Обогащение словаря ребенка - основа речевого развития.
консультация по логопедии по теме

Бердоносова Наталья Петровна

Косультация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Обогащение словаря  ребёнка – основа речевого развития.

                                                                                         Учитель-логопед МАДОУ ДСОВ № 19

        Н.П.Бердоносова

Обогащение словаря  ребёнка – основа речевого развития.

Словарный запас - это набор слов, выражений, понятий, которые человек понимает и использует в своей речи. Словарный запас развивается с возрастом и служит как полезный и фундаментальный инструмент для общения и приобретения новых знаний. Накопление словаря одна из основных составляющих в развитии речи человека. И чем богаче у человека словарный запас, тем полноценнее, разнообразнее его устная речь.

Самые первые слова у ребенка обычно появляются к году. Эти слова (чаще всего мама, папа) обозначают не только конкретный предмет или человека, но и могут выражать целую мысль. Одно и то же слово ребенок может использовать и как жалобу, и как просьбу дать ему игрушку, «взять на ручки», или отказ делать что-либо и т. п. В дальнейшем у ребенка появляются все новые и новые слова, которые он постепенно начинает связывать между собой, выстраивать простую фразу. В первую очередь ребенком усваиваются те слова, которые непосредственно связаны с его жизнью, - названия окружающих предметов, игрушек, повседневных действий. При этом количество имеющихся у ребенка слов зависит от тех условий, в которых он живет и воспитывается.

Словарь человека складывается из двух составляющих: пассивный словарь и активный.

Пассивный словарь - слова, выражения, которые мы знаем, понимаем, но в речи не используем, или используем, но редко. Активный - это повседневный, общеупотребительный набор слов.

Словарный запас детей должен обогащаться не только в количественном, но и в качественном отношении, когда складывается понимание значения слов. В раннем дошкольном возрасте формируется основа, закладывается фундамент для становления лексического значения слов.

Рост словаря происходит за счет разнообразных частей речи, для раннего дошкольного возраста это в основном существительные, глаголы и прилагательные. У ребенка формируются связи между предметом, его изображением, словом, его обозначающим. Дальше он знакомится с действием, выполняемым предметом, и словом, обозначающим действие. После добавляются слова-признаки или описания.

Ребенок с помощью взрослого учится согласовывать их, складывать в фразу.                                                                                                                                                                               

Активная речевая среда способствует более полному речевому развитию ребенка. Посредством этого накапливается пассивный словарь, понимание обращенной речи. Частое называние отдельных предметов, описание их свойств постепенно откладывается в памяти ребенка. Также он знакомится с грамматическими формами и нормами родного языка. Постоянная беседа с ребенком обеспечивает и формирование диалогической речи.                  

Логопедическая работа с детьми раннего возраста включает в себя три направления.

- Это развитие импрессивной речи и формирование предпосылок речевого мышления. Сюда входит развитие слухового внимания к речевыми и неречевым звукам и стимулам; развитие зрительного внимания, тренировка зрительной, слуховой, тактильной памяти; активизация жестовых средств общения; обучение пониманию и выполнению речевых инструкций с наглядной опорой и без.

- Формирование активной речи и коммуникативных навыков. Что включает активизацию речевых вокализаций, обучение построению предложения - от слова-предложения до простого двусоставного предложения.

- также проводится работа по профилактике фонематических нарушений, нарушений слоговой структуры слова и звукопроизношения.

Большая роль отводится работе с родителями, воспитателями. Навык речи у ребенка формируется по подражанию, и поэтому необходимо, чтобы речь окружающих взрослых была чёткой, правильной.

Требования к речи окружающих ребенка  взрослых:                                                           

  • правильность - речь должна быть чистой, без речевых нарушений;                                                                
  • четкость - слова произносятся четко, часто с утрированной артикуляцией звуков; 
  • простота - взрослый говорит короткой простой фразой из 2-4 слов;         
  • повторяемость;
  • употребление по несколько раз одних и тех же слов, предложений;
  • богатство - взрослый использует в речи различные интонации, силу голоса, темп речи.

Эти требования относятся не только  к родителям, но к специалистам детских учреждений.                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие и обогащение словаря ребенка"

Данное пособие поможет родителям правильно организовать занятия по развитию речи в домашних условиях....

Семинар-практикум. Развитие и обогащение словаря ребенка.

Названия наглядно представленных или доступных для деятельности ребенка групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений. Постепенное овладение значением, смысловым содержанием слова. Обобщение п...

Семинар-практикум для родителей по теме: "Развитие и обогащение словаря ребенка".

Цель: Познакомить родителей с различными способами закрепления речевых навыков у детей в домашних условиях....

Тема презентации: «Развитие и обогащение словаря ребенка»

Презентация к родительскому собранию на тему:«Развитие и обогащение словаря ребенка»...

Буклет Рекомендации для развития и обогащения словаря ребенка в домашних условиях

В буклете даны рекомендации для родителей по  развитию и обогащению словаря ребенка в домашних условиях. Также дается описание игр и игровых заданий.Отмечено, что при проведении занятий с ребенок...

Конспект Мастер-класс «Дидактические игры и игровые упражнения, как средство обогащение словаря, на основе знаний и представлений из окружающей жизни ребенка»

   Дидактическая игра делает процесс обучения занимательным, интересным и разнообразным, как для детей ,так и для педагогов. Мотивирует ребенка, в самостоятельном поиске решения пробл...