Игры по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Неслуженко Наталья Геннадьевна

Рекомендуемые упражнения помогают малышу осваивать звуковую систему родного языка, подготовят ребенка к усвоению грамоты, письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ffn.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

Игры по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет

Рекомендуемые упражнения помогают малышу осваивать звуковую систему родного языка, подготовят ребенка к усвоению грамоты, письменной речи.

Игры, направленные на развитие фонематического слуха и восприятия.

Игра на различение неречевых звуков, развитие слухового внимания и слуховой памяти «Отгадай, что звучит».

Оборудование: ширма, различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки: колокольчик, бубен, барабан, бумага, фольга, дудка, трещотка, погремушка и т. д.

Ход. Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звенит колокольчиком и т. д. и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать. Вместо ширмы можно предложить ребенку просто сесть спиной к взрослому.

Игра на различение одинаковых слов, слогов и звуков, ориентируясь на высоту, силу и тембр голоса «Угадай, кто кричит»
Оборудование: игрушки или картинки, изображающие знакомых ребенку домашних животных: корову, собаку, кошку, лошадь и др.

Ход. Взрослый показывает ребенку приготовленные картинки или игрушки и обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных. Затем он просит малыша послушать и угадать, кто придет к ним в гости. Взрослый закрывает рот листом бумаги и подает голос, подражая одному из животных. Ребенок угадывает, кто это. Игру можно повторять 5-6 раз. Необходимо следить, чтобы малыш внимательно слушал, активизировать его вопросами.

Игра на различение слов «Волшебная палочка»

Оборудование: предмет, который может сыграть роль волшебной палочки (лазерная указка, карандаш, обернутый фольгой и т. п.).

Ход. Взрослый и малыш рассматривают предметы в комнате. У взрослого в руке волшебная палочка, которой он дотрагивается до предмета и громко называет его. Вслед за этим название предмета произносит ребенок, стараясь сделать это как можно четче. Взрослый постоянно обращает внимание ребенка на то, что они произносят слова. Необходимо следить, чтобы ребенок правильно соотносил слова с предметами.

4. Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук»
Ход. 
Взрослый предлагает ребенку прослушать ряд звуков и хлопнуть в ладоши, когда услышит заданный звук.

5. Игра «Назови слова на заданный звук»
Ход. 
Взрослый предлагает ребенку назвать слова на заданный звук.

6. Игра «Эхо»
Ход. 
Взрослый предлагает ребенку повторить слоговые дорожки: са-со-са

Игры, направленные на развитие фонематического анализа и синтеза.
1. Игра «Назови первый/последний звук в слове»
Оборудование: 
предметные картинки.
Ход. Взрослый предлагает ребенку назвать в словах первый или последний звук.

2. Игра «Определение позиции звука в слове»
Оборудование: 
предметные картинки, картинка паровозика с 3-мя вагончиками.
Ход. Взрослый предлагает ребенку определить, где находится заданный звук в слове.

3. Игра «Звуковой анализ»
Оборудование: 
предметные картинки, карточка для определения количества звуков, фишки красного, зеленого, синего цветов.
Ход. Взрослый предлагает ребенку обозначить звуки слова фишками.
Пример: в слове КОТ — 3 звука.
Первый звук — К. Он согласный, твердый, глухой — обозначаем синей фишкой.
Второй звук — О. Он гласный — обозначаем красной фишкой.
Третий звук — Т. Он согласный, твердый, глухой — обозначаем синей фишкой.

4. Игра «Звуковой синтез»
Назови сколько всего звуков в слове? Назови первый/второй/третий. Сколько в слове гласных звуков? Сколько согласных? Сколько согласных твердых/согласных мягких?

5. Игра «Звуки рассыпались»
Оборудование: 
предметные картинки.

Ход. Взрослый предлагает ребенку из звуков составить слово: К О Т — кот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект подгрупповой коррекционно-логопедической ОД для детей старшей группы с ФФНР (с использованием ИКТ) из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ"

Коррекционно-образовательные цели: Расширение и активизация словаря детей по теме «Зима» (метель, снег, снежинка,  вьюга, буран, снегопад, заснеженный).Совершенствование грамматического стро...

План – конспект занятия из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ". Тема «Звук и буква О. Анализ звуко-буквенных рядов АО, ОА, ОУ, УО».

Коррекционно-образовательные задачи:- учить различать тембр голоса;- уточнить артикуляцию звука О;- учить чётко, утрированно произносить звук О, угадывать его по беззвучной артикуляции, выделять его в...

План – конспект подгруппового занятия "По программе развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ ". Тема «Звуки Ф, Фь. Буква Ф. Звуковой анализ прямых и обратных слогов».

Коррекционно-образовательные задачи:- уточнить  артикуляцию звуков Ф, Фь;- продолжать вводить в пассивный и активный словарь детей понятия согласный звук, твёрдый (мягкий) согласный звук, глухой ...

Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста

Работа по звуковой культуре речи начинается со знакомства детей с гласными звуками. По этой теме детям предлагается множество разнообразных игр и упражнений. Гласные звуки являются тем фундаментом, на...

Игры на развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста.

Формирование фонематических процессов у детей с нарушением речи, а также игры, используемые на каждом из этапов работы....

Игры на развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста.

Главным определяющимпризнаком ФФН является незавершенность формирования процессовпроизношения и восприятия фонем, близких по акустико-артикуляционнымихарактеристикам. ФФН представляет серьезное препят...