Примерные занятия в сенсорной комнате.
план-конспект занятия по логопедии на тему

Глушкова Светлана Викторовна

Приложение к программе работы логопеда в сенсорной комнате "Развиваемся играя"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primernye_zanyatiya_v_sensornoy_komnate.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Примерные занятия в сенсорной комнате.

Занятие 1.

Знакомство с темной сенсорной комнатой.

Цель и задачи: Познакомить с темной сенсорной комнатой. Обогащать словарь прилагательными. Развивать мелкую, мимическую и артикуляционную моторику. Учить плавному длительному (произвольному) выдоху, формировать направленность и силу выдоха. Развивать тактильные, зрительные ощущения, внимание, память.

Ход занятия

Организационный момент.

  1. Сенсорная тропа. (Прилагательные)
  2. «Грибная полянка»  (Цвет. Сравнение по величине)  или  

Пирамидка-счет «Геометрия» (Цвет. Форма)

  1. Самомассаж языка.   Каждое упражнение выполняется по 3-5раз.
  • Жуем язык, как жвачку.
  • Проталкиваем язык, сквозь сжатые зубы (протолкнуть стараемся выдвинуть как можно длиннее, движение вперед-назад).
  •  «Поглаживание языка губами». Просунуть язык сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.
  •  «Накажем язычок». Пошлепывать язычок губами «ПЯ-ПЯ-ПЯ». Выполняем упражнение, как предыдущее, только по языку шлепаем, говоря при этом пя-пя-пя.
  • «Поглаживание языка зубами» Просунуть язык как можно дальше сквозь узкую щель между зубами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта.
  •  «Покусали язычок». Покусать язычок зубками «ТЯ-ТЯ-ТЯ». Высовываем язык вперед и убираем обратно в рот, при этом покусываем язык.
  • Сосем язык, как леденец.
  • Играем в прятки  с языком (или играем в футбол, пряча язык то в одну щеку, то в другую).
  1. Знакомство с темной сенсорной комнатой.
  2. Тактильная дорожка. (Прилагательные)
  3. Упражнение «Ветер, ветерок, ветрище»  (Подвесной модуль «Сухой дождь (душ)»).

- Дети дуют на подвесные цветные ленточки – «дождинки», изображая ветер разной интенсивности по сигналу логопеда.

  1. Упражнение «Ёжик». (Рельефные мячи и валики)

- Дети катают рельефный мячик между ладонями.

Под соснами, под ёлками, бежит мешок с иголками.

  1. Сухой бассейн.

- Купание.

- Упражнение «Чайка»

Дети лежат в сухом бассейне на спине.  
Логопед:    
Спокойно на спине лежу,
                   Как чайка, медленно летаю.
                   Ладонями в воде скольжу.

  1. Пуфики-кресла с гранулами

  Взрослый под музыку медленно читает сказку с небольшими паузами:

 «Сейчас мы с вами отправимся в путешествие в прекрасную сказочную страну... в самое ее сердце — на волшебную поляну. Мы лежим на волшебной поляне и видим над собой высокое чистое голубое небо (зрительный образ)... Слушаем, как поют птицы и переговариваются деревья, журчит ручей (слуховой образ)... Чувствуем аромат спелой земляники и свежевыпеченного хлеба, его только что испекла добрая волшебница, живущая неподалеку (обонятельный образ)... Если мы протянем руку, то сорвем и положим в рот (кинестетический образ) крупную ароматную ягоду и ощутим сладость спелой земляники (вкусовой образ),., Шелковая молодая трава нежно щекочет каши руки, ноги, лицо (тактильный образ)...»

С окончанием звучания музыки дети открывают глаза и тихо встают.

  1. Тактильная дорожка. (Прилагательные)
  2.  Итог занятия

Занятие 2.

Прилагательные.

Цель и задачи: Обогащать словарь прилагательными. Развивать мелкую, мимическую и артикуляционную моторику. Развивать тонкую моторику рук. Активизировать глубокий, спокойный вдох и шумный выдох. Учить удерживать позу общего расслабления. Развивать тактильные, зрительные ощущения, внимание, память.

Организационный момент.

  1. Сенсорная тропа. (Прилагательные)
  2. Упражнение «Ленивец»  (Мячи – фитболы)

Дети ложатся животом на мячи-гиганты.
Логопед:
Я ленивец, милый, славный,
Неуклюжий и забавный.
Вишу на ветке целый день.
Даже и висеть мне лень.

  1. Самомассаж языка.

Каждое упражнение выполняется по 3-5раз.

  • Жуем язык, как жвачку.
  • Проталкиваем язык, сквозь сжатые зубы (протолкнуть стараемся выдвинуть как можно длиннее, движение вперед-назад).
  •  «Поглаживание языка губами». Просунуть язык сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.
  •  «Накажем язычок». Пошлепывать язычок губами «ПЯ-ПЯ-ПЯ». Выполняем упражнение, как предыдущее, только по языку шлепаем, говоря при этом пя-пя-пя.
  • «Поглаживание языка зубами» Просунуть язык как можно дальше сквозь узкую щель между зубами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта.
  •  «Покусали язычок». Покусать язычок зубками «ТЯ-ТЯ-ТЯ». Высовываем язык вперед и убираем обратно в рот, при этом покусываем язык.
  • Сосем язык, как леденец.
  • Играем в прятки  с языком (или играем в футбол, пряча язык то в одну щеку, то в другую).
  1. Тактильная дорожка. (Прилагательные)
  2. Сухой бассейн.

- Упражнение «Медвежонок»

Дети ложатся в сухой бассейн-берлогу удобно устраиваются на разбросанных в нем мячах и поворачиваются с боку на бок.
Логопед:

 - Медведь в берлоге сладко спит, и,  шумно, на весь лес сопит.  Дети выполняют 8-12 шумных вдохов. Выдох произвольный.

- Игра «Найди игрушку в море шариков»

     6.  Упражнение «Слушаем тишину»

Пуфики-кресла с гранулами

И.п.: сидя в кресле. Закрыть глаза и последовательно слушать звуки на улице за окном, затем в комнате, своё дыхание, биение сердца.

7.  Тактильная дорожка. (Прилагательные)

8.  Итог занятия

Занятие 3.

Тактильное панно «Ёжик»

Цель и задачи: Обогащать словарь. Развивать мелкую, мимическую и артикуляционную моторику. Формировать сильный направленный выдох. Развивать тактильные, зрительные ощущения, речь, воображение.

Ход занятия

Организационный момент.

  1. Сенсорная тропа. (Прилагательные)
  2. Самомассаж языка.

Каждое упражнение выполняется по 3-5раз.

  • Жуем язык, как жвачку.
  • Проталкиваем язык, сквозь сжатые зубы (протолкнуть стараемся выдвинуть как можно длиннее, движение вперед-назад).
  •  «Поглаживание языка губами». Просунуть язык сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.
  •  «Накажем язычок». Пошлепывать язычок губами «ПЯ-ПЯ-ПЯ». Выполняем упражнение, как предыдущее, только по языку шлепаем, говоря при этом пя-пя-пя.
  • «Поглаживание языка зубами» Просунуть язык как можно дальше сквозь узкую щель между зубами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта.
  •  «Покусали язычок». Покусать язычок зубками «ТЯ-ТЯ-ТЯ». Высовываем язык вперед и убираем обратно в рот, при этом покусываем язык.
  • Сосем язык, как леденец.
  • Играем в прятки  с языком (или играем в футбол, пряча язык то в одну щеку, то в другую).
  1. Упражнение «Катись, карандаш!»

Оборудование: карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.
Ход игры: Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш. Второй участник игры ловит карандаш на противоположном конце стола. Можно продолжить игру, сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой.
Организуя игру в группе, можно устроить соревнование: двое детей сидят за столом, перед ними лежат карандаши. Дуть на карандаш можно только один раз. Побеждает тот, чей карандаш укатился дальше.

  1. Работа с тактильным панно «Ёжик»

Загадка:

Лежала между елками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала. (Еж)

Педагог продолжает:

К нам пришел колючий ежик,

Протоптал он сто дорожек,

Шел он к детям в детский сад

И принес с собою клад.

Все лесные звери на него смотрели,

Только умные ребята разберутся, что к чему,

А зверятам не понятно — никому!

(И. Лебедева)

Логопед обращает внимание детей на ковролиновую основу игрового тактильного панно «Ежик» и просит их подумать и сказать, очертания какого животного напоминает форма коврика. (Ответы детей.) Дети выбирают соответствующую картинку из предложенного ряда: заяц, еж, собака, волк. Затем они рассаживаются полукругом перед ковриком, прикрепленным к стене, рассматривают «клад», который принес ежик. Это коробка. В ней лежат детали игрового тактильного панно «Ежик».

Игра «Назови и опиши». Дети раскладывают детали панно «Ежик», называют каждую из них, рассказывают, какие они (сапожки, бусы, бант, мордочка, лапки). Игру можно проводить в разных вариантах: описывать по заданной схеме: цвет, материал, назначение; угадывать деталь по описанию, описывать по цепочке и т. д.

Игра «Назови ласково». Дети достают предметы из коробки и называют их, используя уменьшительно-ласкательные слова, то есть ласково (головка, лапки, сапожки, бантик, гусеничка, бусики)

После того как дети расскажут о каждом элементе панно «Ежик», логопед читает стихотворение:

Вот у Ежика-дружка

 Два высоких сапожка,

 Серые иголки. Ой!

Не тронь — как колко.

Взрослый просит детей повторить стихотворение, выбрать те детали для украшения коврика, о которых готовится в нем (сапожки, прищепки-иголки, показать рукой на ковролиновую основу — спинку).

Упражнение «Составь панно "Ежик"». Дети составляют панно «Ежик». Особое внимание детей обращается на расположение деталей (справа, слева, внизу, наверху) на панно.

Дети по очереди прикрепляют детали, наряжают ежика. Педагог спрашивает каждого ребенка, как располагается его деталь относительно других элементов. Например: «Скажи, где находится бант?». (Справа от мордочки.) И т. п.

Воспитатель хвалит детей, говорит о том, что они очень добрые и умелые, потому что помогли ежику нарядиться, но, наверное, они устали после такой трудной работы. Он предлагает поиграть в пальчиковую игру, чтобы отдохнули ручки.

Пальчиковая игра «Ежик»:

Ежик бежит по дорожке,

Лапки стучат,                                              Пальчики стучат,

Иглы шуршат.                                            пальчики шевелятся.

       Тишь! Тишь! Бежит мышь.

      Ежик к мышке — хап!

      Съел!

      Побежал опять, Лег спать

Тихонько   передвигаются   пальцы левой руки, изображая мышь. Ребенок накрывает мышку ладонью правой руки, прячет ее под стол. Пальчики стучат.

Ребенок кладет правую руку пальцами вверх, собирает пальчики щепоткой, будто ежик свернулся в клубок

— Давайте поблагодарим ежика, — предлагает логопед.  (Дети говорят ежику «спасибо» и гладят его руками.) А вам и ежику я расскажу интересный рассказ (по ходу рассказа педагог выставляет картинки: заяц, ежик, собака, волк). Восприятие текста и беседа по его содержанию.

ЕЖ И ЗАЯЦ

Беленький гладенький зайчик сказал ежу:

—   Какое у тебя, братец, некрасивое колючее платье.

—  Правда, — отвечал еж, — но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка. Служит ли тебе так же твоя хорошенькая шубка?

Зайчик вместо ответа только вздохнул.                          

                                                                                                 К. Ушинский

Проводится беседа по вопросам:

•  О чем мы узнали из этого рассказа?

•  О ком этот рассказ?

•  Что зайка спросил у ежика?

•  Что ответил ежик?

•  Почему зайка ничего не ответил, а только вздохнул?

•  Какое платье нам больше нравится, колючее, как у ежика, или пушистое, как у зайчика? Объясните, почему. (Ответы детей.)

•  Как заяц себя защищает? (Ответы детей.)

5. Сенсорная тропа. (Прилагательные)

  1.  Итог занятия

Занятие 4.

Обогащение антонимического словаря.

Цель и задачи: Обогащать антонимический словарь. Развивать мелкую, мимическую и артикуляционную моторику. Упражнять в продолжительном выдохе. Учить дышать в заданном ритме. Учить детей расслаблять мышцы всего туловища с последующим напряжением их. Развивать силу и амплитуду движений мышц плечевого пояса, укреплять кисти руки. Развивать тактильные, зрительные ощущения, внимание, память.

Ход занятия

Организационный момент.

  1. Сенсорная тропа. (Блинчики)
  2. Самомассаж языка.  Каждое упражнение выполняется по 3-5раз.
  • Жуем язык, как жвачку.
  • Проталкиваем язык, сквозь сжатые зубы (протолкнуть стараемся выдвинуть как можно длиннее, движение вперед-назад).
  •  «Поглаживание языка губами». Просунуть язык сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.
  •  «Накажем язычок». Пошлепывать язычок губами «ПЯ-ПЯ-ПЯ». Выполняем упражнение, как предыдущее, только по языку шлепаем, говоря при этом пя-пя-пя.
  • «Поглаживание языка зубами» Просунуть язык как можно дальше сквозь узкую щель между зубами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта.
  •  «Покусали язычок». Покусать язычок зубками «ТЯ-ТЯ-ТЯ». Высовываем язык вперед и убираем обратно в рот, при этом покусываем язык.
  • Сосем язык, как леденец.
  • Играем в прятки  с языком (или играем в футбол, пряча язык то в одну щеку, то в другую).
  1. Игра «Нравится – не нравится».

- Логопед называет разную еду. Ребёнок мимически показывает своё отношение к ней. Как вариант: одежда, различные дела, и т.д. Затем меняются: ребёнок называет еду, а логопед показывает своё отношение.

  1.  Тактильная дорожка. (Прилагательные - антонимы)
  2. Упражнение «Костёр»  («Фиброоптические волокна»).                      Логопед  включает светящуюся нить. Дети помогают ему задуть или разжечь воображаемый костер.
  3. Упражнение «Медузы». (Маты)

- Дети лежат на матах, руки и ноги врозь.

 Я лежу на спине,
Как медуза на воде.
Руки расслабляю,
В воду опускаю.

На сигнал
«Шторм!» дети сворачиваются калачиком, напрягаются. «Шторм закончился» — дети снова расслабляются, ложатся свободно

  1. Сухой бассейн.

- Купание.

- Упражнение «Гора»

Дети стоят возле сухого бассейна и сгребают руками шарики в кучу.
Логопед:  
Это, конечно, не Эверест.
                 Гору нагреб я руками.
                 Горы покруче, наверное, есть.
                 Попробуйте, сделайте сами!

- Упражнение «Найди и покажи»

По заданию логопеда, ребёнок отыскивает два шарика (твёрдый – мягкий, шершавый - гладкий)

  1. Тактильная дорожка. (Прилагательные - антонимы)
  2. Сенсорная тропа. (Блинчики)
  3.  Итог занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия в сенсорной комнате(конспекты)

Конспекты отдельных занятий в сенсорной комнате...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий в комнате с интерактивным сенсорным оборудованием «Релаксационный комплекс» Разработана на основе учебно–методического пособия В. И. Шевлякова «Организация занятий в сенсорной комнате»

Рабочая программакоррекционно-развивающих занятий в комнатес интерактивным сенсорным оборудованием«Релаксационный комплекс»Разработана на основе учебно–методического  пособия В. И. Шевлякова«Орга...

Коррекционно- развивающее занятие в сенсорной комнате "Путешествие по волшебной комнате"

Восстановление эмоционального состояния ребенка в условиях сенсорной комнаты...

Программа дополнительного образования "Волшебная комната" (занятия в сенсорной комнате)

Новизна данной программы состоит в сочетании традиционных методов психокоррекционных занятий и инновационных технологий сенсорной комнаты, которые обеспечивают более глубокое и успешное решение ...

Конспект занятия в сенсорной комнате "Знакомство с необычной комнатой"

Занятие № 1«Знакомство с необычной комнатой»Цели:- развивать когнитивную сферу детей;- активизировать произвольное внимание, умственные спо­собности;- развивать проприоц...

Подгрупповое логопедическое занятие в сенсорной комнате "Путешествие в волшебную комнату" с детьми младшей группы

Ознакомительное занятие логопеда в сенсорной комнате с детьми младшей группы...