“Речь – удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им”
консультация по логопедии (старшая группа) по теме

“Речь – удивительное сильное средство,
но нужно иметь много ума,
чтобы пользоваться им”

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие связной речи дошкольников через обучение составлению рассказов по картине.

“Речь – удивительное сильное средство,
но нужно иметь много ума,
чтобы пользоваться им”
Г. Гегель

 Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматриваются в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходится все линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Язык есть удивительнейшее и совершеннейшее творение человека. Родной язык, его беспрепятственное и всестороннее развитие должны быть поставлены в основу воспитания, к его народному духу, к его поэзии ребенок должен приобщаться с первых годов своей жизни. Владеть по возможности в совершенстве всеми видами и проявлениями речи – значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть, и культуры человека.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее будет им пользоваться в дальнейшем. Но лишь немногие дети стихийно достигают достаточного высокого уровня в развитии речи, поэтому необходимо проводить специальное обучение, направленное на овладение языком.  

Основные задачи речевого развития:

  •  Воспитание звуковой культуры речи.
  •  Словарная работа.
  • Формирование грамматического строя речи.
  • Развитие связной речи: диалогической и монологической.
  • Подготовка к обучению грамоте.
  • Воспитание интереса и любви к художественному слову.

 Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идет постепенное усложнение каждой задачи меняются методы средства обучения. Удельные вес той или иной задачи тоже меняется при переходе от группы к группе. Нужно представлять основные линии преемственности задач по развитию речи, которые решаются в предыдущей и в последующей возрастной группе, и комплексный характер каждой задачи.

 Актуальность.

 Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, специалистам, психологам. К старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности.

 Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.

 Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования. Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто. В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Так, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования умения строить связное монологическое высказывание естественно предусматривает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы). Связное высказывание свидетельствует, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития малыша.

 Различия в речи детей решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, а также сочинение рассказов по картине и серии сюжетных картинок. Все вышесказанные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но у меня особый интерес вызывают последние, т.к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых трудных как для детей, так и для педагога. Диагностика умения составлять рассказы по картине и серии сюжетных картинок показала , что при списочном составе в 18 детей, шесть из них имеют низкий уровень умений по данному виду речевой деятельности (дети затрудняются в установлении связей, поэтому допускают содержательные и смысловые ошибки в рассказах; при рассказывании всегда требуют помощи взрослого; повторяют рассказы сверстников). Десять- средний уровень( в рассказах дети допускают логические ошибки, но сами их исправляют при помощи взрослых и сверстников; словарный запас достаточно широкий). И лишь два человека владеют теми умениями, которые соответствуют высокому уровню (ребенок самостоятелен в придумывании рассказов , не повторяет рассказов других детей; имеет широкий словарный запас). Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребенка в условиях речевой деятельности. Я считаю, чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Педагогу важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность не только в процессе ежедневного общения, но и в процессе специально организованного обучения. Необходимо вести целенаправленную работу по обучению рассказыванию с использованием на занятиях более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей методических методов, приемов. В этой связи передо мной встала задача способствовать развитию умения составлять рассказы по картине и серии сюжетных картинок в процессе специально организованного обучения, а также с применением приемов, методов, способных создать интерес к занятию с первых минут и удерживающих этот интерес на всем его протяжении. Обычно занятие по составлению рассказа начинается с внесения картины или картинок, их рассматривания, загадке о том, что изображено. Я давно заметила, что если занятие начинается таким образом, то детям сразу становится неинтересно, а отсюда низкая речевая активность, недостаточный познавательный интерес не только к событиям, запечатленным на бумаге, но и вообще к речевой деятельности. Создавая по ходу занятий мотивацию деятельности, можно добиться, во- вторых, качества выполнения заданий по поставленным целям обучения. Я заметила, что игры и задания, подобранные в соответствии с тематикой занятия повышают результативность. Такие игры можно назвать «тренировочными» упражнениями. Например, при рассматривании картин детям предлагалось задание подобрать к словам, обозначающих предмет, его действие или признак, слова, близкие по значению. Например, к слову «большая» при рассматривании медведицы на картине «Купание медвежат» дети смогли подобрать слова: огромная, здоровенная, мощная, большущая. Когда рассматривали реку, которую изобразил художник дети к слову «стремительная» подобрали слова: неспокойная, быстрая. При составлении рассказа по картине «Кошка с котятами» дети упражнялись в подборе слов-действий к слову «кошка». Они вспомнили следующие слова, обозначающие действия кошки: мяукает, облизывается, играет, ловит мышей, лазает по деревьям. В заключительную часть занятия я включаю развивающие игры на развитие внимания, памяти, восприятия, быстроту реакции, слухового внимания. Это такие игры, как «Чья команда быстрее соберет такую же картинку», «тренировка памяти» и др. вышеназванные игры и упражнения очень нравятся детям, вызывают у них чувство здорового соперничества, соревнования, а также способствуют повышения интереса к занятиям по развитию связной речи. В процессе работы по обучению детей составлять рассказы по картине и сюжетным картинкам удалось решить воспитательные задачи: почти все дети научились выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно исправлять их. Приобретенные навыки по соблюдению установленных правил дети используют и в повседневной жизни- в общении между собой, при взаимодействии друг с другом в разных видах детской деятельности. Умения и навыки по составлению рассказов, полученные в процессе специально- организованного обучения, закрепляются в совместной деятельности воспитателя с детьми, в индивидуальной работе, а также в ходе сотрудничества с родителями воспитанников. Родителям предлагается одна из наиболее эффективных форм работы- консультирование, помимо общих рекомендаций по развитию речи детей входит «Игротека»- подборка практических игр и упражнений на обогащение и развитие словаря в домашних условиях, а также рассказы детей по картинам, сериям сюжетных картинок, творческие рассказы ребят, которые позволяют родителям сравнить успехи собственного ребенка с успехами сверстников, обговорить с воспитателем пути преодоления трудностей. Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи.

 Рекомендации для родителей

 Игротека

 «Только веселые слова».

 Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только веселые слова. Первый игрок произносит: «Клоун», второй «Радость», третий «Смех» и т.д..Игра движется по кругу до тех пор , пока слова не иссякнут. Можно сменить тему и называть только зеленые слова (Огурец, елка).

 «Волшебная цепочка».

 Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет слово например, «мед» и спрашивает у игрока стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово? Дальше кто-то из семьи отвечает например, « пчела». Следующий например, «Боль». Что может получится : мед –пчела- боль- больница- врач и т.д.

 «Слова мячики».

 Ребенок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребенку мяч и одновременно произносит слово например, «широкий». Ребенок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением «узкий». Затем игроки меняются ролями, ребенок говорит слово, а взрослый подбирает к нему слово.

 «Если вдруг».

 Ребенку предлагается необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения. Например, если вдруг на земле исчезнут: все книги, все птицы, все ручки и т. д.Ребенок может ответить : «если вдруг на земле исчезнут все ручки, ничего страшного не произойдет, потому что их можно заменить: карандашами».

 «Веселые рифмы».

 Играющие должны подбирать к словам рифмы: маша- каша, свечка- печка, ракетка- пипетка.

 Занимательные игры со словом побуждают детей думать, рассуждать, искать, творить, у детей появляется интерес к познавательной деятельности.

 “Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьют духовную силу и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить не один естествоиспытатель. Оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которых он живет, с его историей и его стремлениями, как не мог познакомить не один историк. Оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик. Оно, наконец, даёт такие логические понятия и философские воззрения, которые не мог бы дать ни один философ”.

 В этих словах великого педагога К.Д. Ушинского указан не только, ожидаемый результат усвоения родного языка, но и метод его изучения: доверие к языку – учителю, который не только учит многому, но и учит удивительно легко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Папка-передвижка для родителей "Нужно с пальцами дружить, чтоб здоровым, умным быть!"

Данный материал предлагается родителям для достижения наибольшего результата в развитии своих малышей....

"Нужно с пальцами дружить,чтоб здоровым, крепким быть"

Консультация для родителей по здоровому образу жизни для детей 3 - 4 лет!!...

Мастер-класс на тему:«Надо много учиться, чтобы знать хоть немного»

Философские размышления о том сколько человеку нужно знаний для жизни. Проводится как для родителей так и для педагогов....

почему ребенку противопоказано иметь много игрушек.

в статье содержаться факты в пользу ограниения количества покупаемых детям игрушек. автор статьи Н.Лебедева. а я добавила свои мысли по пооду этого вопроса....

Презентация "Почему нужно есть много овощей и фруктов"

Презентация "Почему нужно есть много овощей и фруктов" (старший дошкольный возраст)...

«Что нужно делать для того, чтобы ребёнок начал играть? С чего нужно начинать учить ребёнка играть?

Долгое время игра рассматривалась, как процесс самореализации ребёнка, развёртывающейся спонтанно самостоятельно. Главным фактором игры считались внутренние задатки ребёнка и самопроизвольное развитие...

ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им Г. Гегель

Речь-великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказ...