Проектная деятельность в практике работы учителя-логопеда в ДОУ
методическая разработка по логопедии

Егорова Любовь Алексеевна

     В настоящее время возрастает процент детей с нарушением речи, что обусловлено ухудшением не только экологической обстановки во всем мире, но и плохих социально-экономических условий воспитания и развития детей. У многих дошкольников с задержкой речевого развития имеются проблемы с развитием высших психических функций:  внимания, памяти, мышления. Кроме того, детям с речевыми дефектами часто сложно выразить свои мысли, сформулировать вопрос, выстроить связный, последовательный рассказ. Все это отражается на  формировании личности ребенка в целом, поэтому педагогу важно своевременно подобрать эффективную деятельность.

        Анализируя разнообразные формы коррекционно - развивающей работы с детьми с нарушениями речи, учителя-логопеды находятся в постоянном поиске технологий, которые позволяют ускорить процесс по преодолению речевой патологии, а в целом способствовали  бы формированию всех компонентов речи, развивали социально - коммуникативные навыки у дошкольников. В связи с этим, для максимального достижения положительных результатов в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста в моей  логопедической практике должное внимание заслуживает технология проектной деятельности, как одной из самых оптимальных форм взаимодействия учителя-логопеда, специалистов, воспитателей, и родителей.

        Проектная деятельность – это тот вид педагогической работы, который востребован в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов в практике работы дошкольных образовательных учреждений. Этот вид деятельности, как никакой другой поддерживает детскую познавательную активность, помогает ребенку в раннем возрасте получить социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Проектная деятельность требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, значит, помогает оформить собственный замысел в виде социально-культурно-значимого продукта. Кроме того, активизирует познавательную и творческую активность дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в практике работы учителя-логопеда в ДОО

     В настоящее время возрастает процент детей с нарушением речи, что обусловлено ухудшением не только экологической обстановки во всем мире, но и плохих социально-экономических условий воспитания и развития детей. У многих дошкольников с задержкой речевого развития имеются проблемы с развитием высших психических функций:  внимания, памяти, мышления. Кроме того, детям с речевыми дефектами часто сложно выразить свои мысли, сформулировать вопрос, выстроить связный, последовательный рассказ. Все это отражается на  формировании личности ребенка в целом, поэтому педагогу важно своевременно подобрать эффективную деятельность.

        Анализируя разнообразные формы коррекционно - развивающей работы с детьми с нарушениями речи, учителя-логопеды находятся в постоянном поиске технологий, которые позволяют ускорить процесс по преодолению речевой патологии, а в целом способствовали  бы формированию всех компонентов речи, развивали социально - коммуникативные навыки у дошкольников. В связи с этим, для максимального достижения положительных результатов в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста в моей  логопедической практике должное внимание заслуживает технология проектной деятельности, как одной из самых оптимальных форм взаимодействия учителя-логопеда, специалистов, воспитателей, и родителей.

        Проектная деятельность – это тот вид педагогической работы, который востребован в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов в практике работы дошкольных образовательных учреждений. Этот вид деятельности, как никакой другой поддерживает детскую познавательную активность, помогает ребенку в раннем возрасте получить социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Проектная деятельность требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, значит, помогает оформить собственный замысел в виде социально-культурно-значимого продукта. Кроме того, активизирует познавательную и творческую активность дошкольника.

        Это метод позволяет не только запоминать и воспроизводить имеющиеся у воспитанников знания, а также обобщать, актуализировать, структурировать и уже в полнее осознанно применять эти добытые знания на практике. Применение данного метода  позволяет достичь высоких результатов коррекционно- логопедической работы, повышает мотивацию к учебно-познавательной и речевой деятельности, организовывать и заинтересовать детей, а также разнообразить занятие в целом.

        Проектная деятельность позволяет развивать свободную творческую личность, обеспечение психологического благополучия и здоровья ребенка, развивает познавательные способности, творческое воображения и мышление, а также коммуникативные навыки.

       Одним из важнейших его достоинством, является самостоятельное и осознанное «добывание» знаний детьми. Только действуя, пробуя самостоятельно, ребенок приобретает важнейшие знания и опыт, что в свою очередь, особенно важно для детей с речевыми дефектами. Услышав, увидев и самостоятельно проработав тему, дошкольник может лучше изучить новые слова, которые будет использовать в собственной речи.

   Проектная деятельность в организации коррекционно-образовательного процесса с дошкольниками, имеющими нарушения речи может использоваться педагогом и с другими целями: – для установления контакта с ребенком; – пробуждения интереса к себе, к взаимодействию; – сплочения группы детей, участвующих в выполнении задания.    Метод проектной деятельности становится все более актуальным и эффективным в организации коррекционного процесса с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием. Проектная деятельность в решении проблемы коррекции речевых нарушений в работе с детьми выступает как эффективное инновационное средство, помогающее учителю-логопеду ДОО выстраивать свою работу системно и поэтапно. Важно отметить, что учитель-логопед заранее должен изучить возможности детей с речевыми проблемами, определить для себя основные цели, направления в работе, распределить обязанности в работе над проектом, тщательно контролировать все действия детей. Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников с речевым недоразвитием, координация проектов должна быть гибкой, т. е. педагог ненавязчиво направляет работу детей в осуществлении проектной деятельности:

 – помогает выбрать наиболее актуальную и посильную для детей задачу на определенный отрезок времени;

– подсказывает, какие материалы можно использовать;

 – планирует обучение, игры и другие виды деятельности, которые можно включить в проект;

– определяет, кого из взрослых можно привлечь к совместной с детьми деятельности;

– координирует весь процесс коррекционной деятельности;

 – помогает детям в поиске источников информации; – сам становится источником информации;

– поддерживает и поощряет активность детей в работе над проектом.
     
Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности непосредственно на самого педагога. Проектирование заставляет учителя-логопеда постоянно находиться в пространстве возможностей, что требует ежедневного творческого, личностного роста, изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий. В результате реализации проекта повышается и профессиональная компетентность всех педагогов ДОО: в ходе организации консультаций, семинарских и открытых занятий, они получают дополнительные знания в вопросах использования метода проектной деятельности в коррекционном и педагогическом процессе. В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Дети открываются родителям с новой стороны, ребенок оказывается интересен им, поскольку начинает выдвигать различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется необычным содержанием, приобретает иной смысл.   Взрослые замечают, как у детей активизируются потенциальные возможности полноценного развития, в том числе и речевого. Совместное переживание происходящего, формирование интереса к выполнению заданий вырабатывает положительное отношение к занятиям, улучшает эмоциональный фон, поднимает общую активность, позволяет вырабатывать устойчивые формы поведения. Повышается психолого-педагогическая грамотность и самих родителей: они могут знакомиться с методами и приёмами коррекции речевых нарушений, их ролью в развитии ребенка и применять данный практический опыт в семейном воспитании. Грамотная организация речевой среды дома обеспечивает закрепление навыков, полученных на занятиях, введение их в свободную речь и использование их в различных ситуациях общения. Конечно же, проектный метод нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельный, он становится частью общепринятых проверенных временем традиционных педагогических технологий, и привносит в них дух современности, новые способы взаимодействия учителя-логопеда и ребёнка, формирует интерес к занятиям, способствует включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Как показывает практика, дети приобретают не только речевые умения и навыки, но и способы осуществления коммуникативной и познавательной деятельности, у них повышается уровень произвольной регуляции поведения и обучаемости в целом, что является основными предпосылками формирования учебной деятельности.                                                              Общие показатели результатов психоречевого, моторно-двигательного и эмоционального развития детей свидетельствуют о появлении позитивных изменений и высокой продуктивности коррекционной работы. Исходя из данных полученных результатов деятельности учителя-логопеда с использованием метода проекта становится очевидным, что данный метод является современным продуктивным и актуальным средством развивающего обучения и может активно применяться в целях коррекции речевых нарушений различной этиологии у дошкольников.                                                                               В условиях модернизации образования приоритетной задачей становится развитие личности ребенка, к самообразованию и саморазвитию. К сожалению, ввиду многих обстоятельств,  стандартные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемый положительный результат. 

        Предполагаю, что технологии проектной деятельности будет востребованы в коррекционной работе логопеда. Этот метод содержит в себе огромные потенциальные возможности и способствует качественным изменениям в развитии речи дошкольников. Этот вид деятельности помогает дошкольникам проявить себя, раскрыть свои творческие способности, реализовать свои познавательные потребности, предоставляет большие возможности сотрудничества для всех участников воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

        Как показывает практика, в ходе проектной деятельности дети не только приобретают речевые умения и навыки, но и способы осуществления познавательной и коммутативной деятельности. В результате работы по реализации проектов у дошкольников значительно расширяется словарный запас, формируется грамматический строй речи и развивается связная речь.

     Таким образом, проектная деятельность в логопедической практике является одной из самой перспективной формой работы, содержащей в себе  большие потенциальные возможности. Этот вид деятельности способствует качественным изменениям в развитии речевых способностей детей дошкольного возраста. Использование проектной технологии приводит к положительной динамике речемыслительной деятельности, обеспечивает условия для формирования гармонично развитой личности, позволяет в совместной работе учителя-логопеда с другими участниками образовательного процесса решать важные задачи речевого, социально-коммуникативного и интеллектуального развития дошкольников. Кроме того, данный метод является одним из самых доступных, эффективных и современных методов для работы с детьми с речевыми дефектами.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной деятельности в совместной работе учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности, как залог успешного речевого развития детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, мы искали такие, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех к...

ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ

ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ . Мультимедийные презентации, компьютерные игровые упражнения на логопедических занятиях становятся достаточно привычным явление...

Проектная деятельность в совместной работе учителя-логопеда и воспитателей в условиях логопункта. - Выступление на МО учителей-логопедов и воспитателей.

Стандартные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемого результата. Проектный метод заслуживает внимания логопедов ДОУ , которым приходится искать эффек...

Проектная деятельность в практике работы учителя-логопеда.

О проектной деятельности логопеда (кратко0...

Проектная деятельность в практике работы учителя-логопеда в ДОО

Проектная деятельность в практике работы учителя-логопеда в  ДОУ...

Статья "Проектная деятельность в практике работы учителя-логопеда в ДОУ"

Проектная деятельность в логопедической практике является одной из самой перспективной формой работы, содержащей в себе  большие потенциальные возможности....

Статья "Лучшие практики использования полифункциональных игр,игрушек и дидактических пособий в образовательной деятельности из опыта работы учителя-логопеда"

Лучшие практики использования полифункциональных игр,игрушек и дидактических пособий в образовательной деятельности из опыта работы учителя-логопедаКраткая аннотацияОдним из значимых педагогических ус...