занятие по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
занятие по знакомству со звуком и буквой Д
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zaniyatie_chertenkovoy.docx | 17.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №120»
К О Н С П Е К Т
непосредственной образовательной деятельности
с детьми подготовительной к школе группы
«Познавательно-речевое развитие»
Выполнила: Чертенкова О.А.,
учитель-логопед
Кемерово 2013
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество»
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, продуктивная, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская
Цели:
Уточнить артикуляцию звуков [Д] и [Д'];
Закрепить знание о твёрдых и мягких согласных звуках, на примере дифференциации звуков [Д] и [Д'];
Развивать фонематическое восприятие;
Обогащать словарь детей скороговорками, развивать просодику;
Упражнять в проведении звукового анализа слова («дом»);
Познакомить с буквой «Д»;
Активизировать поисковую деятельность в области грамматики, воспитывать языковое чутьё, развивать внимание к слову;
Развивать внимание, мелкую моторику.
Материалы и оборудование:
Карточки синего и зелёного цвета на каждого ребёнка, карточки для определения места звука в слове на каждого ребёнка, картинки на звуки [Д] и [Д'], набор разноцветных фишек для составления звуковой схемы слова, карточки из бархатной бумаги, нитки, тетради, простые карандаши, карточки со слогами.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Бычок Дима хочет участвовать в конкурсе рисунков, но все картинки обязательно должны начинаться со звука [Д], а он таких слов не знает. Дети, поможем Диме. Вспомните и назовите слова, которые начинаются со звука [Д].
2. Характеристика звуков [Д] и [Д'].
Педагог вместе с детьми даёт характеристику звука [Д]
- Звук [Д] – согласный, произносить его нам помогают язык и зубы (кончик языка стучит в бугорки за верхними зубами). Это звонкий звук, как будто молоток стучит о шляпку гвоздя.
Дети, имитируя забивание гвоздя молотком, бьют кулачком о кулачок, произнося звук [Д]. (Педагог следит, чтобы дети произносили звук звонко, но не кричали).
- В одних словах звук [Д] произносится твёрдо, такой звук мы обозначаем синим квадратиком, а в других – мягко [Д'], этот звук мы обозначаем зелёным квадратиком (Дети произносят мягкий звук).
3. Фонетическая зарядка. Скороговорка.
Педагог предлагает Диме вместе с ребятами научиться красиво произносить звуки [Д] и [Д'] при помощи скороговорки:
Дятел на дубу сидит.
Дед на дудочке дудит.
(Использовать кубик с картинками для развития просодики).
4. Игровое упражнение «Твёрдый – мягкий».
Педагог предлагает детям научить Диму различать звуки твёрдые и мягкие в начале слова. Педагог называет слова, а дети поднимают карточки синего или зелёного цвета в зависимости от услышанного звука (Использовать картинки дуб, дом, дым, дрова, дерево, Дима, диван, дятел, дети).
5. Игровое упражнение «Где звук живёт?»
- Звук [Д] может находиться не только в начале, но и в середине, и в конце слова.
Дети учат Диму определять место звука [Д] в слове. Им предлагаются карточки, в которых они указывают место звука в слове (Карточки с картинками дракон, комод, борода, подушка, дача).
6. Динамическая пауза.
На поляне дом стоит, Все встаю, руки как «крыша».
Ну, а к дому путь закрыт. Руки перед грудью, согнуты в локтях.
Мы ворота открываем – Руки разводят в стороны.
В этот домик приглашаем. Маршируют.
7. Звуковой анализ слова «ДОМ».
- Дима говорит, что рисунки надо подписать, а он писать не умеет. Дима, наши дети тоже пока не умеют писать, но они могут выложить звуковую схему слова, и это поможет им грамотно писать в школе. Мы и тебя научим.
Звуковой анализ слова «ДОМ» с выкладыванием схемы слова.
8. Знакомство с буквой «Д».
- Звуки [Д] и [Д'] на письме обозначаются буквой «Д».
Педагог показывает букву «Д», сопровождая показ словами:
Две полоски наклонили,
Снизу третью начертили,
А теперь согнём немножко
Две коротенькие ножки.
Буква «прописывается» в воздухе, рассматриваются элементы буквы.
9. Пальчиковая гимнастика.
Стол стоит на толстой ножке, («стол»)
Рядом стульчик у окошка, («стул», «окно»)
Два бочонка под столом - («бочонок», «стол»)
Вот такой я видел дом! («бинокль», «крыша»)
10. Написание буквы.
Дети пишут в тетради букву «Д».
Игровое упражнение (в тетради) «Отремонтируй букву»
11. Чтение слогов с буквой «Д».
- Дима, дети сейчас научат тебя читать слоги с буквой «Д».
Дети по просьбе педагога поднимают карточки со слогами. (У каждого ребёнка карточки со слогами ДА, ДО, ДУ, ДЫ, ДИ, ДЕ)
12. Отгадывание ребусов.
- У Димы в конверте картинки, на них зашифрованы слова – это ребусы. Поможем Диме их прочитать. (Ребусы: гвоздика, дудочка)
13. Итог занятия.
- Дима, ребята тебе помогли. Теперь ты сможешь участвовать в конкурсе рисунков, начинающихся со звука [Д]. Ребята сегодня тебя многому научили. Сейчас они тебе напомнят, что нового ты узнал сегодня. (Высказывания детей)
Дима в знак благодарности дарит детям контур буквы «Д», который они могут заштриховать в свободное время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно – речевая викторина для детей подготовительной к школе группы с участием родителей « Что? Где? Когда?»
Данная разработка является результатом проектного метода образования детей.Проведению данной увлекательной игры предшествует большая предварительная работа, в которой задействованы дети, воспитатели, ...
Конспект НОД познавательно-речевого цикла с детьми подготовительной к школе группы "В царстве растений"
Программное содержание: 1.Закрепить знание детей о растениях .2.Развивать умение обобщать по существенным признакам, учить строить свои суждения, используя модели. Расширить и уточнить знан...
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в подготовительной к школе группе на тему:"Труд взрослых"
На данном занятии дети попытаются дать определение понятию "труд", узнают больше о потребностях людей и о труде как средстве удовлетворения этих потребностей. Это занятие подводит детей к пониманию ва...
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в подготовительной к школе группе на тему:"Труд взрослых"
На данном занятии дети попытаются дать определение понятию "труд", узнают больше о потребностях людей и о труде как средстве удовлетворения этих потребностей. Это занятие подводит детей к пониманию ва...
Развитие познавательно-речевых умений у детей подготовительной к школе группы через сказку
Рабочая программа...
конспект занятия по художественно - эстетическому развитию для подготовительной к школе группе. "Подарок на день рождения"
Цель: Знакомство детей с нетрадиционным способом изготовления цветов из бумажных салфеток....
"Наша армия" (конспект занятия по социально - коммуникативному развитию) в подготовительной к школе группе
"Наша армия" (конспект занятия по социально - коммуникативному развитию) в подготовительной к школе группе...