Информационные технологии как инновационный подход к реализации ФГТ в коррекционно-логопедической работе ДОУ.
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме
Включение в коррекционно-образовательный процесс новых педагогических технологий, которые позволяют достигать более высоких результатов в коррекции устной речи воспитанников: мультимедийных презентаций и авторского электронного пособия " В мире слов".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_innovatsionnykh_metodik_v_detskom_sadu.docx | 23.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализируя современную ситуацию в образовании, мы наблюдаем повышение требований к начальному обучению, актуализацию целого ряда психолого-педагогических проблем, связанных с подготовкой детей к школе. На современном этапе можно констатировать и изменение социального заказа общества к дошкольным учреждениям. ДОУ должны подготовить детей с нормальным и нарушенным психоречевым развитием к получению образования в условиях массовых образовательных учреждений, обеспечить им успешную социализацию.
Решение этой задачи представляет определенные трудности, особенно по отношению к дошкольникам, имеющим общее недоразвитие речи (ОНР).
Известно, что полноценная речь ребёнка является непременным условием для его успешной социализации. С уровнем развития речи связана речевая готовность дошкольника к учебной деятельности. Речь является основным показателем сформированности познавательных процессов, детской психики, фактором успешного обучения, познания окружающего мира. По тому, как ребёнок говорит, как у него развита речь, мы можем судить не только о речевой среде, формирующей её, но и об общей развитости дошкольника, его психологической зрелости. Речь является показателем общей культуры ребёнка, его умственного, нравственного и эстетического развития.
Поэтому наш педагогический коллектив считает, что современный педагог должен обладать не только знаниями, умениями и навыками, позволяющими эффективно и качественно оказывать помощь дошкольникам и родителям в реализации задач корригирующего обучения и воспитания, но и должен осуществлять поиск новых педагогических технологий, как предпосылок для эффективного обучения ребёнка в школе и успешной его социализации.
На протяжении ряда лет педагоги ДОУ включают в коррекционно-
образовательный процесс новые педагогические технологии, которые позволяют достигать более высоких результатов образовательной деятельности дошкольников:
- мультимедийные презентации;
- авторское электронное пособие «В мире слов».
Мультимедийные презентации позволяют объединить текстовые данные, звук, графику и анимацию. Их применение объясняется многочисленными преимуществами, к которым относятся:
- Информационная емкость
Насыщенность содержанием в отличие от остальных способов представления информации.
- Компактность
Упрощение работы по предоставлению наглядности: избавление от трудоёмкого процесса изготовления наглядных пособий и определения места для их хранения. Рациональное использование времени при организации воспитательно – образовательного процесса.
- Доступность
Достоинства презентации в том, что ее просто сделать.
- Мобильность
Всё, что нужно для демонстрации – это носитель и компьютер.
- Интерактивность
Мультимедийные технологии способны изменяться и реагировать на действия пользователя. Всегда можно подробнее остановиться на той части материала, которую не усвоил ребёнок.
- Многофункциональность
Возможно многократное использование одной мультимедийной презентации, дополнение новыми текстовыми и графическими материалами, её модификации. Однажды созданная презентация может иметь до десятка различных способов использования, начиная от применения мультимедиа при организации образовательной деятельности дошкольников, для проведения открытых мероприятий, при обмене опытом с коллегами, организации консультаций с родителями.
- Наглядность и эмоциональная привлекательность
Сочетание звуковых и визуальных образов, подбор доминирующих цветов создают у дошкольников позитивное отношение к представляемой информации. Использование видеофрагментов в презентациях даёт возможность продемонстрировать динамичные процессы. Движение отдельных частей слайда в анимации привлекает внимание дошкольников. Всё вместе это обепечивает «аффектность» восприятия информации – изучаемый материал подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне ощущений, что ведёт к подсознательному закреплению информации. Это повышает интерес к обучению и способствует более качественному усвоению нового материала.
Благодаря использованию электронных мультимедийных презентаций, педагоги ДОУ достигают:
- повышения целенаправленности обучения;
- более высоких результатов воспитательно – образовательной работы;
- усиления мотивации и повышения интереса ребёнка;
- улучшения эмоционального состояния дошкольников.
Очевидной в настоящее время стала необходимость создания программно – методического обеспечения коррекционно – образовательной работы по развитию речи. Так появилось электронное пособие «В мире слов», которое предназначено для работы с детьми с общим недоразвитием речи и может быть использовано при проведении групповой, подгрупповой и индивидуальной деятельности дошкольников.
Педагогами ДОУ данное электронное пособие применяется на различных этапах коррекционно – образовательной работы: диагностическом, этапе формирования лексико – грамматических категорий развития связной речи, контрольно – оценочном этапе.
Пособие позволяет мобильно выбрать лексическую и грамматическую тему, лингвистический материал, соответствующий возрастным, индивидуальным и речевым возможностям воспитанников. Представленные в пособии лексические темы соответствуют перспективному планированию воспитательно – образовательного процесса.
В процессе разработки компьютерно-опосредованной технологии «В мире слов» учитывались следующие критерии:
- соответствие лингвистического материала требованиям программы «Обучения и воспитания дошкольников с речевыми нарушениями»;
- доступность дошкольнику понятийного уровня программы;
- возможность изменения педагогом учебного материала в соответствии с уровнем речевого развития и возрастными особенностями воспитанников;
- возможность использования программы на различных этапах воспитательно - образовательной работы;
- наглядность представления информации на экране дисплея;
- доступность управления программой для пользователя.
Данной компьютерной технологии свойственно следующее:
- Реализация принципа адаптивности: приспособление программы к индивидуальным особенностям ребенка.
- Управляемость: в любой момент возможна коррекция педагогом процесса обучения.
- Интерактивность и диалоговый характер обучения: программа обладает способностью "откликаться" на действия педагога и ребёнка; "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.
- Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.
- Поддержание в ребёнке состояния психологического комфорта на занятии.
- Неограниченное обучение: содержание, его интерпретация и приложение сколько угодно велики.
Последовательное включение специальной компьютерно-опосредованной технологии в процесс абилитации и реабилитации позволяет максимально дифференцировать и индивидуализировать воздействия по преодолению недостатков речи детей по следующим составляющим:
- в зависимости от структуры речевого дефекта, уровня знаний и умений ребенка;
- в зависимости от психологических и физиологических особенностей воспитанников предоставляется:
- возможность осуществления индивидуальной стратегии обучения;
- может быть задан индивидуальный объем и глубина изучения материала;
- возможность определения оптимального темпа предъявления материала;
- выбор нужной последовательности и логики представления информационных, демонстрационных и контрольных элементов занятия.
Использование компьютерной программы «В мире слов» это путь к интеллектуализации ребёнка, помощь в диагностике речевого развития, совершенствование всего педагогического процесса, развитие детской инициативы и любознательности, создание элементов развивающей среды, индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку с речевыми нарушениями и положительного эмоционального фона. Она способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, всесторонне развивает ребенка.
Таким образом, применение новейших технологий позволяет:
- осуществлять индивидуализацию обучения,
- объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов,
- решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность и ведущую для дошкольного возраста деятельность – игру,
- добиваться высоких результатов воспитательно – образовательного процесса.
Систематическое использование электронных мультимедиа обучающих программ и метода проекта в сочетании с традиционными методами обучения значительно повышает эффективность обучения детей, имеющих нарушения речи, так как опирается на чувственные образы ребёнка, делает материал более конкретным, а его усвоение более доступным; повышает общий эмоциональный фон. Мы наблюдаем качественное усиление результата образования и воспитания, вследствие одновременного воздействия нескольких технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАНИЕ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ»
Доклад (выступление на педсовете)...
Статья Тема: «Использование информационных технологий и современных подходов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
Основной целью модернизации системы специального образования является реализация конституционного права на получение доступных форм образования всеми категориями детей с ограниченными возможностями зд...
Использование информационных технологий и современных подходов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Необходимость обеспечения качественного, массового и индивидуализированного образования способствовала появлению систем дистанционного обучения.Дистанционное обучение предоставляет учащимся возмо...
«Инновационные подходы в реализации эколого – краеведческого направления в воспитании детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» (из опыта работы)
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «в...
«Инновационные подходы к реализации здоровьесберегающих технологий и развитию мыслительной деятельности»
Многие воспитатели детских садов, идущие в ногу с современными тенденциями образования, ищут новые личностно-ориентированные подходы в образовании. Я тоже нахожусь в постоянном поиске нового содержани...
Педагогический совет «STEAM» технология как инновационный подход в развитии ребенка при реализации ФГОС ДО».
Мы живем в эпоху технической революции. Вокруг нас возникают новые технологии, новые профессии, вытесняя старые и хорошо знакомые. Будучи педагогом, приходится задумыват...
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по результатам тематического контроля «Эффективность внедрения STEM-технологии как инновационного подхода в развитии ребенка при реализации ФГОС ДО».
Цель: проанализировать эффективность работы по использованию STEAM -технологии в воспитательно- образовательном процессе, позволяющей формировать условия для полноценного развивающего взаи...