«Развитие и обогащение словаря ребенка с ЗПР».
консультация по развитию речи (старшая группа)
Консультация для родителей. Дети с ЗПР имеют ограниченный словарный запас даже на бытовом уровне, они используют простые предложения, допускают ошибки в употреблении грамматических конструкций, испытывают трудности в использовании предлогов, у них недостаточно сформирована связная речь. Поэтому обогащение словаря ребенка, развитие у него грамматически правильной фразовой речи – важное направление совместной работы педагогов и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_1_rech.docx | 14.34 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ « ДС № 8 КВ» г . Пикалево
Воспитатель : Горшкова С.Г
Консультация для родителей
«Развитие и обогащение словаря ребенка с ЗПР».
Одна из основных особенностей детей с ЗПР – бедность активного и пассивного словаря. Дети имеют ограниченный словарный запас даже на бытовом уровне, они используют простые предложения, допускают ошибки в употреблении грамматических конструкций, испытывают трудности в использовании предлогов, у них недостаточно сформирована связная речь. Поэтому обогащение словаря ребенка, развитие у него грамматически правильной фразовой речи – важное направление совместной работы педагогов и родителей.
Поводом и предметом для речевого развития детей может стать любой предмет, явление природы, привычные домашние дела, поступки. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.
Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребенком.
Одностороннее общение, без диалога – малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребенок или взрослый. В первом случае не развивается активная речь, во втором – пассивная.
Итак, вы посмотрели перед собой и увидели, например, … яблоко. Считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребенка. Для начала устройте соревнование «Подбери словечко»
(Яблоко какое? – сладкое, сочное, большое, спелое, красное, тяжелое, вымытое, и т.д. Тот, кто придумал следующее слово – откусывает кусочек яблока. А пока оно еще цело, его можно срисовать и заштриховать цветным карандашом. А когда перед глазами несколько яблок, самое время их рассмотреть и сравнить между собой – игра с союзом «а» - «Сравни два яблока : первое желтое, а второе зеленое, первое сладкое, а второе с кислинкой и т.д.)
Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития детской речи. Использовать нужно любые ситуации, подходящие для речевых занятий. На прогулке вы можете прививать ребенку знания и закреплять у него речевые навыки по темам «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Город», «Транспорт», «Птицы» и другие. Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Новые, незнакомые ребенку слова следует объяснить, повторить несколько раз. Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т.д. Ребенку будут интересны игры: «О чем рассказала улица?», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «Кто позвал?» и другие. Обогатить и активизировать словарь, развить фразовую речь и навыки речевой коммуникации помогут сюжетно-ролевые игры: «Автобус», «Магазин», «Строительство» и т.д. Ваша задача помочь детям организовать такую игру, подсказать сюжет, показать игровые действия. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарем, предлагайте ребенку все новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами.
Привлекая ребенка к помощи на кухне, у Вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь по следующим темам: «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника» и др. Рассказывайте, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, черствый и т.д.). Задавайте соответствующие вопросы (Попробуй, какой получился салат?», «Что мы еще забыли положить в суп?» и др.). Обязательно называйте свои действия: нарезаю, перемешиваю, солю, обжариваю, чищу, тру, пробую и т.д., показывайте, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял за вами слова. Поручите ему посильную помощь на кухне. В деятельности речевой материал усваивается быстрее и естественнее. Если ребенок еще мал и неловок, пусть занимается рядом с вами своей игрушечной посудой и продуктами, копирует ваши слова и действия и обязательно рассказывает вам, что он делает. Поощряйте любую речевую деятельность ребенка.
Практически на любом наглядном материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как «Четвертый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Угадай, о чем я говорю», «Скажи наоборот» и т.д.
Таким образом посредством игровой деятельности обогащается словарный запас детей, развивается фразовая речь и навыки коммуникации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обогащение словаря ребенка в домашних условиях
советы родителям...
Обогащение словаря ребенка в домашних условиях
Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольно-печатные игры (лото, домино, парные картинки, кубики). Цель их— сформировать у дете...
Обогащение словаря ребенка - основа речевого развития.
Косультация....
"Развитие и обогащение словаря ребенка"
Данное пособие поможет родителям правильно организовать занятия по развитию речи в домашних условиях....
Семинар-практикум. Развитие и обогащение словаря ребенка.
Названия наглядно представленных или доступных для деятельности ребенка групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений. Постепенное овладение значением, смысловым содержанием слова. Обобщение п...
Семинар-практикум для родителей по теме: "Развитие и обогащение словаря ребенка".
Цель: Познакомить родителей с различными способами закрепления речевых навыков у детей в домашних условиях....
Тема презентации: «Развитие и обогащение словаря ребенка»
Презентация к родительскому собранию на тему:«Развитие и обогащение словаря ребенка»...