Основной комплекс артикуляционной гимнастики.
консультация по логопедии (старшая группа) по теме
Нюансы и особенности артикуляционных упражнений. Комплекс содержит краткое описание и картинку для более правильного восприятия упражнения.
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
«Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnoy_kompleks_artikulyatsionnoy_gimnastiki.docx | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
Основной комплекс артикуляционной гимнастики
Это базовый комплекс артикуляционной гимнастики. Он включает самые основные упражнения. С этого комплекса рекомендуется начинать логопедические занятия и знакомство ребенка с органами артикуляции.
1. Лягушка
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до 5. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.
Вот понравится лягушкам,
Тянем губы прямо к ушкам.
Потяну, перестану
И нисколько не устану.
2. Хоботок
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до 5.
Подражаю я слону.
Губы «хоботком» тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
3.Лягушка - хоботок
На счет один, два чередовать упр. «Лягушка» и «Хоботок».
Свои губы прямо к ушкам
Растяну я, как лягушка.
А теперь слоненок я,
Хоботок есть у меня.
4.Лопаточка
Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до 5. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
Язык «лопаткой» положи
И под счет его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять!
5. Иголочка
Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым, как «жало». Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.
Маленького роста я,
Тонкая и острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу.
6. Лопаточка - иголочка
На счет один, два чередовать упр. «Лопаточка» и «Иголочка».
Язык «лопаткой» положи
И спокойно подержи.
Язык «иголочкой» потом
Потянем тонким острием.
7. Часики
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет один, два из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.
Наш Веселый Язычок.
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо...
(При дизартрических проявлениях - отклонениях языка в какую-либо сторону - в сторону высокого тонуса делают одно движение, в противоположную - два.)
8. Качели
Улыбнуться, открыть рот. На счет один, два поочередно упираться языком то в верхние то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
На качелях я качаюсь
Вверх - вниз, вверх - вниз.
Я все выше поднимаюсь,
А потом - вниз.
9. Лошадка
Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
Едем, едем на лошадке
По дорожке гладкой.
В гости нас звала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали в обед,
А соседки дома нет.
Начальный комплекс артикуляционной гимнастики при стертой дизартрии
1.Окошко (см. выше).
2.Лягушка (см. выше).
3.Хоботок (см. выше).
4.Лягушка - хоботок (см. выше).
5.Лопаточка (см. выше).
6. Трубочка
Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.
Язык сложим в трубочку –
На дудочку похоже.
Подудеть на дудочку
Без дудочки мы можем.
7. Толстячок
Надувание обеих щек одновременно.
Надувание правой и левой щек попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую).
Толстячок у речки жил.
С Тощим дружбу он водил.
Толстячок в реке купался -
Тощий окуньков удил.
М.Юрина
8.Худышка
Втягивание щек в ротовую полость при опущенной нижней челюсти и сомкнутых губах.
9. Накажем непослушный язычок (1-й вариант)
Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, попеременно высовывая и снова втягивая.
Сидеть один весь день обязан.
Я провинился... и наказан.
Л.Шум
Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Широкий язык протискивается наружу между зубами так, что верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка.
Мы причешемся расческой
Волосок к волоску.
Будем делать мы прическу,
Хочешь, косу заплету?
И.Родина
11.Часики (см. выше).
12.Качели (см. выше).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СКАЗКА ПРО ТО, КАК ЯЗЫЧОК В ЗООПАРК ХОДИЛ (Картотека основного комплекса артикуляционной гимнастики)
При составлении картотеки были использованы материалы книги Е. Косиновой «Гимнастика для развития речи» с учетом рекомендаций практикума по логопедии М.Ф.Фомичевой «Воспитание у детей правильного прои...
ОСНОВНОЙ КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, ВЫРАБАТЫВАЮЩИЙ ПРАВИЛЬНЫЙ АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ УКЛАД ЗВУКОВ Ш-Ж-Щ-Ч.КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, ВЫРАБАТЫВАЮЩИЙ ПРАВИЛЬНЫЙ...
Основной комплекс артикуляционной гимнастики
Рекомендации...
Основной комплекс артикуляционной гимнастики
Чтобы артикуляционная гимнастика для дошкольников приносила плоды, заниматься ей нужно ежедневно. Все упражнения следует повторять как минимум 4-8 раз; если упражнение статическое (заключается в удерж...
Основной комплекс артикуляционной гимнастики
«Сказка про то, как язычок в зоопарк ходил»...
Основной комплекс артикуляционной гимнастики
Основной комплекс артикуляционной гимнастики. Упражнения и описания...
Основной комплекс артикуляционной гимнастики
Упражнения для выработки правильного артикуляционного уклада...
Комментарии
Очень интересный материал,
Очень интересный материал, который можно использовать самим дома со своими детьми!!!!!!