Музыкальные инструменты
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Сидаева Ольга Саидовна

Конспект фронтального занятия для детей старшего дошкольго возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnye_instrumenty.doc54.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста.

                        Тема: «Музыкальные инструменты»

Цель: расширить  представления детей о музыкальных инструментах

Образовательные задачи: 

- закрепить обобщающее понятие «музыкальные инструменты»;

- познакомить детей с историей возникновения музыкальных инструментов;

- формировать умение классифицировать музыкальные инструменты;

Коррекционно-развивающие  задачи:

- расширить   и активизировать предметный словарь  детей за счет  

   введения в лексикон слов: арфа,  туба, тромбон, виолончель, флейта,  

  кларнет,  валторна, литавры, ксилофон, смычок, оркестр, дирижер,    

  балалаечник, арфист, гитарист, пианист, виолончелист, контрабасист,  

  гармонист, аккордеонист;

- активизировать словарь признаков: струнные, смычковые, щипковые,    

   духовые, ударные, альтовый, скрипичный, виолончельный , контрабасовый  

- закреплять навыки словообразования;

- закреплять умение согласовывать существительные с количественными

    числительными;

- развивать фразовую  речь;  

- развивать мыслительные операции: сравнение, обобщение, классификация;    

   развивать зрительное и слуховое восприятие.

Оборудование: иллюстрации с изображением музыкальных инструментов.

Предварительная работа: рассматривание музыкальных инструментов,  

                                                  прослушивание  записей звучания музыкальных

                                                   инструментов.

                         

                                       

                                        Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Подведение к теме.

    Детям предлагается отгадать загадки.

 Треугольная доска,                           Деревянные подружки

 А на ней — три волоска.                  Пляшут на его макушке,

 Волосок — тонкий,                           Бьют его, а он гремит –  

 Голосок — звонкий.                          В ногу всем шагать велит.

                           (балалайка)                                                      (Барабан)

   

Как будто девушка запела,                             Очень весело поет,

 И в зале словно посветлело.                          Если дуете в нее.

 Скользит мелодия так гибко.                         Вы все на ней играете

 Затихло все: играет…   (Скрипка)                 И сразу отгадаете.

                                                                            Ду-ду, ду-ду-ду.

Этот медный духовой                                      Да-да, да-да-да!

 То короче, то длиннее.                                    Вот так поет она всегда.

 Ведь кулису он имеет!                                     Не палочка, не трубочка,

 Громче всех в оркестре он.                             А что же это?..             (Дудочка)

Как зовут его?.. (Тромбон)

Логопед: Вспомните и назовите все отгадки.

Дети: балалайка, тромбон, дудочка, скрипка, барабан

Логопед: Какое общее название у этих предметов?

Дети: Музыкальные инструменты.

III. Беседа о музыкальных инструментах

1. Детям предлагается рассмотреть вывешенные на доске картинки с  

    изображение музыкальных инструментов и назвать

Логопед: Ребята, скажите, как вы понимаете, что такое музыкальные

                 инструменты?

Логопед обобщает ответы детей:

 Музыкальные инструменты – это предметы, с помощью которых человек может  извлекать различные звуки.

2. Знакомство с  историей возникновения музыкальных инструментов

   А)      Первый музыкальный инструмент появился одновременно с самим человеком. И этим инструментом был сам человек, его тело.  Первые звуки возникали из-за стука или удара по различным частям тела (например, по груди, бедру, хлопки в ладоши…). Первую в мире мелодию воспроизвел человеческий голос. А для того, чтобы мелодия звучала ритмично, человек то хлопал в ладоши, то притопывал. В дальнейшем первобытные люди  стали  сопровождать свои пляски ритмичными ударами одного камня о другой, ударами палкой по корягам, пням (причем стали замечать, что разные по размеру, толщине коряги издают разные  по высоте, громкости звуки). Они начали использовать  высушенную кожу, натягивая ее на пустой сосуд. Итак, звуки издавались в результате удара одного предмета о другой.

- Ребята, вы догадались, как назвали эти инструменты? 

Дети:  Это ударные  музыкальные инструменты.

Логопед: Какие современные ударные инструменты вы можете назвать?

                 Выберите картинки с изображением ударных музыкальных      

                инструментов.

Дети: Барабаны, литавры, ксилофон, бубен, треугольники.

              (Картинки собираются в отдельную группу)

         Б)  Много веков назад люди научились пользовать для охоты луком и стрелами.  И вот однажды, натягивая тетиву лука, охотник заметил, что она издает нежный мелодичный звук. Он проверил свое впечатление, и звук понравился еще больше. Тогда он решил натянуть рядом еще одну тетиву, покороче, — и получилось уже два музыкальных звука различной высоты. Стало возможным сыграть простенькую мелодию.

- Ребята, посмотрите на картинки и найдите музыкальный инструмент, который похож на лук  с тетивой.

Дети: Это арфа.

Логопед: Правильно, это арфа. Арфа стала первым инструментом, у которого

                были струны.  Назовите современные музыкальные инструменты, у которых есть струны.

Дети называют музыкальные инструменты с опорой на картинки (скрипка, контрабас, виолончель, альт,  гитара).

Логопед:  Как можно назвать все эти инструменты, если у них есть струны?

Дети: Это струнные инструменты.

Логопед: А что еще необходимо для игры на скрипке, виолончели, альте,

                   контрабасе?

Дети: Нужен смычок.

Логопед: Правильно.  Это струнные смычковые музыкальные инструменты.

                Но для каждого из этих инструментов нужен свой  специальный  

                смычок.

 Упражнение: « Какой это  смычок?»

Альт – альтовый смычок

Скрипка – скрипичный смычок

Виолончель – виолончельный смычок

Контрабас – контрабасовый  смычок

Логопед: Для игры на арфе, гитаре, балалайке не требуется смычок. Музыкант перебирает струны пальцами, как будто их пощипывает (щиплет), отсюда и название этих музыкальных инструментов – струнные щипковые

(Картинки собираются в отдельную группу – струнные музыкальные инструменты)

         В)     Первобытные  люди изобрели не только ударные, струнные музыкальные инструменты, они также заметили, можно извлекать звук, подув  в стебель  тростника, камыша или  в рог животного. Звучать трубку заставляет колеблющийся в ней воздух. Позднее человек просверлил в трубке отверстия и стал извлекать различные звуки — низкие и высокие. 

Так появились духовые музыкальные инструменты. 

 Материалом для них были стебли тростника, камыша, толстые  птичьи  перья,  даже раковины, а позже - дерево и металл.

- Посмотрите на картинки, назовите и выберите духовые музыкальные    инструменты.

Дети называют и отбирают картинки с изображением духовых музыкальных инструментов.

Логопед: Если вы посмотрите на все эти инструменты, то вы заметите, что их   можно разделить на две группы. Первая группа –  это  инструменты, которые делали из разных видов дерева – деревянные духовые инструменты (флейта, кларнет, гобой, фагот). Вторая группа – это  музыкальные инструменты, которые изготовляли из меди – медные духовые инструменты (труба, валторна, туба, тромбон).

           Г) Детям предлагается рассмотреть картинки с изображение рояля и пианино.

  И рояль и пианино можно назвать одним словом – фортепиано (форте – громко, пиано – тихо). Это клавишно-ударные музыкальные инструменты.

 Играя на этих инструментах, музыкант нажимает на клавиши. Они приводят в движение молоточек, который ударяет по струнам, спрятанные за крышкой инструмента. Отличие: у рояля – струны расположены горизонтально, у пианино – вертикально.

III. Игра с мячом: «Назови профессию музыканта»

   Каждый музыкант, играющий на определенном музыкальном инструменте,    

    имеет свое название.

     Кто играет на баяне? – Баянист.

     Кто играет на гармони? – Гармонист 

     Кто играет на гитаре? – Гитарист.

     На пианино? – Пианист.

     На контрабасе? – Контрабасист.

     На флейте? – Флейтист.

     На трубе? – Трубач.

     На скрипке? – Скрипач.

     На барабане? – Барабанщик.

     На балалайке? – Балалаечник.

      На арфе? – Арфист.

      На аккордеоне? –  Аккордеонист.

      Виолончель? – Виолончелист.

Коллектив музыкантов, играющих вместе на различных музыкальных инструментах, называется оркестром.

 Все исполнители расположены в определённом порядке: впереди струнные ,  далее духовые, затем -  ударные. В оркестре есть челеста, арфа, рояль.

       Оркестр – хорошо организованное государство, которое имеет свои законы. Здесь есть свой король – управляющий оркестром, его называют дирижёр. (Показ иллюстрации.)

Дирижёр может заставить оркестр играть так, как он этого хочет, хотя при этом не произносит ни одного слова. Он пользуется только палочкой. Поднимет её, стукнет легонько о пюпитр /подставку для нот/ и в оркестре воцаряется тишина. Взмахнёт палочкой – все инструменты, подчиняясь его воле, заиграют согласно и дружно.

IV. Динамическая пауза.   Подвижная игра «Оркестр».

Дети с погремушками встают в круг, в центре – ребенок-дирижер. Под громкую музыку «дирижер» управляет оркестром, дети играют на погремушках. Под тихую музыку ребята кладут их на пол, «дирижер» встает в общий круг, и все бегут друг за другом на носочках. С окончанием музыка дети поднимаются с полу погремушку. Не успевший сделать это, становится новым «дирижером».

V. Упражнение: «Создай свой оркестр»

(Согласование существительных с количественными числительными)

Логопед: Ребята, представьте, что вы хотите организовать свой оркестр.      

                  Какие музыкальные инструменты вам нужны и сколько.

Например: В моем  оркестре десять скрипок, три трубы, одна арфа, пять тромбонов.

VI.   Итог. Упражнение «Четвертый лишний»

              Скрипка, виолончель, арфа, контрабас

              Бубен, флейта, бубен, треугольник

              Труба, тромбон, ксилофон, валторна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Группа ударных инструментов»

На данном занятии дети знакомятся с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», группа ударных инструментов симфонического оркестра,учатся слышать красоту звучания инструментов, запо...

Консультации с родителями музыкального руководителя "Музыкальные инструменты своими руками. Правила игры на музыкальных инструментах"

В данных консультациях я рассказываю, как можно изготовить музыкальные инструменты в домашних условиях и о правилах игры на некоторых музыкальных инстументах. Красочное оформление позволяет выставлять...

Консультация для воспитателей "Музыкальные инструменты.История возникновения и группы музыкальных инструментов."

Данное пособие знакомит с историей возникновения муз. инструментов, группы муз. инструментов. ...

Конспект открытого доминантного музыкального занятия « В королевстве музыкальных инструментов » по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах в подготовительной группе.

Ход занятия:Под звучание вальса дети забегают в музыкальный зал.М.Р.- Доброе утро! Я очень рад видеть вас сегодня, вы в хорошем настроении, бодрые и веселые. Давайте друг-другу улыбнемся и поздороваем...

Мастер – класс для родителей «Музыкальные инструменты. Изготовление шумовых музыкальных инструментов»

Обучение родителей методу изготовления шумовых инструментов в домашних условиях...