"Я и моя работа".
статья по логопедии (старшая группа) по теме
Творческий отчет о проделанной работе в логопедической группе за 2013 год.а
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_dlya_pechati-flyura.docx | 149.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Творчекий отчет воспитателя логопедической группы МКДОУ»Центр Развития Ребенка» Теремок
Гиматовой Ф.Р.
Развитие речи дошкольников с ОНР через формирование мелкой моторики.
Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев.
В.А.Сухомлинский
Человек становится полноправным гражданином общества, когда взаимодействует с другими его членами, когда происходит усвоение накопленного предыдущими поколениями культурного опыта, когда осуществляется обмен этим опытом, когда устанавливаются межличностные контакты.
Все это невозможно без речи. Ее роль в становлении ребенка как личности невозможно переоценить. Речь способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, значительно расширяет кругозор ребенка. Задача взрослых – помочь ему овладеть устной и письменной речью.
К сожалению, в последнее время возросло число детей, имеющих нарушения развития речи.
Педагогами и психологами дошкольных учреждений и общеобразовательных школ отмечается значительный рост числа обращений по поводу тех или иных видов школьной неуспеваемости, недостаточной готовности к школьному обучению.
Заметно возросло количество коррекционных групп и классов, всевозможных реабилитационных центров, логопунктов и консультаций.
Грамматически неправильное, с морфологическими ошибками построение речи затрудняет общение, ограничивает процессы восприятия речевых образцов. Тяжелые речевые нарушения замедляют мыслительную деятельность, ведут к обеднению речи, снижению кругозора и адаптивного потенциала.
Расстройства речи, нарушая ее коммуникативную и познавательную функции, отрицательно влияют на формирование интеллекта ребенка, ведут к нарушению эмоционально-волевой сферы и, что особенно важно, отражаются на готовности к обучению, усвоению грамоты, затрудняют общение с окружающими, ограничивают формирование представлений, понятийных значений.
Среди невербальных симптомов в структуре речевых нарушений, приводящих к затруднениям в овладении ребенком предметным миром, выступает двигательная недостаточность. У большинства детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии речи выявлена недостаточная сформированность моторных функций Несовершенство развития наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной), в лицевой и артикуляционной, в развитии тонких движений кистей и пальцев рук. Выявлена роль двигательной активности в своевременном речевом и психофизическом развитии ребенка. От степени сформированности тонких движений пальцев рук в прямой зависимости находится уровень развития речи: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев рук отстает, задерживается и развитие речи .
Данная проблема заинтересовала меня давно. Работая воспитателем в дошкольном учреждении больше 25 лет ( 3 года из них в логопедической группе), мне часто приходилось сталкиваться с тем, какие трудности испытывают дети с нарушениями в развитии речи. Общение в детском коллективе, общение со взрослыми у них значительно затруднено, ведь порой окружающие просто не понимают, что говорит ребенок. А это приводит к переживаниям, у ребенка возникает ощущение дискомфорта. Родители часто жаловались, как трудно им в общении с таким ребенком (не у всех мам и пап хватало такта и терпенияпоявилось практически сразу. Возникло огромное желание помочь таким детям, вооружить знаниями себя, поделиться знаниями с коллегами и родителями.
Цель: раскрыть взаимосвязь развития речи и мелкой моторики.
Что такое ОНР?
ОНР – общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразование
Исследователи выявили у дошкольников с ОНР неуклюжесть, неловкость, слабость мимических движений, нарушения координации движений, быстроты и ловкости. В результате у воспитанников возникают затруднения при согласовании двигательного акта с пространственно-временными параметрами.
«Представление, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов» (Н.А. Бернштейн).
Наличие особенностей в психомоторике большинства детей с речевой патологией свидетельствует о взаимосвязи и взаимообусловленности развития речевой и двигательной сфер, о тесном функциональном единстве между речевой и двигательной системами организма в процессе развития ребенка. Установлено, что двигательная система оказывает значительное влияние на весь организм, но особенно велико влияние на деятельность мозга, его функциональное состояние.
Исследованиями многих ученых показана взаимосвязь общей и речевой моторики, прямая зависимость развития речи от двигательной активности ребенка, прежде всего в формировании координации движений, особенно мелкой моторики (Выготский Л.С., 1982; Горская И.Ю., 2000; Дворкин П.С., 2002; Карпова Н.В., 1997, А.В.Антакова-Фомина, Е.И.Исенина ) не вызывает разногласий в научной среде и тот факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и, особенно, для развития речи (Венгер Л.А., 1994; Жукова Н.С., 1994; Колпаковская И.К., 1961; Узорова О.В. , 2002 и др.).
Доказано стимулирующее влияние движений пальцев рук на созревание центральной нервной системы (Кольцова М.М., 1973), одним из проявлений которого является ускоренное развитие речи.
М.М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга.
Развитие пальцевой моторики подготавливает «почву» для последующего формирования и развития речи (Дудьев В.П., 1999).
Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников с ОНР обедняет возможности освоения мира у таких детей (Крупенчук О.И., 2001). С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений рук и у детей с ОНР оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности (Филиппова С.О., 2001; Ткаченко Т.А., 1998). Все это обуславливает необходимость специально направленной работы по коррекции и развитию тонких координированных движений рук для дошкольников с ОНР на основе глубокого изучения особенностей их речевого развития. Вопрос о причинах возникновения общего недоразвития речи у дошкольников и на сегодняшний день является актуальным .
Основные направления логопедической работы:
* с детьми, имеющими первый уровень ОНР, важно развивать понимание речи, развивать активную подражательную деятельность в виде произношения звуковых сочетаний, развивать внимание и память;
* детей на втором уровне ОНР обучают умению отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их друг другу. В процессе диалога закрепляются элементарные формы речи, доступные детям словосочетания;
* для детей третьего уровня ОНР - дальнейшее совершенствование связной речи, практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, формирование правильного произношения, подготовка к обучению грамоте и овладение элементами грамоты.
Правильное понимание причин и механизмов возникновения ОНР необходимо для отбора детей в специальные дошкольные учреждения, в специализированные логопедические группы и для выбора оптимальных приемов коррекционной работы.
Развитие мелкой моторики рук у дошкольников – актуальная задача. Тренировка движений пальцев кисти рук является важным фактором развития речи ребенка. Цель: раскрыть взаимосвязь развития речи у дошкольников с ОНР и мелкой моторики, и разработать практические рекомендации по формированию мелкой моторики рук.
Задачи:
- Исходя из данных, полученных в процессе анализа литературных источников, сформулировать гипотезу о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук.
- Подбор необходимых методик для проведения диагностики.
- Проведение диагностики при поступлении в логопедическую группу.
- Обработка полученных данных. Обсуждение полученных результатов.
- Подбор игр и упражнений по формированию мелкой моторики рук.
- Составление циклограммы использования упражнений по формированию мелкой моторики.
- Выработка практических рекомендаций для педагогов и родителей по использованию этих игр
- Оформление рекомендаций по работе с родителями
- Повторная диагностика .
В результате тестирования детей при поступлении в логопедическую группу было выявлено, что мелкая моторика дошкольников развита недостаточно. Некоторые дети не предпринимали попыток к выполнению заданий, а у тех, кто выполнял тесты – движения были неточными, неуверенными, пальцы были малоподвижными, темп даже самых легких упражнений – замедлен.
Сравнительный анализ полученных результатов о развитии мелкой моторики рук и данных о развитии речи показал, что при низком уровне развития мелкой моторики рук отмечается низкий уровень развития речи, при повышении уровня развития моторной ловкости – отмечается улучшение показателей развития речи.
Задача – развивать и тренировать движения пальцев рук, чтобы стимулировать речевое развитие детей. Очень много времени я занималась с детьми индивидуально, но только такая форма работы не могла дать заметного положительного эффекта. Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной и постоянной. Оптимальным оказалось использование в указанных целях физкультминуток.
Физкультминутка, как элемент двигательной активности, предлагалась детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки. Эффективность работы во время физкультминуток заметно увеличивалась при сопровождении движений детей речью. Для детей логопедической группы проговаривание стихов одновременно с движениями позволило раскрыть ряд преимуществ: речь становилась более четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияло на слуховое восприятие. Так появилось желание и необходимость подбирать к каждому упражнению подходящий по смыслу стихотворный текст. И как показал опыт моей работы, сочетание упражнений для развития пальцевой моторики с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяют достичь наибольшего обучающего эффекта. Было заметно, что такие упражнения очень нравятся детям У меня появилось желание так организовать день пребывания детей в детском саду, чтобы пальчиковая гимнастика в самых разнообразных формах была включена в режимные моменты и в разные виды деятельности детей. В результате появилась циклограмма использования упражнений по формированию мелкой моторики. (Приложение №6 )
Работая по этой циклограмме, педагог может проявлять свои творческие способности – что-то менять, вносить новое, но одно остается неизменным и постоянным – пальчиковая гимнастика должна проводиться ежедневно, с игровой мотивацией, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Я отметила, что такие упражнения очень нравятся детям, а разученные сценки-упражнения они уже по собственной инициативе воспроизводят в самостоятельных играх.
Почему так важны пальчиковые игры и упражнения и что происходит, когда ребенок ими занят?
1.Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон.
2.Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
3.Ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
4.Во время выполнения упражнения, которое сопровождается стихами, речь становится более четкой, ритмичной, яркой, повышается контроль за выполняемыми движениями.
5.Развивается память ребенка.
6.Развиваются воображение и фантазия.
7.Кисти рук и пальцы ребенка приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это поможет в овладении навыками письма.
Для повышения эффективности работы мною были составлены рекомендации для педагогов и родителей. (Приложение №7).
Опыт моей работы показал, что сотрудничество родителей и педагогов приносит более эффективный результат по коррекции речевых нарушений у дошкольников с ОНР. Часто мне приходилось сталкиваться с тем, что родители не уделяют должного внимания работе над речевыми нарушениями у детей. Это бывает по разным причинам: некоторые родители не слышат недостатки речи своих детей, другие – не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой. Но для меня важно обрести партнеров в лице родителей своих воспитанников. Просветительская работа среди родителей просто необходима.
Работая над проблемой формирования мелкой моторики рук у дошкольников с ОНР, я столкнулась с большим удивлением и недоумением родителей – как развитие мелкой моторики может влиять на развитие речи? Это привело меня к необходимости составления плана работы с родителями, с использованием нетрадиционных форм и методов работы.
Не все родители серьезно восприняли важность этой проблемы. А те, кто проявил интерес, стали моими единомышленниками.
Стало очевидно, что включение игр и упражнений на развитие мелкой моторики пальцев рук и кистей в разные виды деятельности играет положительную роль в коррекционном обучении детей с общим недоразвитием речи.
При проведении повторного тестирования в конце года дети научились достаточно уверенно работать пальцами рук, заметно увеличился темп выполняемых движений, движения стали более координированными и точными. С заданиями стали справляться все дети.
Полученные результаты свидетельствуют, что развитие моторной ловкости напрямую связано с речевым развитием.Это позволяет судить о позитивном влиянии проводимой работы.
Подбирая игры и упражнения по формированию мелкой моторики рук, я пришла к выводу о необходимости учитывать и выполнять следующие правила:
- упражнения должны соответствовать уровню развития каждого ребенка;
- вызывать интерес у детей, доставлять им радость;
- обязательно присутствие игровой мотивации;
- упражнения должны нести обучающий характер;
- компетентность педагога;
- этические и личностные качества педагога.
Заключение
Принимая во внимание важность речевого развития детей, я пришла к выводу о целесообразности проведения работы по формированию мелкой моторики у дошкольников с ОНР в системе. Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась. В совокупности с другими направлениями деятельности идет коррекция речевых нарушений дошкольников с ОНР. У многих родителей, вооруженных знаниями и рекомендациями, появилось желание по-другому взглянуть на особенности развития своего ребенка, возможность помочь сыну или дочке. Родители становятся моими единомышленниками. Полученные результаты позволяют творчески осуществлять работу по формированию мелкой моторики.
Список используемой литературы
- Алифанова Е.А. Логопедические упражнения в рифмах. –М., Гном и Д, 2003.
- Алябьева Е.А. Логопедические упражнения без музыкального сопровождения. М; ТЦ Сфера, 2005.
- Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития дошкольников. М., ТЦ Сфера, 2006.
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. М., ТЦ Сфера, 2009.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. Избранные исследования. М., 1956.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.
- Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушениями речи. // Дефектология. - №4. - 1999.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Преодоление ОНР у дошкольников. Екатеринбург, АРД ЛТД, 1998.
- Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга у ребенка. М., Педагогика, 1973.
- Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М., Педагогика, 1979.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. М., Гном и Д, 2003.
- Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. СПб, 2001.
- Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб, 1999.
- Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М., 1968.
- Леонтьев А.А. Внутренняя речь и процесс грамматического порождения высказывания. // вопросы порождения речи и обучения языку// М., 1967..
- Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979.
- Преодоление ОНР у дошкольников. Под ред. Волосовец Т.В. М., ТЦ Сфера, 2008.
- Светлова И.В. Развиваем мелкую моторику и координацию движений. М., ЭКСМО, 2003.
- Сидорова У.М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР. М., ТЦ Сфера, 2009.
- Тесты для детей. Готов ли ваш ребенок к школе? Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Н.Я. СПб, Дельта, 1997.
- Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. СПб, Акцидент, 1997.
- Ткаченко Т.А. Учимся говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи дошкольников. М., 2001.
- Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с ОНР. М., Гном и Д, 2001.
- Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к письму: влияние специальных упражнений на эффективность. СПб, Детство- пресс, 2001.
- Филичева Т.Б., Туманова Г.Б. Дети с общим недоразвитием речи. М., Айрис-пресс, 1999.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста. М., Айрис-пресс, 2004.
- Цвынтарный в.М. Играем пальчиками и развиваем речь. М., Гном и Д, 2008.
28.Энциклопедия. Языкознание. Русский язык. М., Аванта +, 2001.
29.Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М., 1958.
Сравнительный анализ уровня развития речи и уровня развития мелкой моторики рук на 1 этапе работы (при поступлении в логопедическую группу)
уровень развития имя ребенка | уровень развития речи | уровень развития мелкой моторики рук | |
Юлия М | н | н | н-низкий, с-средний, в-высокий |
Настя К | с | н | |
Станислав С | н | н | |
Максим К | с | с | |
Даут Т | н | н | |
Эмиль А | с | н | |
Аделина С | с | с | |
Гульнара Т | н | н | |
Кирилл З | н | н | |
Расул Х. | н | н | |
Анжелика Ю. | н | н | |
Женя Ю | с | с | |
Сравнительный анализ уровня развития речи и уровня развития мелкой моторики рук на 3 этапе работы (контрольное тестирование)
уровень развития имя ребенка | уровень развития речи | уровень развития мелкой моторики рук | |
Юлия М | с | В | н-низкий, с-средний, в-высокий |
Настя К | в | В | |
Станислав С | с | с | |
Максим К | в | В | |
Даут Т | с | с | |
Эмиль А | в | В | |
Аделина С. | в | В | |
Гульнара Т | с | с | |
Кирилл З | с | В | |
Расул Х | с | с | |
Анжелика Ю | в | В | |
Женя Ю | в | В | |
Циклограмма использования упражнений по формированию мелкой моторики рук
- Утром.
Для создания у детей положительного психоэмоционального настроения использую упражнения: «Пальчики здороваются», «С добрым утром» и самомассаж пальцев«Помоем руки».
С добрым утром, глазки!
(поглаживаем веки глаз)
Вы проснулись?
(смотрим в бинокль)
С добрым утром, ушки!
(поглаживаем ушки)
Вы проснулись?
(прикладываем ладони к ушам)
С добрым утром, ручки!
(поглаживаем кисти рук)
Вы проснулись?
(хлопаем в ладоши)
С добрым утром, ножки!
(поглаживаем ноги)
Вы проснулись?
(притопываем)
С добрым утром, солнце!
(руки раскрываются навстречу солнцу)
Я проснулась!
(широко улыбнуться)
С небольшой подгруппой детей или индивидуально:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Я вас всех приветствую!
(пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая их кончиками).
- Во время утренней гимнастики.
Перед выполнением общеразвивающих упражнений с предметами (обруч, мяч, гимнастическая палка и др.) детям предлагаю «поиграть с предметом». Например, передавать мяч из рук в руки. В это время спрашиваю у детей: «Какой мяч?» (гладкий, ровный, резиновый и т.д.)
Если предлагается комплекс общеразвивающих упражнений без предметов, то можно использовать любую разминку для пальцев, например, «Дружба», «Музыканты», «Прогулка» и др.
- Во время физкультминуток.
Разминка начинается с упражнений для крупных мышц верхнего плечевого пояса (плечо, предплечье), поскольку на занятии, как правило, устает вся рука, а не только кисть. Предлагаю детям для выполнения махи прямыми руками, круговые движения плечами , локтевыми суставами. Далее следует разминка для пальцев. Предлагаю детям сюжетные пальчиковые упражнения: сначала с несложными движениями (например, «Пальчики здороваются», «Мы делили апельсин»), далее – в сочетании с самомассажем кисти с помощью пальцев другой руки (например, «Надеваем перчатку») и предметов – прокатывание грецкого ореха, карандаша.
На достаточно сложных занятиях, которые требуют высокой умственной активности детей, использую пальчиковые упражнения – «гимнастика мозга»
- На физкультурных занятиях.
Пальчиковые упражнения предлагаю в начале комплекса общеразвивающих упражнений, а самомассаж кисти с помощью массажных мячей – в заключительной части. На занятиях с использованием фитболов также использую упражнения для пальцев. Исходное положение может быть различным: стоя, сидя, на полу (поза факира), сидя на гимнастических мячах и др.
Ну-ка, братцы, за работу! (поочередно разгибать пальцы, начиная с большого)
Покажи свою охоту:
Большаку – дрова рубить,
Печи все – тебе топить,
А тебе – воду носить,
А тебе – обед варить,
А тебе – посуду мыть,
А потом – всем песни петь!
Песни петь, да плясать!
Наших деток забавлять! (энергично шевелить всеми пальцами).
В конце физкультурного занятия традиционно проводится комплекс упражнений для рук и пальцев «Как живешь?».
Как живешь?
- Вот так! (большие пальцы обеих рук вверх, остальные – собраны в кулак)
А плывешь?
- Вот так! (руками изображают движения пловца)
Как бежишь?
- Вот так! (руки согнуты в локтях, движения вдоль туловища)
Вдаль глядишь?
- Вот так! (поочередно прикладывать ладони ко лбу)
Машешь вслед?
- Вот так! (энергичные движения кистями рук)
Ночью спишь?
- Вот так! (ладони под голову)
А шалишь?
- Вот так! (кулачками обеих рук хлопнуть по надутым щекам)
- Во время проведения культурно-гигиенических мероприятий, познавательных бесед с целью формирования у детей знаний и представлений, а также практических умений по уходу за своим телом использую движения пальцев кисти в сочетании с движениями рук.
Кто зубы не чистит,
Не моется мылом (пальцы поочередно, начиная с указательного «здороваются» с большим пальцем)
Тот вырасти может
Болезненным, хилым (ладони ставятся одна над другой, изображая рост ребенка)
Дружат с грязнулями
Только грязнули (пальцы рук соединены в замок)
Которые сами
В грязи утонули (движения, имитирующие плавательные)
Грязнули боятся
Воды и простуд,
А иногда – вообще не растут. (руки согнуты на груди, согнуться, подняться, выпрямить руки вверх).
- Перед обедом.
Когда дети ждут приглашения к столу, им очень нравится показывать «театр в руке».
«На солнечной поляне стоит домик. В нем живет кошка. Она любит сидеть на своем стуле за столом. Но вдруг появилась мышка. Кошка побежала за мышкой. Мышка прыгнула на пароход, а кошка – в лодку. Приплыли они на удивительный остров…» (дети сопровождают текст движениями рук и пальцев). Также любят дети и мини-инсценировки для «театра в руке»
- На прогулке в теплое время года.
После наблюдения за живыми и неживыми объектами детям предлагается с помощью пальцев изобразить: дерево, птичку, бабочку, кошку, собаку, муравья и т.д. Пальчиковые упражнения я провожу в конце прогулки.
- Во время подвижных игр.
Например, в игре «Дельфин и рыбки» - на каждую строчку зачина дети выполняют движения руками.
В море бурном, в море синем (кисти рук на уровне лица, ладони вниз, пальцы переплетены, волнообразные движения)
Быстро плавают дельфины (волнообразные движения рукой, согнутой в локте, кисть на уровне плеча)
Не пугает их волна,
Рядом плещется она (рука согнута в локте, на уровне лица, волнообразные движения кистью)
В подвижной игре «Ловля обезьян» при помощи пальцев предлагаю детям изобразить обезьяну (руки согнуты в локтях и разведены в стороны – сжимать и разжимать кулачок. Скрещивать руки перед лицом и одновременно сжимать и разжимать пальцы; руки согнуты в локтях, кисти рук друг за другом на уровне носа, ладонями в стороны, пальцами вверх – «обезьянка дразнится»).
- На досугах, праздниках, развлечениях, во время занятий. На развлечениях, в ходе которых активизируется мелкая моторика рук («Перемени предмет», «Передай мяч», «Посади картошку») детям предлагаю:
- выложить фигуры из спортивного инвентаря (кегли, флажки, гимнастические палки, обручи и т.д.),
- построить стену, забор из кубиков,
- провести мелом линию в «лабиринте», не коснувшись его краев.
- Во время игровой деятельности.
- Как обязательная составная часть «Логопедического часа» во второй половине дня.
- Вечером, после ужина, во время самостоятельной игровой, строительно-конструктивной, изобразительной, театрализованной и др.видах деятельности.
Рекомендации педагогам и родителям по проведению игр и упражнений на развитие моторной ловкости
- Поскольку развитие ручной умелости предполагает определенную степень зрелости мозговых структур, заставлять ребенка заниматься «через силу» неэффективно. Нужно начать с того уровня упражнений, который будет получаться и доставлять удовольствие.
- Выполнение упражнения должно быть регулярным.
- Занятия должны быть только совместными. Это определяется необходимостью точного выполнения движений, в противном случае результат не будет достигнут.
- Время выполнения упражнения не может быть долгим, так как внимание и интерес ребенка быстро иссякают. До 3 лет это около 5 минут, затем можно увеличить длительность, включать игры в другие развивающие занятия.
- Нужно соблюдать комфортный для ребенка темп выполнения.
- Очень важны участие и ободряющее поведение взрослого.
- Ребенку всегда предлагается инструкция. Нельзя заменять ее рисунком или ручным образцом выполнения. Инструкция должна быть простой, короткой и точной. Например, к упражнению «Шофер» (см.описание игр): «Ты – шофер, а эта фишка – твоя машина. Прижми фишку указательным пальцем и медленно двигай по столу, чтобы объехать «дома и людей».
- Повторение инструкции, а также проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу.
Уважаемые родители!
Заполните, пожалуйста, анкету, которая поможет специалистам лучше узнать Вашего ребенка и спланировать работу с учетом его индивидуальных особенностей.
1.Фамилия, имя ребенка________________________________________________________
2.Кто из членов семьи больше других уделяет внимание ребенку и как занимается с ним? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Много ли вопросов задает Вам ребенок? Что его интересует? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Как часто Вы читаете ребенку? Запишите названия его любимых книг, мультфильмов _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Что для Вашего ребенка предпочтительнее – занятия за столом или подвижные игры? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
6.Любит ли Ваш ребенок рисовать? Чем предпочитает рисовать? Испытывает ли трудности, выполняя задания по подготовке руки к письму?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.Владеет ли Ваш ребенок элементарными навыками владения ножницами? Что вызывает трудности? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.Что беспокоит Вас в речевом развитии ребенка? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.Как ребенок относится к своему дефекту (не замечает; замечает, но не реагирует; замечает и переживает)?Исправляете ли Вы его речевые ошибки? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10.Какие трудности ребенок и Вы испытываете, выполняя задания специалистов дома? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11.Какие темы со специалистами детского сада Вы хотели бы обсудить? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12.Отметьте, консультации каких специалистов Вы хотели бы получить? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо!
Перспективный план работы с родителями
Месяц | Мероприятия | Цели |
Сентябрь | Индивидуальные консультации | Ознакомить с результатами диагностики; уточнить анамнестические сведения, анкетные данные |
Октябрь | Родительское собрание Семинар-практикум «Подготовка органов артикуляции к постановке звуков» Семинар-практикум «Значение работы по развитию мелкой моторики в системе коррекции речевых нарушений» | Дать сведения о речевых нарушениях у детей: уточнить цель работы специалистов группы; ознакомить с программой обучения и графиком работы логопеда, воспитателя, психолога в коррекционной группе. Познакомить с комплексами артикуляционной гимнастики для постановки различных групп звуков, объяснить необходимость ее выполнения; дать рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики в домашних условиях Проинформировать родителей о взаимосвязи развития моторной ловкости и речевого развития ребенка. Познакомить с комплексами кинезиологических упражнений, возможностями родителей в развитии моторной ловкости дошкольников в домашних условиях. |
Ноябрь | Конкурс частушечников и скороговорщиков Мастерская «Умелые ручки» | Повысить интерес к коррекционной работе детского сада по развитию дикции, музыкально-ритмических способностей, общей и артикуляционной моторики. Воспитывать умение взаимодействоать ребенка и взрослого Обучение родителей изготовлению игрушек ьиз бумаги приемами «Оригами». Развитие мелкой моторики |
Декабрь | Консультация «Развитие фонематического восприятия у детей 6-7 лет с ОНР» Выставка совместных работ детей вместе с родителями «Праздничный фейерверк» | Познакомить с понятиями «фонематическое восприятие», «звуковой анализ и синтез». Дать рекомендации по развитию фонематического слуха Показ родителям приемов работы с бросовым и природным материалов, способов развития детской фантазии, творчества |
Январь | Родительское собрание в форме открытого просмотра фронтального занятия Просмотр работы творческой мастерской «Гуляют ребятки в зимние Святки» | Познакомить с особенностями работы логопеда, особенностями работы воспитателя в коррекционной группе Приобщение к истокам русского народного творчества; знакомство с народной игрушкой, развитие мелкой моторики, образного восприятия |
Февраль | Семейный праздник «Говорилки и мастерилки» | Повысить интерес к работе ДОУ по развитию артикуляционной моторики и мелкой моторики рук, дикции, фантазии, воспитанию уверенности в себе |
Март | Консультация «Расширение словарного запаса, формирование обобщающих понятий у детей 6-7 лет с ОНР» | Познакомить с возрастными нормами развития словарного запаса, методами и приемами его формирования |
Апрель | Родительское собрание 1. Открытый просмотр фронтального занятия по развитию речи 2.Практикум «Шедевры из соленого теста» | Познакомить с особенностями работы логопеда, его методами и приемами. Показать методы и приемы работы с соленым тестом, продолжать работу по развитию мелкой моторики рук |
Май | Праздник «Красивой речи»: 1.Показ сказки-драматизации «Козленок Ру-ду-ду» 2.Выставка работ «Вместе с мамой, вместе с папой» | Повысить интерес к коррекционной работе ДОУ по развитию артикуляционной моторики, дикции, фантазии, воспитанию умения держаться перед аудиторией, действовать согласованно Закрепить умение работать с различными видами материалов, развивать творческую фантазию, художественный вкус |
Консультация для родителей «Как развивать у детей мелкую моторику рук?»
Педиатры и детские психологи бьют тревогу – в последнее десятилетие детей, страдающих дисграфией(проблемами с письмом) и нарушениями речи, стало на порядок больше, чем тридцать-сорок лет тому назад. В чем же причина? Оказалось, что производители товаров для детей, пытаясь облегчить малышам процесс одевания, оказали им в буквальном смысле «медвежью услугу». Шнурки и застежки, которые ребенок должен был каждый день застегивать и завязывать, сменились удобными липучками. Мамы обрадовались и перестали учить малышей с года завязывать шнурочки. Но за все приходится платить – пострадало развитие мелкой моторики у детей, которое раньше происходило практически автоматически!
«Сорока-белобока» и развитие речи – какая связь?
Еще век назад Мария Монтессори заметила, что развитие речи и интеллекта тесно связано с тем, насколько сформировано моторное развитие ребенка. Ученые-физиологи подтвердили практическое наблюдение, установив, что центры головного мозга, отвечающие за движения пальцев и за речь, расположены близко друг к другу. И проекция кисти руки занимает почти треть площади участка коры головного мозга, отвечающей за двигательную активность! Стимуляция центра, отвечающего за движение пальцев, приводит к активизации процессов в речевом центре. Таким образом, развитие ловкости пальчиков нужно нам не только для того, чтобы правильно держать ложку и карандаш, но в первую очередь для того, чтобы у малыша происходило правильное и более быстрое формирование речевых навыков.
Наши предки, забавляя детишек играми в ладушки и в «сороку-белобоку», занимались вовсе не бессмысленным занятием! Поглаживания, похлопывания и разминания пальчиков, которые происходят во время этих забав, активизируют нервные окончания на ладошке, что автоматически ведет к стимулированию работы речевого центра. К сожалению, многие мамы, увлекшись ранним развитием детей по Доману и Зайцеву, посчитали «сороку-белобоку» никому не нужным изобретением стародавних времен и перестали играть с детьми в игры «дореволюционных бабушек». И совершенно напрасно. Можно не учить детей читать до года – этот навык прекрасно формируется и в старшем дошкольном возрасте безо всякого ущерба для интеллектуального развития, а вот развитие мелкой моторики у детей может происходить только в раннем возрасте. С течением времени влияние двигательного центра на речевой ослабевает и к младшему школьному возрасту практически сходит на нет. Именно поэтому развитие моторики нужно стимулировать как можно раньше.
Упражнения на развитие мелкой моторики
Дети, которые регулярно выполняют упражнения на развитие мелкой моторики, раньше начинают говорить; у них быстрее формируется правильная речь и реже встречаются логопедические дефекты речи. В школе у них быстрее идет формирование навыков письма и практически не встречается дисграфия.
Приобретите набор складных матрешек, пирамидки и прочие аналогичные игрушки – пусть ребенок играет ими. Параллельно позволяйте малышам перебирать крупные и мелкие предметы (последние – под вашим неусыпным наблюдением!). Малышу можно дать перебирать крупные бусы, разрешить складывать фасолины в бутылочку, нанизывать большие шары-бусы на веревочку, перекладывать карандаши, пуговицы и так далее. Очень полезным упражнением является…разрывание бумаги! Дайте малышу побольше мягких листов бумаги и пусть рвет их себе в удовольствие! И не забывайте о массаже.
Вот несколько подходящих упражнений:
- колечко: пальцы зажаты в кулак, сначала разгибаем большой и указательный пальцы и соединяем их в кольцо. Затем распрямляем все пальцы и разводим их в стороны.
- домик: ладони направляем друг к другу под углом, пальчики соприкасаются. Средний палец правой руки поднимаем вверх (это труба), кончики мизинчиков соединяем под прямым углом друг с другом (это балкончик).
- цепочка: большой и указательный пальцы левой руки соединяем в колечко, а через него попеременно пропускаем колечки из пальцев правой руки – большой с указательным, большой со средним и так далее.
- собака: поставьте ручку на ребро. Большой палец поднять вверх и чуть согнуть; указательный тоже согнуть, средний и безымянный пальцы поставить вместе. Мизинчик поднимать и опускать попеременно.
С полутора лет развитие моторики у детей связано с застегиванием пуговиц, завязыванием шнурков, умением завязывать и развязывать узлы. Дайте ребенку веревочку, поучите, какие можно из нее завязать узелки. Можно приобрести специальную игрушку, в которой объединены шнурочки, пуговки – пусть учится ими пользоваться. Но лучше всего – пожертвовать своим временем и купить малышу ботинки со шнурками. Замечено, что игрушки быстро надоедают малышу и он вряд ли будет каждый день вязать узелки на своей новомодной кукле – тренажере. Пытаться же завязывать шнурки на ботинках ему придется каждый раз, собираясь выйти на улицу. Если вы готовы терпеливо ждать, то очень быстро пальчики у малыша станут более гибкими и умелыми, а мелкая моторика будет тренироваться практически автоматически, безо всяких упражнений.
У более старших детей мелкую моторику хорошо развивают лепка, рисование, раскрашивание, вышивание, ручной труд, аппликация, макраме, оригами. Разнообразьте занятие вашего ребенка – пусть у него в достатке будет пластилина (желательно затем перейти на более твердый пластилин, требующий разминания), красок, карандашей, раскрасок. Карандаш предпочтительнее фломастера – он заставляет ребенка напрягать ручку, пользоваться разными приемами нанесения штрихов, что очень развивает мелкую моторику.
Что еще стоит использовать для развития моторики:
- цветные клубки нитей для перематывания;
- мячики для тренировки мускулатуры кисти;
- наборы мелких игрушек и предметов с разными поверхностями;
- дощечки со слоем пластилина – на них можно выкладывать узоры из ракушек, камешков. бусин, крупы;
- счетные палочки для выкладывания узоров;
- проволочки для создания узоров и фигурок.
Напоследок, совет: пусть игры будут интересными и короткими – и пяти минут вполне достаточно для развития ребенка! Но игра должна быть доведена до конца. Во время занятия ребенка не должны отвлекать посторонние предметы – уберите их из поля зрения. Игрушки, с которыми будете заниматься, не давайте для постоянных игр, иначе малыш потеряет к ним интерес.
Модель работы по развитию мелкой моторики
Система работы по формированию мелкой моторики рук в логопедической группе
Развиваем мелкую моторику рук
Игры с пластилином
Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Покажите малышу все чудеса пластилинового мира, заинтересуйте его и вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные фигурки.
На столе появится один пластилиновый домик, а затем и целый город. Во время игры с пластилином вы можете читать сказку, а юный скульптор – творить наиболее понравившихся ему персонажей.
Не сдерживайте фантазию ребенка – среди вылепленных им образцов могут оказаться существа из его собственного волшебного мира. По рассказам о них вы сможете лучше понять характер своего малыша.
- Сказки оживают
- Все из пластилина
- Червячок
- Чашка
- Чаепитие
- Именины
- Сороки
- Колодец
- Слоненок
Игры с бумагой
Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание самолетиков, корабликов и других фигурок. Очень важно, чтобы взрослый несколько раз, не спеша, показал ребенку последовательность действий. Освоив элементарные движения, ребенок начнет и сам мастерить игрушки.
Бумага (особенно цветная) может стать основой многих интересных и полезных игр. Например, вырезание различных фигур научит ребенка уверенно пользоваться ножницами и познакомит с понятием о симметрии.
- Кораблик
- Бумажный дом
- Снежинка
- Коврик
- Барашки
- Театр
Игры с карандашом, крупой, бусами, орехами
Предложите ребенку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.
Научите ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней – шестигранный карандаш.
Все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.
- Карандаш
- Орехи
- Помощник
- Бусинки-горошки
- Дорожка
- Журавль
- Игра с горошком
- Таня и Мишка
- Сыночек
- Таня и мячик
- Ловкий Антошка
Поделки из природного материала
Гуляя с ребенком во дворе, в парке, в лесу, обратите его внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека.
Помогите малышу заметить в старой коряге притаившегося «дракона», в еловой шишке – сказочного старичка. Тогда ребенок и сам сможет увидеть множество интересных деталей для будущих поделок из желудей, опавших листьев, старых веток, древесной коры.
Пробудить творчество ребенка, подсказать интересное решение помогут такие занятия-игры.
- Катя-мастерица
- Жираф
- Бусы
- Робот
- Удачный кораблик
- Золотой коврик
- Ослик
- Защитник
- Черепаха
- Муха
- Клубок
Рисование
Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем легче будет ему выводить свои первые буквы и слова.
Проявляйте изобретательность, используйте любую возможность: рисуйте с ребенком на бумаге и картоне, на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Предлагайте ребенку штриховать различные фигуры прямыми линиями, обводить рисунки по контуру, срисовывать по образцу, продолжать заданный узор, дорисовывать вторую половинку изображения – развивайте творческое воображение, зрительную память и цветоощущение у малыша.
- Рисунки на снегу
- Рисунки на песке
- Рисунки на стекле
- Заяц-художник
- «Полосатый» капитан
Графические упражнения
Веселая игра «Дорожки» наверняка заинтересует малыша, особенно если взрослые подскажут ему интересные сюжеты, не слишком сложные маршруты, по которым пройдется детский пальчик или карандаш от начального пункта к конечному. Простейшие упражнения заставят основательно потрудиться, так как линия, проводимая ребенком, не должна «выскакивать» за края «дорожки», быть прерывистой и, уж конечно, проходить посередине. Игра поможет улучшить координацию движений пальцев и кистей рук.
- Дорожки
Шитье, вязание, плетение
Аккуратно шить, вязать, плести из ниток и проволоки ребенок может научиться в более старшем возрасте. Но элементарную ловкость в обращении с иголкой, спицами и нитками можно развивать и с дошкольниками. Такие занятия укрепят мышцы рук, помогут будущему первокласснику сосредоточиться во время школьного урока, терпеливо выполнять домашние задания.
Не спеша, одно за другим, покажите ребенку все движения. Дайте ему повторить их несколько раз самостоятельно. Запомните, каждое занятие с иголкой или спицами должно проходить под непосредственным контролем взрослого.
- Носки для котенка
- «Колючая» игла
- Косички сестричке
- Морские узлы
- Шнуровка
- Плетение
- Чудеса
- Нитки-пуговицы
- Хоккеист
Расскажите малышу, какими ловкими станут его ручки, если он будет помогать в прополке грядок, сборе ягод, уборке территории (мелких камешков, палочек и т.п.).
Мальчиков наверняка увлечет строгание по дереву детским рубанком, выпиливание, забивание гвоздей, конструирование с применением отвертки и гаечного ключа.
Под присмотром взрослых, играя, ребенок не только развивает пальчики, но и приобретает весьма полезные навыки.
- Прополка
- Мастер
- Пироги и плюшки
Игры со счетными палочками
В этих играх вашими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки. Задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием о симметрии. Ребенок приобретает необходимую ловкость пальцев, а также развивает терпение и выдержку.
- Ежик
- Грибок
- Мороженое
- Стрекоза
- Цветы
- Жираф
- Дом
- Змей
- В пустыне
- Коровка
- Мышка
- Кораблик
- Вертолет
- Самолет
- Очки
- Зонтик
- Буква «Л»
- Цапля
- Рыбка
- Краб
Стихотворения для проведения занятий по методике «Расскажи стихи руками»
Цель: развивать память, речь, мелкую и крупную моторику рук, чувство ритма, мимическую выразительность. Закреплять знания об окружающем мире и о природе, формировать интерес к поэзии, к совместной со взрослыми и сверстниками деятельности.
- Ученые мартышки
- Смелый капитан
- Радость
- Приготовили обед
- Футболисты-проказники
- Мы – шоферы
- Мамины помощники
- Любимые куклы
- Веселый оркестр
- Мы ребята – мастера
- Юные спортсмены
- На пляже
- Вкусный арбуз
- Не хотим мы больше спать
- Хочу быть птичкой
- В лес за грибами
- Я все умею
- Мои умелые руки
- Веселый цирк
- Непослушная дочка
- Поиграем в мяч
- Карманов много у меня
- Снежная баба
- Лестница
- Станем мы деревьями
- Рыбка плавала в пруду
- Обжора
- Цветик-колокольчик
- Лягушки-хохотушки
- Интересно все вокруг
- Проказник-ветер
- Заботливое солнышко
- Сосулька
- Утренние заморозки
- Такой разный дождь
- Облака
- Дождевые червячки
- Паучок-ткач
Гимнастика для кистей и пальцев рук с орехами.
Цель: снятие нервного напряжения, снятие ощущения недовольства, развитие мелкой моторики пальцев рук и кистей.
- Вращают один орех вокруг кисти, прижимая его ладонью другой руки с усилием.
- Делают орехом круговые движения на тыльной стороне кисти одной руки, прижав его ладонью другой руки.
- В каждой ладони держат по два ореха одновременно и делают ими круговые движения.
Рекомендации:
- пальцы левой и правой руки следует нагружать равномерно;
- после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук).
Речевые упражнения без музыкального сопровождения
Цель: нормализация темпа и ритма речи, развитие словаря, автоматизация звукопроизношения; Повышение эмоционального тонуса, эффективности запоминания. Развитие произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления.
- Котенок-шалун
- Машина
- Часы
- Ветер
- Дождик
- Лужи
- Веселые человечки
- Пришла весна
- Насекомые над лугом
- Птичка песенку поет
- Заботливое солнышко
- Надоедливые мухи
- Мышка и кошка
- Веселый ручеек
- Непослушная неваляшка
- Облака
- Колокольчик
- Маленькие ножки
- Друзья помогли
- Весенняя березка
- Тополиные пушинки
- Яблоневый цвет
- Веселые инструменты
- Веселые ноты
- Старый дом
- Мышки-шалунишки
- На качелях
- Сладкий сон
- Смелые гуси
Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»)
Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном.
Цель: развитие внимания, сосредоточенности, мелкой моторики рук.
С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария.
«Колечко» - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
«Кулак-ребро-ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
«Ухо - нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
«Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д.). Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку.
«Горизонтальная восьмерка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.
Игры-инсценировки
Цель: Развитие моторной ловкости, умения передавать чувства и эмоции .
При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки. Пальцевые игры могут проводиться с детьми как индивидуально, так и использоваться в ходе физкульт-минуток.
- Сорока;
- Пальчики;
- Пять человечков;
- Дружные пальчики;
- Пять маленьких братьев;
- В гости;
- Пальчики в лесу;
- Этот пальчик;
- Прятки;
- Апельсин;
- Белка;
- Гусь;
- Брусника;
- Алые цветки;
- Человечки;
- Засолка капусты;
- Замок;
- Дружба;
- Прогулка;
- Коза и козленок;
- Дом и ворота;
- Птички;
- Кошка и собака;
- Цветок;
- Зайцы;
- Скакалка;
- Строим дом;
- Как живешь?
- В поле;
- Лиса и заяц;
- В лесу;
- Птица и птенчики;
- Котенок;
- Кот Васька;
- День рождения;
- Зайчики и лиса;
- Сосчитай животных;
- Находчивый зайчишка;
- Девятый птенец;
- Непоседа;
- Как украшали елку;
- Утренние лучи;
- Большое и маленькое.
Упражнения с мячами для развития мелкой моторики рук
На начальном этапе вместо мяча можно использовать утяжеленный мешочек, заполненный сыпучим материалом (желательно не песком). Мешочек наполняется не слишком плотно, он не должен быть тугим. Мешочек удобнее, чем мяч, ловить одной рукой, при падении на пол он не укатывается, ребенок лучше чувствует его в руке.
Упражнения в перекладывании предмета:
- Основная стойка, мешочек в правой руке. На счет 1-2 – руки в стороны – вдох; 3-4- руки вниз перед собой (или за спину), мешочек переложить в левую руку – выдох. То же, мешочек в левой руке.
- Основная стойка, мешочек в правой руке. На счет 1 – руки в стороны, 2 – правую согнутую ногу поднять, спина прямая; переложить мешочек под коленом в левую руку; 3 – руки в стороны, ногу опустить; 4 – исходное положение. То же, но согнуть и поднять левую ногу.
- Положение сидя, ноги врозь, мешочек в правой руке у бедра. На счет 1 – руки в стороны – вдох; 2-3 – наклон к левой ноге, переложить мешочек в левую руку; 4 – и.п. То же, наклон к правой ноге.
Упражнения в подбрасывании предмета, перебрасывании и ловли (жонглирование одним предметом):
- Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счет 1-2 – подбросить мешочек перед собой, поймать его двумя руками; 3-4 – то же. То же, мешочек в левой руке.
- Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счет 1-4 – подбросить перед собой мешочек, сделать хлопок, поймать мешочек двумя руками. То же, мешочек в левой руке.
- Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счет 1-4 – подбрасывать мешочек и ловить правой рукой; то же левой рукой.
Упражнения в бросках и ловле предметов в парах:
- Броски и ловля мешочков двумя руками, дети стоят на расстоянии 2-4 м друг от друга.
- Перебрасывание мешочка друг другу одной рукой. То же другой рукой.
- Одновременный бросок мешочков друг другу двумя руками с последующей их ловлей.
Групповые упражнения в передаче, подбрасывании и ловле предмета:
- Дети сидят по-турецки по кругу. Передача мешочков друг другу под музыкальное сопровождение. Музыка замолкает – передача прекращается с возобновлением музыки игра продолжается.
- Дети стоят по кругу, водящий – в центре с мешочком в руках. Подбрасывая мешочек вверх, водящий называет имя одного из игроков, тот должен поймать мешочек. Поймавший становится водящим.
Конспект занятия
по познавательному развитию.
Ребенок и другие люди
Цель:
1.Познакомить детей с правилами личной безопасности:
- никогда не разговаривать с незнакомцами на улице,
- никогда не открывать дверь незнакомому человеку.
2.Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи,
развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать сказки; развивать творческое воображение, художественный вкус.
3.Развивать умение последовательно рассуждать, развивать мелкую моторику рук.
4.Воспитывать уверенность в себе, в своих действиях.
Словарная работа: беда, ошибка в поведении.
Предварительная работа: чтение сказки «Красная шапочка».
Ход занятия:
Воспитатель обращается к детям:
- Ребята, вы любите сказки? Хотите побывать в настоящей сказке? Давайте поколдуем!
Дети говорят слова, одновременно выполняют круговые вращения указательным пальцем правой, затем левой руки.
«Вот мы и в сказке». Дети рассматривают персонажей пальчикового театра, называют сказку «Красная шапочка».
«Давайте поиграем в сказку». Распределяют роли, воспитатель уточняет, какими голосами говорят герои этой сказки: у мамы - голос добрый, нежный,
у бабушки голос – заботливый, немного уставший, у Красной Шапочки – бодрый, радостный, веселый.
«Итак, сказка начинается». Воспитатель рассказывает сказку, дети с помощью персонажей пальчикового театра показывают действия. После слов «Пошла Красная Шапочка по длинной дороге» проводится упражнение на бархатной бумаге. «В лесу было радостно, красиво. Давайте создадим лес – выложим деревья на бархатной бумаге с помощью нитки. Каждый придумывает свое дерево. Листья на деревьях и травку мы сделаем с помощью зеленой бумаги – будем отрывать ее небольшими кусочками». Перед каждым ребенком – лист бархатной бумаги, на подносе – небольшой листок зеленой бумаги и клубочек ниток. Упражнение выполняется, сидя за столами (персонажей пальчикового театра дети снимают). «Какой красивый лес у нас получился, на душе у всех стало радостно и тепло!»
«Пошла Красная Шапочка дальше и увидела необычные дрожки. Давайте поможем пройти ей по дорожкам». Проводится упражнение на «дорожках здоровья» (дети без обуви дважды проходят по дорожкам). «Смотрит Красная Шапочка и удивляется, какое перед ней большое и доброе животное!»
Проводится игра «Доброе животное». «Вставайте, ребята, в круг. Мы – это одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей». Пауза. «А теперь подышим вместе. Вдох – все делают шаг вперед, выдох – шаг назад (повторить 3 раза). Так не только дышит животное, также четко и ровно бьется его сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад (повторить 3 раза). Мы все берем ровное дыхание и спокойный стук сердца этого животного себе».
«Сказка продолжается». Дети надевают на пальцы персонажей пальчикового театра. « Красная Шапочка пошла дальше по своей длинной дороге, а волк уже прибежал к бабушкиному домику и стучится…» Далее идет драматизация сказки. После окончания драматизации. Воспитатель задает вопрос: «Ребята, как можно назвать то, что случилось с Красной Шапочкой? Беда! Беда!» Дети повторяют (активизация словаря). «А почему с ней случилась беда?» Ответ детей. «Была ошибка в поведении (словарная работа). В чем ее ошибка? Она назвала незнакомцу свое имя, рассказала, куда идет, где живет бабушка. А только ли Красная Шапочка виновата в том, что случилась беда (ответы детей)? Бабушка рассказала незнакомцу, как открыть дверь. А как по-другому могла поступить бабушка? Сказать волку подойти к окну, и она смогла бы его увидеть. Сказка о Красной Шапочке учит нас:
- Никогда не разговаривай на улице с незнакомыми людьми!
- Никогда не открывай незнакомцу дверь!»
Воспитатель делает обобщение.
«А как вы думаете, ребята, могла сказка закончиться иначе, по–другому?»
Ответы детей. Предложить проиграть новый вариант сказки с момента встречи волка и Красной Шапочки.
«Каждый грамотный ребенок
Должен твердо знать с пеленок:
Если вас зовут купаться,
В телевизоре сниматься,
Обещают дать конфет,
Отвечайте твердо «нет»!
Вам предложат обезьянку
Или даже денег банку,
Или даже в цирк билет –
Отвечайте твердо «нет»!
Позовут летать к Луне,
Покататься на слоне,
Есть на все простой ответ:
Ты ответить должен «нет»!
«Пора, ребята, возвращаться из сказки в детский сад». Дети «колдуют», повторяют слова с движениями.
Конспект занятия
по познавательному развитию
Путешествие в сказку «Волк и семеро козлят»
Цель:
- учить детей понимать эмоционально-образное содержание сказки;
- развивать образность речи детей; уметь подбирать определения к персонажам;
- продолжать совершенствовать диалогическую форму речи;
- развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать сказки;
- развивать творческое воображение, художественный вкус;
- развивать умение придумывать окончание сказок;
- продолжать учить детей делать игрушки (персонажи сказок) из разного бросового материала, способствовать развитию мелкой моторики рук;
- поощрять самостоятельность, творчество, инициативу, дружелюбие.
Материал:
волшебный сундучок, персонажи сказки, заготовки деталей к персонажам сказки, одноразовые пластмассовые ложки.
Ход занятия:
Организационный момент
В руках у воспитателя «волшебный сундучок».
- Ребята, посмотрите, у меня «волшебный сундучок». Давайте посмотрим, что в нем! ( открывается сундучок и достаются персонажи: коза и волк). Здесь сказка! Это герои какой сказки? Вы узнали сказку? (Ответ детей)
- Как называется эта сказка? (Волк и семеро козлят).
Рассказывание сказки детьми по цепочке
- Ребята, расскажите эту сказку.
Развитие воображения
- Ребята, давайте покажем эту сказку.
- О!!! А где же козлята (посмотрела в сундучок)? В сундучке их нет!
Прблемная ситуация
- Что же делать, ребята? (дети предлагают). А я вам предлагаю самим сделать этих персонажей. Хотите? (да).
Развитие мелкой моторики, творческого воображения, худож. вкуса
- Что есть в моем волшебном сундучке? (достает материал). Как вы думаете, из этой ложки можно сделать «козленка»? (или показать готовую ложку, или сами догадываются по заготовленному материалу).
Дети выполняют работу.
Любование поделками
- Какие красивые у нас получились козлята! Все персонажи у нас готовы? (да). И теперь мы можем показать эту сказку. (Достается из сундучка домик и сказка обыгрывается).
Развитие нравственных качеств
- Кого вам больше всего жалко в этой сказке?
- Как вы относитесь к доверчивости козлят?
- Кому вы хотите подарить свои улыбки?
Развитие творч. Воображения
- Ребята, а давайте придумаем другую концовку сказки. Как может по-другому закончится сказка? (дети предлагают свои версии).
- Молодцы, подружился волк с козлятами!
Подбор эпитетов
- Какой был волк в начале сказки? (плохой, злой, грубый и т.д.)
-А какой стал, когда подружился с козлятами? (добрый, хороший, ласковый, веселый).
Итог
- Давайте покажем, как подружился волк с козлятами? (Дети становятся в круг, считалкой выбирается «волк», остальные – «козлята»).
Игра «Убери ручки»
Раз, два, три, четыре, пять
Будем с волком мы играть.
Будем хлопать, будем топать,
Будем прыгать и скакать.
Ты, волчок, иди в кружок,
Будь внимателен, дружок.
Будешь по копытцам ударять,
Мы их будем убирать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Социализация личности дошкольников через привитие навыков культурного поведения"В опыте отражена работа с детьми в подготовительной группе по социально- нравственному воспитанию: формы работы, основные задачи, работа с родителями.
Содержание 1. Сведения об авторе.2. Условия формирования опыта. 3. Теоретическая интерпретация опыта.3.1. Актуальность опыта.3.2. Новизна опыт...
Работа воспитателя детского сада по организации индивидуальной работы при работе со всей группой детей.
Организовать индивидуальную работу в ДОУ не просто, особенно, если группа переполнена.В работе представляется обобщение опыта по организации индивидуальной работы со всей группой одновреме...
Документация психолога на ставку 0,23 по работе с младшими дошкольниками: график работы педагога-психолога в детском саду и циклограмма работы психолога в ДОУ.
Везде дается документация на 1 или 0.5 ставки педагога-психолога, работающего со всеми группами. В данном случае даны образцы документов педагога-психолога на ставку 0.23, работающегов 1 и 2 младших г...
Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Семья и Детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...
«Инновационные формы работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях работы консультативного пункта (обобщение опыта педагогической работы консультативного пункта «Лекотека»)»
Внедрение новых форм дошкольного образования предполагает не только право каждого ребенка на качественное и доступное образование, предусматривающее разный режим пребывания детей, как с нормой в разви...
Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"
В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...