Рекомендации родителям: Как начинать работу над звукопроизношением.
консультация

Колесникова Ирина Валерьевна

Информация будет полезна для родителей и специалистов, работающих с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как начинать работу над звукопроизношением.

В большинстве случаев постановке звуков у детей предшествует длительная и упорная работа по «настройке» артикуляционного аппарата, выработке нужных движений губ, языка. 
Требования, предъявляемые к артикуляционной гимнастике: 

  • Упражнения выполняются перед зеркалом.
  • На каждом занятии разучивается 2 — 3 НОВЫХ упражнения.
  •   Главным требованием является выработка умения:
  1. удерживать правильную артикуляционную позу правильно в течение определённого времени, например, под счёт от одного до пяти;
  2. точно выполнять движения;
  3. следить за равномерным участием левой и правой половины языка, губ в выполнении движений.
  • Дома занятия артикуляционной гимнастикой надо проводить ежедневно, в течение 5 — 7 минут 2 раза в день; заниматься нужно перед зеркалом.
  • Если вы хотите, чтобы ребёнок занимался сам, советуем для каждого упражнения подобрать весёлое название и нарисовать (приклеить) в тетради для занятий картинку-символ: «лягушка», «слоник» и т.д.
  • Чтобы ребёнку не наскучили занятия, можно проводить их в форме сказки, рассказа о «весёлом язычке», его «домике» - ротике, «заборчике» - зубках. А также  о том, что «язычок умеет делать и чему он может научиться».
  • Для логопедических занятий дома у ребёнка должно быть своё место: удобный стол, стул, настольное зеркало на подставке, не слишком маленькое.

Работа начинается обычно с ознакомления с органами артикуляции. Отгадайте вместе с ребёнком загадки: 

Красные двери в пещере моей, 
Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб — всю добычу мою 
Я с радостью этим зверям отдаю. 
(Губы, рот, зубы) 
Двое смотрят, двое слушают, 
один думает, один говорит. 
(Глаза, уши, голова, язык)

Дайте ребёнку рассмотреть строение рта. 
Вот губы, верхняя и нижняя;
за губами «прячутся» зубы (объясните, что у детей зубы молочные), зубы верхние и нижние;
за верхними зубами есть бугорки (мы называем их «горка за зубами»), их можно нащупать языком; 
за бугорками начинается твёрдое нёбо. (Здесь следует заметить, что у ребёнка, долго сосавшего в младенчестве соску, формируется высокое и узкое твёрдое нёбо, которое является впоследствии причиной неправильного произношения звуков.). 
Твёрдое нёбо переходит в мягкое нёбо, которое заканчивается нёбной занавеской с маленьким язычком (его видно в зеркале, если язык лежит спокойно). 
Вот язык. У языка подвижный кончик, он может подниматься и опускаться. Спинка языка тоже может подниматься к твёрдому нёбу. Под языком подъязычная связка, мы называем её «ниточкой», «ножкой» языка. Если подъязычная связка слишком коротка и мешает кончику языка подниматься вверх, следует обратиться к хирургу-стоматологу, он даст необходимую консультацию. 
Попросите ребёнка произнести перед зеркалом несколько слов, фраз. Он увидит, как открывается и 
закрывается ротдвижутся губы, язык. А теперь попросите его положить ладонь на переднюю часть шеи, гортань. Произнося слова, он почувствует вибрацию в области гортани. Объясните ему, что так в горлышке рождается голосокГолосовые связки можно назвать «ниточками», «струнками», которые дрожат, а можно сравнить с «колокольчиком», который звенит или молчит в зависимости от того, какие звуки мы говорим. 
Таким образом, начинается большая и нужная работа с маленькими детьми; работа, подводящая малышей к постижению одновременно и своего собственного «Я» и к началу познания тайн 
РОДНОЙ  РЕЧИ. 

Для развития звукопроизношения можно использовать следующие упражнения:

Разработка мягкого неба.

1) «Пасть льва» – зевок с закрытым ртом.

2) «Маляр» – расслабленным языком в виде лопатки достать до мягкого неба и вернуться к верхним альвеолам (основания нижних и верхних зубов).

3) Произносить гласные звуки с позевыванием.

4) Имитировать полоскание горла.

Разработка нижней челюсти.

1) «Противостояние» – нижняя челюсть давит вниз, кулачки давят снизу на челюсть, рот слегка приоткрыт.

2) Движения челюсти вперед – назад, вниз до максимальной точки, круговые.

Разработка щёк

1) «Полоскание» – надувание и втягивание обеих щек одновременно.

2) «Шарик» – перегонка воздуха из одной щеки в другую, затем под верхнюю губу и под нижнюю.

3) «Шарик-2» – напрягаем губы и щёки, пытаемся преодолеть их сопротивление и вытолкнуть шарик – воздух из полости рта наружу (после упражнения в губах должно быть легкое покалывание).

4) «Рыбка» – втянуть щёки в ротовую полость, нижняя челюсть опущена, губы собраны в рыбий рот, поработать – смыкать и размыкать.

Разработка губ.

1) «Улыбка – хоботок» – зубы сомкнуты, улыбнуться с напряжением, обнажив зубы, затем с напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать на счет 10.

2) «Хоботок» – вверх, вниз, в стороны, круговые, зубы всегда сомкнуты.

3) «Скольжение» – пожевали верхнюю и нижнюю губу. Рот приоткрыли, губы натягиваются на зубы, затем растягиваются в улыбке.

4)«Кролик» – верхняя губа подтягивается кверху, обнажая верхние зубы, затем нижняя – вниз, обнажая нижние зубы. Представьте, что губу тянут за невидимые ниточки.

5)«Лошадка» – пофыркали.

6)«Бублик» – хоботок, затем округлить губы (зубы сомкнуты), чтобы были видны зубы. Удерживать до 10 секунд.

Разработка языка.

1) «Вертушка» – вращать языком по кругу между челюстями и губами с задержкой и уколом языка то в правую щеку, то в левую (челюсти неподвижны).

2) «Печем пироги»

а) «Месим тесто» – размять язык зубами,

б) «Лепим пирог» – похлопать губами по языку,

в) «Остужаем пирог» – подуть на кончик языка, находящийся в распластанном положении на нижней губе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Как начать работу над звукопроизношением»

Общим недоразвитием речи принято считать такую форму речевого нарушения, при которой у ребенка оказываются несформированными все компоненты языковой системы: произношение и восприятие звуков реч...

Рекомендации родителям: Когда начинать петь?

Прекрасно, когда пение занимает важное место в жизни ребенка.  Именно "ручеек" хорошей песни рано или поздно приведет Вашего малыша к хорошей музыке – как серьезной, так и легкой....

Рекомендации родителям: «Как начинать работу над звукопроизношением»

Ребёнок не чужд любознательности по отношению к тому, как мы говорим, к физиологии произношения. Он задаётся вопросом, какие органы участвуют в произношении, и даже готов экспериментировать в этом нап...

Рекомендации родителям для совместной работы с детьми по теме "Этикет"

Материал  для совместной работы родителей с детьми   по теме "Этикет"...

Рекомендации родителям по организации работы с ребёнком. Играя развиваем « Игрушки».

Рекомендации родителям по организации работы с ребёнком. Играя развиваем « Игрушки». Подготовила педагог-психолог:Винничук И.М. Дорогие родители! 1.Предложите ребёнку различные игрушки. В проце...

Рекомендации родителям по организации работы с ребёнком первой младшей группы тема: «Посуда»

1.Рассмотрите  вместе с ребенком посуду, показать, где дома хранится посуда (в шкафу, в буфете, в столе, в серванте); объяснить ребенку ее назначение, например: «Это глубокая тарелка....

Рекомендации родителям для совместной работы с детьми по теме: "Новогодний хоровод".

Рассказать  детям, сколько месяцев в году, с какого месяца наступает Новый год, какой наступает год...