Конспект занятия по развитию слухового внимания и фонематического восприятия
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Маркова Светлана Петровна

Занятия лучше проводить с подгруппой детей из 4-6 человек. Цель: развитие слухового внимания на материале неречевых  и речевых звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx42.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового занятия с детьми старшей группы

 компенсирующей направленности.

Тема: Развитие слухового внимания и фонематического восприятия

Формирование фонематического восприятия заключается в последовательности усвоения фонематических представлений, позволяющих выходить за пределы непосредственного опыта ребенка, подготавливая его к усвоению ритмико-интонационной стороны речи. Параллельно формируется скоординированная работа речеслухового, речедвигательного, зрительного анализаторов, обеспечивающих основу коммуникативной функции речи.

Таким образом, формируя фонематическое восприятие, можно уменьшить дефицит языковой способности, развить мышление и коммуникативную компетенцию ребенка.

Программные задачи:

познакомить с правилами поведения на занятии;

развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие на материале  неречевых и речевых звуков.

Оборудование:

небольшая ширма;

звучащие игрушки и предметы (бубен, барабан, колокольчик, губная гармошка и пр.);

Ход занятия:

1. Организационный этап

- Садится тот из детей, кто хлопками воспроизведет заданный логопедом ритм звучания «волшебного бубна».

2. Сообщение темы занятия

- Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.

(Детям объясняются правила поведения на занятии: не мешать соседям, поднимать руку и пр.).

 3.  Развитие слухового внимания. Игра «Молчанка»

- Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять — начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки. Проводится игра «Молчанка».

- Что вы услышали? Вокруг вас множество звуков.

Посмотрите, сколько разных предметов перед вами. Эти предметы могут звучать по-разному.

Послушайте эти звуки.

А) работа ножниц, шуршание бумагой, постукивание молотком, постукивание ложечкой о стакан.

А сейчас отгадайте предмет по звучанию.

Действия выполняются логопедом за ширмой, а дети называют, что звучало.

Б) - Игра «Что звучит?»

Детям предлагается при зрительном контроле послушать звучание четырех предметов (бубен, барабан, колокольчик, губная гармошка). Затем предметы убираются за ширму, и дети отгадывают - что звучит.

Уточняется, что дети слушали разные ЗВУКИ.

 4. Физминутка

Игра «У кого колокольчик?»

Дети образуют круг. Водящий становится в центр круга и закрывает глаза. Дети передают колокольчик друг другу. По беззвучному сигналу логопеда ребенок, получивший колокольчик, звонит и прячет колокольчик за спину. Водящий определяет направление звучания и угадывает того, кто звонил.

5. Знакомство с термином «Речевой звук»

Вы уже слышали, как звучат разные не живые предметы. Все живые существа тоже издают звуки. Послушайте стихотворение «Разные звуки».

Где-то собаки рычали:                        Листья на ветру шумели:

  • Р-р-р'                        —Тсс!        
    В стойле коровы мычали:                       Змеи в лесу шипели:        
  • Мммуу!                        — Шшш!        
    В комнате мухи жужжали:                       А комары все пели:
  • Жжж!                       — Ззз!

Мимо машины бежали:                       Непоседа мячик днем и ночью

  • Тррр!                        Успокоиться не хочет:
    Гудели от ветра все провода:                        — Пам! Пам!
  • Зззнь!                        Куклы кашляют в постели —
    Капала в кухне из крана вода:                        Днем мороженое ели!
  • Динь!                       — Кхх! Кхх!        
    Перекликались в ночи поезда:
  • Ууу! Ууу!                                                 Э. Нийт. (Перевод с эстонского Е. Ракеева)

- Как перекликались поезда? (Ууу!) Как коровы мычали? Как куклы кашляют от мороженого?

Вы сегодня еще не сможете повторить все звуки, но мы обязательно научимся их произносить.

Звуки издают разные животные, а мы с вами — говорим. Человек обладает речью. Звуки речи соединяются, и образуют слова. А помогают говорить нам наши ротик, губки, язычок и голосок. Запомните главное правило: Звуки мы слышим и говорим! (выставляется табличка, см приложение)

6. Проговаривание слогов в сопровождении четких ритмичных движений:

Подбор звуков и слов для передачи звучания неживой природы.

Игра «Театр».

Один слог — одно четкое движение. Показать и озвучить:

  • «Идет дождь»: пальцы стучат по столу: «Кап-кап».
  • «Паровоз»: кулаки плотно сжаты, резко разжимаются и сжимаются: «Пых-пых»;
  • «Чайник кипит»: крышка-ладонь стучит по чайнику-кулаку: «Бах-бах-бах»;
  • Маятник»: локоть ведущей руки опирается на стол, пальцы вместе, наклонять руку влево-вправо, не сгибая в запястье: «Тик-так»;
  • «Насос»: руки в замке движутся вверх, вниз: «Пс»

7. Итог занятия.

- Что вы на занятии учились слушать и различать? (Звуки)

Что вы узнали про звуки? (Звуки мы слышим и говорим!)

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия

Данный материал разработан для развития слухового внимания и фонематического восприятия у детей старшей группы на материале внеречевых звуков....

Cеминар «Развитие памяти, речи, внимания у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста» в рамках проекта «Ресурсная школа» Практикум для воспитателей и специалистов «Развитие слухового внимания и фонематического восприятия»

4-5 лет — возраст особого интереса к словам, звукам. Чтобы этот интерес не пропал, необходимо вовлечь детей в интересную, содержательную игровую деятельность. В данном материале представлены разнообра...

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Развитие слухового внимания и фонематического восприятия

Цель: развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков; объяснить различие понятий «звук» и «слово»....

Игры и упражнения на логопедических занятиях для развития слухового внимания и фонематического восприятия.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ.Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом  — основным компонентом восприятия речи — понимается способ...

Конспект открытого логопедического занятия по развитию слухового внимания и фонематического восприятия (воспитанники с ОНР)

Конспект открытого логопедического занятия по развитиюслухового внимания и фонематического восприятия(воспитанники с ОНР)...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: развитие слухового внимания и фонематического восприятия

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.Тема: развитие слухового внимания и фонематического восприятия...