«Приёмы формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста»
материал
Приёмы формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста.
Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.
Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. В многочисленных философских, психолого-педагогических исследованиях раскрывается исключительная роль освоения предметного и социального пространства в построении ребенком целостной картины мира, осознании своего места в нем. Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, ориентировка в пространстве оказывает влияние на развитие его самосознания, личности и, таким образом, является составной частью процесс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prostranstvennye_predstavleniya.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КУ ХМАО – ЮГРА Урайский специализированный дом ребенка
РЕКОМЕДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Приёмы формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель: Ефимова Н. В.
Приёмы формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста.
Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.
Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. В многочисленных философских, психолого-педагогических исследованиях раскрывается исключительная роль освоения предметного и социального пространства в построении ребенком целостной картины мира, осознании своего места в нем. Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, ориентировка в пространстве оказывает влияние на развитие его самосознания, личности и, таким образом, является составной частью процесса социализации. Поэтому гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. Изучавшие пространственные представления и ориентировку в пространстве исследователи (Б.Г. Ананьев, М.В. Вовчик – Блакитная; А. А. Люблинская; Т.А. Мусейибова, Ф.Н. Шемякин и др.) установили, что их не сформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками. Развивающая среда, предполагает комплексное психолого-педагогическое воздействие и интеграцию различных видов детской деятельности:
• в специально-организованной деятельности (динамические упражнения, пальчиковая гимнастика, упражнения с использованием игровых моментов, специальные игры и т.д.);
• вне занятий (игра, прогулка, режимные моменты: умывание, закаливающие процедуры, одевание, зарядка и др.);
• в других видах деятельности (конструирование, аппликация, изобразительная деятельность, физкультурные и музыкальные занятия);
• в совместной с родителями деятельности.
Такая среда позволит сформировать и закрепить умение практически дифференцировать пространственные отношения в различных ситуациях и обобщать результаты дифференцировки с помощью соответствующих терминологий. Особенно важно стимулировать перенос ребенком знаний из специально организованной дидактической среды в жизненную обстановку.
Занятия по математике
Работа направленна на последовательность числового ряда на примере первого десятка (1 2 3 4 5 6 7 8 9):
- назвать первое число справа, слева. Какое из них больше? Определить, в каком направлении возрастают числа в ряду;
- прочитайте ряд в обратном порядке (справа налево). Определить, как изменяется величина чисел в этом направлении (уменьшается);
- показать число 4. Есть ли у него соседи в ряду? Какое число стоит слева от 4? Больше оно или меньше, чем 4? Назвать соседей числа 4 справа, сравнить их по величине;
- показать соседа слева;
- показать соседа справа;
- вернуть число на место (1 3 2 и т.д.).
Игра: « Что изменилось?»
Цель: развитие зрительно восприятия предметов в горизонтальной плоскости.
Методика проведения. Детей просят внимательно рассмотреть ряд геометрических фигур и назвать их, после этого закрыть глаза. Фигуры меняются местами. Дети должны определить какие фигуры поменялись местами.
Игра: «Сколько игрушек вокруг?»
Цель: развитие зрительного восприятия предметов в окружающем пространстве.
Методика проведения. Детей просят сказать что расположено справа, слева, спереди, сзади от них.
Игра: «Кто стоит впереди, кто сзади?»
Цель: уточнение понятий «спереди», «сзади».
Методика проведения. Дети стоят в колонне. Их просят назвать тех, кто стоит спереди, и тех, кто стоит сзади них. Пересчитать стоящих спереди и сзади.
Игра «Пройди к избушке лесника»
Цель: обучение ориентировке на листе бумаги по речевой инструкции.
Методика проведения. Детям раздаются листы бумаги в клетку, на которых нарисована избушка с одной стороны, и поставлена красная точка с другой. Дети, выполняя инструкцию воспитателя рисуют дорожку к избушке по клеткам.
Конструирование
Игра: «Гаражи для своей машины»
Цель: воспроизведение изображенного на бумаге образца из кубиков.
Методика проведения. При работе детей просят комментировать свои действия. Куда он поставит кубик, куда брусок, куда воротца и т.д. отрабатываются конструкции «справа от», «слева от», «на», «перед - за».
«Домик»
Цель: конструирование по модели.
Методика проведения. Детям предлагают заполнить контурное изображение домика имеющимися плоскостными фигурами. Действия комментируются.
Физкультминутки (проводятся воспитателем на занятиях)
«Аист»
(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)
— Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.)
— Топай правою ногою,
Топай левою ногою,
Снова — правою ногою,
Снова — левою ногою.
После — правою ногою,
После — левою ногою.
И тогда придешь домой.
«Будем прыгать и скакать!»
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
«Для начала мы с тобой»
Для начала мы с тобой
Повращаем головой. (Вращение головой в стороны.)
Поднимаем руки вверх,
Плавно опускаем вниз.
Снова тянем их наверх.
Ну, дружочек, не ленись! (Дети поднимают прямые руки над головой, потом опускают их вниз и отводят назад, потом снова вверх, потом снова вниз и т. д.)
«Оглянись»
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!
Игры с использованием схем
Упражнение:
«Найди спрятанную игрушку по схеме».
Цель: Закреплять умение соотносить схемы с реальным пространством, отмечать на схеме места расположения предметов в реальном пространстве и словесно обозначать его.
Ребёнку предлагают найти в комнате заданную игрушку, а затем отметить на схеме и ответить на вопрос, где эта игрушка была найдена.
Игра: «Где спрятан клад?»
Цель: Развивать пространственно - ориентировочные реакции.
Оборудование. Можно использовать всевозможные «преграды»: стулья, пуфики, кубики и т.д. Карта с планом пути. Сюрприз.
На участке, в комнате взрослый расставляет препятствия: «реки», «горы», «овраги» и т.д. Инструкция: - Вот перед нами карта, на ней крестиком обозначен клад и есть описание, как его найти. На нашем пути будут встречаться всевозможные препятствия, которые нужно будет преодолевать. И если точно следовать схеме и правильно выполнять задания, обязательно найдём клад. Какой – узнаем, когда его найдём».
Примерное описание «карты»: встаньте в указанное на карте место – старт. Сделайте три шага вперёд и сверните вправо, обойдите «гору» с левой стороны. Повернитесь направо и «переплывите» реку. Идите вперед четыре шага. Затем повернитесь налево и сделайте один шаг. Вперёд сделайте два шага … и т.п. Игра заканчивается после того, как найден ребенком клад-сюрприз.
Список используемой литературы
Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие.- М.: Айрис-пресс, 2007.
Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2007.
А.А. Столяр ”Формирование элементарных математических представлений у дошкольников” /Москва “Просвещение” 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчет по теме: формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры.
творческий отчет...
Игры на формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста.
В статье представлены некоторые игры и приемы, направленные на формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста. Материал будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений, ...
Презентация "Использование экологических игр в процессе формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста"
Дошкольное детство – благоприятная пора закладывания основ экологической культуры.Аспекты взаимодействия человека с природой:•человек – индивидуальное живое существо, полное тайн и открыти...
ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ.
Цель: максимально использовать свои двигательные возможности в формировании пространственных представлений. Необходимо обеспечить естественную потребность детей в движении, в ощущении владения с...
Игровые упражнения по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста
Игровые упражнения по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста...
Презентация "Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста через метод дихотомии"
Метод дихотомии основан на выявлении признаков объекта и отсечении ненужных в настоящее время-это главная техника работы с детьмидидактической игры "Да-нет"...
"Приёмы формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста"
Приёмы формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста.Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самы...