Образ Снегурочки в одноимённой опере Н.А. Римского-Корсакова
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Конспект комплексного занятия в рамках проектной деятельности в детском саду "Классическая музыка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_muz.tvorchestvo_opera_snegurochka.docx | 23.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: "Музыкальное творчество Н.А. Римского-Корсакова.
Опера "Снегурочка".
Цели:
1) - продолжить знакомство с музыкальным творчеством
Н.А. Римского-Корсакова.
2) - развивать у детей познавательный интерес, приобщать
к прекрасному;
- способствовать развитию детского воображения,
эстетического восприятия;
- воспитывать любовь к природе.
Оборудование:
музыкальный центр, диск с аудиофайлами;
портрет композитора; художника;
иллюстрации к сказке «Снегурочка»;
проигрыватель;
костюм снегурочки (для танца).
Ход занятия
- На мольберте выставлена картина Васнецова «Снегурочка».
Кто изображён на картине?
Кто автор этой картины?
А кто написал весеннюю сказку о Снегурочке?
Какое музыкальное произведение посвящено этой героине?
Кто автор этой оперы?
Что такое опера?
Кто участвует в создании и исполнении оперы?
- Сегодня, ребята, мы продолжим знакомство с необыкновенным музыкальным произведением: оперой “Снегурочка” русского композитора Н.А. Римского-Корсакова.
Вопрос: - А кто мне ответит: “Почему его называют сказочным композитором?”
Ответ: - Потому, что он правдиво изображал быт людей в сочетании с миром фантастики и сказки!
- Через музыку Николая Андреевича окунемся в красоту природы, в красоту человеческих чувств!
“Его жизнь - подвиг неустанного служения искусству. Его творчество - слава русской музыки во всех краях земли…”
А.В. Оссовский о Римском-Корсакове.
- Опера “Снегурочка” или “Весенняя сказка” - это одна из поэтичнейших опер во всём мировом оперном искусстве! В ней показано, что искусство связано с природой так же тесно, как связана с природой вся жизнь человека!
И мы ещё раз убеждаемся в том, что музыка бывает, красива потому, что рассказывает нам о красоте жизни!
- Композитор использует в музыке оперы яркие изобразительные моменты. Давайте вспомним их!
(звучат музыкальные фрагменты...)
Педагог: Прозвучал фрагмент из оперы, что было изображено
в нём композитором?
Дети:
- Наигрыш пастушьей свирели...
- Раскаты грома...
на фоне музыки из оперы звучат слова педагога:
- В музыке оперы звучат: отголоски русских народных песен, пастушьи наигрыши, голоса певчих птиц! Чудесное очарование русской природы, пронизывает всю оперу...
Педагог: Ребята, а кто такая Снегурочка?
- Образ Снегурочки, дочери деда Мороза и Весны сочетает в себе реальные девичьи черты с фантастическими, сказочными. Она - дитя Природы и тесно связана с ней! Её образ не остаётся неизменным: вначале это образ прекрасного, но молодого существа, лишенного человеческой теплоты, хотя она и стремится к людям (звучание флейты передаёт холодноватый оттенок).
Звучание флейты из оперы:
- Диалог Матери-Весны и Снегурочки (Ах, бедная Снегурочка...)
Родители разрешили ей пожить среди людей в Слободке у Бобыля и Бобылихи. Радуется Снегурочка, что вырвется из холодного леса, в котором прожила всю жизнь, вдали от людей, что может теперь слушать чудесные протяжные песни пастушка Леля.
Звучит фрагмент: «Земляничка-ягодка»)
- хочется Снегурочке ходить в лес по ягоды. В начале ария Снегурочки звучит легко и шаловливо, затем музыка становится более напевной, напоминающей русскую народную песню:
Звучит фрагмент: “С подружками...”
Педагог: - Снегурочка беззаботно живет у Бобыля и Бобылихи, она подружилась с Купавой, которая часто рассказывает ей о своём женихе - Мизгире. Радуется Снегурочка чужому счастью, сама не ведая чувства любви. В Слободке оживление - пришёл Мизгирь. Он был поражён красотой Снегурочки и забыл о своей Купаве. Просит её полюбить его и стать женой. Красота Снегурочки трогает и царя Берендея.
Послушайте неторопливую, величаво-спокойную песню берендеевских гусляров, она напоминает песни старины глубокой.
Звучит фрагмент: «Вещие, звонкие струны рокочут…»
- Решение царя Берендея: «Пусть сама Снегурочка, в канун праздника Солнца, выберет себе жениха!”
На празднике звучит песня Леля. В награду за это, царь Берендей предлагает ему выбрать девушку. Лель выбирает Купаву. Огорченная Снегурочка убегает в лес, зовёт мать-Весну, моля наделить её чувством любви: “Хочу любить, а слов любви не знаю! И чувства нет!”. Весна надевает на голову Снегурочки волшебный венок из душистых цветов, и в тот же миг для Снегурочки преображается весь мир! Весна предостерегает Снегурочку от Ярилы-Солнца...
Звучит фрагмент арии Снегурочки: “Мать-Весна,
благодарю тебя за дар любви!”
Появился Мизгирь, шедший за Снегурочкой по лесу. Его преданные слова любви в этот момент “трогают” сердце Снегурочки.
После праздника царь Берендей благословляет молодые пары. Вот и Мизгирь подводит свою невесту - Снегурочку. Берендей её ласково спрашивает, охотно ли она отдаёт своё сердце Мизгирю? “Великий царь! Спроси меня сто раз, сто раз отвечу, что я люблю его!” - отвечает Снегурочка.
И в этот миг яркий луч солнца падает на неё. Снегурочка начинает таять!
В своей последней арии она воспевает великую силу человеческой любви. Её трогательное прощание с жизнью, и одновременно восхищение этой жизнью.
И нежное звучание арфы (как весенний ручеёк остался от Снегурочки) - эти фрагменты относятся к числу самых вдохновенных страниц музыки Римского-Корсакова.
Звучит фрагмент арии Снегурочки: “Люблю и таю...”
(На этом фоне девочка в костюме Снегурочки исполняет танцевальные движения.)
Педагог: - Уже более ста лет эту оперу слушают миллионы людей - и детей и взрослых, и восхищаются ею. Музыка оперы проникнута любовью к людям, природе, верой в красоту человека и высокое призвание искусства, пробуждающего всё лучшее в человеке.
Вопросы к детям:
- На какую же судьбу обрекла себя Снегурочка?
- На верную гибель.
- За что же она отдала свою жизнь?
- За любовь к людям, за людские песни, за то, что познала чувство нежной любви к человеку.
Педагог: - Но жизнь остановить нельзя: за зимой идёт весна, за весной идет лето. Дочь деда Мороза и Весны, Снегурочка, не может войти вместе с людьми в жаркое лето. Но разве мы любим весну меньше от того, что она уступает место лету? Разве мы от этого забываем о ней? Конечно, нет!
Звучит фрагмента гимна: «Свет и сила, бог Ярило»
- Этот сказочный образ волновал и волнует, по сей день и современных композиторов и поэтов, вот например:
...Плакала Снегурочка,
Зиму провожая.
Шла за ней печальная,
Всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала, трогая березы,
Выросли подснежники - Снегурочкины слезы!
Конспект
Тема: «Музыкальное творчество
Н.А. Римского-Корсакова»
образ Снегурочки в одноимённой опере
Н.А. Римского-Корсакова
(музыкальная гостиная)
/ в подготовительной группе /
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальная гостиная по творчеству композитора Н.А. Римского-Корсакова
Музыкальная гостиная проводится с целью закрепления знаний детей о творчестве композитора. Хороший повод музыкального руководителя имет общение с семьями воспитанников, т.к родители принимают участие ...
Детям о А.С. Пушкине и Н.А. Римском-Корсакове
Цель: закрепить знания детей о сказках А.С.Пушкина, воспитывать интерес к творчеству русского поэта; приобщать детей к музыкальному искусству через прослушивание произведений Н.А. Римского-Корсакова; ...
"Сказка в творчестве Н.А.Римского-Корсакова"
Презентация, знакомство с оперой "Сказка о царе Салтане". Включены фрагменты из оперы....
МЕТРЫ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ Занятие №2 творчество Н.А Римского-Корсакова . Прослушивание оперы "Сказка о царе Салтане
Знакомства детей с метрами и щедеврами классической музыки....
Проектная деятельность "Сказочные образы в музыке Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» "
Проектная деятельность "Сказочные образы в музыке Н.А. Римского-Корсакова"...
"Три Чуда" (из оперы Н.А. Римского - Корсакова "Сказка о царе Салтане" по одноимённой сказке А.С. Пушкина).
Знакомство детей с творчеством, биографией А. С. Пушкина и историей создания музыкальных произведений русских композиторов на стихи поэта (Н.А. Римского - Корсакова)....
Досуг "Знакомство с оперой "Снегурочка" Н.А.Римского-Корсакова"
Досуг предназначен для детей старшего дошкольного возраста....