Развитие зрительного восприятия у детей с ОНР через систему игрового сенсорного обучения (СИСО).
методическая разработка по логопедии на тему

Головачева Марина Геннадьевна

 Для развития каждого вида восприятия (цвета, формы, величины) разработана система дидактических игр, которые постепенно усложняются в соответствии с этапами формирования перцептивных действий. В начале предлагаются игры с реальными предметами, затем вводятся игры с моделями предметов и завершающими, даны игры на зрительное различение или узнавание свойств предметов. Система игрового сенсорного обучения ориентирована на работу с детьми от 3 до 7 лет. Она позволит в доступной и интересной форме развивать ведущий познавательный интерес у малышей и имеет большое значение для появления фразовой и развития связной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие зрительного восприятия у детей с ОНР через  систему игрового сенсорного  обучения (СИСО)

Авторская разработка учителя-логопеда                          Головачевой Марины Геннадьевны

«… ребенок мыслит формами, красками, звуками, ощущениями».

                                                                                К.Д.Ушинский

   Для развития каждого вида восприятия (цвета, формы, величины) разработана Система Игр  Сенсорного Обучения (СИСО), которые постепенно усложняются в соответствии с этапами формирования перцептивных действий. В начале предлагаются игры с реальными предметами, при помощи которых под руководством педагога малыш начинает воспринимать свойства предметов. Затем вводятся игры с моделями предметов, где воспринимаемые свойства специально выделены для облегчения восприятия. Завершающими для каждого вида восприятия даны игры на зрительное различение или узнавание свойств предметов.

                   

Игровая система позволяет не только целенаправленно формировать  зрительное восприятие, но и определить у малышей примерный уровень его развития, обучить ребенка восприятию основных свойств предметов, сформировать представления об этих свойствах и их разновидностях, разнообразных способах их проявления и обнаружения.

Если ребенок самостоятельно выполняет игровые задания, то по характеру игры можно определить, какой уровень зрительного восприятия развит у ребенка, какие сенсорные эталоны он освоил. Если ребенок не может выполнить задания игры без помощи взрослого, то это говорит о том, что психологические структуры находятся на стадии развития. Тогда нужно вернуться к играм более раннего возраста, они обеспечат формирование необходимых механизмов восприятия для перехода к более сложным  играм.

Система Игрового Сенсорного Обучения ориентирована на работу с детьми от3 до 7 лет. Постепенно усложняя задания, соблюдая принцип «от простого – к сложному», и отражая закономерности развития зрительного восприятия,  СИСО может обеспечить преемственность приобретаемых знаний, умений и навыков в  дошкольном возрасте.

Игровая система позволяет в доступной и интересной форме развивать  познавательный интерес у малышей и имеет большое значение для развития связной, грамматически правильной речи.

Цель СИСО:

  • Развитие зрительного восприятия;
  • Формирование цветоразличения, форморазличения и глазомера;
  •  Активизация речи и актуализация словарного запаса,
  • Формирование обобщающей функции речи;
  • Развитие грамматического строя речи;
  • Развитие связной речи.

Задачи СИСО:    с помощью постепенно усложняющихся игр по цвету, форме и величине формировать и развивать зрительное восприятие детей, учить сравнивать и выделять характерные признаки предметов, развивать грамматический строй речи и связную речь.

 

                 

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие зрительного восприятия у детей с ОНР через игровую систему обучения

Представлены пособия по развитию зрительного восприятия, определены цели и задачи его развития....

Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения через совместную со взрослым и самостоятельную творческую деятельность

Представлены рекомендации по развитию творческих способностей у детей раннего возраста. В приложении даны рекомендации как развивать индивидуальность ребенка, как узнать о сколонностях (талантах) ребе...

Статья "Особенности развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения с помощью игровой системы обучения"

Окружающий человека мир – это мир предметов и явлений, поэтому целостное восприятие предметов позволяет человеку правильно ориентироваться в нем. Умение человека выделить отдельные предметы и их...

Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения

Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним человек получает не только через ощущения, но и через восприятие. И ощущения и восприятия – звенья единого процесса чувственного поз...

Консультация для воспитателей: «Развитие зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения через систему дидактических игр и упражнений» (2-й год обучения)

   Содержание коррекционной работы по развитию зрительного восприятия  2-го года обучения определяется наличием определенных трудностей, возникающих у детей с нарушен...

Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения через формирование сенсорных эталонов

В сообщении из опыты работы раскрываются приемы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения через формирование сенсорных эталонов....

Конспект коррекционного занятия по сенсорному развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения Тема: «Геометрические фигуры»

Данный конспект можно использовать для закрипления сенсорных эталонов геометрических фигур и развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве....