«Зима и её признаки»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Бизенкова Софья Андреевна

Цель: развитие лексико-грамматических средств речи в контексте изучаемой темы.

Речевые задачи:

1.​ Расширять и активизировать словарь существительных по данной теме.

2.​ Развивать умение образовывать и употреблять в речи относительные имена прилагательные.

Познавательные задачи.

1.​ Формировать представления детей о зиме и её признаках.

2.​ Расширять представления детей по изучаемой теме «Зима и её признаки».

Оборудование: предметные и сюжетные картинки по теме «Зима и её признаки»; игрушка жираф; наглядная схема для составления рассказа-описания зимы.

Речевой материал: зима, лёд, снежинка, холод, мороз, ветер, сосулька, снеговик, метель, вьюга, ёлка, санки, коньки, лыжи, шапка, декабрь, январь, февраль; ранний, колючий, свежий, поздний, злой, суровый, теплый, ветреный, лютый, веселый, нарядный, зимний, ледяной, трескучий, холодный, снежный, шерстяной, морозный, ёлочный.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rjycgtrn_.odt26.37 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект занятия по развитию

лексико-грамматических средств речи.

1.Организационный момент.

Логопед предлагает детям прослушать и повторить следующие цепочки слов:

снег   снегопад   снежинки
вьюга   метель   пурга
санки   лыжи   горки
шуба   валенки   шапка

ёлка игрушки снегурочка

снеговик снежок каток

мороз ветер лёд

2. Введение в тему.

Логопед спрашивает детей, к чему можно отнести эти слова. Догадались ли они, о чем будем говорить на занятии. Дети называют как можно больше признаков зимы с опорой на сюжетную картинку. Логопед помогает им с помощью вопросов.

3. Логопед берет игрушку жираф и сообщает, что на занятие прибыл гость из далекой жаркой Африки. Он никогда не видел зимы и просит детей рассказать о ней. А жираф передаст рассказы детей всем животным Африки. (Далее все задания проводятся с использованием игрушки жирафа).

Вопросы детям:

- какое это время года?

- что падает на землю?

- где лежит снег?

- какая погода зимой?

- во что превращается вода?

- что случилось с лужами, реками, прудами?

- во что одеваются зимой люди?

- какой праздник встречают зимой?

Проводится фронтальная беседа с детьми о признаках зимы. Уточняется, что это самое холодное время года, когда выпадает много снега, люди одеваются в теплые одежды. Деревья стоят голые, замерзшие, многие птицы улетают в теплые края, дикие животные переживают зиму.

( С использованием наглядного материала).

3.​ Физкультминутка.

Упражнение для развития мышечного тонуса и ориентировки в пространстве.

Не боимся мы метели

Дети грозят пальчиком

Рукавички мы надели

Вращают кистями рук

Ногами мы потопаем

Топают ногами

Руками мы похлопаем

Хлопают руками

Побегаем кругом

Бегают по кругу, взявшись за руки

И сядем отдохнём

Садятся на корточки

4.​ Закрепление лексико-грамматического материала в контексте изучаемой темы.

А). Игра «Назови правильно»

Содержание. Логопед вешает на доску картинки предметов, различных по материалу.

Например: снежный сугроб, меховая шуба, деревянные лыжи, шерстяная шапка, ледяная горка, погода морозная, ветреная, зимняя.

Рассмотрев каждый предмет и уточнив название материала, из которого он сделан, логопед задает ребенку вопрос:

—Из чего сделана горка? и т.д.

Б). Игра «Подбери слова»

Содержание. Логопед даёт детям задание подобрать как можно больше существительных к заданному относительному прилагательному, чтобы дети полнее усвоили его лексическое значение.

— Что бывает снежным? шерстяным? ледяным? меховым? деревянным? морозным? скрипучим? и пр.

Необходимо подбирать по 1-2 слова к каждому относительному прилагательному, отчетливо проговаривая его при этом.

В). Игра «Назови ошибку»

Цели. Продолжать учить детей образовывать относительные прилагательные от соответствующих существительных с помощью различных суффиксов.

Содержание. Логопед предлагает детям посмотреть на картинки, повторить и запомнить названия признаков зимы, а затем исправить предложения, в которые надо добавить слова о том, какой предмет, если он имеет отношение к этим признакам.

Пример. Мальчик вешает ёлка игрушки. Правильный вариант предложения: Мальчик вешает ёлочные игрушки.

На улице дует мороз ветер.—Дети катятся с лыжи горки.—Аня слепила снег бабу. – Лизе подарили дерево лыжи. – Мама связала шерсть шапку. – Зайчик надел новую мехшубку.

5.​ Подведение итогов. Логопед спрашивает детей, какая тема была сегодня на занятии и просит повторить основные признаки зимы, отмечает успехи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с детьми средней группы "Зима и ее признаки".

Регламентированная  деятельность с детьми 3-4 лет"Зима и ее признаки".  Совместная деятельность воспитателя с детьмии с использованием современных  образовательных технологий, в п...

Методическая разработка закрепления понятий и представлений о зиме и ее признаках детьми дошкольного возраста

Методическая разработка посвящена речевому развитию детей дошкольного возраста в рамках темы «Зима», расширению их словарного запаса, расширению сенсорного опыта....

Презентация "Зима и её признаки"

Закрепление понятий «зима», «зимние признаки».Систематизировать знания детей о зиме, повторить приметы зимы, повторить названия зимних месяцев. Согласо...

Календарно - тематическое планирование. Декабрь. Темы: "Зимующие птицы", "Зимняя одежда", "Зима. Признаки зимы", "Новый год".

ДекабрьТема месяца: Новый год.Цели: привлечение детей к активному разнообразному   участию в подготовке к празднику и его проведении. Содействие возникновению чувства удовлетворения от участ...

Конспект занятия по развитию связной речи у детей с ОНР на тему «Зима и ее признаки.»

Занятие разработано с целью развития  связной речи, закрепления речевого материала по лексической теме "Характерные признаки зимы" у детей с ОНР....

Планирование по теме "Зима. Признаки зимы. Зимующие птицы" в подготовительной группе.

Планирование по теме "Зима. Признаки зимы. Зимующие птицы"...