«Нетрадиционные методы коррекции речевых нарушений»
консультация по логопедии (старшая группа) по теме

Ловчая Светлана Алексеевна

ПЛАН:

  1. Точечный массаж в коррекционной и лечебной педагогике.

1.1. Точечный массаж при дизартрии и писчем спазме.

1.2. Точечный массаж при заикании.

1.3. Точечный массаж при немотивированном упрямстве и непослушании детей.

  1. Фитотерапия в коррекционной и лечебной педагогике.
  2. Ароматерапия в коррекционной и лечебной педагогике.
  3. Музыкотерапия в коррекционной и лечебной педагогике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

«Нетрадиционные методы коррекции речевых нарушений»

                                                

ПЛАН:

  1. Точечный массаж в коррекционной и лечебной педагогике.

1.1. Точечный массаж при дизартрии и писчем спазме.

1.2. Точечный массаж при заикании.

1.3. Точечный массаж при немотивированном упрямстве и непослушании детей.

  1. Фитотерапия в коррекционной и лечебной педагогике.
  2. Ароматерапия в коррекционной и лечебной педагогике.
  3. Музыкотерапия в коррекционной и лечебной педагогике.

                1. Точечный массаж зародился около пяти тысяч лет назад на Дальнем Востоке.

Древние врачеватели создавали ученье, в котором каждый орган находиться в тесном единстве со всеми остальными. Были обнаружены локальные области, биологически активные точки – БАТ. Всего таких точек около 700, но наиболее активно используются 150.

Было установлено, что воздействие на точку стимулирует или успокаивает нервную систему, что зависит от способа, техники воздействия, усиливает кровообращение, регулирует трофику тканей, желез внутренней секреции, уменьшает болезненность, снижает нервное и мышечное напряжение.

Надавливание не должно быть грубым, резким, вызывать сильную боль или оставлять синяки. Вращение или вибрацию осуществляют в определенном темпе (ускоряющем или замедляющем) и сочетают с некоторым давлением.

                Древневосточные каноны успокаивающий массаж рекомендовали делать только после захода солнца, во время полнолуния. Этот вид массажа характеризуется непрерывным воздействием плавными, медленными, вращательными движениями или надавливанием подушечкой пальца с постепенным нарастанием силы давления. Повторяется прием 3 – 4 раза, с возвращением каждый раз к исходному положения не отрывая пальца от точки. Длительность массажа каждой точки 3 – 5 минут. Это эффективно при острой боли, тревоге, нервном возбуждении.

                        1.1.  Точечный массаж при дизартрии и писчем спазме.

        В последнее время резко возрос процент детей с речевой патологией, обусловленной нарушениями иннервации органов артикуляции. Существенную помощь в коррекции дизартрии оказывает точечный массаж, который включается в комплексное логопедическое воздействие.

        Каждый курс и процедуру рекомендуется начинать с точек 1 и 2, что повышает защитные силы организма. Точку один массируют поочередно на левой и правой руке, а точку 2 – одновременно на обеих ногах. Затем количество точек увеличивается.

        А если нарушена не только артикуляция, но и дыхание, то рекомендуется воздействовать на точки 14, 15, 16, 17, ответственные за дыхательный акт в процессе речи. При дизартрии нарушается не только общая, но и мелкая моторика, в результате чего возникает писчий спазм. Массаж при этом необходимо проводить длительно, курсами. Воздействовать на точки успокаивающим методом – приемом легкого касательного вращения по часовой стрелке в течении 3 – 5 минут на каждую точку. При целенаправленном коррекционном логопедическом воздействии писчий спазм постепенно сглаживается.

                        1.2. Точечный массаж при заикании.

        Заикание чаще встречается в детском и юношеском возрасте. наиболее распространенная причина – испуг или психическая травма. Точечный массаж  является хорошим дополнением к логопедическим занятиям. Ребенок во время массажа должен быть спокойным и расслабленным. Воздействовать на точки успокаивающим методом – приемом легкого надавливания в течение 3 – 5 минут.

        1.3. Точечный массаж при немотивированном упрямстве и непослушании детей проводится следующим образом. Воздействие на точки должно проводиться успокаивающим приемом легкого вращательного поглаживания по часовой стрелке (3 – 5 минут для каждой точки).

2. Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений. Оно имеет глубокие корни, как в нашей стране, так и за рубежом. Еще в XI в до н. э. вавилоняне широко использовали растения в лечебных целях. Египтяне еще за четыре тысячелетия до н. э. составили некоторое подобие фармакологии с описанием применявшихся тогда лекарственных растений.

        Важно привлечь внимание врачей, педагогов, дефектологов и родителей к необходимости использования лекарственных растений как эффективного лечебного и профилактического средства при различных речевых аномалиях, для восстановления умственной и физической работоспособности, устранения усталости, вялости, астенического синдрома, профилактики нарушений мозгового кровообращения, расстройств памяти, устранения бессонницы, нервозности, восстановления мышечного тонуса.

При спастической форме дизартрии фитотерапевты рекомендуют использовать настои из скорлупы кедровых орешков, из цветков календулы, семян укропа, отвары из донника лекарственного. Хороши ванны из настоя чабреца, отвара свежих пихтовых веток.

При паретичной форме дизартрии хороший эффект дают настои из женьшеня обыкновенного, марьина корня, гречихи посевной, мордовника обыкновенного; ванны из отвара трав: пшеницы, донника, лапчатки серебристой. Для беспокойных детей — отвары смеси трав чертополоха и подмаренника мягкого. Для повышения работоспособности, улучшения памяти, концентрации внимания рекомендуют отвары зверобоя, ландыша, настойки женьшеня, а также сырые овощи, особенно сок капусты. Эффективно втирание масла из плодов можжевельника в сочетании с точечным массажем по методике К. А. Семеновой (1979). Все это следует делать под строгим наблюдением врача. К сожалению, сведений по использованию нетрадиционных методов в коррекции речевых нарушений в лечебной педагогике недостаточно. Этот вопрос требует дальнейшего, более глубокого изучения и внедрения в практику. Для повышения работоспособности, улучшения памяти, концентрации внимания рекомендуют отвары зверобоя, ландыша, настойки женьшеня, а так же сырые овощи, особенно сок капусты.

                При неврозоподобном заикании используются сборы лекарственных растений, обладающих противосудорожным и успокаивающим действием. В результате комплексной коррекционной работы удается не только с помощью лекарственных трав нормализовать сон детей, снять усталость, раздражительность, повысить работоспособность, память, внимание, но и улучшить общее состояние детей с речевой патологией. Продуманное использование фитотерапии создает благоприятную почву для работы по коррекции речевых нарушений.

3. Аромотерапия. Народный опыт и исследования доказали, что запахи способны управлять настроением и работоспособностью. Ароматы лаванды и розмарина действуют успокаивающе и устраняют состояние стресса, запахи лимона и эвкалипта возбуждают нервную систему и повышают работоспособность. Мигрень и тошнота отступают при вдыхании аромата мяты. Длительное вдыхание ромашки, валерианы, тимьяна, мелисы, лаванды – обеспечивает снотворный эффект. Применение аромотерапии должно занять достойное место в лечебной педагогике, особенно в работе с гипперактивными детьми. Для того чтобы проверить, подходит ли настойка ребенку, достаточно втереть несколько капель в виски и в область щитовидной железы. При положительной реакции наступает приятное чувство расслабления мышц. Аромотерапию применяют в сочетании с музыкотерапией. Сеанс продолжается 20 – 30 минут.

                4. Музыкотерапия – это лекарство , которое слушают. Ученые заметили, что музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется. Например, игра на кларнете влияет преимущественно на кровообращение. Скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему; а флейта оказывает расслабляющее воздействие. Музыка Баха, Моцарта, Бетховена оказывает антистрессовое воздействие. Исследования показали, что наибольшим возбуждающим действием обладают музыка Вагнера, оперетты Оффенбаха, «Болеро» Равеля, «Весна священная» Стравинского с их нарастающим ритмом. Эти произведения оказывают благоприятный эффект в работе с вялыми, паретичными детьми. Музыка Гойи успокаивающе действует на нервную систему, приводя в равновесие процессы возбуждения и торможения. Слушая эту музыку, никто не позволял себе громко кричать и шалить. А «Каприз № 24» Николо Паганини в современной обработке, наоборот, повышает тонус организма, настроение. Музыка способствуют концентрации внимания. Уравновешиванию нервной системы способствовали фонограмма леса, пение птиц, пьесы из цикла «Времена года» Чайковского и «Лунная соната» Бетховена. Наукой установлено, что бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, т. к. абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фактором.

Цель занятий с использованием музыкотерапии: создание положительного эмоционального фона реабилитации, стимуляция двигательных функций, развитие и коррекция сенсорных  процессов, растормаживание речевой функции. Наиболее важным  для детей – логопатов являются тренировка наблюдательности, развитие чувства ритма, темпа и времени, мыслительных способностей и фантазий, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, развитие общей тонкой и артикуляционной моторики.

В дошкольном возрасте активизирующий эффект музыки достигается музыкальным оформлением различных игр, специальной коррекционной ориентацией традиционных занятий с детьми. Музыкальная ритмика широко используется при лечении речевых расстройств, коррекции недостаточного психомоторного развития, чувства ритма, речевого дыхания. С детьми дошкольного возраста она осуществляется в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма как в ускоряющемся, так и в замедленном темпе. Музыка может быть использована во время выполнения самостоятельной работы, когда исключается речевое общение. Исключение составляет чтение под музыку заикающихся детей. Громкость должна быть строго дозирована, звук не должен быть громким, и в то же время, чрезмерно тихим.

Проведение музыкотерапии в детском саду требует сотрудничества с врачами, психологами и музыкальными педагогами. Использование музыкотерапии при речевых патологиях органического происхождения оказалось весьма оправданным и перспективным за счет мощного воздействия музыки на эмоциональную сферу человека.

                Музыкотерапия включает: прослушивание музыкальных произведений; пение песен; ритмические движения под музыку; сочетание музыки и изодеятельности.

Таким образом, опыт работы по использованию музыкотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевую патологию, подводит к следующим выводам:

  1. использовать для прослушивания можно только то произведение, которое нравиться абсолютно всем детям;
  2. лучше использовать музыкальные пьесы, которые знакомы детям. Они не должны привлекать их внимание своей новизной, отвлекать от главного;
  3. продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут в течение одного занятия. Как правило, это только одно музыкальное произведение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые методы коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В дошкольном детстве ведущим видом деятельности является игра. В логопедической работе также используются игровые методы и приёмы для коррекции речевых нарушений у дошкольников. В данной работе предла...

Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у детей

Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у детей...

Консультация для педагогов и родителей на тему: "Речедвигательный тренинг как метод коррекции речевых нарушений"

В настоящее время в дошкольных учреждениях используются различные виды интегрированных занятий, с целью укрепления физического и психического здоровья детей. Одним из таких методов является речедвигат...

Использование нетрадиционных методов коррекции речевых нарушений в логопедической работе

Развитие речи — её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя — одна из важнейших задач обучения детей дошкольного возраста. Вместе с тем, работа по развитию речи — ...

"Нетрадиционные методы коррекции речевых нарушений"

Консультация о нетрадиционных методах коррекции речевых нарушений у дошкольников....