут цветы… (тепличные) .

11.  Игра «Отгадай загадку»

Логопед: Я буду загадывать загадки, а вы должны их отгадать. У вас есть подсказки. Если отгадаете правильно, кладете карточку на игровое поле, перевернув изображением вниз.

 

• Всех на свете обшивает, что сошьет – не надевает. (иголка)

 

• Вафельное и полосатое, гладкое и лохматое,

Всегда под рукою – что это такое? (полотенце)

 

• Ножек четыре, шляпок одна,

Нужен, коль станет обедать семья (стол)

 

• Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе орешки я грызу. (белка)

 

• Колкую, зеленую срубили топором.

Колкая, зеленая к нам приходит в дом. (елка)

 

• Прежде, чем его мы съели, все наплакаться успели. (лук)

 

• Серовато, зубовато, по полю рыщет,

Телят, ягнят ищет. (волк)

 

• Этот конь не ест овса, вместо ног – два колеса,

Сядь верхом и мчись на нем, только лучше правь рулем. (велосипед)

 

• Очень много силы в нем, ростом он почти что с дом.

У него огромный нос, будто нос лет тыщу рос. (слон)

 

• Круглое, румяное, я расту на ветке:

Любят меня взрослые и маленькие детки. (яблоко)

 

Логопед обращает внимание детей на то, что в итоге у них получилось изображение цветка, вспоминают его название (фиалка). Предлагает послушать стихотворение о фиалке и проговорить его:

На солнечной опушке фиалка расцвела,

Лиловенькие ушки тихонько подняла.

Логопед: В природе фиалок осталось мало, поэтому их рвать нельзя. Пусть они растут, цветут и всех радуют.

О чем мечтает цветовод?

В его мечтах весь мир цветет.

И люди, глядя на цветы, становятся добрей.

Пусть эти славные мечты исполнятся скорей. (Е. Серова)

III. Итог.

Логопед предлагает детям вспомнить, что делали на занятии.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

«Полевые цветы. Автоматизация звука [р] в словах, предложениях и тексте»

Цель:- автоматизация правильного произношения поставленного звука [р] в словах, предложениях и тексте.ЗадачиКоррекционно-образовательные:- совершенствовать навык составления и чтения слов;- развивать ...

"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)

Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Р] изолированно, автоматизация звука [Ш] в чистоговорках, автоматизация звука [Ж] в предложениях.

Конспектиндивидуального занятия «Автоматизация звука [Р]изолированно, автоматизация звука [Ш] в чистоговорках, автоматизация звука [Ж] в предложениях. Лексическая тема «Защитники Отечества...

Автоматизация звука Р в словосочетаниях. Игра "Сортер. Красный цвет. картинки со звуком Р"

Игра предназначена для автоматизации звука Р в словосочетаниях существительного с прилагательным "красный", а так же для упражнения в согласовании существительных и прилагателього "крас...