Интерактивные методы обучения в коррекционной практике (исправление ротацизма).
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме
в методическом пособии представлен практический материал по исправлению недостатков произношения звука [Р]. Ротацизм, как дефект речи, один из самых распространенных. В специальной литературе описаны методы и приемы коррекции нарушений звукопроизношения. Учитель – логопед начинает свою работу последовательно и постепенно, опираясь на классические принципы логопедии. Подготовка и проведение индивидуальной коррекционной деятельности, написание планов кропотливая и трудоемкая по времени работа. Предпосылкой успеха является создание благоприятной обстановки для проведения коррекционной работы: необходимо вызвать интерес к занятиям, преодолеть речевой негативизм, так часто встречающийся у детей с нарушением речи. Мы не ограничились рассуждениями и общими методическими рекомендациями по поводу содержания и характера работы с детьми, а представили подробные планы – конспекты всей системы индивидуальной коррекционной работы по исправлению ротацизма у детей 5 – 7 лет в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Данная работа ориентирована сугубо практикам и носит прикладной характер, но при этом может без особых усилий воспроизведена в любом образовательном учреждении для дошкольников и младших школьников. При написании планов мы придерживались следующих принципов коррекции фонетических нарушений:
v Обеспечение на подготовительном этапе трех видов готовности к вызыванию звука речи: психологической, фонематической, артикуляторной.
v Проведение направленной артикуляционной гимнастики.
v Опора при вызывании звука на кинестетический контроль и на различные анализаторы (зрительный, слуховой, тактильный).
v Учет фонетических требований при подборе лексического материала для автоматизации и дифференциации звуков (отсутствие неправильно произносимых ребенком звуков).
v Определенная последовательность упражнений при автоматизации и дифференциации звуков (звук, слоги , слова, предложения, стихи, рассказы и т.п.).
v Проведение всех упражнений в игровой и занимательной форме.
v Систематичность в занятиях (2 -3 раза в неделю с логопедом, при ежедневных занятиях воспитателей и родителей по заданию учителя - логопеда).
v Смысловая доступность лексического материала.
v Преобладание осмысленного речевого материала над звуковыми и слоговыми упражнениями.
v Значительная речевая нагрузка на ребенка, минимальный удельный вес речи логопеда.
v Учет индивидуальных особенностей каждого воспитанника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_posobie_interaktivnye_metody_obucheniya_ispravlenie_rotatsizma.docx | 678.08 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР
«ДЕТСКИЙ САД № 221»
350072 г. Краснодар, ул. Зиповская, 18, тел/факс 252-18-99
ТЕМА: «Интерактивные методы обучение в коррекционной практике (исправление ротацизма)»
Автор – составитель: Селина Валентина Михайловна,
учитель-логопед МАДОУ № 221
г. Краснодар
СОДЕРЖАНИЕ
- Информация о работе…………………………………………………………3
- Технология работы…………………………………………………………..5
- Результативность работы…………………………………………………..7
- Библиографический список……………………………………………………..10
- Приложение…………………………………………………………………11..
- Календарно – тематический план индивидуальной коррекционной деятельности по исправлению ротацизма
- Тема индивидуально – коррекционной деятельности «Сказка о веселом язычке»
- Тема индивидуально – коррекционной деятельности «Петя и буквы»
- Тема индивидуально – коррекционной деятельности «Утро с котиком Музиком»
- Тема индивидуально – коррекционной деятельности «Слушай звуки»
- Тема индивидуально – коррекционной деятельности «Поймай звук»
- Тема индивидуально – коррекционной деятельности «Сказка о веселом язычке»
- Тема индивидуально – коррекционной деятельности «Звук [Р]»
- Тема индивидуально – коррекционной деятельности «Утро с котиком Музиком»
- Тема индивидуально – коррекционной деятельности «Найди картинки со звуком [Р]»
- Тема индивидуально – коррекционной деятельности «Машина каша»
- Тема индивидуально – коррекционной деятельности «Четыре стихии»
- Тема индивидуально – коррекционной деятельности «Разложи картинки»
- Тема индивидуально – коррекционной деятельности «Мячик мой»
- Тема индивидуально – коррекционной деятельности «Лошадки»
- Тема индивидуально – коррекционной деятельности «Сказка «Тру – ля - ля»»
- Тема индивидуально – коррекционной деятельности «Самолеты»
- Тема индивидуально – коррекционной деятельности «Игра «Забей мяч в ворота»
- Тема индивидуально – коррекционной деятельности «Раскрась картинку»
- Тема индивидуально – коррекционной деятельности «Повтори за мной»
- Тема индивидуально – коррекционной деятельности «Запомни движения»
- Тема индивидуально – коррекционной деятельности «В магазине зеркал»
- Тема индивидуально – коррекционной деятельности «Игра «Шину прокололи»
- Тема индивидуально – коррекционной деятельности «Говори правильно»
- Тема индивидуально – коррекционной деятельности «Говори правильно»
- Тема индивидуально – коррекционной деятельности «Поймай слово»
- Тема индивидуально – коррекционной деятельности «Волшебные картинки»
- Тема индивидуально – коррекционной деятельности «Игра «Будьте внимательны»
- Тема индивидуально – коррекционной деятельности «Игра «Снеговик»
- Тема индивидуально – коррекционной деятельности «Игра «Снеговик»
- Тема индивидуально – коррекционной деятельности «Игра «Перекличка животных»
- Тема индивидуально – коррекционной деятельности «Говори правильно»
- Информация о работе
Человек не может по – настоящему
усовершенствоваться, если не помогает
усовершенствоваться другим.
Чарльз Диккенс
Актуальность работы: в методическом пособии представлен практический материал по исправлению недостатков произношения звука [Р]. Ротацизм, как дефект речи, один из самых распространенных. В специальной литературе описаны методы и приемы коррекции нарушений звукопроизношения. Учитель – логопед начинает свою работу последовательно и постепенно, опираясь на классические принципы логопедии. Подготовка и проведение индивидуальной коррекционной деятельности, написание планов кропотливая и трудоемкая по времени работа. Предпосылкой успеха является создание благоприятной обстановки для проведения коррекционной работы: необходимо вызвать интерес к занятиям, преодолеть речевой негативизм, так часто встречающийся у детей с нарушением речи. Мы не ограничились рассуждениями и общими методическими рекомендациями по поводу содержания и характера работы с детьми, а представили подробные планы – конспекты всей системы индивидуальной коррекционной работы по исправлению ротацизма у детей 5 – 7 лет в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Данная работа ориентирована сугубо практикам и носит прикладной характер, но при этом может без особых усилий воспроизведена в любом образовательном учреждении для дошкольников и младших школьников. При написании планов мы придерживались следующих принципов коррекции фонетических нарушений:
- Обеспечение на подготовительном этапе трех видов готовности к вызыванию звука речи: психологической, фонематической, артикуляторной.
- Проведение направленной артикуляционной гимнастики.
- Опора при вызывании звука на кинестетический контроль и на различные анализаторы (зрительный, слуховой, тактильный).
- Учет фонетических требований при подборе лексического материала для автоматизации и дифференциации звуков (отсутствие неправильно произносимых ребенком звуков).
- Определенная последовательность упражнений при автоматизации и дифференциации звуков (звук, слоги , слова, предложения, стихи, рассказы и т.п.).
- Проведение всех упражнений в игровой и занимательной форме.
- Систематичность в занятиях (2 -3 раза в неделю с логопедом, при ежедневных занятиях воспитателей и родителей по заданию учителя - логопеда).
- Смысловая доступность лексического материала.
- Преобладание осмысленного речевого материала над звуковыми и слоговыми упражнениями.
- Значительная речевая нагрузка на ребенка, минимальный удельный вес речи логопеда.
- Учет индивидуальных особенностей каждого воспитанника.
- Технология работы
Планы – конспекты включают в себя: раскрашивание картинок в процессе коррекционной работы, использование художественного слова, психогимнастику, речевые игры, игры на координацию речи и движения, упражнения на развитие речевого дыхания, релаксацию. Используемые нами компьютерные презентации «Сказка о веселом язычке» по книге В.Н. Костыгиной «Тру – ля - ля», «Утро с котиком Музиком», разнообразят традиционные артикуляционные гимнастики, которые предшествуют коррекционной работе и являются, собственно, составляющей этой работы. Мультимедийные презентации «Говори правильно», заимствованные из Интернет – ресурсов (сайт logobom.com.ua) способствуют благоприятной обстановке для проведения успешной и качественной коррекционной работы, обогащению опыта ребенка. Длительность использования компьютерных презентаций не превышает 10 минут, что соответствует нормам СанПин (от 13.05.2013г.). Технические требования к компьютерной технике, гигиена зрения детей при использовании компьютера соблюдаются в соответствии с санитарно – эпидемиологическими правилами. Проводимая нами психогимнастика – это курс специальных этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка как ее познавательной, так и эмоциональной сферы.В разделе «Речевые упражнения» даны разнообразные приемы для нормализации речевого дыхания, в том числе фонопедические упражнения В.В.Емельянова.В предлагаемом комплексе расслабляющих упражнений использована общепринятая методика мышечной релаксации. Выработанные у детей навыки релаксации помогут создать благоприятные условия для нормализации речи. Возможности, предоставляемые сетевыми электронными ресурсами, позволяют решить ряд задач, актуальных для специалистов, работающих в системе коррекционной педагогики. Использование Интернет – ресурсов позволяет сделать образовательный процесс для дошкольников более информационным и зрелищным. Для автоматизации вызванного звука [Р] мы предлагаем мультимедийные презентации «Говори правильно», часть 1, часть 2, автором которых является Молявко Виктория (сайт logobom.com.ua). Компьютерные презентации представлены на СD – диске, как приложение к методическому пособию.Деятельность учителя – логопеда строится на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, диалоге и полилоге, групповой и индивидуальной форме организации воспитанников, вовлечение в коррекционный процесс всех органов чувств, движений и рефлексии, широкое взаимодействие воспитанников не только с педагогом, но и друг с другом. Интерактивный («Inter» – это взаимный, « akt» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем – либо. Внедрение интерактивных методов в специальное обучение позволяет совершенствовать методы обучения, способы приобретения новых знаний и умений, учитывать образовательные потребности каждого ребенка, а также повысить мотивацию воспитанников к коррекционной деятельности, что, в конечном счете, способствует повышению эффективности коррекционно – образовательного процесса в целом. В методическом пособии представлен тематический план индивидуальной коррекционной деятельности по исправлению ротацизма, где отражена основная образовательная область – речевое развитие и реализуемые образовательные области, соответствующие ФГОС: познавательное развитие, социально – коммуникативное, физическое, художественно - эстетическое.
Новизна: календарно – тематические планы, конспекты занятий непосредственной образовательной коррекционной деятельности в индивидуальной форме с использованием интерактивных методов соответствуют ФГОС.
Проблема: бессистемное использование методов и приемов в коррекционной практике.
Теоретическая значимость: методическое пособие по коррекции ротацизма у детей расширяет и доказывает эффективность интерактивных методов обучения в коррекционно – образовательном процессе.
Цель методического пособия: создание системы работы по преодолению недостатков произношения звука [Р] посредством интерактивных методов обучения (календарно – тематические планы, конспекты непосредственно – образовательной коррекционной деятельности в индивидуальной форме)
Коррекционные задачи:
- Формирование положительной мотивации детей к коррекционному процессу.
- Развитие артикуляционной моторики детей.
- Коррекция психической базы речи воспитанников (восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов).
- Расширение словаря в количественном и качественном отношении.
- Постановка изолированного звука [Р], автоматизация данного звука в словах и фразах.
Гипотеза: повышение качества работы учителя – логопеда; обогащение эмпирического опыта детей через систему интерактивных методов для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка. Формирование мощного внешнего и внутреннего мотива к речевой деятельности детей. Обеспечение равных стартовых возможностей дошкольников для последующего обучения в начальной школе.
- Результативность коррекционной работы
Методическое пособие прошло длительный период апробации. В течение трех лет (2011 – 2014 учебные года) коррекционную помощь получили 61 воспитанник, из них: ФФНР (дислалия) – 25 человек; ОНР (дизартрия, алалия, ринолалия) – 36 человек.
Учебный год | 2011-2012 | 2012-2013 | 2013-2014 |
ФФНР дислалия | 8 | 7 | 8 |
ОНР дизартрия ринолалия | 11 1 | 13 1 | 10 |
Проводя целенаправленные исследования в течение трех лет до начала работы были обследованы следующие компоненты речевой системы:
- Положительная мотивация к коррекционной деятельности составила – 56%
- Сформированность артикуляционной моторики – 49%
- Психологическая база речи – 40%
- Словарный запас – 61%
- Автоматизация дефектного звука в словах и фразах 73%
Уровень сформированности обследуемых компонентов речи до начала работы
Уровень сформированности обследуемых компонентов речи с использованием интерактивных методов
Данные диаграммы наглядно свидетельствуют об улучшении основных исследуемых компонентов:
- Положительная мотивация возросла на 30%
- Артикуляционная моторика сформирована на 94,6%
- Психологическая база речи улучшилась на 50%
- Словарный запас возрос на 35%
- Автоматизация звуков стала более быстрой на 27%
Таким образом, система работы по преодолению ротацизма у дошкольников показала эффективность использования интерактивных методов в коррекционной практике.
- Библиографический список
- Борисова С.Б., Карпова И.В. Использование ИКТ в обучении детей 5-6 лет грамоте в условиях детского сада // Логопед. – 2006. - №10
- Волкова Л.С. Логопедия. - Москва, «Просвещение», «Владос», 1995г.
- Гладышева Н.А. Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ. // Педагогическая инициатива. Часть I. – 2013. –
- Носкова С.В. Использование интерактивной доски в развитии изобразительных умений и навыков у детей с ОНР. // Дошкольная педагогика. – 2011. - №3
- Светлакова И.В., Григорьева Н.Б. использование интерактивных средств обучения в логопедической работе с детьми дошкольного возраста // Логопед. – 2009. - №8. –
- Ступикова Л.Г., Мазненкова Т.В. Познавательно – игровой досуг для старших дошкольников «Что? Где? Когда?» // Дошкольная педагогика. – 2013. - №10
- Устранение заикания у дошкольников в игре. Выгодская Г.С., Пеллингер Е.Л., - Москва «Просвещение», 1984г.
- Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Нищева Н.В. - Санкт – Петербург, «Детство - Пресс», 2004г.
- Развитие речи детей. Тихеева Е.И. - Москва «Просвещение», 1981г.
- Психогимнастика. Чистякова М.И. - Москва «Просвещение», 1990г.
- Интернет – ресурсы: http: logoboom.com.ua
3.Приложение
3.1. Календарно - тематический план индивидуальной коррекционной деятельности по исправлению ротацизма с использованием интерактивных методов обучения
№ | Коли-чество часов | Дата про-хожде-ния темы | Основная образовательная область; темы индивидуальной коррекционной деятельности | Реализуемые образовательные области | Универ-сальные предпосылки учебных действий детей |
1. | Развитие речи Сказка о веселом язычке. | Познавательное развитие, социально – коммуникативное, физическое развитие, художественно - эстетическое | Лично - стные | ||
2. | Развитие речи «Петя и буквы» | Познавательное развитие, социально – коммуникативное, физическое развитие, художественно - эстетическое | Коммуни - кативные | ||
3. | Развитие речи Утро с котиком Музиком. | Познавательное развитие, социально – коммуникативное, физическое развитие, художественно - эстетическое | Познава - тельные | ||
4. | Развитие речи Слушай звуки. | Познавательное развитие, социально – коммуникативное, физическое развитие, художественно - эстетическое | Познава - тельные | ||
5. | Развитие речи Поймай звук. | Познавательное развитие, социально – коммуникативное, физическое развитие, художественно - эстетическое | Регуля - тивные | ||
6. | Развитие речи Сказка о веселом язычке. | Познавательное развитие, социально – коммуникативное, физическое развитие, художественно - эстетическое | Лично- стные (смысло- образо-вание) | ||
7. | Развитие речи Звук [Р]. | Познавательное развитие, социально – коммуникативное, физическое развитие, художественно - эстетическое | Лично- стные (самоопре- деление) | ||
8. | Развитие речи Утро с котиком Музиком. | Познавательное развитие, социально – коммуникативное, физическое развитие, художественно - эстетическое | Лично- стные (самоопре- деление) | ||
9. | Развитие речи Найди картинки со звуком [Р]. | Познавательное развитие, социально – коммуникативное, физическое развитие, художественно - эстетическое | Лично- стные (смысло- образо- вание) | ||
10. | Развитие речи Машина каша. | Познавательное развитие, социально – коммуникативное, физическое развитие, художественно - эстетическое | Лично- стные (смысло- образо- вание) | ||
11. | Развитие речи Четыре стихии. | Познавательное развитие, социально – коммуникативное, физическое развитие, художественно - эстетическое | Познава - тельные | ||
12. | Развитие речи Разложи картинки. | Познавательное развитие, социально – коммуникативное, физическое развитие, художественно - эстетическое | Познава- тельные и знако- символи - ческие | ||
13. | Развитие речи Мячик мой. | Познавательное развитие, социально – коммуникативное, физическое развитие, художественно - эстетическое | Познава- тельные и знако- символи- ческие | ||
14. | Развитие речи Лошадки. | Познавательное развитие, социально – коммуникативное, физическое развитие, художественно - эстетическое | Познава- тельные и знако- символи- ческие | ||
15. | Развитие речи Сказка «Тру – ля – ля». | Познавательное развитие, социально – коммуникативное, физическое развитие, художественно - эстетическое | Коммуни- кативные | ||
16. | Развитие речи Игра «Самолеты». | Познавательное развитие, социально – коммуникативное, физическое развитие, художественно - эстетическое | Знако- символи-ческие | ||
17. | Развитие речи Игра «Забей мяч в ворота». | Познавательное развитие, социально – коммуникативное, физическое развитие, художественно - эстетическое | Ориента- ция на образец и правило выполне- ния действий | ||
18. | Развитие речи Раскрась картинку. | Познавательное развитие, социально – коммуникативное, физическое развитие, художественно - эстетическое | Умение вступать в сотруд- ничество | ||
19. | Развитие речи Повтори за мной. | Познавательное развитие, социально – коммуникативное, физическое развитие, художественно - эстетическое | Соотно- сить соб- ственню позицию с позицией партне- ров | ||
20. | Развитие речи Запомни движения. | Познавательное развитие, социально – коммуникативное, физическое развитие, художественно - эстетическое | Соотно- сить соб- ственню позицию с позицией партне- ров | ||
21. | Развитие речи В магазине зеркал. | Познавательное развитие, социально – коммуникативное, физическое развитие, художественно - эстетическое | Умение вступать в сотруд- ничество | ||
22. | Развитие речи Игра «Шину прокололи». | Познавательное развитие, социально – коммуникативное, физическое развитие, художественно - эстетическое | Лично- стные (самоопре- деление) | ||
23. | Развитие речи Говори правильно. | Познавательное развитие, социально – коммуникативное, физическое развитие, художественно - эстетическое | Лично- стные (смысло- образо- вание) | ||
24. | Развитие речи Говори правильно. | Познавательное развитие, социально – коммуникативное, физическое развитие, художественно - эстетическое | Познава- тельные и знако- символи- ческие | ||
25. | Развитие речи Поймай слово. | Познавательное развитие, социально – коммуникативное, физическое развитие, художественно - эстетическое | Регулятив-ные (выделениеи сохранение цели) | ||
26. | Развитие речи Волшебные картинки. | Познавательное развитие, социально – коммуникативное, физическое развитие, художественно - эстетическое | Регулятив-ные (выделениеи сохранение цели) | ||
27. | Развитие речи Игра «Будьте внимательны». | Познавательное развитие, социально – коммуникативное, физическое развитие, художественно - эстетическое | Регулятив-ные (ориента-ция на образец и правило выполне-ния действий) | ||
28. | Развитие речи Игра «Снеговик». | Познавательное развитие, социально – коммуникативное, физическое развитие, художественно - эстетическое | Лично- стные (смысло- образо-вание) | ||
29. | Развитие речи Игра «Снеговик». | Познавательное развитие, социально – коммуникативное, физическое развитие, художественно - эстетическое | Лично- стные (смысло- образо-вание) | ||
30. | Развитие речи Игра «Перекличка животных» | Познавательное развитие, социально – коммуникативное, физическое развитие, художественно - эстетическое | Регулятив-ные (ориента-ция на образец и правило выполне-ния действий) | ||
31. | Развитие речи «Говори правильно» | Познавательное развитие, социально – коммуникативное, физическое развитие, художественно - эстетическое | Регулятивные (выделение и сохранение цели) |
Приложение 3.2
Тема индивидуальной коррекционной деятельности №1
«Сказка о веселом язычке»
Цель: Развитие фонематического слуха, тренировка артикуляционного аппарата.
Оборудование: компьютерная презентация «Сказка о веселом язычке», зеркало, колокольчик
План
- Сказка о веселом язычке с использованием компьютерной презентации по книге В.Н. Костыгиной «Тру – ля - ля».
- Артикуляционные упражнения на формирование звука [р]:
«Чашечка».
«Лошадка».
«Грибок».
«Вкусное варенье».
«Автомат».
- Дыхательное упражнение «Ветерок».
- Игра «Где позвонили?»
- Итог.
Приложение 3.3
Тема индивидуальной коррекционной деятельности №2
«Петя и буквы»
Цель: Мотивация детей к коррекционной работе, развитие артикуляционного праксиса.
Оборудование: компьютерная презентация «Сказка о веселом язычке», зеркало, стихотворение В. Лифшиц «Петя и буквы»
План
1.«Сказка о веселом язычке» (продолжение).
- Стихотворение В. Лифшиц «Петя и буквы»
Если мы не примем мер,
Мальчик Петя – вот беда!
Букву «ша» и букву «эр»
Не осилит никогда.
Вместо слово «хорошо»
Говорит он «холосо».
Вместо слова «парашют»
Говорит он «паласут».
А теперь наоборот:
Прочим буквам не в пример,
Полюбил он через год
Букву «ша» и букву «эр».
Вместо слова «колесо»
Пишет Петя – «корешо».
Вместо слова пылесос
Пишет школьник – «пырешош».
Какие звуки неправильно произносил Петя? Какие звуки Петя научился произносить правильно? Многие дети не умеют правильно произносить звуки и слова, но этому можно научиться. Речевая гимнастика и упраж2. Артикуляционные упражнения на формирование звука [р].
3. Дыхательное упражнение «Ветерок».
4. Игра «Узнай по голосу».
5. Итог.
Приложение 3.4
Тема индивидуальной коррекционной деятельности №3
«Утро с котиком Музиком»
Цель: Развитие внутреннего и внешнего мотива исправления недостатков произношения.
Оборудование: компьютерная презентация «Утро с котиком Музиком», зеркало, колокольчик.
План
1.Психогимнастика «Что слышно?». Логопед предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем просит рассказать, что они слушали.
2.Компьютерная презентация «Утро с котиком Музиком»
- Артикуляционные упражнения на формирование звука [р].
- Дыхательное упражнение «Погреем ладошки».
- Игра «Жмурки с колокольчиком».
- Итог.
- Приложение 3.5
Тема индивидуальной коррекционной деятельности №4
«Слушай звуки»
Цель: Развитие произвольного внимания, артикуляционной и пальчиковой моторики, выработка плавного выдоха.
Оборудование: компьютерная презентация «Утро с котиком Музиком», зеркало, колокольчик.
План
1.Психогимнастика «Слушай звуки». Логопед договаривается с детьми о том, что, когда будет звучать бубен, они должны встать в позу «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу), когда звучит металлофон – в позу «тополя» (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, дети смотрят на кончики пальцев)
2.Компьютерная презентация «Утро с котиком Музиком».
3.Артикуляционные упражнения на формирование звука [р].
4.Дыхательное упражнение «Ветерок», «Погреем ладошки».
5.Пальчиковая гимнастика «Осень».
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал.
(плавные, волнообразные
движения ладонями. )
Вот дубовый, вот кленовый,
Вот рябиновый, резной,
Вот с березки золотой.
(загибают по одному пальчику
на обеих руках).
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
(спокойно укладывают ладони на стол).
6.Итог. Игра «Поймай звук [р]».
Приложение 3.6
Тема индивидуальной коррекционной деятельности №5
«Поймай звук»
Цель: Формирование навыков мышечного расслабления. Выделение заданного звука в потоке других речевых звуков.
Оборудование: зеркало.
План
1.Психогимнастика «Слушай хлопки». Логопед хлопает один раз – дети принимают позу аиста (стоят на одной ноге, руки в стороны), два раза – позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу).
2. Артикуляционные упражнения на формирование звука [р].
3.Дыхательное упражнение «Ветерок», «Погреем ладошки».
4.Характеристика звука [р] по артикуляционным и акустическим признакам. Когда мы произносим звук [р], наш язычок поднимается к верхним зубам, боковые края языка прижимаются к верхним боковым зубам, кончик языка вибрирует, идет сильная струя воздуха.
5.Игра «Поймай звук [р]».
6.Итог. Релаксация «Кулачки».
Руки на коленях, кулачки сжаты,
Крепко с напряженьем пальчики прижаты.
Пальчики сильней сжимаем, отпускаем, разжимаем.
Знайте, девочки и мальчики, отдыхают наши пальчики.
Дышим легко, ровно, глубоко.
Приложение 3.7
Тема индивидуальной коррекционной деятельности №6
«Сказка о веселом язычке».
Цель: Развитие артикуляционной, пальчиковой моторики. Нахождение звука [Р] в словах. Нормализация речевого дыхания.
Оборудование: мультимедийная презентация «Сказка о веселом язычке», картинки со звуком [р].
План
1.Психогимнастика «Слушай хлопки».
2. Мультимедийная презентация «Сказка о веселом язычке». Артикуляционные упражнения на формирование звука [р].
3.Дыхательное упражнение «Подуем на челочку». Рот приоткрыть, язык «чашечкой» высунуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на челочку.
4.Пальчиковая гимнастика «Осень».
5.Игра «Найди картинки, в названиях которых есть звук [р] ».
6.Итог. Релаксация «Кулачки».
Приложение 3.8
Тема индивидуальной коррекционной деятельности №7
«Звук [р] »
Цель: Уточнение положения органов артикуляции при произнесении звука [Р]. Формирование положительной мотивации к занятиям.
Оборудование: логопедические зонды, ватные шарики.
План
1. Психогимнастика «Слушай хлопки».
2. Артикуляционные упражнения на формирование звука [р]:
- «Наказать непослушный язык»
- «Вкусное варенье»
- «Чашечка»
- «Лошадка»
- «Грибок»
- «Гармошка»
- «Дятел»
3. Дыхательное упражнение «Фокус». Рот приоткрыть, язык «чашечкой» высунуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.
4. Характеристика звука [р] по артикуляционным и акустическим признакам.
5. Постановка звука [р] при помощи логопедического зонда.
6. Итог. Релаксация «Кулачки»
Приложение 3.9
Тема индивидуальной коррекционной деятельности №8
«Утро с котиком Музиком»
Цель: Постановка звука [Р]. Четкая артикуляция на формирование звука [Р].
Оборудование: компьютерная презентация «Утро с котиком Музиком», логопедические зонды, ватные шарики.
- Пальчиковая гимнастика «Осень».
- Компьютерная презентация «Утро с котиком Музиком». Артикуляционные упражнения на формирование звука [р].
- Дыхательное упражнение «Фокус».
- Характеристика звука [р] по артикуляционным и акустическим признакам.
- Постановка звука [р] при помощи логопедического зонда.
- Итог.
- Приложение 3.10
Тема индивидуальной коррекционной деятельности №9
«Найди картинки со звуком [р] »
Цель: Развитие фонематического восприятия и слуха, артикуляционной моторики. Повышение познавательного интереса посредством изобразительной деятельности.
Оборудование: картинки со звуком [р], цветные карандаши, логопедические зонды.
План
- Логопед предлагает множество картинок и дает задание выбрать картинки , в названиях которых есть звук [р].
- Раскрашивание картинок. В процессе раскрашивания можно проводить артикуляционные упражнения по системе В. Емельянова: 1. Покусать кончик языка под счет до 8; 2. «шинкуем язычок» - кусаем язык от кончика до середины языка, под счет до 8; 3. жуем язычок (кусаем) его слева до 8 раз (справа);4. «проткнем» языком правую щеку, левую ; 5. «почистим языком верхние зубы, нижние»; 6. покусаем нижнюю губу, верхнюю; 7. выворачиваем нижнюю губу, придавая лицу обиженное выражение; поднимаем верхнюю губу, оскаливая верхние зубы «кролик».
Упражнение «Страшная сказка». Задача – найти звук из груди без атаки.
- угрожающая интонация – У, УО,
- Компьютерная презентация «Утро с котиком Мурзиком». Артикуляционные упражнения на формирование звука [р].
- Дыхательное упражнение «Фокус».
- Постановка звука [р] при помощи логопедического зонда.
- Итог.
Приложение 3.11
Тема индивидуальной коррекционной деятельности №10
«Машина каша»
Цель: Формирование мотива к исправлению недостатка произношения.
Оборудование: картинки со звуком [р], логопедические зонды, ватные шарики, артикуляционные упражнения по сказке В.Костыгиной «Тру – ля – ля» (СД – диск).
План
- Пальчиковая гимнастика «Машина каша».
Маша каши наварила
(указательным пальцем правой руки
дети мешают в левой ладони).
Положила Маша кашу
Кошке - в чашку,
Жучке - в плошку,
А коту в большую ложку.
В миску – курицам, цыплятам.
И в корытце – поросятам.
(загибают по одному пальцу на левой руке).
Всю посуду заняла,
(разжимают кулачок)
Все до крошки раздала.
2.Рассматривание картинок, которые дети раскрашивали на предыдущем занятии. Показ картинок, в названиях которых есть звук [р].
3.Логопед мотивирует детей к действиям: «Чтобы научиться правильно произносить звук [р], нужно научить язычок выполнять речевую гимнастику».
4.Выполнение артикуляционных упражнений по сказке В.Костыгиной «Тру – ля - ля» (СД - диск).
5.Дыхательное упражнение «Забей мяч в ворота»
Погоняю я в футбол
И забью в ворота гол.
Очень сложная задача –
Загонять в ворота мячик.
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, и, как бы произнося длительно звук [ф] сдуть ватку на противоположный край стола.
6.Постановка звука [р] с помощью зонда.
7.Итог. Игра «Поймай слоги со звуком звука [р]».
Приложение 3.12
Тема индивидуальной коррекционной деятельности №11
«Четыре стихии»
Цель: Развитие произвольного внимания. Нормализация речевого дыхания. Создание условий для исправления недостатка произношения звука.
Оборудование: картинки со звуком [р], логопедические зонды, ватные шарики.
План
- Психогимнастика «Четыре стихии».
- Пальчиковая гимнастика «Машина каша».
- Артикуляционные упражнения на формирование звука [р].
- Дыхательное упражнение «Фокус».
- Постановка звука [р] с помощью зонда.
- Итог. Игра «Разложи картинки» (слева – картинки со звуком [р], справа – другие картинки).
Приложение 3.13
Тема индивидуальной коррекционной деятельности №12
«Разложи картинки»
Цель: Формирование пространственных представлений в процессе постановки звука [Р]. Точное, координированное выполнение артикуляционных упражнений.
Оборудование: картинки со звуком [р], логопедические зонды, ватные шарики.
План
- Психогимнастика «Четыре стихии».
- Пальчиковая гимнастика «Машина каша».
- Артикуляционные упражнения на формирование звука [р].
- Дыхательное упражнение «Фокус».
- Постановка звука [р] с помощью зонда.
- Итог. Игра «Разложи картинки» (слева на столе – картинки со звуком [р], справа – другие картинки).
Приложение 3.14
Тема индивидуальной коррекционной деятельности №13
«Разложи картинки»
Цель: Развитие фонематического восприятия и слуха, артикуляционной моторики, раскрашивание картинок в процессе формирования и вызывания звука [р]. Повышение познавательного интереса посредством изобразительной деятельности.
Оборудование: картинки со звуком [р], цветные карандаши, логопедические зонды.
План
- Координация речи и движения «Мячик мой».
Друг веселый, мячик мой!
(четыре прыжка на носочках, руки на поясе).
Всюду, всюду он со мной.
(по два взмаха левой и правой рукой: как бы удары по мячу).
Раз , два, три, четыре, пять
(пять прыжков на носочках, руки на поясе).
Хорошо мячом играть!
(вновь по два «удара»).
- Артикуляционные упражнения на формирование звука [р].
- Дыхательное упражнение «Фокус».
- Постановка звука [р] с помощью зонда.
- Раскрашивание картинок, в названии которых есть звук [р].
- Итог.
Приложение 3.15
Тема индивидуальной коррекционной деятельности №14
«Лошадки»
Цель: Нахождение образных сравнений для звука [Р].
Оборудование: картинки со звуком [р], логопедические зонды, ватные шарики, артикуляционные упражнения по сказке В.Костыгиной «Тру – ля – ля» (СД – диск).
План
1.Игра «Лошадки» (один ребенок – наездник, другой – лошадка. Дети бегут, цокают, по сигналу останавливаются, говоря звукосочетание «тр – тр – тр…»).
2.Выполнение артикуляционных упражнений по сказке В.Костыгиной «Тру – ля - ля» (СД - диск).
3.Дыхательное упражнение «Забей мяч в ворота»
4.Постановка звука [р] с помощью зонда.
5. Игра «Поймай слоги со звуком [р]».
6.Релаксация «Олени».
Представим себе, что мы олени. Поднимите скрещенные руки над головой с широко расставленными пальцами. Вот такие рога у оленей напрягите руки. Руки стали твердыми, как рога у оленей нам трудно так держать руки. Напряжение неприятно. Быстро опустите руки. Уроните на колени. Расслабьте их. Слушайте и делайте, как я.
Дети выполняют упражнение под чтение стихотворения.
Посмотрите: мы – олени,
Рвется ветер нам на встречу!
Ветер стих,
Расправим плечи,
Руки снова на колени,
А теперь – немного лени…
Дышим легко, ровно, глубоко.
7.Итог.
Приложение 3.16
Тема индивидуальной коррекционной деятельности №15
Сказка «Тру – ля – ля…»
Цель: Нахождение образных сравнений для звука [Р]. Прививать умение расслабляться, принимать позу покоя.
Оборудование: картинки со звуком [р], логопедические зонды, ватные шарики, артикуляционные упражнения по сказке В.Костыгиной «Тру – ля – ля» (СД – диск).
План
- Игра «Лошадки» (один ребенок – наездник, другой – лошадка. Дети бегут, цокают, по сигналу останавливаются, говоря звукосочетание «тр – тр – тр…»).
- Выполнение артикуляционных упражнений по сказке В.Костыгиной «Тру – ля - ля» (СД - диск).
- Дыхательное упражнение «Забей мяч в ворота»
- Постановка звука [р] с помощью зонда.
- Раскрашивание картинок со звуком [р].
- Итог. Релаксация «Олени».
Приложение 3.17
Тема индивидуальной коррекционной деятельности №16
Игра «Самолеты»
Цель: Развивать умение слышать и находить заданный звук в словах. Формировать желание исправить неправильно произносимый звук.
Оборудование: компьютерная презентация «Утро с котиком Музиком».
План
- Координация речи и движения «Самолеты». Дети – летчики сидят на стульчиках, ожидая приказа. «Летчики, к полету готовы?», - спрашивает логопед. Дети отвечают: «Готовы». «Заводите моторы», дает команду логопед.
«Д – д – дрр - дрр », - дети подражают звуку мотора.
По приказу «На посадку», - летят назад
2. Компьютерная презентация «Утро с котиком Музиком». Артикуляционные упражнения на формирование звука (СD - диск).
3. Игра «Поймай слово со звуком [р]».
4. Постановка звука [р].
5. Итог. Релаксация «Олени».
Приложение 3.18
Тема индивидуальной коррекционной деятельности №17
Игра «Забей мяч в ворота»
Цель: Развивать речевое дыхание, вырабатывая направленную воздушную струю.
Оборудование: логопедические зонды, ватные шарики, цветные карандаши, картинки.
План
1.Координация речи и движения «Самолеты».
2.Артикуляционные упражнения на формирование звука [р].
3.Дыхательное упражнение «Забей мяч в ворота»
4.Постановка звука [р] с помощью зонда.
5.Ориентировка на листе бумаги. Раскрашивание на листе бумаге.
Выбрать те картинки, где есть звук [р].
6.Итог. Релаксация «Пружинки». Представьте, что мы поставили ноги на пружинки. Эти пружинки выскакивают из пола и откидывают носки наших ног так, что стопы отрываются от пола и поднимаются кверху, а пятки упираются в пол.
Что за странные пружинки
Упираются в ботинки?
(дети поднимают носки, пятки в этот момент прижаты к полу).
Ты носочки опускай,
На пружинки нажимай.
Крепче, крепче нажимай,
Нет пружинок – отдыхай!
Приложение 3.19
Тема индивидуальной коррекционной деятельности №18
«Раскрась картинку»
Цель: Ориентировка на листе бумаги, нахождение картинок, в названии которых есть звук [Р].
Оборудование: логопедические зонды, ватные шарики, цветные карандаши, картинки.
План
1.Координация речи и движения «Самолеты».
2.Артикуляционные упражнения на формирование звука [р].
3.Дыхательное упражнение «Забей мяч в ворота»
4.Постановка звука [р] с помощью зонда.
5.Ориентировка на листе бумаги. Раскрашивание на листе бумаге.
Выбрать те картинки, где есть звук [р].
6.Итог. Релаксация «Пружинки»
Приложение 3.20
Тема индивидуальной коррекционной деятельности №19
«Повтори за мной»
Цель: Тренировать раскатистое длительное звукосочетание [тр]. Оборудование: логопедические зонды, ватные шарики, цветные карандаши, картинки.
Оборудование: логопедические зонды, ватные шарики, картинки, компьютерная презентация «Утро с котиком Мурзиком».
План
- Психогимнастика «Повтори за мной».
Дети стоят около стола логопеда. Логопед предлагает одному ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом логопед. Остальные дети внимательно слушают и оценивают исполнение движениями: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если они неправильные.
- Компьютерная презентация «Утро с котиком Мурзиком». Артикуляционные упражнения на формирование звука [р]. (СD - диск). По выбору логопеда.
- Дыхательное упражнение «Фокус».
- Постановка звука [р], произнесение звукосочетаний (тр – тр – тр) самостоятельно, помогая себе пальчиком. Необходимо тренировать раскатистое длительное тр – вначале с помощью пальцев, а затем без пальцев.
- Итог. Как заводится моторчик? Как рычит щенок? Как рычит тигр? Придумайте свои звукоподражания.
Приложение 3.21
Тема индивидуальной коррекционной деятельности №20
«Запомни движения»
Цель: Запоминание очередность движений. Развитие плавного выдоха. Оборудование: логопедические зонды, ватные шарики, картинки, свеча.
План
- Психогимнастика «Запомни движения».
Дети повторяют движения рук и ног за логопедом. Когда они запомнят очередность упражнений, повторяют их в обратном порядке.
- Выполнение артикуляционных упражнений по сказке В.Костыгиной «Тру – ля - ля» (СD - диск). По выбору логопеда.
- Дыхательное упражнение «Задуй упрямую свечу». Дети держат в правой руке цветные полоски бумаги в форме свечи. Левая ладонь лежит на животе. Спокойно, неслышно вдохнуть ртом, затем медленно, постепенно начинать выдыхать – «гасить свечу», произнося звук [ф]. Логопед отмечает, у кого из ребят самая упрямая свеча (полоска бумаги медленно отклонялась), хвалит тех, кто успешно справился с непослушной свечой.
- Произнесение звукосочетаний (тр – тр – тр) с механической помощью, или без нее.
- Произнесение обратных слогов со звуком [р]
ар – ор – ур – ыр
ер – ир – юр – ер
ыр – ир – яр – ар
ыр – ур – ор – ар
ар – яр – ор – ёр
ер – ор – юр – ур
ёр – ер – ир – юр
- Итог. Игра «Лошадки».
Приложение 3.22
Тема индивидуальной коррекционной деятельности №21
Игра «в магазине зеркал»
Цель: Развивать воображение детей; произносить слова со звукосочетанием тр., др.
Оборудование: мультимедийная презентация «Говори правильно», звук [р], часть 1, зеркала, свеча.
План
- Психогимнастика «В магазине зеркал». В магазине стояло много зеркал. Туда вошел человек, на плече у него сидела обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногой. Что ни делала обезьянка, все в точности повторяли ее движения.
- Артикуляционные упражнения по системе В. Емельянова: 1. Покусать кончик языка под счет до 8; 2. «шинкуем язычок» - кусаем язык от кончика до упора, под счет , до 8; 3. жуем язычок (кусаем) его слева до 8 раз (справа);»4. «проткнем» языком правую щеку, левую ; 5. «почистим языком верхние зубы, нижние»; 6. покусаем нижнюю губу, верхнюю.
- Дыхательное упражнение «Задуй упрямую свечу».
- Мультимедийная презентация «Говори правильно», звук [р], часть 1.
Слова со звукосочетанием тр., др.
- Итог. Релаксация «Пружинки».
Приложение 3.23
Тема индивидуальной коррекционной деятельности №22
Игра «Шину прокололи»
Цель: Вырабатывать длительный плавный выдох, произносить слова со звукосочетанием тр., др.
Оборудование: мультимедийная презентация «Говори правильно», звук [р], часть 1, автор Молявко Виктория (СD - диск).
План
- Психогимнастика «Повтори за мной».
- Артикуляционные упражнения по системе В. Емельянова.
- Дыхательное упражнение «Шину прокололи». Сделать легкий вдох (ощутить ладонью, как «надули воздухом шину») и, выдыхая, показать как медленно выходит воздух через прокол в шине (со звуком ш).
- Мультимедийная презентация «Говори правильно», звук [р], часть 1. Слова со звукосочетанием тр., др. Автор Молявко Виктория. (СD - диск).
- Итог.
Приложение 3.24
Тема индивидуальной коррекционной деятельности №23
«Говори правильно»
Цель: Произносить слова со звуком [Р] со звукосочетанием тр., др. Оборудование: мультимедийная презентация «Говори правильно», звук [р], часть 1, автор Молявко Виктория (СD - диск).
План
- Психогимнастика «В магазине зеркал».
- Артикуляционные упражнения на формирование звука [р].
- Дыхательное упражнение «Шину прокололи».
- Мультимедийная презентация «Говори правильно», звук [р], часть 1. Слова со звукосочетанием тр., др. Автор Молявко Виктория. (СD - диск).
- Итог.
Приложение 3.25
Тема индивидуальной коррекционной деятельности №24
«Говори правильно»
Цель: Произносить слова со звуком [Р] с ударением на слоге.
Оборудование: мультимедийная презентация «Говори правильно», звук [р], часть 1, автор Молявко Виктория (СD - диск).
План
- Психогимнастика «Запомни движения».
- Артикуляционные упражнения на формирование звука [р]. Мультимедийная презентация «Говори правильно», звук [р].
- Дыхательное упражнение «Шину прокололи».
- Мультимедийная презентация «Говори правильно», звук [р], часть 1. Произнесение звука [р] в обратных слогах. Автор Молявко Виктория. (СD - диск).
- Итог. Релаксация «Загораем». Представьте себе, что ваши ноги загорают. (Логопед показывает, как вытянуть ноги, сидя на стуле.) ноги поднимаем, держим, держим… ноги напряглись. Теперь опустим ноги. Повторим упражнение.
Мы прекрасно загораем!
Выше ноги поднимаем!
Держим… держим… напрягаем…
Загорели? Опускаем!
Ноги не напряжены и расслаблены.
Приложение 3.26
Тема индивидуальной коррекционной деятельности №25
Игра «Поймай слово»
Цель: Развивать фонематический слух; умение расслабляться; правильно произносить звук [Р] в словах.
Оборудование: : мультимедийная презентация «Говори правильно», звук [р], часть 1, автор Молявко Виктория (СD - диск).
План
- Игра в мяч «Поймай слово со звуком [р]».
- Артикуляционные упражнения на формирование звука [р]. Мультимедийная презентация «Говори правильно», звук [р].
- Дыхательное упражнение «Топор». Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки вверх – вдох, наклониться вперед, медленно опуская тяжелый топор, произнести – ух! – на длительном выдохе.
- Мультимедийная презентация «Говори правильно», звук [р], часть 1. Произнесение звука [р] в обратных слогах. Автор Молявко Виктория. (СD - диск).
- Итог. Релаксация «Загораем».
Приложение 3.27
Тема индивидуальной коррекционной деятельности №26
«Волшебные картинки»
Цель: Находить слова с заданным звуком, правильно поизносить звук [Р] в словах. Развивать пространственные представления.
Оборудование: цветные карандаши, картинки, мультимедийная презентация «Говори правильно», звук [р], часть 1, автор Молявко Виктория (СD - диск).
План
- Раскрашивание картинок, в названиях которых есть звук [р].
- Артикуляционные упражнения на формирование звука [р]. Мультимедийная презентация «Говори правильно», звук [р].
- Дыхательное упражнение «Топор».
- Мультимедийная презентация «Говори правильно», звук [р], часть 1. Произнесение звука [р] в обратных слогах. Автор Молявко Виктория. (СD - диск).
- Итог. Релаксация «Загораем».
Приложение 3.28
Тема индивидуальной коррекционной деятельности №27
Игра «Будьте внимательны»
Цель: Формирование произвольного внимания; умение принимать позу покоя. Закрепление правильного произесения звука [Р] в словах.
Оборудование: логопедические зонды, ватные шарики, мультимедийная презентация «Говори правильно», звук [р], часть 2, автор Молявко Виктория. (СD - диск).
План
- Психогимнастика «Пожалуйста». Логопед говорит, что он будет показывать разные движения, а дети их повторяют их лишь в том случае, если услышат слово «пожалуйста».
- Артикуляционные упражнения на формирование звука [р].
- Дыхательное упражнение «Забей мяч в ворота».
- Мультимедийная презентация «Говори правильно», звук [р], часть 2. Произнесение звука [р] в прямых слогах. Автор Молявко Виктория. (СD - диск).
- Итог. Релаксация «Штанга».
Сегодня будем заниматься спортом. Встаньте! Представим, что поднимаем тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Медленно поднимаем руки, они напряжены. Тяжело. Подержали штангу… устали руки. Опустили штангу.
Мы готовимся к рекорду,
Будем заниматься спортом. (наклониться вперед)
Штангу с пола поднимаем…(распрямиться)
Крепко держим…
Опускаем.
Наши мышцы не устали –
И еще послушней стали!
Нам становится понятно:
Расслабление приятно.
Приложение 3.29
Тема индивидуальной коррекционной деятельности №28
Игра «Снеговик»
Цель: Координиовать речь и движение; закреплять желание говорить правильно.
Оборудование: ватные шарики, мультимедийная презентация «Говори правильно», звук [р], часть 2, автор Молявко Виктория. (СD - диск).
План
- Координация речи и движения «Снеговик».
Давай, дружок, смелей, дружок!
Кати по снегу свой снежок.
(дети идут по кругу, изображая,
что катят перед собой снежок).
Он превратится в толстый ком.
(Останавливаются, «рисуют» ком).
И станет ком снеговиком.
(«Рисуют» снеговика из трех кругов).
Его улыбка так светла!
(Показывают руками на лице улыбку).
Два глаза, шляпа, нос, метла!
(показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу).
Но солнце припечет слегка…
(медленно приседают).
Увы! И нет снеговика.
(пожимают плечами, разводят руками).
- Артикуляционные упражнения на формирование звука [р].
- Дыхательное упражнение «Забей мяч в ворота».
- Мультимедийная презентация «Говори правильно», звук [р], часть 2. Произнесение звука [р] в прямых слогах. Автор Молявко Виктория. (СD - диск).
- Итог. Релаксация «Штанга».
- Приложение 3.30
Тема индивидуальной коррекционной деятельности №29
Игра «Снеговик»
Цель: Закреплять мотивацию говорить чисто и правильно.
Оборудование: ватные шарики, мультимедийная презентация «Говори правильно», звук [р], часть 2, автор Молявко Виктория (СD - диск).
План
- Координация речи и движения «Снеговик».
- Артикуляционные упражнения на формирование звука [р].
- Дыхательное упражнение «Забей мяч в ворота».
- Мультимедийная презентация «Говори правильно», звук [р], часть 2. Произнесение звука [р] со стечением согласных. Автор Молявко Виктория. (СD - диск).
- Итог. Релаксация «Штанга».
Приложение 3.31
Тема индивидуальной коррекционной деятельности №30
Игра «Перекличка животных»
Цель: Развивать внимание, контролировать свои высказывания.
Оборудование: логопедические картинки с изображением животных, компьютерная игра - презентация «Овощи» (4 - лишний)
План
- Психогимнастика «Перекличка животных». Логопед распределяет между детьми роли различных животных и птиц. Дети должны, услышав от ведущего название своего животного, на медленном выдохе произнести соответствующее звукоподражание. Игра оживляется, если ведущий старается запутать играющих: называет животное, а смотрит на ребенка, исполняющего совсем другую роль.
- Артикуляционные, голосовые упражнения.
- Прямой и обратный счет в пределах 10 слов топор, катер, шар.
- Спряжение в настоящем времени:
- рубить ветки топором;
- собирать помидоры на огороде;
5. Компьютерная игра - презентация «Овощи» (4 - лишний)
6. Итог.
Приложение 3.32
Тема индивидуальной коррекционной деятельности №31
«Говори правильно»
Цель: Развивать самостоятельную речь детей.
Оборудование: логопедические картинки с изображением животных, пособие Резниченко Т.С., Ларина О.Д. «Говори правильно», компьютерная игра - презентация «Овощи» (4 - лишний).
План
- Игра «Перекличка животных».
- Артикуляционные, голосовые, дыхательные упражнения.
- Мультимедийная презентация «Говори правильно», звук [р], часть 2. Произнесение звука [р] в словосочетаниях. Автор Молявко Виктория. (СD - диск).
- Автоматизация звука [р] во фразовой речи. Пособие Резниченко Т.С., Ларина О.Д. «Говори правильно».
- Компьютерная игра - презентация «Овощи» (4 - лишний).
6. Итог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Комплексный подход к коррекции речи с использованием АМО (активных методов обучения) в логопедической практике"
В своём докладе на Международной научно-практической конференции я подробно раскрыла использование АМО. Системообразующим фактором в моей коррекционной деятельности является:- методически-г...
Интерактивные методы обучения в ДОУ
Работа с коллективом. Круглый стол....
Мастер класс на тему: "Интерактивные методы обучения английскому языку дошкольников в дополнительном образовании"
Мастер класс на тему: "Интерактивные методы обучения английскому языку дошкольников в дополнительном образовании"...
Интерактивные методы обучения и развития речи дошкольников
Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если ученик проявляет познавательную активность, то есть испытывает положительное отношение к учёбе, са...
Опыт работы: Развитие познавательной активности дошкольников через использование интерактивных методов обучения в условиях ФГОС ДО
Вопрос в том, как помочь маленькому ребенку взглянуть на окружающий мир широко распахнутыми от удивления глазами, волнует многих из нас, педагогов. Поиск новых методов обу...
Буклет: «Развитие познавательной активности дошкольников через использование интерактивных методов обучения в условиях ФГОС ДО»
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все воспитанники оказываются вовлечен...