«Зима и её признаки»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Цель: развитие лексико-граммати
Речевые задачи:
1. Расширять и активизировать словарь существительных по данной теме.
2. Развивать умение образовывать и употреблять в речи относительные имена прилагательные.
Познавательные задачи.
1. Формировать представления детей о зиме и её признаках.
2. Расширять представления детей по изучаемой теме «Зима и её признаки».
Оборудование: предметные и сюжетные картинки по теме «Зима и её признаки»; игрушка жираф; наглядная схема для составления рассказа-описани
Речевой материал: зима, лёд, снежинка, холод, мороз, ветер, сосулька, снеговик, метель, вьюга, ёлка, санки, коньки, лыжи, шапка, декабрь, январь, февраль; ранний, колючий, свежий, поздний, злой, суровый, теплый, ветреный, лютый, веселый, нарядный, зимний, ледяной, трескучий, холодный, снежный, шерстяной, морозный, ёлочный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rjycgtrn_.odt | 26.37 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект занятия по развитию
лексико-грамматических средств речи.
1.Организационный момент.
Логопед предлагает детям прослушать и повторить следующие цепочки слов:
снег снегопад снежинки
вьюга метель пурга
санки лыжи горки
шуба валенки шапка
ёлка игрушки снегурочка
снеговик снежок каток
мороз ветер лёд
2. Введение в тему.
Логопед спрашивает детей, к чему можно отнести эти слова. Догадались ли они, о чем будем говорить на занятии. Дети называют как можно больше признаков зимы с опорой на сюжетную картинку. Логопед помогает им с помощью вопросов.
3. Логопед берет игрушку жираф и сообщает, что на занятие прибыл гость из далекой жаркой Африки. Он никогда не видел зимы и просит детей рассказать о ней. А жираф передаст рассказы детей всем животным Африки. (Далее все задания проводятся с использованием игрушки жирафа).
Вопросы детям:
- какое это время года?
- что падает на землю?
- где лежит снег?
- какая погода зимой?
- во что превращается вода?
- что случилось с лужами, реками, прудами?
- во что одеваются зимой люди?
- какой праздник встречают зимой?
Проводится фронтальная беседа с детьми о признаках зимы. Уточняется, что это самое холодное время года, когда выпадает много снега, люди одеваются в теплые одежды. Деревья стоят голые, замерзшие, многие птицы улетают в теплые края, дикие животные переживают зиму.
( С использованием наглядного материала).
3. Физкультминутка.
Упражнение для развития мышечного тонуса и ориентировки в пространстве.
Не боимся мы метели | Дети грозят пальчиком |
Рукавички мы надели | Вращают кистями рук |
Ногами мы потопаем | Топают ногами |
Руками мы похлопаем | Хлопают руками |
Побегаем кругом | Бегают по кругу, взявшись за руки |
И сядем отдохнём | Садятся на корточки |
4. Закрепление лексико-грамматического материала в контексте изучаемой темы.
А). Игра «Назови правильно»
Содержание. Логопед вешает на доску картинки предметов, различных по материалу.
Например: снежный сугроб, меховая шуба, деревянные лыжи, шерстяная шапка, ледяная горка, погода морозная, ветреная, зимняя.
Рассмотрев каждый предмет и уточнив название материала, из которого он сделан, логопед задает ребенку вопрос:
—Из чего сделана горка? и т.д.
Б). Игра «Подбери слова»
Содержание. Логопед даёт детям задание подобрать как можно больше существительных к заданному относительному прилагательному, чтобы дети полнее усвоили его лексическое значение.
— Что бывает снежным? шерстяным? ледяным? меховым? деревянным? морозным? скрипучим? и пр.
Необходимо подбирать по 1-2 слова к каждому относительному прилагательному, отчетливо проговаривая его при этом.
В). Игра «Назови ошибку»
Цели. Продолжать учить детей образовывать относительные прилагательные от соответствующих существительных с помощью различных суффиксов.
Содержание. Логопед предлагает детям посмотреть на картинки, повторить и запомнить названия признаков зимы, а затем исправить предложения, в которые надо добавить слова о том, какой предмет, если он имеет отношение к этим признакам.
Пример. Мальчик вешает ёлка игрушки. Правильный вариант предложения: Мальчик вешает ёлочные игрушки.
На улице дует мороз ветер.—Дети катятся с лыжи горки.—Аня слепила снег бабу. – Лизе подарили дерево лыжи. – Мама связала шерсть шапку. – Зайчик надел новую мехшубку.
5. Подведение итогов. Логопед спрашивает детей, какая тема была сегодня на занятии и просит повторить основные признаки зимы, отмечает успехи детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие с детьми средней группы "Зима и ее признаки".
Регламентированная деятельность с детьми 3-4 лет"Зима и ее признаки". Совместная деятельность воспитателя с детьмии с использованием современных образовательных технологий, в п...
Методическая разработка закрепления понятий и представлений о зиме и ее признаках детьми дошкольного возраста
Методическая разработка посвящена речевому развитию детей дошкольного возраста в рамках темы «Зима», расширению их словарного запаса, расширению сенсорного опыта....
недельный проект Тема проекта: «Зима спешит к нам в гости» Цель. Создание социальной ситуации развития для ознакомления с признаками зимы, обогащения словарного запаса детей. Задачи. Способствовать формировать у детей знания о времени года «Зима». Р
Тема проекта: «Зима спешит к нам в гости» Дата: 23.11.2020 – 27.11.2020Цель. Создание социальной ситуации развития для ознакомления с признаками зимы, обогащения сло...
Презентация "Зима и её признаки"
Закрепление понятий «зима», «зимние признаки».Систематизировать знания детей о зиме, повторить приметы зимы, повторить названия зимних месяцев. Согласо...
Календарно - тематическое планирование. Декабрь. Темы: "Зимующие птицы", "Зимняя одежда", "Зима. Признаки зимы", "Новый год".
ДекабрьТема месяца: Новый год.Цели: привлечение детей к активному разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведении. Содействие возникновению чувства удовлетворения от участ...
Конспект занятия по развитию связной речи у детей с ОНР на тему «Зима и ее признаки.»
Занятие разработано с целью развития связной речи, закрепления речевого материала по лексической теме "Характерные признаки зимы" у детей с ОНР....
Планирование по теме "Зима. Признаки зимы. Зимующие птицы" в подготовительной группе.
Планирование по теме "Зима. Признаки зимы. Зимующие птицы"...