Развиваем мелкую моторику. Готовим руку к письму.
консультация по логопедии (подготовительная группа) по теме
Все значимые для подготовки руки умения можно сформировать, если ребенок активно будет заниматься лепкой, рисованием, аппликацией, конструированием. Значит, в каждом доме должен быть уголок, где старший дошкольник сможет ежедневно заниматься изобразительной деятельностью, где будут в наличии все необходимые для детского творчества материалы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivaem_melkuyu_motoriku.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развиваем мелкую моторику. Готовим руку к письму.
Подготовила: логопед – Кислинская
Валентина Александровна
Детские сады, заинтересованные в том, чтобы их выпускники успешно обучались в первом классе, выстраивают образование старших дошкольников совместно с учителями начальных классов. Одной из главных проблем обучения детей с 6 лет, обозначенных ими, является подготовка руки ребенка к письму.
Это связано с психофизиологическими особенностями 5−6 -летнего ребенка, с одной стороны, и с самим процессом письма, с другой стороны.
Согласно данным психологов и физиологов, у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития. На самых начальных ступенях обучения письму дети не видят в буквах элементов. Они не могут выделить их из целой буквы, да и конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры.
Именно поэтому данному направлению необходимо уделить самое пристальное внимание заинтересованным родителям, которые имеют возможность заниматься с ребенком индивидуально, в любом темпе, который соответствует темпераменту малыша.
Для этого, прежде всего, в семье необходимо создать условия.
Все значимые для подготовки руки умения можно сформировать, если ребенок активно будет заниматься лепкой, рисованием, аппликацией, конструированием. Значит, в каждом доме должен быть уголок, где старший дошкольник сможет ежедневно заниматься изобразительной деятельностью, где будут в наличии все необходимые для детского творчества материалы.
На что будем обращать внимание?
Психологи отмечают, что у детей пяти − шести лет недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависят полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх − низ, ближе − дальше, под − над, около − внутри и т. д. Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля и развития мелкой моторики мышц руки. Все вышеперечисленное мы сможем сформировать, занимаясь не подготовкой к школе, а интересным каждому малышу процессом творчества и игрой. Задания, направленные на развитие пространственных отношений, могут даваться в виде занимательных рисунков, отдельные элементы которых расположены вверху, внизу, в середине листа, слева, справа друг от друга и т.д.
Никогда не запугивать детей трудностью и сложностью заданий − это сразу ставит барьеры в мыслительном процессе ребенка.
Чтобы избежать негативных последствий при обучении письму, предлагаем родителям использовать систему упражнений, позволяющую каждому ребенку постепенно, без перегрузки, подготовиться к этому роду деятельности. Выполняйте эти упражнения ежедневно, и, разовьется и укрепится рука малыша, станет лучше координация движений. Это –
- застегивание и расстегивание пуговиц;
- завязывание и развязывание лент;
- плетение из ниток;
- завязывание узелков;
- перекладывание мелких игрушек и работа с мелкими деталями конструктора;
- всасывание пипеткой воды из стакана;
- пересыпание мелких круп и т. д.
Для подготовки руки к письму можно предложить детям такой вид деятельности, как занимательное рисование по клеточкам /фото-приложение/, а также раскрашивание рисунков (штриховку). Она является средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Здесь можно освоить четыре вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движений:
- раскрашивание короткими частыми штрихами;
- раскрашивание мелкими штрихами с возвратом;
- центрическую штриховку (круговая штриховка от центра рисунка);
- штриховку длинными параллельными отрезками.
Ребенок, выполняя работу по штриховке, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствует усталости, он делает это свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме. Поскольку штриховка не затрудняет ребенка, он может сосредоточиться на основной задаче — на выполнении гигиенических правил письма, которые отличаются от гигиенических правил рисования. Соблюдение их − залог сохранения здоровья будущего первоклассника.
Рекомендации для родителей.
- Посадка при письме. Дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги всей ступней стоят на полу или на подставке, голова немного наклонена влево.
- Положение рук при письме. Руки пишущего должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки немного выступал за край стола и правая рука свободно двигалась по строке, а левая — лежала на столе и снизу придерживала рабочий лист.
- Положение кисти пишущей руки. Кисть правой руки большей частью ладони должна быть обращена к поверхности стола, точками опоры для кисти служат ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони.
- Положение ручки. Ручка кладется на средний палец правой руки, на его верхнюю ногтевую часть, ногтевая фаланга большого пальца придерживает ручку, а указательного − легко кладется сверху (расстояние — 1,5 см от пишущего узла) для управления ручкой при письме.
- Положение тетради. Тетрадь лежит на столе с наклоном влево так, чтобы середина тетради была направлена к середине груди. По мере заполнения страницы левая рука передвигает тетрадь вверх, при этом середина тетради по-прежнему направлена к середине груди ребенка.
Рекомендуем специальную гимнастику для рук, которая поможет укрепить мышцы и развить мелкую моторику:
- сложить руки ладонями вместе и вытянуть их перед собой; развести кисти рук в стороны, не размыкая запястий;
- постепенно и поочередно сжимать пальцы сначала левой руки, а затем правой; сложить ладони вместе; развести и свести пальцы;
- руки вытянуть перед грудью; пальцы правой руки сжать в кулак, разжать пальцы правой руки и одновременно сжать пальцы левой руки;
- руки с разведенными пальцами положить на стол; поочередно постукивать по опоре каждым пальцем то одной, то другой руки, то обеих рук сразу;
- ладони вместе, пальцы переплетены; выполняются силовые движения вправо и влево;
- выпрямить кисть правой руки, плотно прижать пальцы друг к другу и медленно опускать их к ладони; выпрямить кисть правой руки и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний к указательному и т. д.;
- правую руку плотно положить на стол и постепенно сгибать то средний, то указательный, то большой пальцы, остальные при этом должны подниматься вверх;’
- сжать пальцы в кулак и вращать кистью в разные стороны; пальцы разомкнуть как можно шире и, медленно соединяя их, опускать руку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Готовим руку к письму или развитие мелкой моторики.
Письмо – это базовый навык, на котором строится все школьное обучение. Очень важно, чтобы у ребенка 6 лет уже была достаточно развита мелкая моторика. Зачастую родители не уделяют особого вниман...
Развивая мелкую моторику, готовимся к новому году
Подготовка руки дошкольника к письму – серьезное занятие, но хочется чтобы эти занятия приносили детям удовольствие и радость, были эмоционально насыщенны положительными эмоциями и только тогда будет ...
Развивая мелкую моторику, готовимся к новому году
Подготовка руки дошкольника к письму – серьезное занятие, но хочется чтобы эти занятия приносили детям удовольствие и радость, были эмоционально насыщенны положительными эмоциями и только тогда будет ...
Развитие мелкой моторики. Подготовка руки к письму
Консультация для родителей по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста...
"Мелкая моторика. Подготовка руки к письму".
Моторика...
Развиваем мелкую моторику рук - готовимся к письму.
Подготовка к школе это длительный этап в развитии вашего ребенка. Начинать занятия следует не раньше, чем за год до этого момента. Педагоги и родители имеют огромный выбор самых разных упражнений...
Методическая разработка по теме: «Развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму.
В данной работе предстваленые различные игры на развитие мелкой моторики рук,в которые можно играть педагогам в детском саду, и родителям дома....